kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока "Голосеменные растения"

Нажмите, чтобы узнать подробности

                                                            Голосеменные растения

                                                                                           
Цели урока:

Образовательная: организация деятельности учащихся по изучению сведений о  голосеменных растениях; способствовать усвоению знаний об особенностях внешнего строения и значения голосеменных, их роли в природе и жизни человека.

Развивающая    формирование умений  определять цель и планировать свою деятельность, способствовать развитию  умений работать с текстом учебника, раздаточным материалом, умений анализировать, обобщать, сравнивать, классифицировать, делать выводы.

Воспитательная  : воспитание положительной мотивации учения, умение работать индивидуально и в группе, слушать и вступать в диалог, умения провести оценку и самооценку; воспитание  бережного отношения и любви к природе.

.             

Предполагаемые результаты:

Предметные :

-умение характеризовать признаки голосеменных растений;

- умение объяснять роль голосеменных растений в жизни человека

- умение выполнять лабораторную работу

Личностные:

 - проявление эмоционально-ценностного отношения к учебной проблеме;

- проявление творческого отношения к процессу обучения.

-  воспитание у учащихся любви к природе

Метапредметные:

 Познавательные:

- умение выделять существенные признаки голосеменных растений;

- умение вести наблюдение.

Регулятивные:

- умение выполнять учебное задание в соответствии с целью;

- умение соотносить учебные действия с известными правилами;

- умение выполнять учебное действие в соответствии с планом.

Коммуникативные:

- умение формулировать высказывание;

- умение согласовывать позиции и находить общее решение;

- умение адекватно использовать речевые средства для представления результата.

Основные понятия, изучаемые на уроке: голосеменные растения, особенности строения, многообразие и распространение голосеменных растений, их роль в природе, использование человеком, охрана

 Оборудование: ПК, медиапроектор,  цифровой микроскоп,  побеги, шишки сосны, ели, лиственницы, маршрутные листы.

Формы работы: индивидуальная, фронтальная, групповая.

Методы обучения:

А) по степени взаимодействия учителя и ученика (беседа, самостоятельная работа, самоконтроль)

Б) по характеру познавательной деятельности (частично-поисковый, репродуктивный)

                                                                             Содержательная часть урока:

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Развиваемые УУД

1.Мотивация

Цель: создание  эмоционального настроя обучающихся к сотрудничеству на уроке.  

На предыдущем уроке мы с вами познакомились с  плаунами, хвощами и папоротниками думаю, сегодня для вас не составит труда  изучить растения, назовём их «знакомые-незнакомцы».  О некоторых из них написаны стихи, песни, картины. Попробуйте отгадать загадки: зимой и летом- одним цветом? Колючая, но не ёж? О каких растениях идёт речь?

Учащиеся настраиваются на работу на уроке.

Регулятивные: волевая саморегуляция на усвоение знаний.

2. Этап актуализации и фиксирования индивидуального затруднения в пробном действии.

Цель:  подготовка мышления учащихся, организация осознания ими внутренней потребности к построению учебных действий и фиксирование каждым из них индивидуального затруднения в пробном действии.

Наряду с растениями, размножавшимися спорами, в каменноугольном периоде существовали своеобразные папоротники.( рис.74 в учебнике). На их листьях встречались образования, похожие на семязачатки. Эти папоротники назвали семенными. Учёные считают,что именно от них произошли растения, которые нам предстоит изучить на уроке - современные голосеменные растения.

 Попробуйте  обсудить в паре  и назвать признаки этих растений.

 

Отвечают на вопросы

Работают в паре.

Познавательные (общеучебные) :осознанное   и   произвольное   построение речевого высказывания

Коммуникативные: учет разных мнений,

 выражение своих мыслей с достаточной пол­нотой и точностью

3. Этап выявления места и причины затруднения

Цель: организация анализа учащимися возникшей ситуации и на этой основе выявить места и причины затруднения, осознать то, в чем именно состоит недостаточность их знаний, умений или способностей.

Проанализируйте свои ответы.Какой вывод можно сделать?

Анализируют свои ответы и ответы одноклассников, выявляют причины затруднения

Логические:

Построение логической цепи рассуждений,

Коммуникативные: владение монологической и диалогической формами речи

Регулятивные: фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии

4.Этап построения проекта выхода из затруднения

Цель: постановка целей учебной деятельности и на этой основе – выбор способа и средств их реализации.

Определите  тему  урока.
Сформулируйте цель  урока и предложите способы достижения поставленной цели.

Предлагаю провести исследование по маршрутам.

Учащиеся в коммуникативной

форме обдумывают учебные действия:

  • согласовывают тему урока,
  • ставят цель,
  • выбирают способ,
  • строят план достижения цели

 Регулятивные: целеполагание

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учи­телем и сверстниками

5. Этап реализации построенного проекта

Цель: построение учащимися нового способа действий и формирование умений его применять.

.

Маршрут №1 «Признаки голосеменных растений»

1) Жизненные формы: деревья, кустарники или лианы

( интерактивный плакат)

2)Строение голосеменного растения.(электронное приложение «Дрофа»)

 Голосеменные растения  имеют стебель, корень и листья.

3)Почему растения называются голосеменными?

Какие эволюционные приобретения возникли на новой ступени развития у растений? ( видеофрагмент http://youtube.com/).

 Свое название голосеменные получили благодаря семенам, лежащими открыто, то есть голо.

Голосеменные – ветроопыляемые растения, их размножение не зависит от воды. Благодаря этому семенные растения в настоящее время являются завоевателями суши.

4)Многообразие голосеменных. Хвойные растения (слайд №4)

5) Строение хвои (демонстрация микропрепарата с использованием цифрового микроскопа).

Игольчатые или чешуйчатые листья покрыты жесткой кутикулой. Устьица погружены в ткань, что снижает испарение воды.

Физкульт.минутка«Ёлочка».(видеофрагмент  http://youtube.com/)

Маршрут №2 Лабораторная работа  на тему: «Сравнительная характеристика голосеменных растений Забайкальского края»

( см.маршрутный лист)

Маршрут №3  «Значение  и охрана голосеменных»

1)Составить кластер используя текст в учебнике на стр.124-125

Значение голосеменных

 

 

2) Предложите способы сохранения хвойных растений.

1).Самостоятельно выполняют задание №1 в машрутном листе.

2).Выполняют лабораторную работу. Знакомятся с информацией о голосеменных растениях, используя рисунки, раздаточный материал и текст учебника.

 Проводят сравнение строения шишек и хвои голосеменных.

 Отображают информацию таблице.

 Обсуждают результаты записи в группе.

Делают выводы по проделанной работе

3) Составляют кластер используя текст в учебнике на стр.124-125

4) Обсуждают и предлагают способы сохранения хвойных растений.


Познавательные логические:
 синтез как составление целого из частей;

  Познавательные общеучебные: 

применение методов информационного поиска необходимой информации.

Регулятивные: умение выполнять учебное задание в соответствии с целью,

 контроль в форме сличения способа действия и его результата.

6. Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи

Цель:  выбор  способа решения

разноуровневых заданий.

Маршрут №4.  Проверяй-ка. Выбери и выполни любое задание из трёх предложенных.

Выполняю  по выбору задание №4, проговаривают вслух.

  Познавательные общеучебные: 

применение методов информационного поиска необходимой информации.

Регулятивные: умение выполнять учебное задание в соответствии с целью,

 контроль в форме сличения способа действия и его результата.

7.Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону

Цель:  научить приемам самоконтроля

Вернёмся к началу нашего пути,  проверим и дополним  задание№1.(слайд 11).

Используя полученные знания на уроке, уч-ся  выполняют самопроверку задания №1

пошагово сравнивая с эталоном.

 

Регулятивные: выделение и осознание того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению,

контроль в форме сличения способа действия и его результата с эталоном.

8. Этап рефлексии учебной деятельности на уроке

Цель: самооценка учащимися результатов своей учебной деятельности.

Маршрут №5  Оценка.

   Считаете ли вы, что нам удалось изучить голосеменные растения? Если «да»-разместите на искусственной ёлочке фигурки красного цвета, если «нет» -фигурки синего цвета.

Оцените свою работу на уроке.

Выбирают начало фразы и формулируют ответ.

Оценивают работу на уроке в маршрутном листе.

Личностные: самооценка на основе критерия успешности ;

Коммуникативные: формулирование и аргументация своего мне­ния, учет разных мнений

9. Домашнее задание

1. Прочитать параграф 22, ответить на вопросы в конце параграфа.

2. Творческое задание. Составить терминологический диктант для опроса одноклассников.

Записывают домашнее задание

Познавательные общеучебные:выбор наиболее эффективных способов подготовки д/з.

1. А.Е. Богоявленская. Активные формы и методы обучения биологии: Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники.- М.: Просвещение: АО « Учеб. лит.», 1996.-192 с. : ил.

2.В.В.Пасечник. Биология. 65кл. Бактерии, грибы, растения: Учеб. для общеобразоват. учеб. Учреждений/В.В. Пасечник.- М.: Дрофа, 2012.-141,

3. Электронное приложение  к учебнику   на www.drofa. ru

4.www.bio.nature.ru

5. www.edios.ru

                                         

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока "Голосеменные растения"»

Урок биологии в 5 классе ( УМК Пасечник В.В.)

Голосеменные растения

учитель биологии Нуриева Е. В СОШ №41г. Борзя



Цели урока:

Образовательная: организация деятельности учащихся по изучению сведений о голосеменных растениях; способствовать усвоению знаний об особенностях внешнего строения и значения голосеменных, их роли в природе и жизни человека.

Развивающая формирование умений определять цель и планировать свою деятельность , способствовать развитию умений работать с текстом учебника, раздаточным материалом, умений анализировать, обобщать, сравнивать, классифицировать, делать выводы.


Воспитательная : воспитание положительной мотивации учения, умение работать индивидуально и в группе , слушать и вступать в диалог, умения провести оценку и самооценку; воспитание бережного отношения и любви к природе.

.

Предполагаемые результаты:

Предметные :

-умение характеризовать признаки голосеменных растений;

- умение объяснять роль голосеменных растений в жизни человека

- умение выполнять лабораторную работу

Личностные:

- проявление эмоционально-ценностного отношения к учебной проблеме;

- проявление творческого отношения к процессу обучения.

- воспитание у учащихся любви к природе

Метапредметные:

Познавательные:

- умение выделять существенные признаки голосеменных растений;

- умение вести наблюдение.

Регулятивные:

- умение выполнять учебное задание в соответствии с целью;

- умение соотносить учебные действия с известными правилами;

- умение выполнять учебное действие в соответствии с планом.

Коммуникативные:

- умение формулировать высказывание;

- умение согласовывать позиции и находить общее решение;

- умение адекватно использовать речевые средства для представления результата.


Основные понятия, изучаемые на уроке: голосеменные растения, особенности строения, многообразие и распространение голосеменных растений, их роль в природе, использование человеком, охрана

Оборудование: ПК, медиапроектор, цифровой микроскоп, побеги, шишки сосны, ели, лиственницы, маршрутные листы.

Формы работы: индивидуальная, фронтальная, групповая.

Методы обучения:

А) по степени взаимодействия учителя и ученика (беседа, самостоятельная работа, самоконтроль)

Б) по характеру познавательной деятельности (частично-поисковый, репродуктивный)




Содержательная часть урока:


Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Развиваемые УУД

1.Мотивация

Цель: создание эмоционального настроя обучающихся к сотрудничеству на уроке.

На предыдущем уроке мы с вами познакомились с плаунами, хвощами и папоротниками думаю, сегодня для вас не составит труда изучить растения, назовём их «знакомые-незнакомцы». О некоторых из них написаны стихи, песни, картины. Попробуйте отгадать загадки: зимой и летом- одним цветом? Колючая , но не ёж? О каких растениях идёт речь?


Учащиеся настраиваются на работу на уроке.

Регулятивные: волевая саморегуляция на усвоение знаний.


2. Этап актуализации и фиксирования индивидуального затруднения в пробном действии.


Цель: подготовка мышления учащихся, организация осознания ими внутренней потребности к построению учебных действий и фиксирование каждым из них индивидуального затруднения в пробном действии.

Наряду с растениями, размножавшимися спорами, в каменноугольном периоде существовали своеобразные папоротники.( рис.74 в учебнике). На их листьях встречались образования, похожие на семязачатки. Эти папоротники назвали семенными. Учёные считают,что именно от них произошли растения, которые нам предстоит изучить на уроке - современные голосеменные растения.

Попробуйте обсудить в паре и назвать признаки этих растений.



Отвечают на вопросы

Работают в паре.


Познавательные (общеучебные) :осознанное и произвольное построение речевого высказывания

Коммуникативные: учет разных мнений,

выражение своих мыслей с достаточной пол­нотой и точностью

3. Этап выявления места и причины затруднения

Цель: организация анализа учащимися возникшей ситуации и на этой основе выявить места и причины затруднения, осознать то, в чем именно состоит недостаточность их знаний, умений или способностей.


Проанализируйте свои ответы .Какой вывод можно сделать?

Анализируют свои ответы и ответы одноклассников, выявляют причины затруднения

Логические:

Построение логической цепи рассуждений,

Коммуникативные: владение монологической и диалогической формами речи

Регулятивные: фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии

4.Этап построения проекта выхода из затруднения


Цель: постановка целей учебной деятельности и на этой основе – выбор способа и средств их реализации.


Определите тему урока.
Сформулируйте цель урока и предложите способы достижения поставленной цели.

Предлагаю провести исследование по маршрутам.

Учащиеся в коммуникативной

форме обдумывают учебные действия:

  • согласовывают тему урока,

  • ставят цель,

  • выбирают способ,

  • строят план достижения цели


Регулятивные: целеполагание

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учи­телем и сверстниками


5. Этап реализации построенного проекта


Цель: построение учащимися нового способа действий и формирование умений его применять .

.

Маршрут №1 «Признаки голосеменных растений»

1) Жизненные формы: деревья, кустарники или лианы

( интерактивный плакат)

2)Строение голосеменного растения.(электронное приложение «Дрофа»)

Голосеменные растения имеют стебель, корень и листья.

3)Почему растения называются голосеменными?

Какие эволюционные приобретения возникли на новой ступени развития у растений? ( видеофрагмент http://youtube.com/).

Свое название голосеменные получили благодаря семенам, лежащими открыто, то есть голо.

Голосеменные – ветроопыляемые растения, их размножение не зависит от воды. Благодаря этому семенные растения в настоящее время являются завоевателями суши.

4)Многообразие голосеменных. Хвойные растения (слайд №4)

5) Строение хвои (демонстрация микропрепарата с использованием цифрового микроскопа).

Игольчатые или чешуйчатые листья покрыты жесткой кутикулой. Устьица погружены в ткань, что снижает испарение воды .


Физкульт.минутка«Ёлочка».(видеофрагмент http://youtube.com/)


Маршрут №2 Лабораторная работа на тему: «Сравнительная характеристика голосеменных растений Забайкальского края»


( см.маршрутный лист)


Маршрут №3 «Значение и охрана голосеменных»

1)Составить кластер используя текст в учебнике на стр.124-125


Значение голосеменных







2) Предложите способы сохранения хвойных растений.


1).Самостоятельно выполняют задание №1 в машрутном листе.


















2).Выполняют лабораторную работу. Знакомятся с информацией о голосеменных растениях, используя рисунки, раздаточный материал и текст учебника.

Проводят сравнение строения шишек и хвои голосеменных.

Отображают информацию таблице.

Обсуждают результаты записи в группе.

Делают выводы по проделанной работе






3) Составляют кластер используя текст в учебнике на стр.124-125








4) Обсуждают и предлагают способы сохранения хвойных растений.




Познавательные логические:
синтез как составление целого из частей;

       

  Познавательные общеучебные: 

применение методов информационного поиска необходимой информации .

Регулятивные: умение выполнять учебное задание в соответствии с целью ,

контроль в форме сличения способа действия и его результата.


6. Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи


Цель: выбор способа решения

разноуровневых заданий .


Маршрут №4. Проверяй-ка. Выбери и выполни любое задание из трёх предложенных.



Выполняю по выбору задание №4, проговаривают вслух.

Познавательные общеучебные: 

применение методов информационного поиска необходимой информации .

Регулятивные: умение выполнять учебное задание в соответствии с целью ,

контроль в форме сличения способа действия и его результата.


7.Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону

Цель: научить приемам самоконтроля


Вернёмся к началу нашего пути, проверим и дополним задание№1.(слайд 11).


Используя полученные знания на уроке, уч-ся выполняют самопроверку задания №1

пошагово сравнивая с эталоном.


Регулятивные: выделение и осознание того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению ,

контроль в форме сличения способа действия и его результата с эталоном.

8. Этап рефлексии учебной деятельности на уроке


Цель: самооценка учащимися результатов своей учебной деятельности.

Маршрут №5 Оценка.

Считаете ли вы , что нам удалось изучить голосеменные растения? Если «да»-разместите на искусственной ёлочке фигурки красного цвета, если «нет» -фигурки синего цвета.

Оцените свою работу на уроке.



Выбирают начало фразы и формулируют ответ.


Оценивают работу на уроке в маршрутном листе.


Личностные: самооценка на основе критерия успешности ;

Коммуникативные: формулирование и аргументация своего мне­ния, учет разных мнений




9. Домашнее задание

1. Прочитать параграф 22, ответить на вопросы в конце параграфа.

2. Творческое задание. Составить терминологический диктант для опроса одноклассников.


Записывают домашнее задание

Познавательные общеучебные:выбор наиболее эффективных способов подготовки д/з.


1. А.Е. Богоявленская. Активные формы и методы обучения биологии: Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники.- М.: Просвещение: АО « Учеб. лит.» , 1996.-192 с. : ил.

2.В.В.Пасечник . Биология. 65кл. Бактерии, грибы, растения: Учеб. для общеобразоват. учеб. Учреждений/В.В. Пасечник.- М.: Дрофа, 2012.-141,

3. Электронное приложение к учебнику на www.drofa. ru

4.www.bio.nature.ru

5. www.edios.ru

Маршрутный лист_______________________________ (Ф.И.)


Исследование на тему « Голосеменные растения»


Маршрут №1. Признаки растений отдела голосеменные.

Просмотрев видеофрагмент и пользуясь текстом учебника (параграф 22 стр. 119-120), запиши основные признаки голосеменных растений.


1.Жизненные формы: деревья, ……………………………………………………………….

………………………………………………………………………………………………….


2. Голосеменные имеют: корень, ………, ………….. .


3. Своё название голосеменные получили потому, что…………………………………….

…………………………………………………………………………………………………..

4.К хвойным относятся…………………………………………………………………………

……………………………………………………………………………………………………

5.Листья у большинства хвойных узкие, игольчатые - так называемая ……………………. .


Маршрут №2

Лабораторная работа на тему: «Сравнительная характеристика голосеменных растений Забайкальского края»


Ход работы

1. Пользуясь текстом учебника (стр.120-124) и раздаточным материалом, заполните таблицу .

2. Запишите вывод по работе.


Название растения _______________________________________________________


Отношение к свету

Почва

Типы и цвет шишек

Срок жизни хвоинок

Высота дерева













Вывод:


Маршрут №3 Значение голосеменных

Составь кластер по тексту учебника стр.124-125.




гоолосе







Маршрут №4 Проверяй-ка. Выбери и выполни любое задание из трёх предложенных.


1 Составить синквейн по теме урока


  1. Существительное________________________________________________________

  2. Два прилагательных______________________________________________________

  3. Три глагола_____________________________________________________________

  4. Предложение___________________________________________________________________________________________________________________________________


2. Выбрать верные утверждения, отметив их знаком +


-Голосеменные растения имеют стебель, корень, лист.

-Голосеменные - древняя группа низших растений.

-Листья у большинства хвойных - узкие, игольчатые.

-Хвойные растения не распространены на территории нашей страны.

-Сосна - тенелюбива.

-Лиственница – холодостойкая порода.


3.  Установите соответствие между признаком растений и его принадлежностью к отделу.

              ПРИЗНАК РАСТЕНИЙ                                                                 ОТДЕЛ

1)  не выносят засушливых условий                                                  А)  Папоротниковидные

2)  представлены только деревьями и кустарниками                       Б)  Голосеменные

3)  имеют семязачаток

4)  размножаются спорами

5)  для полового размножения необходима вода

1

2

3

4

5







Маршрут №5 Оценка. Оцени свою работу на уроке в баллах.


  1. Признаки голосеменных

  1. Голосеменные Забайкалья

  1. Значение голосеменных

  1. Проверяй-ка






  1. 1 балл – задания маршрута №1 выполнены полностью.

  2. 1 балл – задания маршрута №2 выполнены, сформулирован и записан вывод.

  3. 1 балл - заполнен кластер

  4. 1 балл – выполнено одно задание на маршруте №4

2 балла - выполнены два и более заданий.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Биология

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Конспект урока "Голосеменные растения"

Автор: Нуриева Елена Владимировна

Дата: 31.01.2016

Номер свидетельства: 285654

Похожие файлы

object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(83) "Конспект урока на тему голосеменные растения"
    ["seo_title"] => string(47) "konspiekturokanatiemugholosiemiennyierastieniia"
    ["file_id"] => string(6) "287617"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1454509518"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(112) "конспект урока по природоведению Многообразие голосеменных "
    ["seo_title"] => string(68) "konspiekt-uroka-po-prirodoviedieniiu-mnoghoobraziie-gholosiemiennykh"
    ["file_id"] => string(6) "178810"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1424882279"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(72) "Конспект урока биологии "Голосеменные" "
    ["seo_title"] => string(41) "konspiekt-uroka-biologhii-golosiemiennyie"
    ["file_id"] => string(6) "183027"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1425687823"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(88) "Конспект урока  с презентацией "Голосеменные"5кл"
    ["seo_title"] => string(49) "konspiekturokaspriezientatsiieigolosiemiennyie5kl"
    ["file_id"] => string(6) "263411"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1449518096"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(92) "Голосеменные растения конспект урока по биологии "
    ["seo_title"] => string(55) "golosiemiennyie-rastieniia-konspiekt-uroka-po-biologhii"
    ["file_id"] => string(6) "187757"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1426578365"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства