Просмотр содержимого документа
«Урок обобщения знаний»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Троицкая средняя общеобразовательная школа»
Ливенского района Орловской области
Учитель: Бахтина Л.Н.
2014 г.
Цели урока: закрепить и обобщить знания об особенностях самых простых трехслойных животных с двусторонней симметрией, их значением в природе, жизни человека; проверить умение выделять признаки приспособленности червей к условиям обитания; совершенствовать умения уч-ся оценивать свой труд.
Оборудование: макет дерева с листочками; контрольные листы на каждого уч-ся, буквенно-цифровая таблица.
Ход урока.
I.Организационный момент
(Уч-ся разъясняется ход урока, правила работы с контрольным листком, оценка знаний)
II.Проверка знаний.
1. Дерево понятий. (5 баллов)
(Уч-ся по очереди подходят к дереву понятий и срывают листок с понятием и дают определение. Один листок "счастливый" без понятия, сразу дает 5 баллов)
Планарии способны к исключительно сложной регенерации: когда планарии терриколе угрожает опасность, она, бывает, вдруг сама разрывает себя на куски. Перед изумленным врагом вместо живого червя замирает, округлившись, 10-12 слизистых комков. Когда опасность минует, каждый комок, регенерируя орган за органом воссоздает целого червя. Планарии могут подолгу голодать (полгода) и переваривать свое тело, известны случаи, когда шесть седьмых своего тела "съедали" планарии.
2. Тестовая проверка знаний (6 баллов)
Выпишите цифры, за которыми приведены данные
1 ряд - о планарии (1.4.7.10.11.14.15.21.23)
2 ряд - о бычьем цепне ( 5,8,11,13,17,19)
3 ряд -о дождевом черве ( 2.6. 9.11.12.16.18.21.22)
21. Дыхание осуществляется через всю поверхность тела.
22. Нервная система состоит из окологлоточного кольца и брюшной нервной цепочки.
23. Нервная система состоит из головного узла и нервных стволов с ответвлениями.
Дополнительное задание.
Отгадай слово (2 балла)
Х
2
3
4
5
6
7
8
9
2
А
С
К
И
Б
Р
Ь
Н
3
С
Ы
Б
М
Н
П
В
Ц
4
К
Б
Ъ
О
В
Ш
Т
Д
5
И
М
О
Ь
Л
Г
Е
Й
6
Б
Н
В
Л
Д
Щ
Ц
Х
7
Р
П
Ш
Г
Щ
Ж
З
Ч
8
Ъ
В
Т
Е
У
З
Ю
Ф
9
Н
Ц
Д
Й
Х
Г
Ф
Я
30
10
18
40
48
6
Л
И
Н
Е
У
С
Л И Н Е У С - самым длинным из всех червей считается представитель немертин -линеус лонгиссимус- около 30 м. При ширине всего 9 мм. Тело червя покрыто мельчайшими, находящимися в постоянном движении -волосками. Этот червь встречается у морских берегов, иногда целыми скоплениями, образуя огромные клубки.
14
10
18
20
36
14
10
30
48
6
Р
И
Н
О
Д
Р
И
Л
У
С
Р И Н О Д Р И Л У С - в Южной Америке обитает один из крупнейших дождевых червей ринодрилус. Его длина около 2 м., толщина 2.5 см, вес - около 1 кг.
24
20
30
20
6
4
32
10
8
В
О
Л
О
С
А
Т
И
К
ВОЛОСАТИК - в реках, озерах, и прудах, даже просто в ямах водится таинственное существо - волосатик. Старики говорят, что это - оживший конский волос. И будто во время купания он проникает человеку под кожу, начинает " ходить" там, причиняя нестерпимый зуд. Волосатик впрямь похож на чей-то грубый волос красно-бурого цвета, достигающий длины 20 см. при ширине 1 мм. Еще больше он похож на откушенный щипцами кусок проволоки. Он так тверд, что положи его на камень, ударь другим камешком, - ничего ему не сделается. При этом он все время то разжимается, то сжимается в какую-то хитрую путаницу - клубок. На самом деле волосатик - безобидный червь.
3. Заморочки из бочки . ( 5 баллов).
( Уч-ся по очереди берут коробочки от киндер-сюрпризов с занимательными задачами и отвечают)
1. В процессе эволюции у живых организмов во многих случаях наблюдалось усложнение строения тела, однако, у ряда паразитических червей в отличие от свободноживущих, наблюдается упрощение строения тела. Как вы думаете, почему?
2. Важным продуктом питания человека является мясо, однако, употребляют его после специальной кулинарной обработки(варят, тушат, коптят и т.д.). Почему необходима такая обработка мяса?
3. Может ли человек стать промежуточным хозяином бычьего цепня? Как вы думаете, почему?
4. Бычий цепень во взрослом состоянии живет в кишечнике человека, его личинки развиваются в теле крупного рогатого скота. Однако в кишечнике человека он не переваривается. Объясните, почему.
5. Многие паразитические черви на определенных стадиях развития попадают в кровеносное русло, однако они там не остаются. Как вы думаете, почему?
6. Иногда ребята едят щавель с сырых лугов, дикий лук или просто жуют травинки. Объясните, почему этого делать нельзя?
7. Могут ли черви-паразиты наряду с вредным, иметь и какое-нибудь полезное значение. Свой ответ поясните.
8. Дождевые черви всю жизнь проводят в норах, роя их в земле, однако летом после дождя наблюдается массовый выход дождевых червей на поверхность земли. Объясните, почему?
9. Дождевые черви ведут одиночный образ жизни в норках во влажной почве, а вот в сухой они сплетаются в общий клубок. Почему?
10. В почве экспериментального поля дождевых червей практически не было, когда же поселили их там, то урожаи ржи, картофеля резко возросли. Почему?
4. Найди ошибку (3 балла)
Летом я жила в деревне. У бабушки большой огород, поэтому мы занимались окучиванием, поливом, прополкой сорняков, выбирали из почвы дождевых червей, чтобы они не повредили корни огородных растений. После работы вогороде мы тщательно мыли руки с мылом. Ведь вместе с почвой под ногти могли попасть яйца печеночных сосальщиков, а это очень опасные паразиты человека! А однажды на бабушкину капусту напали белые планарии и стали объедать сочные листья. Мы всех червей и личинок собрали и уничтожили. Поработали летом на славу, а осенью урожай собрали небывалый!
5. Разгадай кроссворд.
К
а
п
с
у
л
а
п
о
я
с
о
к
3
п
о
л
и
х
е
т
ы
п
о
л
о
с
т
ь
ц
е
п
о
ч
к
а
о
л
и
г
о
х
е
т
ы
ц
е
п
е
н
ь
д
ы
х
а
н
и
е
1. Образование из слизи, позволяющее почвенным червям переносить неблагоприятные условия.
2. Муфта, сохраняющая яйца кольчатых червей.
3. Другое название многощетинковых червей.
4. Пространство, расположенное между стенками тела и внутренними органами животного.
5. Брюшная нервная ......
6. Другое название малощетинковых червей.
7. Вид ленточных червей, ведущих паразитический образ жизни.
8. Совокупность процессов, происходящих в живых организмах, обеспечивающих поступление и использование кислорода и удаление углекислого газа.