kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Технологическая карта урока "Значение, строение и функционирование нервной системы".

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема урока

 Значение, строение и функционирование нервной системы

Тип урока

урок  «открытия» нового знания

Целевые установки

Личностные:    формирование ценностей биологического знания  как важнейшего компонента  естественно - научной картины мира.

Метапредметные:  развитие познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение  данной темы; умения работать в малой  группе ; формировать умения самостоятельно работать с текстом учебника, извлекать из него нужную информацию, логически мыслить и оформлять результаты мыслительных операций в устной и письменной форме; работать с дополнительной литературой, Интернет-ресурсами.

Предметные   формирование знаний об особенностях строения и функционирования нервной системы.

Основное содержание  изучаемой темы

 Центральная нервная система. Периферическая нервная система. Нервы. Нервные узлы. Нервные центры. Прямые и обратные связи. Соматический и автономный (вегетативный) отделы нервной системы.

Ключевые опорные точки темы урока

Значение, строение и функционирование нервной системы.

Термины и понятия

 Центральная  часть. Периферическая  часть. Нервы. Нервные узлы. Нервные центры. Прямые связи. Обратные связи. Соматический отдел. Автономный (вегетативный) отдел.

Планируемые образовательные результаты

Личностные

Метапредметные

Предметные

Понимание значения нервной системы в жизни организма и сформировать чувства бережного отношения к своему  здоровью.

Познавательные УУД:  умение структурировать знания о   строении и значении нервной системы.

Регулятивные УУД: умение планировать свою деятельность под руководством учителя, осуществлять итоговый и пошаговый контроль своих действий, работать в соответствии с поставленной задачей, сравнивать полученные результаты с ожидаемыми.

Коммуникативные УУД:  умение планировать  учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, общаться и взаимодействовать друг с другом, вести диалог.

Обучающиеся должны знать: основные понятия темы, роль  нервной системы в жизни человека.                                                 

Обучающиеся должны уметь:  распознавать и описывать на таблицах основные части нервной системы.

Организация деятельности обучающихся в информационно-коммуникационной предметной среде

Информационные ресурсы

Формы работы

Межпредметные связи

Диагностические материалы

Биологический

 эксперимент

Учебник: Биология 8 класс; А.Г.Драгомилов, Р.Д.Маш п.46  рис. 75, с.188., 

Рабочая тетрадь с печатной основе часть  2 с.24-25:

Задание  151-154

коллективная (К);

индивидуальная (И);

парная (П);

  Химия, физика

1

Типовые задания:

2. Учебно-познавательные задачи:

3. Учебно-практические задачи:

Практическая работа: учебник с. 189.

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Формирование УУД обучающихся как результат совместной деятельности

I.  Актуализация изученного

 1.Активизирует внимание.

Обратите внимание на доску, прочитайте высказывание:

Учитесь, читайте, размышляйте и извлекайте из всего самое полезное”. (Н.И. Пирогов)

2. Организует деятельность по актуализации знаний     

1 ряд:

 Вспомните типы нервной системы у животных и найдите   соответствие  на схеме.

 2 ряд

Вспомните п.4,5:

Что такое рефлекс и рефлекторная дуга?

Из каких отделов состоит нервная система млекопитающего?

3 ряд.

Вспомните п.,5:

Каково значение нервной системы?

Объясняют смысл, данного высказывания, мысленно связывают его со своей деятельностью на уроке.(И)

1.Анализируют схему (П), устанавливают причинно следственные связи (П). Записывают результаты в тетрадь (И).

Кишечно-полостные – диффузная.

Черви, членистоногие – узловая.

Позвоночные – трубчатая (рыбы, амфибии, птицы, млекопитающие – головной мозг).

2. Осуществляют поиск информации в учебнике и представляют содержание прочитанного материала,  оформляя свои мысли в устной речи (И)

3. Высказывают суждения.        

Личностные: Оценить ситуацию, понимать и  осмысливать  ранее изученный материал

Метапредметные

Познавательные:

Давать определение понятиям   рефлекс и рефлекторная дуга. 

  • Осуществлять сравнение   типов нервной системы у живых организмов.
  • Строить логические  рассуждения, устанавливать причинно-следственные связи.
  • Осознанно и произвольно строить речевые высказывания
  • Поиск и выделение необходимой информации.

Регулятивные: Слушать вопросы и  дополнять, уточнять ответы одноклассников.

Коммуникативные: Воспринимать на слух вопросы учителя и ответы учащихся. Строить понятные для собеседника речевые высказывания.

Предметные: Актуализировать знания обучающихся   типах нервной системы.

II.  Мотивация  к изучению нового материала и целеполагание

1.Организует осуждение проблемы: «Может ли современный человек прожить без нервной системы?».

2. Предлагает сформулировать цель урока и выстроить учебные задачи для достижения намеченной цели

 

1. Выдвигают  ги­потезы и обсуждают их. (К).

2.   

 С помощью учителя  работают  по целеполаганию и формируют задачи урока (К, И). Моя цель на уроке узнать о….

Личностные: Формировать   учебно-познавательную мотивацию учения.

Метапредметные

Познавательные:

Высказывать логические  рассуждения в выдвижении гипотез. Осознанно и произвольно строить речевые высказывания при выдвижении гипотез и их обсуждении.                                 Регулятивные: Ставить учебные цели с помощью учителя и самостоятельно. Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей.

  • планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками. Определять цели, способы взаимодействия.

                                                                             III. Учебно-познавательная деятельность

1.Организует работу в  парах по  изучение  ключевых опорных точек:    классификация  нервной системы по местоположению и по функциям, роль прямых и обратных связей в рефлекторной регуляции.

2.Курирует выполнение работы, осуществляет выборочный (индивидуальный ) контроль.

1.      Работают с текстом учебника, анализируют содержание (П) стр.187-188,  записывают результаты в тетрадь (И).

Классификация  нервной системы по местоположению.

Классификация  нервной системы по функциям.

2.Афиширование результатов работы (Г)

Личностные: Формировать   учебно-познавательную деятельность.

Метапредметные

Познавательные:

Общеучебные

  • Осознанно строить речевые высказывания.
  • Искать и выделять необходимую информацию.

Логические

  • Анализировать объекты  с целью выделения признаков (существенных, несущественных).
  • Устанавливать причинно-следственные связи,   строить логические цепи рассуждений.

Знаково-символические действия

  • Переводить информацию  из полного текста в таблицу и   тезисы.

  Регулятивные:

  • Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её решения.

Коммуникативные:

  • Инициативно сотрудничать в поиске и сборе информации.
  • Владеть монологической и диалогической формами речи.

Предметные:

  Знать классификацию нервной системы по местоположению и функциям.

IV. Интеллектуально-преобразовательная деятельность

  1.Активизирует внимание, формулирует задание:

Установите роль прямых и обратных связей в рефлекторной регуляции?

2.Контролирует выполнение работы,  осуществляет выборочный контроль.

3. Организует работу в парах:

- В рабочих тетрадях на печатной основе.          

 1.Работают с текстом учебника (И) стр.188-189,  

выполняют практическую работу в парах «Действие прямых и обратных связей». (П). Выводы записывают в тетрадь (И).

2.      Комментируют и обосновывают выбор написания вывода.

3. Работают в парах, выполняя задания  

                                  з.150 стр.24

Личностные:  Понимания значения нервной системы в жизни организма и сформировать чувства бережного отношения к своему  здоровью.

Метапредметные

Познавательные:

Общеучебные

  • Искать и выделять необходимую информацию.

Логические

  • Устанавливать причинно-следственные связи,   строить логические цепи рассуждений.

  Регулятивные:

  • Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её решения.
  • Осуществлять итоговый и пошаговый контроль своих действий.

Коммуникативные:

  • Инициативно сотрудничать в поиске и сборе информации.

Предметные:

  Понимать практическую значимость   нервной системы для человека.

V. Оценочно-рефлексивная деятельность

1. Организует деятельность по  закреплению и оцениванию изученного материала и предлагает  ответить на вопросы и поработать по терминам урока.

2.Организует самопроверку и взаимоконтроль.

3. Организует вербальную форму рефлексии, используя методику незаконченного предложения (устно).

1.Отвечают на вопросы. (К).

  • Какие существуют типы нервной системы?
  • Какого типа нервная система у человека?
  • Какие клетки образуют нервную ткань?

2.Слушают учителя и пользуясь текстом учебника проводят самоконтроль (И) и взаимоконтроль (П).  Работа по терминам.

1.Центральная часть н.с. это…

2.Нервные центры это…

3.Периферическая часть н.с. это…

4.Нервы это…

5.Нервные узлы это…

6.Прямые связи рефлекторной деятельности это…

7. Обратные  связи рефлекторной деятельности это….

3.Выбирают предложенные варианты ответов рефлексии.

- Сегодня на уроке я.

-  Самым полезным интересным для меня было.

- Я встретился с трудностью при.

- Мне это необходимо для.

- На уроке было над чем подумать….

- У меня хорошо получилось.

Личностные:  Понимания значения нервной системы в жизни организма

Метапредметные

Познавательные:

контроль и оценка процесса и результата деятельности.

Логические

ü синтез как составление целого из частей, в том числе самостоятельно достраивая, восполняя недостающие компоненты;

  Регулятивные:

     выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что ещ? подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения.

Коммуникативные:

  • Владеть монологической и диалогической формами речи.

Предметные:

 Выделять предмет изучения науки биологии и понимать практическую  нервной системы для человека.

Домашнее задание: Для всех  § 46,   рабочая тетрадь часть 2 (РТ) задание  151,152,153 с.24-25.

 На выбор: сообщение  из цикла «Это интересно» по теме урока.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«п. 46 Значение, строение и функционирование нервной системы»

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

Тема урока

Значение, строение и функционирование нервной системы

Тип урока

урок «открытия» нового знания

Целевые установки

Личностные:  формирование ценностей биологического знания как важнейшего компонента естественно - научной картины мира.

Метапредметные:  развитие познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение данной темы; умения работать в малой группе ; формировать умения самостоятельно работать с текстом учебника, извлекать из него нужную информацию, логически мыслить и оформлять результаты мыслительных операций в устной и письменной форме; работать с дополнительной литературой, Интернет-ресурсами.

Предметные формирование знаний об особенностях строения и функционирования нервной системы.

Основное содержание изучаемой темы

Центральная нервная система. Периферическая нервная система. Нервы. Нервные узлы. Нервные центры. Прямые и обратные связи. Соматический и автономный (вегетативный) отделы нервной системы.

Ключевые опорные точки темы урока

Значение, строение и функционирование нервной системы.

Термины и понятия

Центральная часть. Периферическая часть. Нервы. Нервные узлы. Нервные центры. Прямые связи. Обратные связи. Соматический отдел. Автономный (вегетативный) отдел.

Планируемые образовательные результаты

Личностные

Метапредметные

Предметные


Понимание значения нервной системы в жизни организма и сформировать чувства бережного отношения к своему здоровью.


Познавательные УУД: умение структурировать знания о строении и значении нервной системы.

Регулятивные УУД: умение планировать свою деятельность под руководством учителя, осуществлять итоговый и пошаговый контроль своих действий, работать в соответствии с поставленной задачей, сравнивать полученные результаты с ожидаемыми.

Коммуникативные УУД: умение планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, общаться и взаимодействовать друг с другом, вести диалог.

Обучающиеся должны знать: основные понятия темы, роль нервной системы в жизни человека .

Обучающиеся должны уметь: распознавать и описывать на таблицах основные части нервной системы.










Организация деятельности обучающихся в информационно-коммуникационной предметной среде

Информационные ресурсы

Формы работы

Межпредметные связи

Диагностические материалы

Биологический

эксперимент


Учебник: Биология 8 класс; А.Г.Драгомилов, Р.Д.Маш п.46 рис. 75, с.188.,

Рабочая тетрадь с печатной основе часть 2 с.24-25:

Задание 151-154



коллективная (К);

индивидуальная (И);

парная (П);

Химия, физика

1

Типовые задания:

2. Учебно-познавательные задачи:

3. Учебно-практические задачи:



Практическая работа: учебник с. 189.





Деятельность учителя и обучающихся

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Формирование УУД обучающихся как результат совместной деятельности

I. Актуализация изученного

1.Активизирует внимание.

Обратите внимание на доску, прочитайте высказывание:

Учитесь, читайте, размышляйте и извлекайте из всего самое полезное”. (Н.И. Пирогов)

2. Организует деятельность по актуализации знаний

1 ряд:

Вспомните типы нервной системы у животных и найдите соответствие на схеме.



2 ряд

Вспомните п.4,5:

Что такое рефлекс и рефлекторная дуга?

Из каких отделов состоит нервная система млекопитающего?

3 ряд.

Вспомните п.,5:

Каково значение нервной системы?

Объясняют смысл, данного высказывания, мысленно связывают его со своей деятельностью на уроке.(И)















1.Анализируют схему (П), устанавливают причинно следственные связи (П). Записывают результаты в тетрадь (И).


Кишечно-полостные – диффузная.

Черви, членистоногие – узловая.

Позвоночные – трубчатая (рыбы, амфибии, птицы, млекопитающие – головной мозг).

2. Осуществляют поиск информации в учебнике и представляют содержание прочитанного материала, оформляя свои мысли в устной речи (И)













3. Высказывают суждения.

Личностные: Оценить ситуацию, понимать и осмысливать ранее изученный материал


Метапредметные

Познавательные:

Давать определение понятиям рефлекс и рефлекторная дуга .

  • Осуществлять сравнение типов нервной системы у живых организмов.

  • Строить логические рассуждения, устанавливать причинно-следственные связи.

  • Осознанно и произвольно строить речевые высказывания

  • Поиск и выделение необходимой информации.

Регулятивные: Слушать вопросы и дополнять, уточнять ответы одноклассников.

Коммуникативные: Воспринимать на слух вопросы учителя и ответы учащихся. Строить понятные для собеседника речевые высказывания.

Предметные: Актуализировать знания обучающихся типах нервной системы.

II. Мотивация к изучению нового материала и целеполагание

1.Организует осуждение проблемы: «Может ли современный человек прожить без нервной системы?».

2. Предлагает сформулировать цель урока и выстроить учебные задачи для достижения намеченной цели


1. Выдвигают ги­потезы и обсуждают их. (К).







2.

С помощью учителя работают по целеполаганию и формируют задачи урока (К, И). Моя цель на уроке узнать о….


Личностные: Формировать учебно-познавательную мотивацию учения.

Метапредметные

Познавательные:

Высказывать логические рассуждения в выдвижении гипотез. Осознанно и произвольно строить речевые высказывания при выдвижении гипотез и их обсуждении. Регулятивные: Ставить учебные цели с помощью учителя и самостоятельно. Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей.

Коммуникативные: планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками. Определять цели, способы взаимодействия.

III. Учебно-познавательная деятельность

1.Организует работу в парах по изучение ключевых опорных точек: классификация нервной системы по местоположению и по функциям, роль прямых и обратных связей в рефлекторной регуляции.













2.Курирует выполнение работы, осуществляет выборочный (индивидуальный ) контроль.


  1. Работают с текстом учебника, анализируют содержание (П) стр.187-188, записывают результаты в тетрадь (И).

Классификация нервной системы по местоположению.


Классификация нервной системы по функциям.



2.Афиширование результатов работы (Г)






Личностные: Формировать учебно-познавательную деятельность.

Метапредметные

Познавательные:

Общеучебные

  • Осознанно строить речевые высказывания.

  • Искать и выделять необходимую информацию.

Логические

  • Анализировать объекты  с целью выделения признаков (существенных, несущественных).

  • Устанавливать причинно-следственные связи,   строить логические цепи рассуждений.

Знаково-символические действия

  • Переводить информацию из полного текста в таблицу и тезисы.

Регулятивные:

  • Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её решения .

Коммуникативные:

  • Инициативно сотрудничать в поиске и сборе информации.

  • Владеть монологической и диалогической формами речи.

Предметные:

Знать классификацию нервной системы по местоположению и функциям.



IV. Интеллектуально-преобразовательная деятельность

1.Активизирует внимание, формулирует задание:

Установите роль прямых и обратных связей в рефлекторной регуляции?

2.Контролирует выполнение работы, осуществляет выборочный контроль.

3. Организует работу в парах:

- В рабочих тетрадях на печатной основе.

1.Работают с текстом учебника (И) стр.188-189,

выполняют практическую работу в парах «Действие прямых и обратных связей». (П). Выводы записывают в тетрадь (И).






  1. Комментируют и обосновывают выбор написания вывода.





3. Работают в парах, выполняя задания


з.150 стр.24

Личностные: Понимания значения нервной системы в жизни организма и сформировать чувства бережного отношения к своему здоровью.

Метапредметные

Познавательные:

Общеучебные

  • Искать и выделять необходимую информацию.

Логические

  • Устанавливать причинно-следственные связи,   строить логические цепи рассуждений.

Регулятивные:

  • Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её решения.

  • Осуществлять итоговый и пошаговый контроль своих действий.

Коммуникативные:

  • Инициативно сотрудничать в поиске и сборе информации.

Предметные:

Понимать практическую значимость нервной системы для человека.

V. Оценочно-рефлексивная деятельность

1. Организует деятельность по закреплению и оцениванию изученного материала и предлагает ответить на вопросы и поработать по терминам урока.

2.Организует самопроверку и взаимоконтроль.



















3. Организует вербальную форму рефлексии, используя методику незаконченного предложения (устно).

1.Отвечают на вопросы. (К).

  • Какие существуют типы нервной системы?

  • Какого типа нервная система у человека?

  • Какие клетки образуют нервную ткань?





2.Слушают учителя и пользуясь текстом учебника проводят самоконтроль (И) и взаимоконтроль (П). Работа по терминам .

1.Центральная часть н.с. это…

2.Нервные центры это…

3.Периферическая часть н.с. это…

4.Нервы это…

5.Нервные узлы это…

6.Прямые связи рефлекторной деятельности это…

7. Обратные связи рефлекторной деятельности это….

3.Выбирают предложенные варианты ответов рефлексии.

- Сегодня на уроке я ...

- Самым полезным интересным для меня было ...

- Я встретился с трудностью при ...

- Мне это необходимо для ...

- На уроке было над чем подумать….

- У меня хорошо получилось ...


Личностные: Понимания значения нервной системы в жизни организма

Метапредметные

Познавательные:

контроль и оценка процесса и результата деятельности.

Логические

    • синтез как составление целого из частей, в том числе самостоятельно достраивая, восполняя недостающие компоненты;

Регулятивные:

выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что ещѐ подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения .

Коммуникативные:

  • Владеть монологической и диалогической формами

речи.

Предметные:

Выделять предмет изучения науки биологии и понимать практическую нервной системы для человека.

Домашнее задание: Для всех § 46, рабочая тетрадь часть 2 (РТ) задание 151,152,153 с.24-25.

На выбор: сообщение из цикла «Это интересно» по теме урока.

Подготовка к ГИА.





2




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Биология

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 8 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Технологическая карта урока "Значение, строение и функционирование нервной системы".

Автор: Захарова Татьяна Михайловна

Дата: 21.12.2015

Номер свидетельства: 268962


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства