kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок биологии в 5 классе по ФГОС на тему "Голосеменные растения"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Основные понятия урока: голосеменные растения, хвойные, семя, мужская и женская шишки.

Деятельность учащихся: работа с текстом и иллюстрациями учебника, сотрудничество с одноклассниками при обсуждении вопроса об усложнении в строении семенных растений по сравнению с высшими споровыми растениями.

Цели урока: познакомить учащихся с характерными особенностями и многообразием голосеменных растений, показать значение голосеменных в природе и жизни человека.

Задачи урока:

Образовательные: организовать деятельность учащихся по изучению сведений о многообразии голосеменных растений; способствовать усвоению знаний об особенностях внешнего строения и значении голосеменных, их роли в природе; содействовать осознанию ценности изучаемого предмета.

Развивающие: развивать активную познавательную деятельность через работу с учебником и показом презентации; научить распознавать голосеменные растения; формировать интеллектуальные способности (умение анализировать, обобщать, сравнивать, классифицировать, делать выводы, проводить синтез, доказательство).

Воспитательные: формировать опыт равноправного сотрудничества учителя и учащихся в процессе обучения; стимулировать развитие познавательного интереса; прививать умения коммуникации учащихся, умения провести оценку и самооценку; продолжить воспитание бережного отношения к зеленым растениям.

Просмотр содержимого документа
«Приложение №2 Информация о хвойных»

Приложение 2

Лиственница.

Как и другие зеленые растения, голосеменные образуют органические вещества, усваивают углекислый газ из воздуха и выделяют кислород.

Древесину сосны и ели используют как ценный строительный и поделочный материал. С помощью химической обработки их древесины сосны получают искусственные волокна, подобные шелковым нитям. Из древесины ели изготавливают бумагу. Семена кедровой сосны употребляют в пищу и получают из них пищевое масло. Янтарь - застывшая без доступа воздуха, смола деревьев используется для изготовления украшения, декоративную скульптуру, им отделывают помещения.

Живица (смола) используется и как лекарственное средство для лечения ревматизма, лёгких, почек, органов пищеварения.

Хвойные растения выделяют особые вещества – фитонциды. Это летучие вещества, обладающие антимикробным действием. Они губят бактерии, вирусы, грибки, поэтому воздух в хвойных лесах невероятно чист, почти стерилен. Недаром многие санатории и больницы построены в сосновых борах. Прогулки в хвойном лесу повышают иммунитет, снижают вероятность простудных заболеваний.


Сосна.

Сосна светолюбива, в сухих сосновых борах всегда светло. Там стоят высокие, стройные деревья, ветви которых остались только в близи вершин, поэтому пропускают много света.

На открытых местах ствол сосны толще и ниже, а все дерево более ветвистое, раскидистое.

На болотах сосны тонкие с искривленными стволиками.

Сосна неприхотлива. Может расти на песках, там она образует длинный стержневой корень, чтобы поглощать воду с большей глубины.

Весной на верхушках молодых побегов сосны можно видеть маленькие красноватые шишечки. Это – женские шишки, он растут, сначала становятся зелеными, затем коричневыми.

Мужские шишечки располагаются у основания побега, они зеленовато-желтые, собраны тесными группами.

При благоприятных условиях сосны достигают 30-40 м в высоту и живут до 350-400 лет.


Ель.

Ель – теневыносливая порода, в густом лесу у нее сохраняются даже самые нижние ветки. В еловом лесу всегда царит полумрак, практически нет подлеска и очень мало трав.

Молодые елочки боятся заморозков и растут очень медленно. К 10 годам они не выше полутора метров. Взрослая ель достаточно морозоустойчива. Ель хорошо растет только на богатой питательными веществами, хорошо увлажненной почве.

Главный корень у ели развит слабо, боковые корни располагаются в верхних слоях почвы, поэтому ветер иногда валит еловые деревья, вырывая из с корнем.

Крона у ели пирамидальной формы. Ветви ели растут как бы этажами. По ним можно точно (с разницей в год) сказать, сколько дереву лет. Для этого нужно сосчитать этажи и прибавить 3 или 4 (в первые 3-4 года ель не дает боковых побегов).

Фиолетово – красные или зеленоватые молодые женские шишки, появляются на концах прошлогодних побегов и торча вертикально.

Мужские шишечки располагаются ниже женских, имеют желтовато бурую окраску.

При благоприятных условиях ель достигают 40 м в высоту и живут до 250 лет.


Можжевельник.

Можжевельник – это не только единственный хвойный кустарник наших лесов, он – единственный родственник теплолюбивых кипарисов, живущий у нас.

Растет в еловых и сосновых лесах.

Чешуйки женских шишек мясистые, сочные, срастаются вместе, образуя шишкоягоду, созревающую два года.

Ягоды можжевельника зимой очень выручают многих пернатых обитателей леса. А птицы, в свою очередь, выручают можжевельник – расселяют его.

Можжевельник растет медленно, но очень долговечен, живет до 2 тысяч лет.


Признаки хвойных деревьев.

  • Хвоинки длинные (до 5-7см), острые, выпуклые с одной стороны и округленные с другой, сидят по 2 вместе – это сосна обыкновенная.

  • Хвоинки короткие, жесткие, острые, четырехгранные, сидят по одиночно, покрывают всю ветку – это ель.

  • Хвоинки тёмно-зелёные с сизым налётом, длиной 6—14 сантиметров, мягкая, в разрезе трёхгранная, слегка зазубренная, растёт пучками, по пять хвоинок в пучке – это сосна кедровая.

  • Хвоинки короткие серебристо голубого цвета, жесткие, острые, покрыты восковым налетом, четырехгранные, сидят по одиночно, покрывают всю ветку – это голубая ель.

  • Хвоинки мягкие, плоские, тупые, имеют две белые полоски с одной стороны – это пихта.

  • Хвоинки светло-зеленые, мягкие, сидят пучками, как кисточки, опадают на зиму – это лиственница.


Просмотр содержимого документа
«технологическая карта»

Технологическая карта урока

Медведевой Е.И., учителя биологии и химии филиала МБОУ СОШ №2 с. Кривополянье в с. Новополянье Чаплыгинского муниципального района Липецкой области.


Предмет: биология

Уровень образования: основное общее.

Тип урока: изучение нового.

Форма проведения урока: фронтальная, индивидуальная, парная.

Время проведения: 45 минут.

Класс: 5

Основные понятия урока: голосеменные растения, хвойные, семя, мужская и женская шишки.

Деятельность учащихся: работа с текстом и иллюстрациями учебника, сотрудничество с одноклассниками при обсуждении вопроса об усложнении в строении семенных растений по сравнению с высшими споровыми растениями.

Цели урока: познакомить учащихся с характерными особенностями и многообразием голосеменных растений, показать значение голосеменных в природе и жизни человека.

Задачи урока:

Образовательные: организовать деятельность учащихся по изучению сведений о многообразии голосеменных растений; способствовать усвоению знаний об особенностях внешнего строения и значении голосеменных, их роли в природе; содействовать осознанию ценности изучаемого предмета.

Развивающие: развивать активную познавательную деятельность через работу с учебником и показом презентации; научить распознавать голосеменные растения; формировать интеллектуальные способности (умение анализировать, обобщать, сравнивать, классифицировать, делать выводы, проводить синтез, доказательство).

Воспитательные: формировать опыт равноправного сотрудничества учителя и учащихся в процессе обучения; стимулировать развитие познавательного интереса; прививать умения коммуникации учащихся, умения провести оценку и самооценку; продолжить воспитание бережного отношения к зеленым растениям.


Планируемые результат обучения, в том числе и формирование УУД:

Предметные:

Знакомство учащихся с особенностями строения голосеменных растений, их многообразием; познать  роль голосеменных в природе и хозяйственной деятельности человека. Учащиеся имеют представление о характерных признаках и многообразии голосеменных растений; освоили понятие «семенные растения».

Метапредметные:

 Формирование умений работы с натуральными объектами и лабораторным оборудованием. Развитие  умений  выделять главное, ясно выражать свои мысли, сравнивать объекты, делать выводы, формулировать гипотезы, решать биологические задачи. Развитие умения выделять существенные признаки семенных растений и устанавливать их преимущества перед высшими споровыми растениями.

Личностные:

Воспитание  у учащихся познавательного  интереса  к предмету, формирование  культуры общения, коммуникативных  качеств. Формирование научного мировоззрения на основе сравнения голосеменных и высших споровых растений и установления усложнений в их строении.

Познавательные УУД:

  • умение  формулировать  тему и  проблему урока;

  • умение добывать новые знания,  делать выводы в результате совместной работы  класса и учителя; поиск и выделение нужной информации;  анализ объектов с целью выделения признаков;       

  • достраивание, восполнение недостающих компонентов; 

Коммуникативные УУД:

  • умение интегрироваться в группу, взаимодействовать;

  • развивать умение слушать и понимать  речь других, высказывать свое мнение и аргументировать свой ответ; 

  • осуществлять  совместную  познавательную  деятельность в парах;

  • оформлять свои мысли в устной форме;

Регулятивные УУД:

  • умение  определять цель деятельности на уроке (собственная целевая установка);

  • умение проговаривать последовательность  действий на уроке;

  • умение подводить итоги  своей  деятельности на уроке;

  • умение оценивать свои  учебные действия;

Личностные УУД:

  • развивать умение высказывать  свою точку зрения,  оценивать свои действия  и действия  одноклассников;


Оборудование

  1. Учебник Биология.Бактерии, грибы, растения. 5 класс. В.В. Пасечник –М. :Дрофа, 2012 – 141 с.

  2. Живые ветки и шишки сосны и ели в коробочках

  3. Ноутбук, медиапроектор, документ-камера.

  4. Презентация «Голосеменные растения»( приложение 1), дополнительный материал (приложение 2)

Ресурсы:

  • Учебник Биология.Бактерии, грибы, растения. 5 класс. В.В. Пасечник –М. :Дрофа, 2012 – 141 с

  • В.В. Пасечник. Методическое пособие к учебнику 5 класса –М. :Дрофа, 2012 – 94 с

  • Н.М. Кузнецова «Формирование универсальных учебных действий в условиях введения ФГОС» - Липецк:ИРО,2014.- 83с.

  • И.В. Аксенова «Современный урок в условиях введения ФГОС» - Липецк:ИРО,2015.- 146 с.

  • http://www.chaplygin-r.ru/index.php?Itemid=372 –фото деревьев

  • http://www.900igr.net – информация и фото

  • http://www.drofa.ru –Электронное приложение к учебнику


Этапы урока

Содержание учебного материала. Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формирование УУД

1.Актуализация знаний. Определение потребностей и мотивов

Ребята, мы продолжаем изучать главу 4 нашего учебника «Царство растений».

1.С какими отделами растений вы познакомились?





2. Какие из этих растений относят к низшим растениям, чем они отличаются от высших?

3. Давайте повторим тему «Папоротникообразные»

Карточка 1.

  1. Почему плауны, хвощи и папоротники отнесены к высшим споровым растениям?

  2. Где они растут?

  3. Опишите их строение?

Карточка 2.

  1. Какие растения – папоротники или мхи - имеют более сложное строение. Докажите это.

  2. Назовите значение плаунов, хвощей, папоротников.








4.Что общего у всех этих растений в процессе размножения?







5.Что такое спора?




6. В разделе «Знаете ли вы, что…» говорится о своеобразных, необычных папоротниках. Как называют эти папоротники и почему?





7.Ребята, считается, что эти папоротники дали начало новым растениям, которые стали размножатся семенами. Они занимают обширные пространства нашей Сибири. Кто знает, как называются сибирские леса? А какие деревья произрастают в тайге? Леса из лиственницы - светлохвойная тайга - занимают более 40% лесной территории России. Лиственница считается национальным деревом России А у нас в селе эти растения растут?

Что отличает эти растения от других, в чем их особенность?

Какое общее название дают этим деревьям?

Ответы учащихся:


1.Водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники.

2.Водоросли, не имеют корней, стеблей и листьев

3.Работа некоторых учеников по карточкам (результат выводится на доску с помощью документ – камеры и обсуждается классом). Остальные устно отвечают на вопросы стр. 117 учебника.

4. Необходимость воды, размножение при помощи спор.

5. Клетка, не имеет запаса питательных веществ.

6. Семенные папоротники. Спора имеет небольшой запас питательных веществ

7.Тайга

Лиственницы,

сосны,ели…

Школьный парк, около домов, вдоль дороги.


Познавательные УУД: выделение и осознание того, что уже пройдено, выделение общих признаков, классификация.


Познавательные УУД: умение использовать речевые средства для выражения своих чувств, мыслей, владение речью.






Коммуникативные УУД: сотрудничество в парах, взаимно контролировать действия друг друга, уметь договариваться находить общее решение.


2.Принятие учебных целей и условий их достижения

1. Сформулируйте тему и цели сегодняшнего урока.

.Ребята, но у этих растений есть еще и другое более точное название. Откройте учебник на стр. 119 и прочитайте название параграфа. Найдите в тексте объяснение этому названию

Должны ли мы изменить тему урока? Почему?

(Слайд , тема и цели открываются по щелчку после ответа учащихся)



2. Возникновение семенного размножения — важный этап в историческом развитии (эволюции) растений. Отличия семени от споры. Первоначальные сведения о преимуществах семенного размножения перед споровым.

Рассказ учителя о первых семенных растениях — голосеменных. Голосеменные произошли от древнейших папоротников. На планете существовала ныне вымершая группа семенных папоротников. Они были похожи на настоящие папоротники, но размножались с помощью семян. Остатки семенных папоротников находят в отложениях каменного угля Евразии и северной Америки.

Голосеменными называют растения, которые образуют семена, но не формируют цветков и плодов. Семена лежат открыто и лишь иногда покрыты чешуями. Появление семени – важный этап в эволюции растений. Запас питательных веществ обеспечивает жизнь зародыша, когда он наиболее уязвим – в начальный период его развития. Прочные семенные покровы защищают зародыш от неблагоприятных факторов среды. (Демонстрация ролика «Шишки»)

Эти эволюционные приобретения и независимость оплодотворения от наличия воды послужили причиной широкого распространения голосеменных на суше. (Демонстрация ролика «Горные сосны приспособление к холоду»)


Беседа о роли спор и семян в жизни растений, о преимуществах семенного размножения перед споровым. В результате приходим к гипотезе: Размножение с помощью семян помогло голосеменным приспособится к новым условия жизни и распространиться по планете.


Физкультминутка «Елочка»

Формулируют тему «Хвойные растения»


Меняют тему на «Голосеменные растения» и записывают тему

Определяют цель урока по аналогии с прежними уроками.

Цель – изучение новой группы растений их условий обитания, строения, размножения и значения в природе и жизни человека

Регулятивные УУД: формулируют тему и цели урока.


Познавательные УУД: работа с информацией выбор необходимого материала.


Личностные УУД: формирование ответственного и осознанного отношения к учению.

3.Проверка гипотезы, сбор данных,их анализ,

формулирование выводов

1.Многообразие голосеменных растений, особенности их строения. (Работа с таблицей исследование о таких представителях голосеменных растений, как сосна, ель, лиственница, пихта, об особенностях их строения, условиях обитания, продолжительности жизни и так далее с изучением таблиц и рисунков 75, 76 и 77 учебника, слайдов презентации.)

Учащимся предлагается карточка, которую необходимо заполнить во время изучения

Признаки сравнения

Голосеменные растения нашего села

ель

сосна

лиственница

Отношение к почве




Отношение к свету




Форма кроны




Продолжительность жизни хвоинок




Способ распространения семян




Пример заполнения

Признаки сравнения

Голосеменные растения нашего села

ель

сосна

лиственница

Отношение к почве

богата питательными веществами

Песчаные, бедны пит. веществами

нетребовательна

Отношение к свету

теневыно-

слива

светолюбива

светолюбива

Форма кроны

пирамидальная

пирамидальная и раскидистая

пирамидальная

Продолжительность жизни хвоинок

5 – 7 лет

иногда 9 лет

2 – 3 года,

с весны до осени

Способ распространения семян

ветер

ветер

ветер


Изучение голосеменных растений на примерах местных растений сосны, ели, туи, лиственницы. Используется краеведческий материал: фотографии деревьев школьного парка, села, города Чаплыгина, музея-усадьбы П.П. Семенова-Тянь-Шанского в с. Рязанка.


3. Выполнение лабораторной работы «Строение хвои и шишек хвойных» на примере местных видов. (Работа выполняется по инструктивной карточке на с. 124 учебника и оформляется в рабочей тетради)

Ребята, вы изучили строение голосеменных растений, условия их обитания, распространение на планете. Давайте вернемся к нашей гипотезе и сделаем вывод верна ли она?

Вывод: Голосеменные растения приспособлены к жизни в более суровых условиях и более широко распространены, чем папоротникообразные, благодаря своему строению и семенному способу размножения (независимость от воды).


4. Теперь давайте выясним, какое значение имеют эти растения в природе и жизни человека?

Значение голосеменных в природе и жизни человека. Сохранение, рациональное использование и воспроизведение лесных богатств. Актуализация знаний учащихся о поведении в природе. (Самостоятельная работа учащихся с текстом учебника и

фронтальная беседа по результатам работы с дополнениями и уточнениями учителя.). Голосеменные растения не только украшают нашу планету, но и имеют большое значение в природе и в жизни человека. Поэтому вы, подрастающее поколение, должны не только любоваться лесом, пользоваться его благами, но и охранять лес. Это наше с вами богатство!

Выделяют существенные признаки голосеменных растений.

Описывают

представителей голосеменных растений с использованием живых

объектов, фотографий и гербарных образцов.


3. Выполняют лабораторную работу:

1. Распределяют роли для выполнения задания.

2. Знакомятся с информацией о строении шишек и хвои голосеменных растений, используя рисунки и текст учебника.

3. Проводят сравнение строения шишек и хвои голосеменных.

4. Отображают информацию таблице.

5. Обсуждают результаты записи в группе.

6. Делают выводы по проделанной работе

7. оценивают свою работу, количество


4.Объясняют роль голосеменных в природе и жизни человека

Регулятивные УУД: контроль (в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и от эталона)








Личностные УУД: бережное отношение к природе




Познавательные УУД: умение использовать речевые средства для выражения своих чувств, мыслей, владение речью.

Выполнение действий по алгоритму – образцу

Сформировать умение преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст и пр.)


4.Закрепление. Итоговый самоконтроль и самооценка.

«Будьте внимательны!»

Верное утверждение - руку вверх, а в случае неверного-руку не поднимаем

  • Папоротники более высокоорганизованны, чем голосеменные.

  • Голосеменные растения имеют стебель, корень, лист.

  • Хвойные растения не распространены на территории нашей страны.

  • Листья у большинства хвойных растений - узкие, игольчатые.

  • Сосна - тенелюбива.

  • Ель любит плодородную почву.

  • Лиственница – холодостойкая порода.

  • Можжевельник часто встречается в наших лесах.

  • Образование семян – важный этап в эволюции растений.


Работа с электронным приложением к учебнику (тестовый контроль по данной теме)



Познавательные УУД: умение делать итоговые обобщения по теме. Формулируют конечный результат своей работы на уроке. Называют основные позиции нового материала

5.Подведение итогов урока. Рефлексия.






Д/З

Вспомним, какие цели мы поставили сегодня на уроке?

Достигли мы этих целей? Что мы для этого сделали?

Давайте подведем итог урока.

  • Кому работа на уроке показалась трудной?

  • Кто почти все запомнил с урока?

  • А есть такие, кто вообще ничего не запомнил?

  • Таких нет, значит наша с вами работа на уроке оказалась плодотворной




В учебнике изучить § 22 «Голосеменные». Ответить на вопросы и выполнить задание 1, представленные в конце параграфа. Двум-трем учащимся подготовить сообщения о редких цветковых растениях

своего края для выступления на следующем уроке.

Отвечают на вопросы.








Записывают домашнее задание







Проблемные задачи


1) Почему в сосновом лесу можно встретить молодые ели, а в еловом лесу молодые сосны не растут?

2) В каком лесу (сосновой или еловом) мы найдем большее количество видов растений и животных? Почему?

3) Известно, что в лесах ель постепенно вытесняет сосну, березу и другие древесные породы. Означает ли это, что через некоторое время все леса на нашей планете станут еловыми?











Приложение 2.


Лабораторная работа на тему:

«Строение хвои и шишек голосеменных растений».

Цель:

Оборудование:

Ход работы

1. Рассмотрите хвою объекта 1. Измерьте длину хвои и обратите внимание на её окраску. Определите её форму, как она располагается на стебле (одиночно, пучками, парами). Свои наблюдения внесите в таблицу.

2.Рассмотрите внешний вид шишек объекта номер 1. Отметьте их размер, окраску, плотность расположения чешуек. Данные занесите в таблицу.

3.Теже самые наблюдения проведите с хвоей и шишками объектом № 2. Данные занесите в таблицу.

4.Пользуясь текстом учебника (120-124), а также определителем, представленным на странице учебника 124. заполните сравнительную таблицу и определите, какие хвойные растения зашифрованы под номером 1,2.

5. Запишите вывод по работе.

Сравнительная характеристика голосеменных растений

Название растения

Хвоя

Шишка

Длина

Окраска

Расположение на ветке

Размер

Окраска

Плотность расположения чешуек

Объект 1









Объект 2









Вывод:



Количество баллов:












Лист самооценивания лабораторной работы

Инструкция. По каждому критерию обведите кружком цифры, соответствующие вашей оценке. Подсчитайте набранное количество баллов.

Критерии

Количество баллов

Тема лабораторной работы:

  • Не указана

  • Указана


0

1

Цель лабораторной работы:

  • Отсутствует или сформирована неверно

  • Сформулирована, но не четко

  • Сформулирована четко и верно


0

1

2

Оборудование лабораторной работы:

  • Отсутствует

  • Перечислено не полностью

  • Оборудование записано четко и полно


0

1

2

Заполнение таблицы:

  • Таблица отсутствует

  • Таблица заполнена не полностью с грубыми ошибками и недоработок

  • Таблица заполнена грамотно, но есть неточности, незначительные ошибки (не более 2-х)

  • Таблица заполнена четко и грамотно


0

1


2


3

Вывод:

  • Отсутствует

  • Имеется, но не четкий или наоборот слишком длинный и не содержит всего содержания проделанной работы

  • Имеется, написан четко, емко и лаконично



0

1


2

Просмотр содержимого презентации
«Приложение №1 презентация голосеменные»

Полностью вымершие растения. Внешним обликом и строением ветвей были похожи на настоящие папоротники, но несли семена на своих верхушках и по бокам жилок.  Играли значительную роль в сложении каменных углей России.

Полностью вымершие растения.

Внешним обликом и строением ветвей были похожи на настоящие папоротники, но несли семена на своих верхушках и по бокам жилок.

Играли значительную роль в сложении каменных углей России.

На севере диком стоит одиноко  На голой вершине сосна.  И дремлет, качаясь, и снегом сыпучим  Одета, как ризой, она.  И снится ей все, что в пустыне далекой,  В том крае, где солнца восход,  Одна и грустна на утесе горючем  Прекрасная пальма растет.  М.Ю.Лермонтов

На севере диком стоит одиноко На голой вершине сосна. И дремлет, качаясь, и снегом сыпучим Одета, как ризой, она. И снится ей все, что в пустыне далекой, В том крае, где солнца восход, Одна и грустна на утесе горючем Прекрасная пальма растет.

М.Ю.Лермонтов

И тихо дремлет бор зеленый  И в серебре лесных озер –  Еще стройней его колонны,  Еще свежее сосен кроны  И нежных лиственниц узор!  И. Бунин.

И тихо дремлет бор зеленый И в серебре лесных озер – Еще стройней его колонны, Еще свежее сосен кроны И нежных лиственниц узор! И. Бунин.

Голосеменные растения Представители Где обитают Что надо узнать: Строение Значение в природе и жизни человека

Голосеменные растения

Представители

Где обитают

Что надо узнать:

Строение

Значение в природе и

жизни человека


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Биология

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Урок биологии в 5 классе по ФГОС на тему "Голосеменные растения"

Автор: Медведева Елена Ивановна

Дата: 08.12.2015

Номер свидетельства: 263905

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(189) "Урок биологии в 5 классе по теме:"Голосеменные растения" с применением технологии проблемного обучения."
    ["seo_title"] => string(80) "urok_biologhii_v_5_klassie_po_tiemie_golosiemiennyie_rastieniia_s_primienieniiem"
    ["file_id"] => string(6) "411807"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1493212263"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства