kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок по биологии 8 класс на тему "Значение нервной системы, её строение и функции. Строение нейрона. Рефлекс и рефлекторная дуга"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Дата:_________          Предмет: БИОЛОГИЯ           Класс: 8      № урока: 13

 

Тема урока: Значение нервной системы, её строение и функции. Строение нейрона: тело нейрона, дендриты, аксон, рецептор, синапс. Возбуждение и торможение.  Рефлекс и рефлекторная дуга. Центральная и периферическая части нервной системы.  Лабораторная работа № 2.

Цели урока:

Образовательные:

 расширить знания о строении и функциях нервной системы, нервной ткани, нейронах; о рефлексе, рефлекторной дуге и обратной связи, раскрыть значение рефлексов в жизни человека; показать большой вклад сущность И. М. Сеченова и И. П. Павлова в развитии учения о рефлексах.

Развивающие:

развивать умения работать с учебником, составлять схемы, проводить самонаблюдения.

Воспитательные:

сформированные чувства бережного отношения к своему организму.

Тип урока: изучение нового материала

Методы обучения: самостоятельный, наглядно-иллюстративный, словесный

Оборудование: учебник, таблицы «Строение нервной системы», «Рефлекторная дуга»

Ход урока

1.  Организационный  момент.

2.  Психологический настрой.

  3. Изучение нового материала:

 «Строение и функции нервной системы»:

1. Нервная система – это совокупность специальных структур, объединяющая и координирующая деятельность всех органов и систем организма в постоянном взаимодействии с внешней средой.

3. Нейрон – это основная структурная и функциональная единица н. с.

4. Нейрон - это нервная клетка с отростками.

5. Нервный узел или ганглии – скопление тел нервных клеток за пределами цнс.

6. Нейроглии располагаются между нейронами и составляет межклеточное вещество нервной ткани.

7. Нервы – скопления длинных отростков нервных клеток, покрытых оболочкой.

8. Медиаторы - физиологически активные вещества, выделяющиеся в результате возбуждения.

9. Строение нейрона: тело и отростки (длинный - аксон и короткие - дендриты). Длинные отростки часто покрыты оболочкой из жироподобного вещества белого цвета – миелиновой оболочкой. Их скопления в ц. н. с. образуют белое вещество.

10. Нейроны по функциональным свойствам делятся на чувствительные (центростремительные), несущие возбуждение от рецепторов ц. н. с, двигательные (центробежные), передающие возбуждение из ц. н. с к рабочему органу и вставочные, контактные или промежуточные, соединяющие между собой чувствительные и двигательные пути. Тела и отростки этих нейронов не выходят за пределы ц. н. с.

10. Нервы: чувствительные, двигательные и смешанные.                            

11. Нервная система делится на центральную (головной и спинной мозг) и периферическую (соматическую и вегетативную: симпатическую и парасимпатическую).

12. Деятельность нервной системы основывается на процессах: возбуждение и торможение.

«Рефлекс и рефлекторная дуга»

1. Раздражитель – стимул, любое воздействие, способное вызвать биологическую реакцию живого организма.

2. Раздражение - реакция организма на действие раздражителя.

3. Раздражимость – способность живых клеток, тканей, организма реагировать на внешние и внутренние воздействия – раздражители; лежит в основе их приспособления к изменяющимся условиям среды.

 Раздражимость проявляется у живых организмов по – разному:

 - у растений проявляется в виде реакций на свет – фототропизмов;

 - у животных, не имеющих нервной системы, в форме двигательных реакций– таксисов;

 - у многоклеточных животных нервная и мышечные ткани обеспечивают быстрые и

 точные реакции на раздражения (возбудимость - способность клеток отвечать на

 раздражение, возбуждение - реакция их на раздражение).

4. Рефлекс – ответная реакция организма на раздражитель, поступающий из внешней и внутренней среды, осуществляемая и контролируемая центральной нервной системой. Рефлексы – основная форма нервной деятельности организма человека и других многоклеточных животных.

5. Рефлексы делятся на безусловные и условныеТаблица 9.

6. Вся деятельность нервной системы осуществляется рефлекторным путем. С помощью рефлексов устанавливается взаимодействие различных систем целого организма и его приспособление к меняющимся условиям среды. Например, при повышении кровяного давления в аорте рефлекторно меняется работа сердца. Благодаря рефлекторной деятельности организм быстро реагирует на различные воздействия среды.

7. Рефлекторная дуга или рефлекторное кольцо – путь, по которому проходят нервные импульсы от рецептора к рабочему органу. Рис. 18

8. В рефлекторной дуге различают 5 звеньев:

а). Рецептор – воспринимает раздражение и преобразует его в нервный импульс. Обычно рефлекс возникает при раздражении не одного, а многих рецепторов, расположенных в той или иной части тела. Совокупность рецепторных образований, которые при раздражении приводят к появлению определенного специфического рефлекса, называют рефлексогенной зоной.

б). Чувствительный (центростремительный) нейрон – передает возбуждение к центру.

в). Нервный центр – возбуждение переключается с чувствительных нейронов на двигательные (в трехнейронной дуге имеется вставочный нейрон).

г). Двигательный (центробежный) нейрон – несет возбуждение от центральной нервной системы к рабочему органу.

д). Рабочий орган – реагирует на получение раздражение. Таблица 10Рис. 19.

9. Принцип обратной связи: информация от рецепторов рабочего органа поступает в нервный центр для того, чтобы подтвердить эффективность реакции и, при необходимости, скоординировать её.

10. Вывод: чтобы деятельность организма была координированной, недостаточно только прямых связей от мозга к рабочему органу, важны и обратные связи (рабочий орган – мозг, по которому идут импульсы, сигнализирующие о правильности или ошибочности выполняемого действия. Поэтому правильно говорить не о рефлекторной дуге, а орефлекторном кольце или рефлекторной цепи.

 4. Закрепление:

1. Работа с терминами. Подбери пару «Целое – часть». Например, нейрон – аксон, нерв – нервное волокно, головной мозг – серое вещество и т. д.

«Антонимы»: Аксон – дендрит, возбуждение – торможение и т. д.

2. Дайте определения понятий:

Нервная система - .

Нерв - .

Нервный узел - .

Аксон - .

Дендрит - .

Нервный импульс - .

3. Выполнение лабораторной работы № 2 «Изучение коленного рефлекса и  наблюдение за коленным рефлексом при эксперименте» (см. в учебнике стр. 46)

5. Итог урока.

6. Домашнее задание

 

Читать параграф 14, стр. 43 - 46

 

 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«урок по биологии 8 класс на тему "Значение нервной системы, её строение и функции. Строение нейрона. Рефлекс и рефлекторная дуга" »



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Биология

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 8 класс

Автор: Шнайдер Александра Александровна

Дата: 25.11.2014

Номер свидетельства: 135557


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства