Просмотр содержимого документа
«Урок по биологии "Покровы тела. Строение и функции кожи" 8 класс»
МКОУ «Белоусовская ООШ»
Меньшенина Т.Н.
Урок по биологии 8 класс.
«Покровы тела. Строение и функции кожи».
Тип урока: урок открытия нового знания. Используемые технологии: здоровьесбережения, проблемного обучения, развивающего обучения, интерактивные, критического мышления. Формируемые УУД: рег.-планировать свою деятельность и прогнозировать её результат, ставить задачи для достижения цели урока; позн.-умение работать с различными источниками информации, сравнивать и делать выводы, строить логические суждения, устанавливать причинно-следственные связи; ком.-строить речевые высказывания в устной форме, аргументировать свою точку зрения; лич.-проявлять познавательную активность в изучении темы урока в силу её практической значимости для сохранения здоровья, уметь применять полученные знания в практической деятельности. Планируемые результаты: давать определение понятий эпидермис, дерма, сальные и потовые железы, волосы, ногти; называть функции кожи, различать с помощью иллюстрации в учебнике компоненты разных слоёв кожи. Оборудование: таблица «Строение кожи», лупы, подушечка, смоченная тушью или чернилами.
Ход урока:
Проверка домашнего задания:
1.Индивидуальная работа по карточкам:
-соотнесите некоторые показатели жизненных функций с диагнозами заболеваний:
За сутки почки пропускают 1700 литров крови. В организме подростка её содержится 10 % от массы тела. Рассчитайте, сколько раз кровь пройдёт через почки, подростка массой 50 кг.
После выполнения индивидуальных заданий – взаимопроверка.
2. Работа с классом.
- С какой целью при проверке здоровья человека людям делают анализ мочи?
- У человека обнаружены больные почки, а врач рекомендует ему лечить гнилые зубы и ангину?
- При анализе мочи и крови у больного было обнаружено довольно много сахара. Что можно предположить?
Работа по теме учебника.
Сегодня на уроке мы познакомимся с органом человеческого тела, а с каким, вы узнаете из подсказок.
-это самый тяжёлый орган человеческого тела, в среднем 2,7 кг, площадь составляет около 2 квадратных метров, а толщина – от 0,2 до 1,4 мм;
- его называют «зеркалом здоровья и болезни»;
- этот орган отмирает и рождается вновь;
- этот орган тесно связан с нервной системой;
-этот орган формирует образования – волосы и ногти;
Что ЭТО?
Это кожа человека. (ученики записывают тему урока в тетради). Как вы думаете,почему кожу человека называют удивительным изобретением природы?
В нашем организме существует несколько систем органов. Самой видимой и лежащей на поверхности нашего организма является покровная система. Она включает в себя: кожу, а волосы и ногти – это её производные. Покровная система – это граница между внутренней средой организма и внешней средой.
Кожа выполняет ряд разнообразных функций, какие это функции? Как же устроен этот орган, и какие особенности её строения позволяют выполнять такие разнообразные функции?
Самостоятельная работа с текстом учебника на с. 200-202 и заполнение таблицы:
Слой кожи
Особенности строения
Функции
После заполнения таблицы обсуждается информация, занесённая в таблицу, и дополняется учителем при необходимости.
Один учащийся показывает основные части кожи на таблице «Строение кожи».
В целом за свою жизнь человек «сбрасывает» с себя около 18 кг «мёртвой» кожи. А сейчас, ребята, мы проведём с вами самонаблюдение нашей кожи. Возьмите лупы, которые лежат у вас на столах, рассмотрите внимательно кожу своих рук и ответьте на вопросы:
Оттяните кожу на тыльной стороне кисти. Какие свойства кожи вы обнаружили?
Рассмотрите кожу сначала без лупы, а потом с её помощью кожу тыльной стороны кисти сустава. Что происходит со складками в области сустава? Каково значение этих складок кожи?
Рассмотрите строение ногтя. Почему на них нет нервных окончаний, кровеносных сосудов?
Рассмотрите узоры на подушечках пальцев, почему по отпечаткам пальцев можно установить личность человека? – Ребята, слегка окрасьте подушечки пальцев тушью и поставьте свои отпечатки на тетрадном листе. Рассмотрите их. У каждого человека отпечатки будут индивидуальными и неповторимыми. Это используется в криминалистике для поимки преступников, а такой метод называется дактилоскопия.
После выполнения работы обсуждаются её результаты.
Мы сказали, что покровная система содержит не только кожу, но и роговые образования - волосы и ногти. Они состоят в основном из кератина. Волос на поверхности тела состоит из мёртвых клеток, поэтому мы не чувствуем боли в волосах. Тип волос зависит от формы волосяной луковицы: если она круглая – волос прямой, если овальная – волос волнистый, а если почкообразная – волос кудрявый. Цвет волос определяется количеством меланина (пигмента кожи). Тёмные волосы содержат чистый меланин, светлые – меланин плюс сера, рыжие – меланин плюс железо. Волосы растут со скоростью 1,25 см в месяц. А всего у взрослого человека на голове около 120 тысяч волос. А что такое ногти нам расскажет ваш одноклассник - сообщение учащегося.
Можем ли мы сказать, исходя из изученного сегодня материала, что кожа является удивительным созданием природы?
Выводы урока:
Кожа – наружный покров тела, которая выполняет различные функции: защитную, выделительную, терморегуляторную, рецепторную.
Кожа состоит из двух слоёв – эпидермы и дермы.
Кроме желез и пор кожа имеет роговые образования – волосы и ногти.
Кожа – это второй мозг, т.к. эпидерма, мозг и нервная система развиваются у человеческого эмбриона одновременно.
Рефлексия:
В чём проявляется защитная функция кожи?
Почему образуется загар?
Объясните выражения «волосы встали дыбом» и «гусиная кожа».
Можно ли наносить дезодорант в область подмышек на целый день?
Как надо правильно отстригать ногти на руках и на ногах?
Что такое себорея и педикулёз?
Домашнее задание: параграф 39, ответить на вопросы, подготовить сообщения на тему «Заболевания кожи. Гигиена кожи».