1.Актуализация знаний. Определение потребностей и мотивов | Ребята, мы продолжаем изучать главу 4 нашего учебника «Царство растений». 1.С какими отделами растений вы познакомились? 2. Какие из этих растений относят к низшим растениям, чем они отличаются от высших? 3. Давайте повторим тему «Папоротникообразные» Карточка 1. Почему плауны, хвощи и папоротники отнесены к высшим споровым растениям? Где они растут? Опишите их строение? Карточка 2. Какие растения – папоротники или мхи - имеют более сложное строение. Докажите это. Назовите значение плаунов, хвощей, папоротников. 4.Что общего у всех этих растений в процессе размножения? 5.Что такое спора? 6. В разделе «Знаете ли вы, что…» говорится о своеобразных, необычных папоротниках. Как называют эти папоротники и почему? 7.Ребята, считается, что эти папоротники дали начало новым растениям, которые стали размножатся семенами. Они занимают обширные пространства нашей Сибири. Кто знает, как называются сибирские леса? А какие деревья произрастают в тайге? Леса из лиственницы - светлохвойная тайга - занимают более 40% лесной территории России. Лиственница считается национальным деревом России А у нас в селе эти растения растут? Что отличает эти растения от других, в чем их особенность? Какое общее название дают этим деревьям? | Ответы учащихся: 1.Водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники. 2.Водоросли, не имеют корней, стеблей и листьев 3.Работа некоторых учеников по карточкам (результат выводится на доску с помощью документ – камеры и обсуждается классом). Остальные устно отвечают на вопросы стр. 117 учебника. 4. Необходимость воды, размножение при помощи спор. 5. Клетка, не имеет запаса питательных веществ. 6. Семенные папоротники. Спора имеет небольшой запас питательных веществ 7.Тайга Лиственницы, сосны,ели… Школьный парк, около домов, вдоль дороги. | Познавательные УУД: выделение и осознание того, что уже пройдено, выделение общих признаков, классификация. Познавательные УУД: умение использовать речевые средства для выражения своих чувств, мыслей, владение речью. Коммуникативные УУД: сотрудничество в парах, взаимно контролировать действия друг друга, уметь договариваться находить общее решение. |
2.Принятие учебных целей и условий их достижения | 1. Сформулируйте тему и цели сегодняшнего урока. .Ребята, но у этих растений есть еще и другое более точное название. Откройте учебник на стр. 119 и прочитайте название параграфа. Найдите в тексте объяснение этому названию Должны ли мы изменить тему урока? Почему? (Слайд , тема и цели открываются по щелчку после ответа учащихся)
2. Возникновение семенного размножения — важный этап в историческом развитии (эволюции) растений. Отличия семени от споры. Первоначальные сведения о преимуществах семенного размножения перед споровым. Рассказ учителя о первых семенных растениях — голосеменных. Голосеменные произошли от древнейших папоротников. На планете существовала ныне вымершая группа семенных папоротников. Они были похожи на настоящие папоротники, но размножались с помощью семян. Остатки семенных папоротников находят в отложениях каменного угля Евразии и северной Америки. Голосеменными называют растения, которые образуют семена, но не формируют цветков и плодов. Семена лежат открыто и лишь иногда покрыты чешуями. Появление семени – важный этап в эволюции растений. Запас питательных веществ обеспечивает жизнь зародыша, когда он наиболее уязвим – в начальный период его развития. Прочные семенные покровы защищают зародыш от неблагоприятных факторов среды. (Демонстрация ролика «Шишки») Эти эволюционные приобретения и независимость оплодотворения от наличия воды послужили причиной широкого распространения голосеменных на суше. (Демонстрация ролика «Горные сосны приспособление к холоду») Беседа о роли спор и семян в жизни растений, о преимуществах семенного размножения перед споровым. В результате приходим к гипотезе: Размножение с помощью семян помогло голосеменным приспособится к новым условия жизни и распространиться по планете. Физкультминутка «Елочка» | Формулируют тему «Хвойные растения» Меняют тему на «Голосеменные растения» и записывают тему Определяют цель урока по аналогии с прежними уроками. Цель – изучение новой группы растений их условий обитания, строения, размножения и значения в природе и жизни человека | Регулятивные УУД: формулируют тему и цели урока. Познавательные УУД: работа с информацией выбор необходимого материала. Личностные УУД: формирование ответственного и осознанного отношения к учению. |
3.Проверка гипотезы, сбор данных,их анализ, формулирование выводов | 1.Многообразие голосеменных растений, особенности их строения. (Работа с таблицей исследование о таких представителях голосеменных растений, как сосна, ель, лиственница, пихта, об особенностях их строения, условиях обитания, продолжительности жизни и так далее с изучением таблиц и рисунков 75, 76 и 77 учебника, слайдов презентации.) Учащимся предлагается карточка, которую необходимо заполнить во время изучения Признаки сравнения | Голосеменные растения нашего села | ель | сосна | лиственница | Отношение к почве | | | | Отношение к свету | | | | Форма кроны | | | | Продолжительность жизни хвоинок | | | | Способ распространения семян | | | | Пример заполнения Признаки сравнения | Голосеменные растения нашего села | ель | сосна | лиственница | Отношение к почве | богата питательными веществами | Песчаные, бедны пит. веществами | нетребовательна | Отношение к свету | теневыно- слива | светолюбива | светолюбива | Форма кроны | пирамидальная | пирамидальная и раскидистая | пирамидальная | Продолжительность жизни хвоинок | 5 – 7 лет иногда 9 лет | 2 – 3 года, | с весны до осени | Способ распространения семян | ветер | ветер | ветер | Изучение голосеменных растений на примерах местных растений сосны, ели, туи, лиственницы. Используется краеведческий материал: фотографии деревьев школьного парка, села, города Чаплыгина, музея-усадьбы П.П. Семенова-Тянь-Шанского в с. Рязанка. 3. Выполнение лабораторной работы «Строение хвои и шишек хвойных» на примере местных видов. (Работа выполняется по инструктивной карточке на с. 124 учебника и оформляется в рабочей тетради) Ребята, вы изучили строение голосеменных растений, условия их обитания, распространение на планете. Давайте вернемся к нашей гипотезе и сделаем вывод верна ли она? Вывод: Голосеменные растения приспособлены к жизни в более суровых условиях и более широко распространены, чем папоротникообразные, благодаря своему строению и семенному способу размножения (независимость от воды). 4. Теперь давайте выясним, какое значение имеют эти растения в природе и жизни человека? Значение голосеменных в природе и жизни человека. Сохранение, рациональное использование и воспроизведение лесных богатств. Актуализация знаний учащихся о поведении в природе. (Самостоятельная работа учащихся с текстом учебника и фронтальная беседа по результатам работы с дополнениями и уточнениями учителя.). Голосеменные растения не только украшают нашу планету, но и имеют большое значение в природе и в жизни человека. Поэтому вы, подрастающее поколение, должны не только любоваться лесом, пользоваться его благами, но и охранять лес. Это наше с вами богатство! | Выделяют существенные признаки голосеменных растений. Описывают представителей голосеменных растений с использованием живых объектов, фотографий и гербарных образцов. 3. Выполняют лабораторную работу: 1. Распределяют роли для выполнения задания. 2. Знакомятся с информацией о строении шишек и хвои голосеменных растений, используя рисунки и текст учебника. 3. Проводят сравнение строения шишек и хвои голосеменных. 4. Отображают информацию таблице. 5. Обсуждают результаты записи в группе. 6. Делают выводы по проделанной работе 7. оценивают свою работу, количество 4.Объясняют роль голосеменных в природе и жизни человека | Регулятивные УУД: контроль (в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и от эталона) Личностные УУД: бережное отношение к природе Познавательные УУД: умение использовать речевые средства для выражения своих чувств, мыслей, владение речью. Выполнение действий по алгоритму – образцу Сформировать умение преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст и пр.) |
5.Подведение итогов урока. Рефлексия. Д/З | Вспомним, какие цели мы поставили сегодня на уроке? Достигли мы этих целей? Что мы для этого сделали? Давайте подведем итог урока. Кому работа на уроке показалась трудной? Кто почти все запомнил с урока? А есть такие, кто вообще ничего не запомнил? Таких нет, значит наша с вами работа на уроке оказалась плодотворной В учебнике изучить § 22 «Голосеменные». Ответить на вопросы и выполнить задание 1, представленные в конце параграфа. Двум-трем учащимся подготовить сообщения о редких цветковых растениях своего края для выступления на следующем уроке. | Отвечают на вопросы. Записывают домашнее задание | |