kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Функциональная грамотность на уроках биологии на примере урока на тему «Строение и функции кожи. Покровы тела».

Нажмите, чтобы узнать подробности

Функциональная грамотность на уроках биологии на примере урока на тему  «Строение и функции кожи. Покровы тела».Задания для урока взяты на сайте https://bio-oge.sdamgia.ru/.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Функциональная грамотность на уроках биологии на примере урока на тему «Строение и функции кожи. Покровы тела».»

Функциональная грамотность на уроках биологии

Пришлецова О.В., учитель биологии

МОАУ СОШ №56 имени Хана В.Д.

Современное образование нацелено на развитие функциональной грамотности, когда теоретические знания должны использоваться в повседневной жизни.

Функциональная грамотность – это способность применять приобретённые знания, умения и навыки для решения жизненных задач в различных сферах. Её смысл – в метапредметности, в осознанном выходе за границы конкретного предмета, а точнее – синтезировании всех предметных знаний для решения конкретной задачи.

Функциональная грамотность иногда понимается как способность человека вступать во взаимоотношения с внешней средой, быстро адаптироваться, т.е. способность использовать полученные знания и умения при решении реальных жизненных задач.

Многие учащиеся недостаточно владеют навыками применения знаний на практике, умением использовать различную информацию.

Естественнонаучная грамотность – это способность человека осваивать и использовать естественнонаучные знания для распознания и постановки вопросов, для освоения новых знаний, для объяснения естественнонаучных явлений и формулирования основанных на научных доказательствах выводов в связи с естественнонаучной проблематикой.

 Базовым навыком функциональной грамотности является читательская грамотность. В современном обществе умение работать с информацией (читать, прежде всего) становится обязательным условием успешности.

Основные виды читательской функциональной грамотности:

  • информационная грамотность: умение осуществлять поиск информации в учебниках и в справочной литературе, извлекать информацию из Интернета и компакт-дисков учебного содержания, а также из других различных источников, перерабатывать и систематизировать информацию и представлять ее разными способами;

  • коммуникативная грамотность: свободное владение всеми видами речевой деятельности; способность адекватно понимать чужую устную и письменную речь; самостоятельно выражать свои мысли в устной и письменной речи, а также компьютерной, которая совмещает признаки устной и письменной форм речи;

 Основные виды математической функциональной грамотности: это способность учащихся:
- распознавать проблемы, возникающие в окружающей действительности и которые можно решить средствами математики;
- формулировать эти проблемы на языке математики;
- решать эти проблемы, используя математические факты и методы;
- анализировать использованные методы решения;
-интерпретировать полученные результаты с учетом поставленной проблемы;
- формулировать и записывать результаты решения.



Пример. Урок на тему «Строение и функции кожи. Покровы тела».

Задания для урока взяты на сайте https://bio-oge.sdamgia.ru/.


3 этап урока. Актуализация. Задания на слайдах. Формирование естественно-научной грамотности.

Задание 1. Анна, не одеваясь, вышла зимой на балкон снять сушащееся там белье. Температура на балконе −5 °С, Анна провела на балконе 7 минут. Какая температура была в брюшной полости Анны перед возвращением в комнату?

1) около 0 °С

2) между 10 °С и 37 °С

3) от 0 °С до 37 °С

4) около 37 °С

Пояснение. Способность организма человека сохранять постоянную температуру обусловлена сложными биологическими и физико-химическими процессами терморегуляции. В отличие от холоднокровных животных, температура тела теплокровных животных при колебаниях температуры внешней среды поддерживается на определенном уровне, наиболее выгодном для жизнедеятельности организма.

Так, температура кожи на покрытых одеждой участках колеблется от 29°С до 34°С; колебания температуры кожи на открытых частях тела в существенной мере зависят от температуры внешней среды. Температура глубоких тканей более равномерна и составляет 37−37,5°С. Температура тела ниже 24°С и выше 43°С не совместима с жизнью человека.

 Правильный ответ указан под номером 4.

Задание 2. Объясните, почему маленьких детей следует одевать теплее, чем взрослых. Приведите два объяснения.

Пояснение. Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

1) У детей несовершенная терморегуляция, что выражается в меньшей, чем у взрослых, теплопродукции по отношению к теплоотдаче.

2) У детей тонкая кожа, малая толщина подкожного жира, более интенсивное, чем у взрослых, потоотделение. Этими особенностями обусловлена усиленная теплоотдача, приводящая к переохлаждению.

4 этап урока. Изучение нового материала. Презентация. Проблемные вопросы, ситуационные задачи (формирование естественно-научной грамотности).

Например. Клетки эпидермиса все время стираются и слущиваются, например при купании.

? Почему же наша кожа не истончается (Потому что под слоем мертвых клеток находятся живые, которые делятся, приближаются к поверхности и заменяют слущивающиеся клетки.)

5 этап урока. Обобщение и закрепление:

1. Задание. Формирование естественно-научной грамотности.

Установите соответствие между признаком и слоем кожи, для которого он характерен. Для этого к каждому элементу первого столбца подберите позицию из второго столбца. Впишите в таблицу цифры выбранных ответов.

              ПРИЗНАК         

СЛОЙ КОЖИ

A) расположены рецепторы

1) эпидермис

Б) расположены сальные и потовые железы    

2) дерма

В) при ультрафиолетовом облучении в клетках синтезируется меланин


Г) клетки постоянно слущиваются и обновляются


Д) слой пронизан многочисленными кровеносными и лимфатическими

сосудами


Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

А

Б

В

Г

Д

22112

2. Задание. Формирование естественно-научной грамотности.

3. Задание. Формирование естественно-научной грамотности.

Какую функцию выполняет пигмент меланин, образующийся в коже человека?

  1) укрепляет клетки кожи

2) защищает организм от ультрафиолетового излучения

3) способствует сохранению тепла организмом

4) служит резервным питательным веществом для клеток кожи


Пояснение. Меланин в коже начинает вырабатываться, как правило, под воздействием солнечных лучей. Он помогает защитить ткани от неблагоприятных ультрафиолетовых лучей.

 Правильный ответ указан под номером 2.


4. Задание. Формирование естественно-научной и математической грамотности.

Изучите график зависимости изменения температуры кожи от продолжительности контакта с предметом, температура которого составляет 0 °С (по оси у отложена температура кожного покрова человека (в °С), а по х — продолжительность контакта с холодным предметом (в с)).

Какой будет температура кожи в области контакта, если продолжительность соприкосновения с холодным предметом составит 210 с?

  1) 36,4 °С

2) 36,1 °С

3) 35,8 °С

4) 35,5 °С

Пояснение. Изучив график, отражающий зависимость изменения температуры кожных покровов человека от продолжительности контакта с холодным металлическим предметом находим на оси x время — 210 секунд затем находим пересечение с графиком — это будет соответственно приблизительно 35,8 °С.

Правильный ответ указан под номером 3.


5. Задание. Формирование естественно-научной и математической грамотности.

Пользуясь таблицей «Расход энергии у взрослого человека, при средней температуре и влажности поверхности окружающей среды и обычных нагрузках» и знаниями курса биологии ответьте на следующие вопросы:

1) В каких условиях отдача тепла происходит в основном за счёт испарения?

2) На какой процесс тратится больше всего энергии?

3) Почему в походах не рекомендуется спать на земле без коврика или подстилки из травы или хвои?

Расход энергии у взрослого человека, при средней температуре и влажности поверхности окружающей среды и обычных нагрузках

Форма расхода энергии

Количество килокалорий

Процент всей теплоотдачи

Дыхание, испарение

35

1,30

Работа

51

1,88

Испарение воды кожей

558

20,67

Нагревание выдыхаемого воздуха

42

1,55

Теплопроведение — нагревание окружающего воздуха

833

30,85

Теплоизлучение

1181

43,75


Пояснение.

1) В жарких помещениях, в жарком климате

2) Больше всего энергии тратится на теплоизлучение

3) Земля хороший проводник тепла, поэтому спящий быстро начинает замерзать





Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Биология

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 9 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Пришлецова Оксана Владимировна

Дата: 13.05.2023

Номер свидетельства: 631345


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства