Просмотр содержимого документа
«Урок биологии по теме "Строение нервной системы"»
Тема: Значение и строение нервной системы человека.
Цель: формирование знаний об особенностях строения и функционирования нервной системы.
Задачи:
образовательная: способствовать пониманию знаний о строении и функциях нервной системы, нервных клеток
развивающая: развивающая: продолжить обучение умениям находить необходимые сведения в тексте учебника, раскрывать причинно-следственные связи
воспитательная: стимулировать развитие познавательного интереса, продолжить работу по развитию интеллектуальных умений.
Оборудование: презентация «Значение и строение нервной системы», дидактические материалы к уроку, таблица ".
Ход урока
Организационный момент.
Проверка готовности учащихся к уроку, приветствие.
Анализ контрольной работы.
Мотивационный момент.
Человек существо биологическое и имеет клеточное строение. Тело человека состоит из более чем ста триллионов клеток.
Каким образом обеспечивается согласованная работа клеток, органов, систем органов?
Как человек реагирует на изменения окружающей среды?
Какая система органов регулирует работу всех клеток, органов и тканей организма? (Эти функции в организме человека выполняет нервная система.)
Запишем тему урока: Значение и строение нервной системы человека.
Сформулируйте цели урока.
- познакомиться со строением нервной системы человека,
- узнать какое значение нервная система имеет в общей системе органов человека.
3. Изучение нового материала.
1. Значение нервной системы.
Развитие нервной системы
Нервная система высших животных и человека представляет собой результат длительного развития в процессе приспособительной эволюции живых существ. Развитие центральной нервной системы происходило, прежде всего, в связи с усовершенствованием восприятия и анализа воздействий из внешней среды.
Вместе с тем совершенствовалась и способность отвечать на эти воздействия координированной, биологически целесообразной реакцией. Развитие нервной системы шло также в связи с усложнением строения организмов и необходимостью согласования и регуляции работы внутренних органов. Для понимания деятельности нервной системы человека необходимо познакомиться с основными этапами ее развития.
Типы нервной системы у животных.
В процессе эволюции изменялась организация организмов, изменялось и строение нервной системы.
– Давайте вспомним какие типы НС различают у животных. (слайд презентации ).
Исходя из выше сказанного, какой можно сделать вывод?
Вывод: Чем выше организация животного, тем сложнее деятельность и разнообразнее функции нервной системы.
2. Функции нервной системы:
Работа в группах по 4 человека.
Задание: познакомиться с текстом параграфа 43, сформулировать функции нервной системы, дать пояснения.
План работы:
Распределите между членами группы материал параграфа.
Познакомьтесь каждый со своим материалом, обсудите и назовите функции нервной системы.
Запишите функции нервной системы в тетрадь.
Функции нервной системы человека:
Обеспечивает относительное постоянство внутренней среды организма;
Согласует работу всех органов;
Обеспечивает выживание организма как единого целого;
Обеспечивает осуществление психических процессов.
Далее учащиеся озвучивают полученный результат, комментируют, корректируют записи.
Физминутка.
1. И.п – стоя или сидя. Руки к плечам, кисти сжаты в кулаки, голову наклонить назад, повернуть руки локтями кверху, одновременно сделать вдох. Вернуться в и.п., выдох. Упражнение выполняется 4–6 раз.
2. И.п. – сидя. Наклон головы вправо, и.п., наклон головы влево, и.п., поворот головы вправо, и.п., поворот головы влево, и.п.
3. Сделать наклон вперед 2-3 раза, стараться дотянуться кончиками пальцев рук до носков обуви.
4. Поднять руки вверх и потянуться. Опустить руки, расслабить мышцы рук и плечь.
В ходе упражнений происходит механическое воздействие на стенки сосудов, повышение их эластичности, расширение сосудов головного мозга и усиление мозгового кровообращения, облегчение и интенсивность умственной деятельности.
3. Строение нервной системы.
- Работа в парах с книгой и дидактической карточкой.
1. Познакомьтесь со структурой нервной системы человека, составьте схему «Строение нервной системы»
Нервная система
Нервную систему (по месту расположения) подразделяют на центральную и периферическую. К центрально нервной системе относят спинной и головной мозг, к периферической – нервы, нервные узлы и нервные окончания.
2. Какой тканью образована нервная система? (Основной тканью нервной системы является нервная ткань.)
3. Что является структурной единицей нервной ткани? (нейроны)
4. Из чего состоят нейроны? (Стр.37-38) (тело и отростки-дендриты и аксоны)
5. Чем образовано серое вещество мозга? (тела и дендриты нейронов)
6. Чем образовано белое вещество в центральной нервной системе? (отростками нейронов)
7. Какие виды нервов существуют в зависимости от выполняемой ими функции? (чувствительные, исполнительные и смешанные).
4. Первичная проверка понимания.
На доске с помощью магнитов воссоздать схему, записанную в тетради.
С остальными учащимися учитель проводит беседу по вопросам в карточке.
5 . Закрепление знаний и способов действий.
Задание: продолжите утверждения:
Нервная ткань образована нейронами.
Нейроны состоят из тела и отростков.
Тела нейронов образуют серое вещество.
Различают длинные отростки аксоны и короткие - дендриты.
Отростки нейронов образуют белое вещество.
В процессе один ученик у доски составляет кластер
7. Подведение итогов урока.
Давайте вспомним, какие цели мы ставили в начале урока?
Достигли ли мы их? Все ли у нас получилось?
8. Рефлексия.
Запись на слайде
Своей работой я:
доволен…
не совсем доволен…
я недоволен, потому что…
Сегодня на уроке я…
научился...
было интересно…
было трудно…
мои ощущения…
эти знания мне пригодятся в жизни, например …
9. Информация о домашнем задании.
§ 43, 44 (стр. 222), устно ответить на вопросы на стр.221 № 1-5, на стр.227 № 1-2.
Творческое задание: создать макет «Нервная система человека».