РАЗРАБОТКА УРОКА ПО БИОЛОГИИ «КОЖА И ЕЕ ПРОИЗВОДНЫЕ»
Деятельностная цель: формирование у учащихся умений проводить исследование.
ХОД УРОКА.
I.Орг. момент.
Добрый день, юные мыслители! Я рада видеть вас!
С добрым утром начат день,
Первым делом гоним лень.
На уроке не зевать,
А работать и искать!
- Я желаю вам плодотворной работы на уроке!
II.Целепологание.
Слово учителя:
Вы уже знакомы с самыми разными органами человека, и сегодня мы познакомимся еще с одним, пожалуй, самым удивительным органом. Попробуйте угадать, о каком органе пойдет речь:
· В нашем организме это самый тяжелый орган, он весит 2кг 700гр;
· Этот орган тесно связан с нервной системой.
· О нем говорят, что это зеркало нашего организма
· На этом органе находится около 250 тысяч волос;
· Этот орган постоянно отмирает и постоянно рождается вновь.
Конечно же, вы правильно догадались это наша кожа. Неужели о коже можно рассказать что-нибудь интересное? Ведь это просто оболочка, покрывающая тело наподобие водолазного костюма?
На первый взгляд, кажется, что так оно и есть, а на самом деле «оболочка» - то не простая – знакомство с ней полно неожиданностей, о которых вы и не подозреваете…
III.Актуализация знаний.
1.Достаточно ли у вас знаний о коже как органе человека?
2.Что вы знаете о коже? ( запишите на листочке)1 мин- прочитайте.
3. Что бы вы хотели узнать о ней? (ребята предлагают вопросы, записываем на доске, выделяем проблемный) (запишите, прочитайте)
Например,
-Почему кожу называют удивительным изобретением природы?
- Почему кожу называют зеркалом нашего организма?
Для того, чтобы ответить на этот вопрос правильно, что вы должны узнать сегодня на уроке? (предполагаемые ответы учащихся)
- как устроена кожа.
-какие функции она выполняет.
Сегодня на уроке, вы должны понять, каким образом взаимосвязаны между собой строение и функции кожи. Для того чтобы разобраться в этом, вы будете работать с текстом, проводить наблюдения и исследования.
III.Формирование новых понятий
- Работа с текстом.
Задание: Прочитайте предложенный текст (лист№1) и выпишите все найденные вами функции кожи в таблицу в ваших технологических картах(Лист№2). На выполнение работы 5 мин.
Итак, прочтите какие функции у вас получились
(Защитная, терморегуляторная, выделительная, рецепторная ).
Какие же особенности строения кожи позволяют выполнять столь разнообразные функции?
Давайте рассмотрим строение кожи.
2.Работа с рисунком.
А для этого выполните задание:
1. Изучите по рисунку строение кожи. В учебнике стр.206
2. Ваша задача по ходу вашего знакомства со строением кожи заполнить кластер в ваших технологических картах (лист №3)
Покажите какой кластер у вас получился.
Мы узнали: из чего состоит кожа. Для того чтобы ответить на наш проблемный вопрос я предлагаю провести эксперименты в группах.
Задание для 1 группы:
Определение чувствительности кожи.
Цель: выяснить, на сколько чувствительны различные участки кожи.
Оборудование: циркуль.
Информация для обдумывания:
Рецепторы прикосновения разбросаны по телу очень неравномерно: например, на голени на 1 см^2 приходится 10 рецепторов, а на коже большого пальца 120.
Ход работы:
1.Разведите ножки циркуля на расстояние в 3-4 мм и прикоснитесь к ниже перечисленным участкам кожи одновременно двумя концами ножек циркуля. Сколько прикосновений вы чувствуете? Разведите ножки циркуля на расстояние в 10-11 мм и повторите опыт снова. Результаты внесите в таблицу.
Участок тела
Расстояние (в3-4 мм)
Расстояние (в10-11 мм)
Кончик пальца
Щека
Кончик носа
Затылок
Плечо
Предплечье
Вывод: 1.Самые чувствительные участки тела - это.
2.Как вы думаете для чего нашей коже нужны болевые, холодовые, тепловые, рецепторы?
Задание для 2 группы.
Опыт с перчатками.
Цель: выяснить, какую роль играет кожа в терморегуляции
Оборудование: пара перчаток-сухая и мокрая.
Информация для обдумывания:
Физическая терморегуляция заключается в регулировании процесса теплоотдачи. Согласно законам физики, тепло между соприкасающимися телами передается от более нагретого к менее нагретому телу путем теплопроводности, поэтому человеческое тело отдает свое тепло одежде и окружающему тело воздуху. Освободиться от излишков тепла можно и путем теплоизлучения, испускания тепловых лучей, без непосредственного контакта с более холодным телом. Это позволяет человеку в сильную жару избавиться от части тепла, если он находится в тени и не согревается ни солнечными лучами, ни тепловыми лучами от нагретых солнцем предметов. За сутки человек отдает 13 500 кДж тепла, из них 80 % через главный орган теплоотдачи - кожу. Терморегуляция связана с выделением пота, сужением и расширением кровеносных сосудов.
Ход работы.
1. Наденьте на руки перчатки: одну сухую, а второй мокрую.
2. Какой руке прохладнее? Почему? Каковы механизмы?
3. Сделайте вывод.
4. Соотнесите результаты с ролью кожи в терморегуляции.
5. Объясните, почему, оставаясь продолжительное время в мокрой одежде и обуви, можно простудиться.
6. Составьте краткий отчет.
Задание для 3 группы:
Изучение строения кожи, волоса (микро – макроскопическое)»
Цель: выяснить как строение кожи связано с ее основной функцией.
Оборудование: лупа, микроскоп, готовый препарат кожных покровов.
Ход работы:
1. Рассмотрите микропрепарат тканей кожи. Результаты внесите в таблицу.
(как расположены клетки, много ли межклеточного вещества?)
ПРИЗНАКИ
кожа
Особенности строения (кожа)
Основная функция
2. С помощью лупы разглядите особенности строения волоса (осветлённого и неокрашенного.
3. Определите сходства и отличия в строении.
4. Сделайте вывод о том, как связано строение кожи с выполняемыми ее функциями.
Какова функция волос? Чем осветленный волос отличается от неокрашенного?
Задание для 4 группы.
Тема: «Выделительная и терморегуляторная функция кожи»
Цель: исследовать терморегуляторную и выделительную функцию кожи человека.
Ход работы:
1.Наденьте пакет на кисть руки и закрепите его в области запястья с помощью резинового кольца или шнурка. Записывайте наблюдения в течение 5 минут.
2. Что происходит с кожей на руке? Что выделяется вместе с потом?
3. Почему одежду предпочтительнее покупать из натуральных материалов?
Сделайте краткий отчет и вывод о работе.
Задание для 5 группы
Отпечатки пальцев.
Цель: выяснить, как папиллярные узоры на пальцах связаны функцией кожи.
Оборудование: помада, лист, салфетки.
Ход работы:
1. Закрасьте пальцы рук испытуемых (2 человека) помадой и поставьте отпечатки на листе.
2. Сравните отпечатки пальцев.
3. Проанализируйте текст. Подготовьте отчет:
1. В дуговом узоре линии, образующие рисунок, идут от одного края подушечки пальца к другому.
2. В петлевом узоре линии, образующие центральную часть рисунка, идут от одного бокового края пальца к центру.
3. Третий тип узоров – завитковые. Имеются две дельты – слева и справа от центральной части узора. Между дельтами располагается рисунок в виде концентрических окружностей, овалов, спиралей, петель.
Сравнив отпечатки пальцев и проанализировав текст, сделайте вывод о том, как папиллярные узоры на пальцах связаны функцией кожи
Где применяются знания об отпечатках пальцев на практике?
Задание для 6 группы
Тема: «Изучение работы потовых и сальных желез».
Цель: выяснить, как работа потовых и сальных желез связана ее функцией.
Оборудование: зеркало, салфетки.
Ход работы:
1.Рассмотрите кожу лица в зеркале (увеличивающем)
2.Определите величину пор.
3.Возьмите бумажную салфетку и поочередно приложите ее к разным участкам лица. Определите где цвет салфетки изменился больше?
Результаты занесите в таблицу
Участки лица
Поры (крупные, мелкие, незаметные)
Изменение цвета салфетки
Лоб у висков
Середина лба
нос
щеки
подбородок
Сделайте вывод о роли потовых и сальных желез в коже.
Почему в подростковом возрасте появляются черные точки и угри?
Отчеты групп и заполнение таблицы о значении кожи.
IV.Первичное закрепление.
Составление синквейна.
V. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.
Практическая работа: «Исследование ногтей»
Предварительные сведения: цвет, форма и поверхность ногтей могут свидетельствовать как о здоровье, так и о болезни человека.
Ход работы:
1.Изучите ногти с помощью лупы
2.Выясните, что могут сказать о здоровье наши ногти.
1.Сделайте вывод о значении ногтей в жизни.
VI.Рефлексия
Продолжите фразы:
Сегодня на уроке мне удалось ……
- узнать.,.
-понять.
-вычислить.
-применить.
-составлять.
-объяснить.
-найти.
другое.
Урок мне показался очень ……., потому что….
- коротким -длинным - скучным или что-то другое.
Оцените свою работу на уроке (учитель заслушивает несколько комментариев, обсуждают поставленные оценки)