kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок биологии "Строение и функции кожи. Покровы тела".

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема урока "Строение и функции кожи. Покровы тела". Программа Сонина Н.И., концентрическая. Материалы, использованные при написании урока, есть в свободном доступе в Интернете. Задания на формирование функциональной грамотности взяты на сайте РешуОГЭ.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок биологии "Строение и функции кожи. Покровы тела".»

Урок биологии «Строение и функции кожи. Покровы тела». 8 класс

Тема: Строение и функции кожи. Покровы тела.

Цель: изучить строение и функции кожи как покрова теля человека.

Задачи: сформировать новые анатомо-физиологические понятия о строении и функциях кожи; развивать общебиологические представления о клеточном строении, обмене веществ, единстве строения и функций; развивать интеллектуальные способности учащихся, используя для этого проблемные задания, побуждающие самостоятельно думать, конкретизировать, обобщать; в целях гигиенического воспитания школьников добиваться осознания ими необходимости соблюдения правил гигиены кожи для сохранения здоровья.

Планируемые результаты:

Личностные: Ответственное отношение к обучению. Умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам. Знание и соблюдение правил работы в кабинете биологии, техника безопасности.

Метапредметные: Умение находить достоверную информацию, необходимую для решения учебных задач, преобразовывать информацию из одного вида в другой. Умение объяснять – зависимость собственного здоровья от состояния окружающей среды; использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: проведения наблюдений за состоянием собственного организма.

Предметные: Знать/понимать: признаки биологических объектов – организма человека; сущность биологических процессов – дыхание, выделение, раздражимость; особенности организма человека, его строения, жизнедеятельности.

Ход урока:

1. Орг.момент;

2. Повторение: обмен веществ, витамины.

Мы все хотим быть красивыми. А красота – это здоровье.

Здоровье – это самое ценное, что есть у человека. Человеку на всю жизнь дается только один организм, и мы должны бережно к нему относиться, постоянно о нем заботиться, чтобы долгие годы оставаться здоровыми и красивыми!

- Что помогает нам сохранить здоровье?

    - Какие питательные вещества содержатся в пище?

    - Как используются питательные вещества, попавшие в клетку?

    Каждый из нас наблюдал у себя такие явления:
1. Расслоение ногтей - покупаем укрепляющее средство, делаем солевые ванночки.
2. Ослабление и выпадение волос – меняем шампунь

3. Сухость кожи – покупаем крем.

- А что это такое? В чём дело? Конечно же, причина в нехватке витаминов.

       - Какой витамин самый важный?

       - Что является источником витаминов в организме?

      - Почему витамины нужно получать в определенной дозировке?

      - Как восполнить недостаток витаминов в организме?

      - Как часто и в каком количестве нужно употреблять готовые витаминные препараты?

3. Актуализация. Задания на слайдах. Формирование естественно-научной грамотности.

Задание 1. Анна, не одеваясь, вышла зимой на балкон снять сушащееся там белье. Температура на балконе −5 °С, Анна провела на балконе 7 минут. Какая температура была в брюшной полости Анны перед возвращением в комнату?

1) около 0 °С

2) между 10 °С и 37 °С

3) от 0 °С до 37 °С

4) около 37 °С

Пояснение. Способность организма человека сохранять постоянную температуру обусловлена сложными биологическими и физико-химическими процессами терморегуляции. В отличие от холоднокровных животных, температура тела теплокровных животных при колебаниях температуры внешней среды поддерживается на определенном уровне, наиболее выгодном для жизнедеятельности организма. Так, температура кожи на покрытых одеждой участках колеблется от 29°С до 34°С; колебания температуры кожи на открытых частях тела в существенной мере зависят от температуры внешней среды. Температура глубоких тканей более равномерна и составляет 37−37,5°С. Температура тела ниже 24°С и выше 43°С не совместима с жизнью человека.

4. Изучение нового материала. Презентация

? При изучении органов, что именно мы рассматриваем?

Функции кожи

1. Так почему же человек погибает, у которого большая часть площади кожи поражена в результате ожога? (Проникают болезнетворные бактерии)

Какую же функцию выполняет кожа? (Защитную)

2. Если незрячий человек может читать и различать монеты пальцами, что это за функция? (Орган чувств, рецепторная функция)

3. В зависимости от t тела кожа то бледнеет, то краснеет, потоотделение то усиливается, то ослабеваетКровеносные сосуды сужаются, расширяются. Кожа то краснеет, то бледнеет, то есть какую функцию она выполняет? (Участвует в терморегуляции)

4. Основные органы дыхания ?

5. Если потоотделение усиливается, то что же происходит с организмом? (Он охлаждается). При потоотделении происходит удаление из организма воды (98%) и продуктов обмена (2%). Какая же это функция кожи? (Выделительная)

? Мы знаем, что функциям соответствует строение. Так как же строение позволяет выполнять эти функции?

Строение кожи. (Таблица «Строение кожи».)

Кожа состоит из трёх слоёв: эпидермиса, дермы (собственно кожи) и подкожной жировой клетчатки.

Работа с текстом учебника. Формирование читательской грамотности.

Эпидермис образован многослойным эпителием. Наружный роговой слой образован мёртвыми клетками, которые постоянно слущиваются. Он защищает лежащие глубже живые клетки от воздействия неблагоприятных факторов внешней среды.

 Самый глубокий слой эпидермиса - ростковый (базальный). В нём происходит размножение и развитие клеток, заменяющих слущивающиеся. В этом слое под влиянием солнечного света вырабатывается тёмный пигмент меланин, от содержания которого зависит цвет кожи.

? Так какую же функцию они выполняют? (Защитную)

Эти клетки все время стираются и слущиваются, например при купании.

? Почему же наша кожа не истончается (Потому что под слоем мертвых клеток находятся живые, которые делятся, приближаются к поверхности и заменяют слущивающиеся клетки.)

Дерма, или собственно кожа, образована соединительной тканью и имеет сложное строение. Клетки гладкой мышечной ткани, коллагеновые и эластиновые волокна придают коже упругость и прочность.

! Если оттянуть кожу, например на тыльной стороне кисти рук, то она растягивается, но, как только её отпустить, она возвратиться в прежнее положение. Благодаря своей эластичности не препятствует движениям, совершаемым человеком. 

Физминутка.

 ? В дерме расположены многочисленные нервные окончания и осязательные, которые позволяют воспринимать? (Холодовые, тепловые рецепторы, позволяющие воспринимать сигналы окружающей среды.)

? Дерма пронизана кровеносными сосудами. Кровь приносит кислород и питательные вещества, уносит продукты обмена.

  В дерме располагаются потовые и сальные железы, волосяные луковицы.

  Потовые железы имеют вид клубочков и открываются на поверхности кожи длинными выводными протоками. В состав пота входят вода, минеральные соли, продукты обмена белков (мочевина, аммиак, мочевая кислота). За сутки обычно выделяется около 500 см³ пота. В жаркое время и при физической работе его количество возрастает до 3 л. Испаряясь с поверхности кожи, пот охлаждает её.

Итак, давайте посмотрим на строение потовой железы. Что собой представляет эта железа? (Внизу клубочек и проток на поверхность.)

? Скажите, одинаковое ли количество потовых желез располагается на разных участках тела? Какие части тела больше потеют? (Лоб, кожа над верхней губой, внутренняя сторона ладони, подошва ног) Значит сюда выходят протоки потовых желез.

? А тыльная сторона ладони? (Нет) Значит, протоки потовых желез сюда не выходят.

Что же такое пот. Пот на 98% состоит из воды и 2% веществ, подлежащих удалению. Почему же внизу клубочек оплетен со всех сторон капиллярами? (Т.к. кровь приносит продукты распада, избыток солей, воду, которые выводятся в окружающую среду.)

 Молочные железы тоже являются производными кожи. Они состоят из 15–20 видоизменённых потовых желез, образующих дольки.

? Функция молочных желез? (заключается в производстве молока, необходимого для выкармливания потомства.)

  Сальные железы напоминают пузырьки, образованные эпителиальной тканью. Протоки этих желез соединены с волосяными сумками или с поверхностью кожи, куда выделяется кожное сало, смазывающее волосы и кожу и придающее им эластичность. Сальные железы выделяют кожное сало – жир. Одни сальные железы имеют проток на кожу, но чаще всего открываются в основании волоса.

? Какую роль будет играть кожное сало? (Смягчает кожу, не пропускает внутрь тела воду и другие жидкости, которые могут быть вредны для организма. Они скатываются по смазанной жиром поверхности кожи.)

   Подкожная жировая клетчатка прилегает к дерме и представлена рыхлой соединительной тканью. В ней находится большое количество жировых клеток, в которых накапливаются запасные жиры. Толщина слоя различна на разных участках тела. Этот слой выполняет роль подушки, смягчает механические воздействия, защищает внутренние органы от травм, а также выполняет теплоизолирующую функцию.

Волосы - живут 2-4 года. Волос = стержень + корень + волосяная сумка + нервные окончания + кровеносные сосуды. Цвет волос определяется наследственностью и зависит от белка кератина, содержащегося волосах. Именно из-за этого белка одни люди, брюнеты, другие – блондины, а третьи – шатены. С цветом связана и густота волос на голове. У рыжих прическа состоит примерно из 80 тыс. волос, у черноволосых – из 100 тыс., а самые пышноволосые – 140 тыс. волос – блондины. Ребенок в день теряет 50-80 волос, взрослый до 100, а старики – по 120; разница в том, что у молодых место выпавших волос занимают новые, а у пожилых – нет. Функция - теплоизолятор, защита от пыли глаз.

? Какую роль выполняют кровеносные сосуды? (Питают волос) 

Присутствие нервных окончаний мы можем наблюдать, когда чувствуем болезненные ощущения при расчесывании волос. Вокруг волоса располагаются мышцы, благодаря которым положение волоса может изменяться.

Например, при понижении температуры положение мышц изменяется, мышцы вокруг волоса натягиваются и возникает «гусиная кожа». Аналогичное явление происходит при сильном страхе. У человека, находящегося в состоянии ужаса, волосы на голове встают дыбом.

Ногти - роговые образования, развиваются из эпидермиса.  Функция - защита фаланг пальцев, опора для мягких тканей.

От чего зависит цвет кожи?

! В живых клетках содержится пигмент меланин, от которого зависит цвет нашей кожи: белая, смуглая. Количество пигмента может изменяться. При загаре пигментация кожи может изменяться.

? Послушайте два примера. Формирование естественно-научной грамотности.

Пример 1. В мае месяце стояла жаркая погода. Вы целый день провели на пляже. К концу дня у вас на теле образовался ожог.

Пример 2. Вы постепенно в течение лета загорали. Ваша кожа становилась все смуглее и смуглее. И в один из дней вы с утра до вечера провели на пляже.

Будет ли у вас на теле ожог? (Нет) Почему? Какую роль играет пигмент меланин? (Защищает от ожогов) То есть, защищает организм от губительного воздействия ультрафиолетовых лучей.

5. Обобщение и закрепление:

1. Задание. Формирование естественно-научной грамотности.

Установите соответствие между признаком и слоем кожи, для которого он характерен. Для этого к каждому элементу первого столбца подберите позицию из второго столбца. Впишите в таблицу цифры выбранных ответов.

              ПРИЗНАК         

СЛОЙ КОЖИ

A) расположены рецепторы

1) эпидермис

Б) расположены сальные и потовые железы    

2) дерма

В) при ультрафиолетовом облучении в клетках синтезируется меланин


Г) клетки постоянно слущиваются и обновляются


Д) слой пронизан многочисленными кровеносными и лимфатическими

сосудами


Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

А

Б

В

Г

Д

22112

2. Задание. Формирование естественно-научной грамотности.

Какую функцию выполняет пигмент меланин, образующийся в коже человека?

  1) укрепляет клетки кожи

2) защищает организм от ультрафиолетового излучения

3) способствует сохранению тепла организмом

4) служит резервным питательным веществом для клеток кожи

Пояснение. Меланин в коже начинает вырабатываться, как правило, под воздействием солнечных лучей. Он помогает защитить ткани от неблагоприятных ультрафиолетовых лучей.  Правильный ответ указан под номером 2.


3. Задание. Формирование естественно-научной и математической грамотности.

Изучите график зависимости изменения температуры кожи от продолжительности контакта с предметом, температура которого составляет 0 °С (по оси у отложена температура кожного покрова человека (в °С), а по х — продолжительность контакта с холодным предметом (в с)).

Какой будет температура кожи в области контакта, если продолжительность соприкосновения с холодным предметом составит 210 с?

  1) 36,4 °С

2) 36,1 °С

3) 35,8 °С

4) 35,5 °С

Пояснение. Изучив график, отражающий зависимость изменения температуры кожных покровов человека от продолжительности контакта с холодным металлическим предметом находим на оси x время — 210 секунд затем находим пересечение с графиком — это будет соответственно приблизительно 35,8 °С.

Правильный ответ указан под номером 3.

6. Рефлексия. Какой вывод по уроку можно сделать? Понравился ли вам урок? Чем? Что было интересного?

7. Дома: стр. 207-210. Печатная тетрадь, рисунок.

Интересно то, что нельзя пощекотать самого себя, так как мозжечок заранее знает о всех Ваших действиях и передает информацию в мозг, поэтому он уже знает, что прикосновения будут от Ваших собственных рук и игнорирует их.

Морщинистая кожа на мокрых пальцах выполняет ту же роль, что и протекторы на автомобильных шинах, то есть улучшает сцепление.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Биология

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 8 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Урок биологии "Строение и функции кожи. Покровы тела".

Автор: Пришлецова Оксана Владимировна

Дата: 11.05.2022

Номер свидетельства: 606525

Похожие файлы

object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(205) "Функциональная грамотность на уроках биологии на примере урока на тему «Строение и функции кожи. Покровы тела»."
    ["seo_title"] => string(80) "funktsionalnaia_gramotnost_na_urokakh_biologii_na_primere_uroka_na_temu_stroenie"
    ["file_id"] => string(6) "631345"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1683952841"
  }
}
object(ArrayObject)#893 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(92) "Конспект урока  по биологии "Кожа и ее производные""
    ["seo_title"] => string(47) "konspiekturokapobiologhiikozhaiieieproizvodnyie"
    ["file_id"] => string(6) "327220"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1463407350"
  }
}
object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(82) "Особенности внешнего строения Ракообразных "
    ["seo_title"] => string(50) "osobiennosti-vnieshniegho-stroieniia-rakoobraznykh"
    ["file_id"] => string(6) "155522"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1421296129"
  }
}
object(ArrayObject)#893 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(51) "Строение кожи и её значение "
    ["seo_title"] => string(35) "stroieniie-kozhi-i-ieio-znachieniie"
    ["file_id"] => string(6) "112266"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1408461323"
  }
}
object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(136) "Конспект урока на тему "Влияние абиотических факторов на живые организмы" "
    ["seo_title"] => string(81) "konspiekt-uroka-na-tiemu-vliianiie-abiotichieskikh-faktorov-na-zhivyie-orghanizmy"
    ["file_id"] => string(6) "111954"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1408097271"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства