kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок "Клетка - кирпичик жизни"

Нажмите, чтобы узнать подробности

К 30-м годам XIX века накопилось немало информации, фактов, новых знаний о клетке, которые необходимо было систематизировать и обобщить. Природа всегда прекрасна – и в произведениях великих композиторов, художников, и в открытиях великих ученых - биологов. Не стоит на месте и наука 21 века, которая способна обобщить факты, накопившиеся за прошлые века, объяснить открытия.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок "Клетка - кирпичик жизни"»

Урок биологии в 10 классе «Клетка – кирпичик жизни».

Цель урока: закрепление, расширение знаний обучающихся о клеточной теории; поддерживание интереса к познанию живого; раскрыть практическое применение знаний о клеточной теории в настоящее время.

 

Оборудование: портреты ученых, таблицы «Строение растительной клетки», «Строение животной клетки», натюрморты голландских живописцев, микроскопы, дидактический материал, материал для моделирования клетки.

 

Ход урока.

1. Формирование новых понятий и способов действия.

Учитель. Мы узнали много нового о сложном строении клетки, об истории её открытия и создании клеточной теории. Давайте вернёмся мысленно и зрительно в те далекие времена, когда люди впервые произнесли слово «клетка».

XVII век – век открытий, противоречий и взлетов в науке, искусстве, литературе. XVII век – это времена, когда люди обращаются к природе, видя в ней истоки жизни. Природа во всем: в музыке, живописи, литературе. Вы слышите, как звучит музыка великого композитора Антонио Вивальди, который жил и творил в это время. ( Звучит запись музыки Вивальди.)

Звучат «Времена года», а это и шум весеннего ручейка, и щебет птиц в голубом небе. В этом же веке появилась целая плеяда прогрессивных естествоиспытателей, которые пытались проникнуть в самые сокровенные тайны природы. Кого вы сможете назвать? Какие открытия совершили переворот в воззрениях на строение живых существ?

 Предполагаемые ответы учащихся:

-1590год - изобретение микроскопа;

-1665 год – английский физик Роберт Гук, рассматривая под микроскопом срез пробки, обнаружил ячейки или клетки;

-1680 год – голландский исследователь природы Антонии Ван Левенгук открыл клетки животных – простейших.

Учитель XVII век – век великих открытий, чудной музыки Вивальди, которая звучит сегодня на уроке. В этом же веке было сделано одно из самых великих открытий – была открыта биологическая клетка. Много времени прошло с тех пор, отшумел XVII век, на смену пришел XVIII век, потом XIX век. Это время в науке было наполнено новыми открытиями, фактами и противоречиями. Итальянец М.Мальпиги, англичанин Н. Грю, чех Я.Э. Пуркинье, немцы М. Шлейден и Т. Шванн внесли свой вклад в изучение клетки.

К 30-м годам XIX века накопилось немало информации, фактов, новых знаний о клетке, которые необходимо было систематизировать и обобщить. Природа всегда прекрасна – и в произведениях великих композиторов, художников, и в открытиях великих ученых - биологов. Не стоит на месте и наука XIX века, которая способна обобщить факты, накопившиеся за прошлые века, объяснить открытия. Кто же сделает это? Выдающиеся цитологи XIX века – Шлейден и Шванн.

Повторить постулаты теории.

2.Применение сформированных понятий и способов действия.

Учитель.

1. Какие организмы бывают по строению?

(Одноклеточные и многоклеточные).

2. В чем выражается особенность одноклеточного организма?

(Одна клетка функционирует как целостный организм).

3. В чем выражается особенность многоклеточного организма?

(Клетки дифференцированы, но организм работает слаженно).

Учитель. На протяжении школьного курса биологии мы знакомились с разными клетками. Давайте попробуем смоделировать клетку. На доске даны контуры клетки (мембрана и цитоплазма); на столе разложены органоиды клетки, вырезанные из бумаги: создать 1 пара учащихся – бактериальная клетка;2 пара – грибная клетка;3 пара – растительная клетка; 4 пара – животная клетка. А вспомнить строение клетки нам поможет стихотворение.

Возьмем, к примеру: дом стоит из тысячи кирпичей,

И мир природы состоит из маленьких частей.

Так клетка, кажется, мала! Но в микроскоп взгляните:

Ведь это целая страна, и в той стране столицей

Является ядро. Внутри него хранятся

Запасы хромосом – дискеты с информацией.

В столице, как положено, от центра совсем рядышком,

От мира отгорожено главенствующее ядрышко.

А цитоплазма ширится огромным океаном,

Вокруг него границей – наружная мембрана.

И органы другие там трудом поглощены

Своим, согласно отраслям, на благо всей страны.

Все знают, без энергии придет всему конец.

Её даст митохондрия, работая, как ТЭЦ.

Заводов рибосомы работа нелегка –

Их вклад такой весомый при синтезе белка!

А эндоплазмы сети – то транспорт для веществ.

Пути – дороги эти основа связи есть.

Ещё есть комплекс Гольджи, покуда полный тайн.

Его ты, если хочешь, попробуй разгадай.

Ученым, чтоб решить секрет всех клеточных проблем,

Еще на много сотен лет работы хватит всем.

 

Вы, работая в группе, вспомнили и подготовили главное о строении клеток разных организмов. 1 пара – бактериальная клетка;2 пара – грибная клетка;3 пара – растительная клетка; 4 пара – животная клетка.

Сейчас представите свое выступление. В ходе представления заполняется выданная таблица «Линии сравнения»:

 

Структуры клетки

Бактериальная клетка

Грибная клетка

Растительная клетка

Животная клетка

Клеточная стенка

+ (пектин и муреин)

+ (хитин)

+ (целлюлоза)

 

Ядро

кольцевая ДНК

+

+

+

Пластиды

 

 

+

 

Рибосомы

+

+

+

+

Цитоскелет

 

+

+

+

Вакуоли

 

 

+

+

Центриоли

 

 

 

+

Мезосома

+

 

 

 

Запасной углевод

 

гликоген

крахмал

гликоген

Способ поглощения веществ клеткой

транспорт через клеточную стенку

 

фагоцитоз и пиноцитоз

фагоцитоз и пиноцитоз

 

На доске появляются модели – рисунки клеток с особенностями в строении.

Все клетки разные. Различия прозвучали. Когда мы сравниваем, то находим и черты сходства. Обобщаются черты сходства.

1. Единство структурных систем – цитоплазма и ядро.

2. Сходство процессов обмена веществ и энергии.

3. Единство принципа наследственного кода.

4. Универсальное мембранное строение.

5. Единство химического состава.

6. Сходства процесса деления клеток.

  Ну а теперь, выполняя задание, давайте посмотрим, что мы запомнили, а что вызывает трудности.

3.Практикум.

Сделайте выбор самостоятельно, какой вариант вы будете выполнять.

1 вариант.

Распределите характеристики соответственно органоидам клетки (поставьте буквы, соответствующие характеристикам органоида, напротив названия органоида).

 

Органоиды

Характеристики

  1. Плазматическая мембрана

  2. Ядро

  3. Митохондрии

  4. Пластиды

  5. Рибосомы

  6. ЭПС

  7. Клеточный центр

  8. Комплекс Гольджи

  9. Лизосомы

  10. Цитоскелет

  11. Жгутики и реснички

А) Транспорт веществ по клетке, пространственное разделение реакций в клетке

Б) Синтез белка

В) Фотосинтез

Г) Движение органоидов по клетке

Д) Хранение наследственной информации

Е) Немембранные

Ж) Синтез жиров и углеводов

З) Содержит ДНК

И) Одномембранные

К) Обеспечение клетки энергией

Л) Самопереваривание клетки и внутриклеточное пищеварение

М) Движение клетки

Н) Двухмембранные

О) Связь клетки с внешней средой

П) Управление цитоскелетом и делением ядра

Р) Есть только у растений

С) Есть только у животных

 

2 вариант.

I. Выберите правильный ответ.

1. Фотосинтез происходит:

А. в хлоропластах; Б. в вакуолях; В. в лейкопластах; Г. в цитоплазме

 

2. Образование РНК происходит:

А. в ЭПС; Б. в ядре; В. в комплексе Гольджи; Г. в цитоплазме

 

3. Ферменты, расщепляющие белки, жиры, углеводы, содержатся:

А. в рибосомах; Б. в лизосомах; В. в цитоплазме; Г. в ЭПС

 

4. Жиры и углеводы образуются:

А. в рибосомах; Б. в комплексе Гольджи; В. в вакуолях; Г. в цитоплазме

 

5. Белки, жиры и углеводы накапливаются про запас:

А. в рибосомах; Б. в комплексе Гольджи; В. в вакуолях; Г. в цитоплазме

II. Определите, правильно ли данное высказывание (да – нет).

  1. Рибосома состоит из двух субъединиц.

  2. Функция хлоропластов, хромопластов и лейкопластов – фотосинтез.

  3. Бактерии и грибы относятся к прокариотам.

  4. Молекула ДНК прокариотов имеет форму кольца.

  5. Органоиды – это непостоянные образования клетки.

  6. Клеточная стенка растений состоит из целлюлозы.

  7. У прокариотов нет оформленного ядра.

  8. Жгутики и реснички различаются по длине.

  9. Пиноцитоз – это вид эндоцитоза.

  10. Митохондрии сходны с пластидами наличием собственных рибосом.

 

4. Подведем итоги.

Учитель 1. Согласны ли вы со следующими утверждениями? Если да, то почему?

Клетка – это элементарная единица жизни. Клетка – это открытая биологическая система.

Варианты ответа обучающихся.

Клетка, по существу, представляет собой самовоспроизводящуюся химическую систему. Осуществляется обмен веществ между клеткой и окружающей средой. В каждой клетке есть цитоплазма и генетический материал в форме ДНК. ДНК регулирует жизнедеятельность клетки и воспроизводит самое себя, благодаря чему образуются новые клетки.

Учитель 2. Как развивается клеточная теория в настоящее время? Где применимы знания о клетке? Варианты ответа обучающихся

- медицина (общий анализ крови, где по количеству клеток судят о состоянии пациента, искусственное оплодотворение, пластическая хирургия, пересадка клеток красного костного мозга при онкозаболеваниях; влияние никотина, алкоголя, наркотических веществ на клетки организма, вызывая в них изменения);

- генетика (стволовые клетки, изменение формы эритроцита: при замене одной аминокислоты на другую, глутаминовая кислота заменяется на валин, функции клеток зависят от белков, входящих в состав клеток);

- размножение растений методом культуры тканей, когда не удается размножить растение вегетативным путем (чтобы можно было управлять человеку процессом размножения);

- клонирование (генная инженерия);

- искусственное оплодотворение в сельском хозяйстве и т.д.

5.Задание на дом











 Пояснительная записка

Учащиеся изучают данный материал под руководством учеников-экспертов и учителя. Экспертная группа состоит из пяти человек, каждый из которой получает опережающее задание по данной теме. Учащиеся экспертной группы помогают учащимся в изучение нового материала и оценивают работу своих одноклассников. Работа экспертов оценивается по трём направлениям: самооценка, оценка учащихся, оценка учителя.

Изучение нового материала осуществляется в парах. Каждая пара получает карточку учёта знаний, в которой указаны номера заданий. Ученик-эксперт объясняет и проверяет только своё задание. Образец карточек учёта знаний смотрите в приложении. Формы и виды заданий экспертов указаны в карточках учёта знаний. Оценка ученикам экспертам выставляется в оценочную карточку. Образец карточки смотрите в приложении.

Визитная карточка урока


Предмет: биология

Класс: 10 класс

Авторы программы: В.В. Пасечник, В.М. Пакулова, В.В. Латюшин

Учебник: «Общая биология»

Авторы учебника: А.А. Каменский, Е.А. Криксунов, В.В. Пасечник

Технология развивающего обучения

Тип урока: комбинированный

Цели урока:

Образовательная: учащиеся знакомятся с основными этапами эмбрионального развития, с особенностями каждого этапа.

Развивающая: учащиеся выявляют особенности каждого этапа т.е.:

  • выявляют особенности развития зародыша

  • выделяют основные этапы эмбриогенеза

  • определяют факторы, влияющие на развитие зародыша

  • устанавливают взаимосвязи в развитии органов

  • доказывают, что эмбриогенез - начальная стадия онтогенеза

  • формулируют выводы об особенностях эмбрионального развития.

Воспитательная:

  • учащиеся осознают, что любая половая близость может привести к зачатию, что беременность – это очень ответственный период в жизни женщины

  • понимают о последствиях совершённого аборта и осознают, что аборт – это убийство, которое совершают с разрешения самой женщины

  • делают вывод, что за будущее ребёнка должны нести ответственность мужчина и женщина

Оформление:

  • Стенд с фотографиями новорождённых и грудных детей, учащихся данного класса, совместные фотографии детей и родителей.

  • На доске записаны слова из клятвы Гиппократа:

«Я не дам просимого у меня

смертельного средства и не покажу пути

для подобного замысла; точно так же

я не вручу никакой женщине

абортивного пессария ».


Оборудование необходимое для урока: карточки учёта знаний, оценочная карточка эксперта, микроскопы, микропрепарат бластулы зародыша, телевизор, видеомагнитофон, видеокассета фильма: «Безмолвный крик», экран для проектирования, компьютер, мультимедийная приставка.


Ход урока


I. Мотивационно – ориентировочный этап:

  1. Вхождение в контакт. (слова поддержки и одобрения, настрой на активную деятельность)

  2. Создание ситуации успеха. (учитель предлагает рассмотреть фотографии на стенде , обращает внимание на счастливые лица детей и родителей и раскрывает понятие о материнском счастье. Разговор учителя с учащимися сопровождается спокойной и мелодичной музыкой)

  3. Учитель объясняет план проведения урока


Учитель: Мы продолжаем изучать тему: «Индивидуальное развитие организма». Как называется процесс индивидуального развития организма?

Ученик: Данный процесс называется онтогенезом.

Учитель: Я предлагаю вам дописать предложенную мной формулу онтогенеза.

На доске записывается начало формулы

Онтогенез =……….+………….







Ученики предлагают варианты ответов, которые записываются на доске. Учащиеся имеют информацию с уроков биологии по курсу 9-ого класса. Выбирается правильный вариант ответа. Формула с помощью мультимедийной установки проектируется на экран.

Онтогенез = эмбриональное развитие + постэмбриональное развитие.







Учитель: Сформулируйте тему сегодняшнего урока.

Ученик: Я думаю, что тему можно сформулировать следующим образом: «Особенности эмбрионального развития».

Тема проектируется на экран.

Учитель: Какую информацию вы должны получить, чтобы изучить данную тему?

Ученики называют основные задачи, которые проектируются на экран.

Задачи: 1. Узнать, что такое эмбриональное развитие?

2. Выделить основные этапы развития.

3. Установить какие изменения происходят на каждом этапе?

4. Выяснить из чего и как формируется зародыш?

5. Условия, влияющие на развитие зародыша

Учитель: Я предлагаю включить ещё несколько пунктов: (если эти задачи не будут поставлены учениками)

6. Осознавать серьёзность процесса беременности и прерывание беременности.

7. Осознать ответственность за будущего ребёнка.

II. Операционально – исполнительский этап

Учитель: Посмотрите внимательно на таблицу, которая висит на доске. Назовите основные этапы развития зародыша.

Образец таблицы смотрите в приложении.

Ученик: При изучении таблицы можно выделить следующие этапы- образование зиготы, процесс дробления с образованием бластулы, стадия нейрулы, процесс органогенеза.

Учитель: Представляю состав экспертной группы. Данные учащиеся выполняли дома предложенные мной опережающие задание. Каждый член экспертной группы получил своё задание, которое он вам предложит, объяснит и поставит оценку в карточку учёта. Вы должны с помощью учеников- экспертов изучить новый материал. В конце урока мы все вместе оценим работу экспертной группы, поставив баллы в оценочный лист, который имеется у каждого члена экспертной группы.

Ученик – эксперт 1: Мы работаем с текстом п. 36 изучаем статью «Эмбриональный период онтогенеза». В ходе изучения текста заполните таблицу, которая у вас есть в карточке учёта знаний. Предлагаю вам работать в парах.

Образец таблицы

о

Основные этапы


Особенности этапа


Схематичный рисунок





Ученики заполняют таблицу в тетради. После выполнения работы, ученик экспертной группы проектирует выполненную им таблицу на экран. Предварительно выполненная таблица проверяется учителем и оценивается. Учащиеся проверяют правильность заполнения, а эксперт контролирует и оценивает выполненное задание, проходя между рядами и выставляет оценку в карточку учёта знаний.

Ученик: Проверяем таблицу. Внимание на экран. Сравните свои данные с данными заполненной таблицы.

Учащиеся проверяют таблицы, вносят изменения.

Учащиеся проверяют таблицы, вносят изменения.

Основные этапы

Особенности каждого этапа

Схематичный рисунок

1. Образование зиготы

Образуется при слиянии сперматозоида и яйцеклетки.

2. Образование бластулы

Дробление зиготы. Деление клеток, которые не сопровождается ростом. Образуется многоклеточный шар, состоящий из 32 клеток. Внутри шара находится полость- бластоцель

3. Образование гаструлы

Деление клеток на одном из полюсов бластулы и впячивание их внутрь бластоцели-гаструляция. Образование двух зародышевых листов – эктодермы и энтодермы, а затем развитие мезодермы.

4. Стадия нейрулы

Формирование важных частей зародыша - нервной трубки и хорды. Нервная трубка развивается из эктодермы, а хорда из мезодермы.

5. Закладка и формирование органов – гистогенез

Процесс дифференцировки клеток и формирование органов.


Образец заполненной таблицы


Ученик эксперт 2: Я предлагаю вам рассмотреть готовый микропрепарат под микроскопом и определить стадию развития зародыша. Работаете с задание № 2 в карточке учёта.

Если микроскопов не хватает на каждый стол, то можно рассматривать предложенный микропрепарат по очереди. После просмотра учащиеся записывают ответ в карточке учёта, а ученик экспертной группы оценивает результаты второго задания. Можно предложить прокомментировать ответ любой паре учащихся.


Ученик: Я считаю, что под микроскопом мы рассматривали стадию бластулы, так – как она состоит из одинаковых клеток бластомеров и она в виде многоклеточного шара. Данные особенности характерны для стадии – бластулы.

Ученик-эксперт 2: Вы правильно определили данную стадию. Это действительно бластула, представляет собой многоклеточный шар, состоящий из бластомеров.

Ученик эксперт 3: Прочитайте текст учебника на стр.133. Назовите зародышевые листки и их расположение и особенности. Выполняем задание № 3 в карточке учёта.

Ответ записывается в карточку учёта. Можно предложить кому- то прокомментировать ответ. Эксперт проверяет правильность выполненного задания.


Ученик: Эктодерма – наружный зародышевый лист, энтодерма – внутренний зародышевый лист, мезодерма – средний зародышевый лист.

Ученик эксперт 3: Выполните задание. На доске записаны название органов. Вы должны напротив каждого органа записать название зародышевого листа из которого этот орган развивается.

Название органов: лёгкие, позвоночник, спинной мозг, орган зрения, яичники, кишечник, скелет.

Ученик- эксперт 3: Кто выполнит задание на доске?

Ученик выполняет предложенное задание, а остальные выполняют в карточках учёта знаний

Образец выполненного задания.

легкие – энтодерма

позвоночник – энтодерма

спинной мозг – эктодерма

орган зрения – эктодерма

яичники – мезодерма

кишечник – энтодерма

скелет – мезодерма

Ученик эксперт оценивает третье задание. Оценка выставляется в карточку учёта знаний.

Учитель: Посмотрите на изменения зародыша с помощью компьютерной графики, которую подготовили учащиеся класса. Внимательно прочитайте предложенный текст. Проследите за изменением развития зародыша, выделите основные изменения и на каком сроке беременности эти изменения происходят.

Обсуждения текста с учащимися класса


Образец текста

Развитие зародыша

Развивающийся ребенок называется зародышем примерно до 10-й недели беременности. В течение первого месяца из оплодотворенной яйцеклетки путем быстрого деления образуется группа клеток, а в последующие несколько недель из них формируется структура будущего младенца.

5-6 недельный эмбрион имеет размеры не больше рисового зернышка, но у него уже есть различимые голова и шея, зачатки мозга и сердце, которое уже бьется. К концу 8-й недели формируются внутренние органы и зачатки рук и ног. К 8-9-й неделе почти полностью сформирован кишечник и большинство внутренних органов, а к концу 9-й недели уже можно распознать мужские и женские половые признаки, появляются также нос, рот и глаза. Именно в первые недели эмбрион наиболее подвержен вредному воздействию алкоголя, никотина, лекарств и инфекций.

Через 9-10 недель зародыш обретает человеческие черты и становится полностью сформированным плодом, у которого функционируют все внутренние органы, а сердце перекачивает кровь. Теперь будущий ребенок полностью сформирован и просто растет и созревает, пока длится период беременности. Воздействие же неблагоприятных факторов может приводить к задержке роста и недоразвитию органов или нарушению расположения тканей.

Ученик эксперт 4: Давайте разбёрём новые термины и запишем их в тетрадь.

Некоторые термины учащимся известны по курсу 9-ого класса. Ученики записывают термины в карточку учёта знаний и записывают расшифровку. Ответ зачитывается учащимся любой пары. Эксперт оценивает работу и ставит оценку в карточку учёта.

Основные термины: бластомеры, бластоцель, гаструла, гистогенез, нейрула, морула.



Ученик:

бластомеры-это одинаковые мелки клетки, которые образовались во время дробления;

бластоцель-это полость внутри бластулы;

гаструла-это двухслойный зародыш, который образовался в результате впячивания;

гистогенез-это процесс формирования органов из зародышевых листов;

нейрула-это процесс формирования нервной трубки;

морула-это многоклеточная стадия бластулы.

Учитель: Происходит ли взаимовлияние частей зародыша? Ответ на этот вопрос вы найдёте в статье: «Взаимовлияние частей развивающегося зародыша» на стр. 134 и объясните, что такое эмбриональная индукция?

Ученик: Эмбриональная индукция – это влияние зародышевых частей друг на друга

Ученик эксперт 5: Назовите факторы, которые отрицательно влияют на развитие зародыша и составьте это в виде схемы, читая текст на стр. 135

Схемы выполняются учащимися в карточке учёта знаний После выполнения оцениваются экспертом. Выбирается наиболее удачная и правильная. На экран проектируется схема, созданная учеником экспертом.


Образец схемы














Читается отрывок стихотворения Али Ибн Сина «Поэма о медицине»

О детях, находящихся

ещё в утробе матери:

Как следует, о том веду я речь.

Дитя в утробе матери беречь.

Ничто зловредное его пусть не коснётся,

Пусть мать питается не как придётся,

А ест еду и влагу с пользой пьёт,

Так, чтоб нормально развивался плод.

Пускай отбросов в пище будет мало,

Чтоб кровь она при этом очищала.

Учитель: Как вы понимаете строки этого стихотворения?

Обсуждение стихотворения.

Учитель: Как называется процесс развития зародыша в матке женщины?

Ученик: Этот процесс называется беременностью.

Учитель: Вы становитесь взрослыми. И вам всем уже известно, что любая половая близость, может завершиться беременностью. Девочки, девушки, и даже взрослые женщины стоят перед выбором сохранить беременность или её прервать. Прежде чем пойти на страшный шаг убийства, а это действительно убийство, подумайте! А может это ваша последняя беременность и после сделанного аборта, вы никогда не будите иметь детей, и не познаете счастья материнства. Возможно этот ребёнок был бы вашей опорой в жизни, был бы самым умным, талантливым. Действительно, для любого нормального человека уничтожение живой жизни безнравственно, греховно. Необходимо отметить, что ответственность за аборт ложиться на двоих – мужчину и женщину. Посмотрите на экран. На экране вы видите текст дневника нерождённого ребёнка. Текст предоставлен православной церковью. Я призываю вас только к одному: задумайтесь!

Текст дневника смотреть в приложении.

Учитель: Посмотрите на свои фотографии. Какие вы счастливые, красивые и как счастливы ваши родители. А ведь вас могло и не быть. Послушайте небольшое стихотворение.


Ученик: Оставляйте потомство, люди!

Нет прекрасней его на свете!

И не бойтесь хлопот и усталости,

Жизни трудной и распалённой!

Бойтесь только холодной старости,

Одиночеством оскорблённой.

Чтобы петь, чтоб землёй гордиться,

Чтоб познать всю радость на свете,-

Очень, очень хотят родиться

Не рождённые вами дети

III. Рефлексивно – оценочный этап

Учитель: Делаем обобщение по изученному материалу. С чем мы сегодня познакомились на уроке? Выполнены задачи, которые были поставлены в начале урока?

Ученик: На сегодняшнем уроке мы познакомились с основными этапами эмбрионального развития.

Учитель: Назовите основные этапы эмбриогенеза.

Ученик: Основные этапы эмбриогенеза – это образование зиготы, бластулы, гаструлы, процесс гистогенеза.

Учитель: Ученики эксперты соберите карточки учёта знаний, проставьте итоговые оценки. Мы с вами должны оценить работу экспертов. В оценочной карте экспертов учитель, сами эксперты и вы должны поставить оценку за их работу. Итоговая оценка за работу экспертам выставляется учителем.

Подводятся итоги урока, комментируются оценки экспертами, комментируется оценка учителем за работу экспертов. Оценки выставляются в журнал.

Учитель: Дома изучаем § 36. Я приглашаю всех, посмотреть фильмы «Безмолвный крик» после окончания уроков.

СТАДИИ РАЗВИТИЯ ЗАРОДЫША
























2 клеток - бластомеров












8 клеток






16 клеток













32 клеток













Энтодерма БЛАСТУЛА В РАЗРЕЗЕ начало ОБРАЗОВАНИЯ ГАСТРУ ЛЫ






Мезодерма












ГАСТРУЛА (продольный срез)






РАННЯЯ НЕЙРУЛА (поперечный срез)






НЕЙРУЛА








Приложение 3

Карточка учёта знаний

Задание № 1. Заполнить таблицу

Основные этапы

Особенности этапа

Рисунок






Оценка:


Задание № 2. Определить стадию развития зародыша и дать пояснения. Рассматривание микропрепарата.


____________________________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________


Оценка:


Задание № 3.Указать название зародышевых листов и их особенности.

____________________________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________


Оценка:


Задание № 4.Составление схемы: «Факторы, влияющие на развитие зародыша» (отрицательные воздействие)

____________________________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________


Оценка:


Задание № 5. Выписать и объяснить основные термины.

____________________________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________

Оценка:

Итоговая оценка:


Приложение 4





Оценочная карточка эксперта



Фамилия, имя учащегося:





Самооценка:





Оценка учащихся:





Оценка учителя:





Итоговая оценка:




Приложение5

ДНЕВНИК НЕРОЖДЕННОГО РЕБЕНКА

5 октября. Сегодня началась моя жизнь, хотя мои родители об этом пока не знают. Я — девочка, у меня будут светлые волосы и голубые глаза. Все уже определено, даже то, что буду любить цветы.

19 октября. Некоторые считают, что я еще не человек. Но я настоящий человек, так же как маленькая крошка хлеба все же настоящий хлеб. Моя мама есть, и я тоже есть.

23 октября. Я уже умею открывать рот. Подумать только, через год я научусь смеяться, а потом и говорить. Я знаю, что моим первым словом будет "мама".

25 октября. Сегодня начало биться мое сердце.

2 ноября. Я каждый день понемножку расту. Мои руки и ноги начинают принимать форму.

12 ноября. У меня формируются пальчики — смешно, какие они маленькие. Я смогу гладить ими мамины волосы.

20 ноября. Только сегодня доктор сказал моей маме, что я живу здесь, под ее сердцем. Как она, наверное, счастлива!

23 ноября. Мои папа и мама, должно быть, думают, как меня назвать.

10 декабря. У меня растут волосы, они гладкие, светлые и блестящие,

13 декабря. Я уже немного вижу. Когда мама принесет меня в мир, он будет полон солнечного света и цветов.

24 декабря. Интересно, слышит ли мама тихий стук моего сердца? Оно бьется так ровно. У тебя будет здоровая маленькая дочка, мама!

28 декабря. Сегодня моя мама меня убила.

Православная Удмуртия № 8-9, 1995 г. Информ. листок М-П. центра "Жизнь" № 3

Приложение 6

Справка о результативности

учебного процесса в классах развивающего обучения.


Антонина Михайловна Лисинская находится на областном эксперименте по технологии развивающего обучения. Тема эксперимента: «Проектирование инновационной модели школы, как самообучающейся организации». По данной технологии она работает с 2004 года. Учащиеся, которых она обучает, имеют хорошие учебные результаты и являются активными участниками школьных, районных, областных конкурсов и конференций. Среди обучающихся нет неуспевающих по данному предмету.

Качество знаний по предмету: 2004-2005 учебный год – 74,2 %

2005-2006 учебный год – 74,7 %

2006-2007 учебный год – 79,2 %

Мотивационный интерес к учебному предмету достаточно высокий.

Проектные работы учащихся:

  • 2004 год. Областной конкурс проектов учебно

Приложение 1


Особенности развивающего обучения.

В термин «развивающее обучение» его создатель вкладывает три смысла:

Принципа: развивающее обучение – это такое построение обучения, при котором можно управлять темпами и содержанием психического развития школьников.

Понятия: развивающее обучение – это направление теории и практики образования, ориентирующееся на развитие физических. Познавательных и нравственных способностей учащихся путём использования их потенциальных возможностей.

Системы: развивающее обучение – это обучение, содержащие, методы и формы организации, которого прямо ориентированы на закономерности развития.

Учебная деятельность – один из видов деятельности школьников, направленный на усвоение ими теоретических знаний на основе диалогов и дискуссий и связанных с ними умений и навыков в различных сферах общественного сознания. Обучение должно создавать условия для того, чтобы каждый учащийся мог полностью раскрыть свою индивидуальность, социальные установки и направленность своей личности.

Переход от традиционного обучения к развивающему предполагает изменить качество знания, т.е. постепенной трансформации опыта эмпирического в теоретический. В развивающем обучении ученик должен сам дойти до главной сути делая всё новые и новые открытия на основе поставленных целей и задач.

В процессе становления школьника как субъекта учения выделяют три этапа.

Основная задача первого этапа развивающего обучения(1-5 классы)формирование психологических механизмов регуляции учебной деятельности.

Основной задачей второго этапа(6-9 классы)является создание условий учебной деятельности каждым учеником. Важнейшим условием для решения этой задачи является:

1. Сохранение поисковой и исследовательской деятельности.

2. Создание системы теоретических понятий, которая становится предметом учебной деятельности. Построить такую систему можно путём апробации готовых программ и разработки своих экспериментальных материалов.

Задачей третьего этапа(10 – 11 классы)является создание условий, обеспечивающих самоопределение ученика как субъекта учебной деятельности.

Одной из фундаментальных проблем педагогики и психологии является целеполагание. Постановка целей учителем ориентирована на следующие критерии:

  1. Комплексность целей, т.е. наличие трёх компонентов

    • Знания – обучающая цель

    • Способа деятельности – развивающая

    • Смысла или опыта (зачем изучать) – воспитательная.

2. Диагностичность целей, т.е. конкретность формулировок с чётко прописанным результатом.

3. Постановка цели осуществляется в такой форме, при которой ученик становится субъектом учебной деятельности.

Этапы урока в развивающем обучении

Первый этап. Мотивационно – ориентированный – вхождение в контакт, создание ситуации успеха, постановка учебной задачи.

Второй этап. Операционально–исполнительский – создание учебной ситуации, постановки учебной задачи, выявления путей достижения.

Третий этап. Рефлексивно – оценочный – ситуация оценки результатов деятельности.

На уроке не следует принуждать, ругать, наказывать за невыполнение, а так организовать деятельность учащихся, чтобы требования учителя стали внутренними побуждениями учащихся.Действие, усвоенное по принуждению. Разрушается сразу же, как только меняются условия. Действие, усвоенное по внутреннему убеждению, остаётся и при изменившихся условиях.

Приложение 2







Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Биология

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 10 класс

Скачать
Урок "Клетка - кирпичик жизни"

Автор: Малькова Любовь Николаевна

Дата: 30.01.2017

Номер свидетельства: 385436

Похожие файлы

object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(58) "Белки – биологические полимеры"
    ["seo_title"] => string(32) "bielkibiologhichieskiiepolimiery"
    ["file_id"] => string(6) "284557"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1453995848"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(108) "конспект урока биологии на тему " Покровные ткани растений""
    ["seo_title"] => string(61) "konspiekt-uroka-biologhii-na-tiemu-pokrovnyie-tkani-rastienii"
    ["file_id"] => string(6) "249716"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1446966408"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(146) "Рациональное питание, профилактика травматизма на уроках физической культуры. "
    ["seo_title"] => string(81) "ratsional-noie-pitaniie-profilaktika-travmatizma-na-urokakh-fizichieskoi-kul-tury"
    ["file_id"] => string(6) "225397"
    ["category_seo"] => string(10) "fizkultura"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1439630648"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(128) "Конспект внеклассного мероприятия «Школьный дом, который строим мы!» "
    ["seo_title"] => string(71) "konspiekt-vnieklassnogho-mieropriiatiia-shkol-nyi-dom-kotoryi-stroim-my"
    ["file_id"] => string(6) "168869"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1423311971"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(104) "конспект занятия на тему "Путешествие в страну здоровья" "
    ["seo_title"] => string(63) "konspiekt-zaniatiia-na-tiemu-putieshiestviie-v-stranu-zdorov-ia"
    ["file_id"] => string(6) "162447"
    ["category_seo"] => string(10) "fizkultura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1422359031"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства