Образовательная: организация деятельности учащихся по изучению сведений о голосеменных растениях; способствовать усвоению знаний об особенностях внешнего строения и значения голосеменных, их роли в природе и жизни человека.
Развивающая формирование умений определять цель и планировать свою деятельность, способствовать развитию умений работать с текстом учебника, раздаточным материалом, умений анализировать, обобщать, сравнивать, классифицировать, делать выводы.
Воспитательная : воспитание положительной мотивации учения, умение работать индивидуально и в группе, слушать и вступать в диалог, умения провести оценку и самооценку; воспитание бережного отношения и любви к природе.
- умение выполнять учебное задание в соответствии с целью;
- умение соотносить учебные действия с известными правилами;
- умение выполнять учебное действие в соответствии с планом.
Коммуникативные:
- умение формулировать высказывание;
- умение согласовывать позиции и находить общее решение;
- умение адекватно использовать речевые средства для представления результата.
Основные понятия, изучаемые на уроке: голосеменные растения, особенности строения, многообразие и распространение голосеменных растений, их роль в природе, использование человеком, охрана
Формы работы: индивидуальная, фронтальная, групповая.
Методы обучения:
А) по степени взаимодействия учителя и ученика (беседа, самостоятельная работа, самоконтроль)
Б) по характеру познавательной деятельности (частично-поисковый, репродуктивный)
Содержательная часть урока:
Этапы урока
Деятельность учителя
Деятельность ученика
Развиваемые УУД
1.Мотивация
Цель: создание эмоционального настроя обучающихся к сотрудничеству на уроке.
На предыдущем уроке мы с вами познакомились с плаунами, хвощами и папоротниками думаю, сегодня для вас не составит труда изучить растения, назовём их «знакомые-незнакомцы». О некоторых из них написаны стихи, песни, картины. Попробуйте отгадать загадки: зимой и летом- одним цветом? Колючая, но не ёж? О каких растениях идёт речь?
Учащиеся настраиваются на работу на уроке.
Регулятивные: волевая саморегуляция на усвоение знаний.
2. Этап актуализации и фиксирования индивидуального затруднения в пробном действии.
Цель: подготовка мышления учащихся, организация осознания ими внутренней потребности к построению учебных действий и фиксирование каждым из них индивидуального затруднения в пробном действии.
Наряду с растениями, размножавшимися спорами, в каменноугольном периоде существовали своеобразные папоротники.( рис.74 в учебнике). На их листьях встречались образования, похожие на семязачатки. Эти папоротники назвали семенными. Учёные считают,что именно от них произошли растения, которые нам предстоит изучить на уроке - современные голосеменные растения.
Попробуйте обсудить в паре и назвать признаки этих растений.
Отвечают на вопросы
Работают в паре.
Познавательные (общеучебные) :осознанное и произвольное построение речевого высказывания
Коммуникативные: учет разных мнений,
выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью
3. Этап выявления места и причины затруднения
Цель: организация анализа учащимися возникшей ситуации и на этой основе выявить места и причины затруднения, осознать то, в чем именно состоит недостаточность их знаний, умений или способностей.
Проанализируйте свои ответы.Какой вывод можно сделать?
Анализируют свои ответы и ответы одноклассников, выявляют причины затруднения
Логические:
Построение логической цепи рассуждений,
Коммуникативные: владение монологической и диалогической формами речи
Регулятивные: фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии
4.Этап построения проекта выхода из затруднения
Цель: постановка целей учебной деятельности и на этой основе – выбор способа и средств их реализации.
Определите тему урока.
Сформулируйте цель урока и предложите способы достижения поставленной цели.
Предлагаю провести исследование по маршрутам.
Учащиеся в коммуникативной
форме обдумывают учебные действия:
согласовывают тему урока,
ставят цель,
выбирают способ,
строят план достижения цели
Регулятивные: целеполагание
Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками
5. Этап реализации построенного проекта
Цель: построение учащимися нового способа действий и формирование умений его применять.
Голосеменные растения имеют стебель, корень и листья.
3)Почему растения называются голосеменными?
Какие эволюционные приобретения возникли на новой ступени развития у растений? ( видеофрагментhttp://youtube.com/).
Свое название голосеменные получили благодаря семенам, лежащими открыто, то есть голо.
Голосеменные – ветроопыляемые растения, их размножение не зависит от воды. Благодаря этому семенные растения в настоящее время являются завоевателями суши.
4)Многообразие голосеменных. Хвойные растения (слайд №4)
5) Строение хвои (демонстрация микропрепарата с использованием цифрового микроскопа).
Игольчатые или чешуйчатые листья покрыты жесткой кутикулой. Устьица погружены в ткань, что снижает испарение воды.
Маршрут №2 Лабораторная работа на тему: «Сравнительная характеристика голосеменных растений Забайкальского края»
( см.маршрутный лист)
Маршрут №3 «Значение и охрана голосеменных»
1)Составить кластер используя текст в учебнике на стр.124-125
Значение голосеменных
2) Предложите способы сохранения хвойных растений.
1).Самостоятельно выполняют задание №1 в машрутном листе.
2).Выполняют лабораторную работу. Знакомятся с информацией о голосеменных растениях, используя рисунки, раздаточный материал и текст учебника.
Проводят сравнение строения шишек и хвои голосеменных.
Отображают информацию таблице.
Обсуждают результаты записи в группе.
Делают выводы по проделанной работе
3) Составляют кластер используя текст в учебнике на стр.124-125
4) Обсуждают и предлагают способы сохранения хвойных растений.
Познавательные логические:
синтез как составление целого из частей;
Познавательные общеучебные:
применение методов информационного поиска необходимой информации.
Регулятивные: умение выполнять учебное задание в соответствии с целью,
контроль в форме сличения способа действия и его результата.
6. Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи
Цель: выбор способа решения
разноуровневых заданий.
Маршрут №4. Проверяй-ка. Выбери и выполни любое задание из трёх предложенных.
Выполняю по выбору задание №4, проговаривают вслух.
Познавательные общеучебные:
применение методов информационного поиска необходимой информации.
Регулятивные: умение выполнять учебное задание в соответствии с целью,
контроль в форме сличения способа действия и его результата.
7.Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону
Цель: научить приемам самоконтроля
Вернёмся к началу нашего пути, проверим и дополним задание№1.(слайд 11).
Используя полученные знания на уроке, уч-ся выполняют самопроверку задания №1
пошагово сравнивая с эталоном.
Регулятивные: выделение и осознание того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению,
контроль в форме сличения способа действия и его результата с эталоном.
8. Этап рефлексии учебной деятельности на уроке
Цель: самооценка учащимися результатов своей учебной деятельности.
Маршрут №5 Оценка.
Считаете ли вы, что нам удалось изучить голосеменные растения? Если «да»-разместите на искусственной ёлочке фигурки красного цвета, если «нет» -фигурки синего цвета.
Оцените свою работу на уроке.
Выбирают начало фразы и формулируют ответ.
Оценивают работу на уроке в маршрутном листе.
Личностные: самооценка на основе критерия успешности ;
Коммуникативные: формулирование и аргументация своего мнения, учет разных мнений
9. Домашнее задание
1. Прочитать параграф 22, ответить на вопросы в конце параграфа.
2. Творческое задание. Составить терминологический диктант для опроса одноклассников.
Записывают домашнее задание
Познавательные общеучебные:выбор наиболее эффективных способов подготовки д/з.
1. А.Е. Богоявленская. Активные формы и методы обучения биологии: Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники.- М.: Просвещение: АО « Учеб. лит.», 1996.-192 с. : ил.
2.В.В.Пасечник. Биология. 65кл. Бактерии, грибы, растения: Учеб. для общеобразоват. учеб. Учреждений/В.В. Пасечник.- М.: Дрофа, 2012.-141,
3. Электронное приложение к учебнику на www.drofa. ru
4.www.bio.nature.ru
5. www.edios.ru
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Конспект урока "Голосеменные растения"»
Урок биологии в 5 классе ( УМК Пасечник В.В.)
Голосеменные растения
учитель биологии Нуриева Е. В СОШ №41г. Борзя
Цели урока:
Образовательная: организация деятельности учащихся по изучению сведений о голосеменных растениях; способствовать усвоению знаний об особенностях внешнего строения и значения голосеменных, их роли в природе и жизни человека.
Развивающая формирование умений определять цель и планировать свою деятельность , способствовать развитию умений работать с текстом учебника, раздаточным материалом, умений анализировать, обобщать, сравнивать, классифицировать, делать выводы.
Воспитательная : воспитание положительной мотивации учения, умение работать индивидуально и в группе , слушать и вступать в диалог, умения провести оценку и самооценку; воспитание бережного отношения и любви к природе.
- умение выполнять учебное задание в соответствии с целью;
- умение соотносить учебные действия с известными правилами;
- умение выполнять учебное действие в соответствии с планом.
Коммуникативные:
- умение формулировать высказывание;
- умение согласовывать позиции и находить общее решение;
- умение адекватно использовать речевые средства для представления результата.
Основные понятия, изучаемые на уроке: голосеменные растения, особенности строения, многообразие и распространение голосеменных растений, их роль в природе, использование человеком, охрана
Формы работы:индивидуальная,фронтальная, групповая.
Методы обучения:
А) по степени взаимодействия учителя и ученика (беседа, самостоятельная работа, самоконтроль)
Б) по характеру познавательной деятельности (частично-поисковый, репродуктивный)
Содержательная часть урока:
Этапы урока
Деятельность учителя
Деятельность ученика
Развиваемые УУД
1.Мотивация
Цель:создание эмоционального настроя обучающихся к сотрудничеству на уроке.
На предыдущем уроке мы с вами познакомились с плаунами, хвощами и папоротниками думаю, сегодня для вас не составит труда изучить растения, назовём их «знакомые-незнакомцы». О некоторых из них написаны стихи, песни, картины. Попробуйте отгадать загадки: зимой и летом- одним цветом? Колючая , но не ёж? О каких растениях идёт речь?
Учащиеся настраиваются на работу на уроке.
Регулятивные: волевая саморегуляция на усвоение знаний.
2. Этап актуализации и фиксирования индивидуального затруднения в пробном действии.
Цель:подготовка мышления учащихся, организация осознания ими внутренней потребности к построению учебных действий и фиксирование каждым из них индивидуального затруднения в пробном действии.
Наряду с растениями, размножавшимися спорами, в каменноугольном периоде существовали своеобразные папоротники.( рис.74 в учебнике). На их листьях встречались образования, похожие на семязачатки. Эти папоротники назвали семенными. Учёные считают,что именно от них произошли растения, которые нам предстоит изучить на уроке - современные голосеменные растения.
Попробуйте обсудить в паре и назвать признаки этих растений.
Отвечают на вопросы
Работают в паре.
Познавательные (общеучебные) :осознанное и произвольное построение речевого высказывания
Коммуникативные: учет разных мнений,
выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью
3. Этап выявления места и причины затруднения
Цель: организация анализа учащимися возникшей ситуации и на этой основе выявить места и причины затруднения, осознать то, в чем именно состоит недостаточность их знаний, умений или способностей.
Проанализируйте свои ответы .Какой вывод можно сделать?
Анализируют свои ответы и ответы одноклассников, выявляют причины затруднения
Логические:
Построение логической цепи рассуждений,
Коммуникативные: владение монологической и диалогической формами речи
Регулятивные: фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии
4.Этап построения проекта выхода из затруднения
Цель:постановка целей учебной деятельности и на этой основе – выбор способа и средств их реализации.
Определите тему урока. Сформулируйте цель урока и предложите способы достижения поставленной цели.
Предлагаю провести исследование по маршрутам.
Учащиеся в коммуникативной
форме обдумывают учебные действия:
согласовывают тему урока,
ставят цель,
выбирают способ,
строят план достижения цели
Регулятивные: целеполагание
Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками
5. Этап реализации построенного проекта
Цель: построение учащимися нового способа действий и формирование умений его применять .
Голосеменные растения имеют стебель, корень и листья.
3)Почему растения называются голосеменными?
Какие эволюционные приобретения возникли на новой ступени развития у растений? ( видеофрагментhttp://youtube.com/).
Свое название голосеменные получили благодаря семенам, лежащими открыто, то есть голо.
Голосеменные – ветроопыляемые растения, их размножение не зависит от воды. Благодаря этому семенные растения в настоящее время являются завоевателями суши.
Маршрут №2 Лабораторная работа на тему: «Сравнительная характеристика голосеменных растений Забайкальского края»
( см.маршрутный лист)
Маршрут №3 «Значение и охрана голосеменных»
1)Составить кластер используя текст в учебнике на стр.124-125
Значение голосеменных
2) Предложите способы сохранения хвойных растений.
1).Самостоятельно выполняют задание №1 в машрутном листе.
2).Выполняют лабораторную работу. Знакомятся с информацией о голосеменных растениях, используя рисунки, раздаточный материал и текст учебника.
Проводят сравнение строения шишек и хвои голосеменных.
Отображают информацию таблице.
Обсуждают результаты записи в группе.
Делают выводы по проделанной работе
3) Составляют кластер используя текст в учебнике на стр.124-125
4) Обсуждают и предлагают способы сохранения хвойных растений.
Познавательные логические: синтез как составление целого из частей;
Познавательные общеучебные:
применение методов информационного поиска необходимой информации .
Регулятивные: умение выполнять учебное задание в соответствии с целью ,
контроль в форме сличения способа действия и его результата.
6. Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи
Цель: выбор способа решения
разноуровневых заданий .
Маршрут №4. Проверяй-ка. Выбери и выполни любое задание из трёх предложенных.
Выполняю по выбору задание №4, проговаривают вслух.
Познавательные общеучебные:
применение методов информационного поиска необходимой информации .
Регулятивные: умение выполнять учебное задание в соответствии с целью ,
контроль в форме сличения способа действия и его результата.
7.Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону
Цель: научить приемам самоконтроля
Вернёмся к началу нашего пути, проверим и дополним задание№1.(слайд 11).
Используя полученные знания на уроке, уч-ся выполняют самопроверку задания №1
пошагово сравнивая с эталоном.
Регулятивные: выделение и осознание того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению ,
контроль в форме сличения способа действия и его результата с эталоном.
8. Этап рефлексии учебной деятельности на уроке
Цель: самооценка учащимися результатов своей учебной деятельности.
Маршрут №5 Оценка.
Считаете ли вы , что нам удалось изучить голосеменные растения? Если «да»-разместите на искусственной ёлочке фигурки красного цвета, если «нет» -фигурки синего цвета.
Оцените свою работу на уроке.
Выбирают начало фразы и формулируют ответ.
Оценивают работу на уроке в маршрутном листе.
Личностные: самооценка на основе критерия успешности ;
Коммуникативные: формулирование и аргументация своего мнения, учет разных мнений
9. Домашнее задание
1. Прочитать параграф 22, ответить на вопросы в конце параграфа.
2. Творческое задание. Составить терминологический диктант для опроса одноклассников.
Записывают домашнее задание
Познавательные общеучебные:выбор наиболее эффективных способов подготовки д/з.
1. А.Е. Богоявленская. Активные формы и методы обучения биологии: Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники.- М.: Просвещение: АО « Учеб. лит.» , 1996.-192 с. : ил.
2.В.В.Пасечник . Биология. 65кл. Бактерии, грибы, растения: Учеб. для общеобразоват. учеб. Учреждений/В.В. Пасечник.- М.: Дрофа, 2012.-141,
3. Электронное приложение к учебнику на www.drofa. ru