kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок биологии в 8 классе по теме "Головной мозг. Отделы головного мозга, их строение и функции"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: ознакомить обучающих с особенностями строения и физиологическими функциями головного мозга.

Задачи:

- обобщить знания предыдущих тем о строении нервной системы;

- организовать самостоятельное изучение учащимися материала о внешнем строении головного мозга и его функций;

- развивать способность к анализу, сравнению, установлению причинно-следственных связей;

 - формировать понимание необходимости здорового образа жизни как необходимого условия нормального функционирования головного мозга.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок биологии в 8 классе по теме "Головной мозг. Отделы головного мозга, их строение и функции" »

Тема урока по биологии в 8 классе «Головной мозг. Отделы головного мозга, их строение и функции»


Скворцова Юлия Анатольевна., учитель биологии,

КГУ СОШ №17, Павлодарская область, г. Экибастуз


Цель: ознакомить обучающих с особенностями строения и физиологическими функциями головного мозга.

Задачи:

- обобщить знания предыдущих тем о строении нервной системы;

- организовать самостоятельное изучение учащимися материала о внешнем строении головного мозга и его функций;

- развивать способность к анализу, сравнению, установлению причинно-следственных связей;

- формировать понимание необходимости здорового образа жизни как необходимого условия нормального функционирования головного мозга.

Оборудование: муляж головного мозга, презентация, флипчарт «Строение головного мозга».

Раздаточный материал: инструктивные карточки, схема опорного конспекта, тесты-опросники.

Тип урока: изучение новой темы

Формы урока: индивидуальный, групповой, коллективный.

Методы:

Словесные: беседа, объяснение.

Наглядные: демонстрация муляжей, таблиц.

Практические: работа с рисунками учебника, частично – поисковый



Ход урока:

1.Организационный момент. (1 мин)

Ситуация успеха

Прозвенел звонок,

И весь класс умолк.

Тему будем изучать,

Знания новые получать.

(Кузнецова Е.С.)


Тайны сознанья, загадки природы
Людей волновали, манили всегда
Разум и воля подвигли народы
Исследовать космос, ваять города.

Поведенье, сознанье, воля, рефлексы
Все изучают в науке врачи
Нейроны, аксоны, рефлексовы дуги,
Центральной нервной системы ключи.



Добрый день ребята! Сегодня я не стану сама озвучивать тему, а вы сами по подсказкам назовёте её. Ловите подсказки:

- состоит из серого и белого вещества;

- орган центральной нервной системы;

- состоит из большого количества нейронов;

- у позвоночных находится внутри черепа.

Конечно же, это головной мозг и тема нашего занятия: «Головной мозг. Отделы головного мозга, их строение и функции»



2.Повторение домашнего задания (10 мин)

Чтобы перейти к изучению новой темы мы повторим изученный материал о нервной системе.

1.«Незаконченное предложение»:

1.Нервная система – это …

2. Нейрон – это …

3. Серое вещество состоит из …

4.Белое вещество состоит из …

5. Рефлекс – это …

6. Рефлекторная дуга – это…

7. Органы, входящие в ЦНС – это…

8. Вегетативная нервная система состоит из … .

9.Спинной мозг состоит из сегментов-

10. Функции спинного мозга….


2.Установите соответствие

Функции нейронов

Виды нейронов

1.Преобразуют раздражение и нервные импульсы


2.Передают в мозг нервные импульсы от органов чувств и внутренних органов

а)чувствительные;

б)вставочные

в)двигательные

3. Осуществляют передачу нервных импульсов с одного нейрона на другой в головной мозг.


4. Передают нервные импульсы мышцам, железам и другим исполнительным органам



3. Изучение новой темы: (20 мин)

3.1.Запись даты и темы в рабочей тетради.

Учитель: эпиграфом нашего урока будут слова академика, врача, ученого Владимира Михайловича Бехтерева…..

На доске эпиграф к уроку: “Мозг (голову) надо беречь, в меру нагружать и не травмировать”.

( И так начнем наш урок)

Масса головного мозга у взрослого человека колеблется от 1300 до 1400г .Обычно масса головного мозга у женщин несколько меньше, чем у мужчины, это различие обусловлено разной массой их тел.

Многие думают, что чем больше мозг, тем умнее человек.

Вес мозга И.С. Тургенева 2012 г, В.И. Ленин 1340 г. Менделеева 1571г, Бехтерева 1720г, Павлова 1653г. Однако масса других одаренных людей была значительно меньше, например, у А. Франса – 1017г. Самый тяжелый мозг оказался у идиота – 2850г.

Однако есть и предел массы г.м., ниже которого умственные способности резко падают. Для взрослого мужчины она равна 1000г, а для взрослой женщины-900г

Учитель: В конце урока ответим на вопрос

Проблема: можно ли утверждать, что чем больше мозг (голова), тем умнее человек?

Объяснение учителя дополнительного материала отсутствующего в учебнике.

Учитель: Человек издавна хотел проникнуть в тайну головного мозга, понять его роль и значение в жизни человека. Уже в глубокой древности “отец медицины” Гиппократ связал сознание и мозг.

Учитель:

Человек издавна хотел проникнуть в тайну головного мозга, понять его роль и значение в жизни человека. Уже в глубокой древности “отец медицины” Гиппократ связал сознание и мозг. Человеческий мозг – это сложный орган способный воспринимать и обрабатывать огромный объем информации.

Учащиеся по ходу объяснения в рабочей тетради выстраивают схему.

Схема 1.

История изучения головного мозга



Создание медицинского управления в России

«Аптекарский Приказ»



1654г – первая медицинская школа



И.П.Павлов (изучение нервизма)



В.А. Бец (изучение клеточного состояния мозга)



Д.Н.Зернов (классификация борозд и извилин мозга)



В.М.Бехтерев (изучение функции коры головного мозга)



В.П.Воробьёв (организм человека связан с социальной средой)



В.Н.Шевкуненко (детальное изучение мозга)



В.Н.Терновский (перевёл А.Везалия)

Учитель: Головной мозг представляет собой расширенный передний конец спинного мозга. Это чрезвычайно сложная структура, составленная из большого числа ядер и полей, каждое из которых отвечает за определенную функцию.

Самые крупные отделы головного мозга это продолговатый мозг, мозжечок, мост. Они образуют задний мозг. Средний мозг, таламус и гипоталамус составляют промежуточный мозг. И еще одним отделом головного мозга являются большие полушария.


3.2. Деление класс на группы: ребятам предоставляется возможность взять по одному разноцветному стикеру. Деление на группы происходит по цветовой гамме (6 цветов стикера – 6 команд). Далее идёт работа по группам. Каждая группа получает задание для дальнейшего самостоятельного изучения темы.

Задание:

  • используя текст учебника изучить:

1 группа – промежуточный мозг

2 группа – средний мозг

3 группа – продолговатый мозг

4 группа мозжечок

5 группа – мост

6 группа – большие полушария

  • составить характеристику строения своего отдела, записать в рабочую тетрадь;

  • выделить и записать в рабочую тетрадь функции вашего отдела головного мозга.

3.3. Устная работа по составленным характеристикам групп (в процессе выступления каждой группы на доске заполняется схема «Головной мозг»)

Схема 2.

Головной мозг





Релаксационная пауза. Гимнастика для глаз. (слайд)

Закройте глаза, расслабьтесь и послушайте занимательную историю о бабочке.

Вот через открытую форточку к нам залетела бабочка. Проследите глазами за ее полетом. Вот она полетела к двери, взмахнула вверх, подлетела к доске, опустилась вниз, на секунду приземлилась к вам на нос и вернулась к окну. Проводите ее взглядом в даль и откройте глаза.

3.4. Интересные факты о головном мозге”

( опережающее задание: один ученик получил домашнее задание с опережением. Он делает сообщение по теме «Интересные факты о головном мозге»):

  • От него отходят 12 пар черепно-мозговых нервов;

  • В массе имеются различия, средняя масса – 1.400г. У Анатоля Франца (великого писателя) масса мозга была 1 кг. 17гр; у писателя Тургенева -2 кг. 12 гр.;

  • самый тяжелый мозг, известный медицине, был массой 2 кг. 850гр. Как вы думаете, кому он принадлежал? Ответ обескураживает: больному идиотизмом человеку!

  • объем мозга -95% емкости черепа;

  • каждую минуту через него проходит  ¾ всей крови человека;

  • общая длинна сосудов мозга -560 км.;

  • 1 мм. Коры больших полушарий содержит 30 000 нервных клеток-нейронов;

  • крупные нейроны содержат синапсы, то есть контакты с 20 тыс. связей от одной клетки, в  мозге проходят постоянно электрические токи, которые по скорости передвижения очень быстры, сродни скорости света.

 4. Закрепление: (8мин)

4.1.Тематический кроссворд (каждая команда получает тематический кроссворд, решает его в течение 3 минут, первая команда решившая кроссворд подымает стикер и начинает работу устно по тематическому кроссворду)

1.Продолг ватый мозг

2.Мозжеч к

3. Промежут чный мозг

4.М ст

5. Большие п лушария

6. Средной м зг



Задание:

1.В нем располагаются ядра блуждающего нерва, центры мигательного рефлекса, чихания и кашля.

2. Осуществляет координацию движения.

3.Регулирует сон и бодрствование.

4. В нём располагаются центры, связанные с мимикой, движением глазных яблок.

5.Управляют жизненно важными процессами организма человека.

6. Обрабатывает нервные импульсы, поступающие от зрительных и слуховых рецепторов.

4.2. Аппликация (уже готовые из цветной бумаги отделы головного мозга, нужно подписать название и правильно соединить. Каждая команда выполняет задание в течение 2 минут. Учитель проверяет правильность).

У каждой команды рисунок головного мозга, нужно его подписать.

5.Итоги урока. Рефлексия . Составить синквейн к теме «Головной мозг»(5 мин)


На стикерах ребята пишут, что нового они узнали на уроке и прикрепляют стикеры по очереди на доску в виде «Дерево знаний» или «Цветка».

Учитель делает вывод урока:

Мозг человека – это самая сложная система организма человека. Не зря Гиппократ сказал: «Мозг – центр всех центров».

Ребята давайте подумаем и ответим на вопрос нашего урока: “можно ли утверждать, что чем больше мозг (голова), тем умнее человек?”

Оценивание работы команд.

Оценивание

Лист учета

Ф.И. учащихся

Самооценка

Оценка группы

Учитель

Итого















6.Домашнее задание: п.16,17 учить, задание на стр. 52 заполнить таблицу(1,2)-

(1 мин)

Индивидуальное задание: Ответить на вопрос: От чего болит голова?

Групповое задание: Подобрать материал об Институте головного мозга
им. В.М. Бехтерева ( компьютер, Интернет)

В конце урока: Слайд “ Мозг человека самый сложный объект во Вселенной, чем больше мы понимаем как он устроен, тем лучше мы можем заботиться о нем




Список использованной литературы:

1.Биология. Учебник, Очкур Е., Аманжолова Л., Мектеп, 2012.

2. Биология - Человек и его здоровье - Учебник для 9 класса - Цузмер А.М.,

Петришина О.Л.









Работа в группах

Задание:

  • используя текст учебника изучить:

1 группа – промежуточный мозг

  • составить характеристику строения своего отдела, записать в рабочую тетрадь;

выделить и записать в рабочую тетрадь функции вашего отдела головного мозга


  • используя текст учебника изучить:

2 группа – средний мозг

  • составить характеристику строения своего отдела, записать в рабочую тетрадь;

выделить и записать в рабочую тетрадь функции вашего отдела головного мозга


  • используя текст учебника изучить:

3 группа – продолговатый мозг

  • составить характеристику строения своего отдела, записать в рабочую тетрадь;

выделить и записать в рабочую тетрадь функции вашего отдела головного мозга


  • используя текст учебника изучить:

4 группа - мозжечок

  • составить характеристику строения своего отдела, записать в рабочую тетрадь;

выделить и записать в рабочую тетрадь функции вашего отдела головного мозга


  • используя текст учебника изучить:

5 группа – мост

  • составить характеристику строения своего отдела, записать в рабочую тетрадь;

выделить и записать в рабочую тетрадь функции вашего отдела головного мозга


  • используя текст учебника изучить:

6 группа – большие полушария

  • составить характеристику строения своего отдела, записать в рабочую тетрадь;

  • выделить и записать в рабочую тетрадь функции вашего отдела головного мозга.





Дополнительный материал:

Попробуем получить хотя бы общее представление о головном мозге и его загадочной деятельности.

1. Рассказ учителя о строении головного мозга позвоночных животных

( эволюция головного мозга рыб, земноводных, пресмыкающихся, птиц (наличие больших полушарий) и млекопитающих (хорошо развиты большие полушария, появляется кора) и об отделах головного мозга человека (демонстрация таблиц: «Головной мозг позвоночных животных», «Отделы головного мозга»).

Нервная система позвоночных животных состоит из головного и спинного мозга, а также отходящих от него нервов. Головной мозг развивался из переднего отдела нервной трубки. Сначала образуются 3 мозговых пузыря, в дальнейшем передний и задний делятся.

Образуется 5 мозговых пузырей, соответствующих пяти отделам головного мозга:

1- передний;

2 – промежуточный;

3 – средний;

4 – продолговатый;

5 - мозжечок.

Продолговатый мозг переходит в спинной. Нервная система у животных, принадлежащих к разным классам позвоночных, развита неодинаково. Нервная система рыб представлена головным и спинным мозгом с отходящими от них многочисленными нервами, ведущими к внешним и внутренним органам.

Нервная система земноводных в связи с полуводным образом жизни характеризуется более сложным строением по сравнению с нервной системой рыб. В головном мозге имеются те же пять отделов, но значительного развития достигает передний мозг. Медленные и однообразные движения отразились на слабом развитии мозжечка.

Нервная система пресмыкающихся в связи с активным наземным существованием претерпевает дальнейшее усложнение. Значительно развиваются все отделы головного мозга, увеличивается и становится выпуклым мозжечок.

Нервная система птиц в связи с полётом характеризуется более сложным строением, чем у пресмыкающихся. Дальнейшего развития достигают большие полушария переднего мозга и зрительные доли, средний мозг, более развит мозжечок.

Наивысшего развития достигает нервная система млекопитающих. Значительные размеры приобретает кора переднего мозга, состоящая из нескольких слоёв нервных клеток. Кора содержит извилины и складки. Большое количество извилин в коре переднего мозга определяет более сложное поведение животных. Значительного развития достигают средний мозг и мозжечок. Развитие нервной системы привело к значительному усложнению всех её отделов.







Приложение №2

«Функции отделов головного мозга».


Название отдела головного мозга

Функции

Продолговатый мозг


Мост


Мозжечок


Средний мозг




Отдел мозга

Функции

продолговатый

Рефлекторные-жевание, рвота, кашель, сосания, моргания, слюноотделения, чихание, вдоха и выдоха, жевания. Участвует в регуляции многих внутренних органов, например сердца, кровеносных сосудов, желудочно-ки­шечного тракта, обмена веществ.

мост

В них находятся центры, свя­занные с движением глазных яблок, мимикой. Через мост проходят в кору слуховые пути.

мозжечок

Осуществляет координацию движений, затормаживает движения, возникающие по инерции

средний мозг

Центры зрительных и слуховых рефлексов, управляет различными бессознательными движениями. Тонический рефлекс (тонус мышц) и ориентировочный

































Приложение № 3

Выступление ученик


Большое значение для работы мозга имеет обильное кровоснабжение, кровь приносит кислород и питательные вещества. Ухудшение кровоснабжения приводит к значительным нарушениям в работе мозга и даже ослаблению психических функций. При избыточном или нерациональном питании, при курении в стенках кровеносных сосудов наступают изменения. Они теряют эластичность, становятся хрупкими по причине отложения солей в стенках сосудов мозга, их просвет становится узким. Вследствие этого у них повышается давление. Резкие приступы, связанные с повышением давления могут привести к осложнениям. Наиболее грозным из них является инсульт - мозговой удар. При инсульте кровоснабжение мозга резко нарушается, у человека появляется сильная головная боль, рвота, потеря речи и чувствительности, расстройство сознания, могут быть параличи.

Несмотря на наличие защитных оболочек, мозг может сильно повредиться. Первое место среди травм занимают сотрясения, второе- ушиб мозга.

При сотрясении мозга имеет место отек, приводящий к сдавливанию век и ослаблению венозного оттока, оттока жидкости и повышению внутри черепного давления.

При ушибе на фоне общемозговых симптомов (кома, головная боль, головокружение тошнота, рвота), характерных, при сотрясении мозга, возникают поражения определенный части мозга. Ткань мозга поражается в области непосредственного воздействия травмирующего фактора. Может возникнуть размозжения ткани мозга. Итак, какие выводы можно сделать.

Экстремальные виды спорта, к которым стремятся подростки, на асфальтовых покрытиях - скейтборд, ролики. Мото- и велоспорт- все они чреваты травмами и падением. Поэтому разумнее заниматься в шлемах и под контролем взрослых.




Ученик №2

Интересные факты о головном мозге”

( опережающее задание: один ученик получил домашнее задание с опережением. Он делает сообщение по теме «Интересные факты о головном мозге»):

  • От него отходят 12 пар черепно-мозговых нервов;

  • В массе имеются различия, средняя масса – 1.400г. У Анатоля Франца (великого писателя) масса мозга была 1 кг. 17гр; у писателя Тургенева -2 кг. 12 гр.;

  • самый тяжелый мозг, известный медицине, был массой 2 кг. 850гр. Как вы думаете, кому он принадлежал? Ответ обескураживает: больному идиотизмом человеку!

  • объем мозга -95% емкости черепа;

  • каждую минуту через него проходит  ¾ всей крови человека;

  • общая длинна сосудов мозга -560 км.;

  • 1 мм. Коры больших полушарий содержит 30 000 нервных клеток-нейронов;

  • крупные нейроны содержат синапсы, то есть контакты с 20 тыс. связей от одной клетки, в  мозге проходят постоянно электрические токи, которые по скорости передвижения очень быстры, сродни скорости света.









Приложение 5

( используется при закреплении темы)

Изучите отделы головного мозга







Приложение №5

Подпишите отделы головного мозга по памяти



Напишите фамилию ученика, выполнившего работу



Тематический кроссворд (каждая команда получает тематический кроссворд, решает его в течение 3 минут, первая команда решившая кроссворд подымает стикер и начинает работу устно по тематическому кроссворду


Задание:

1.В нем располагаются ядра блуждающего нерва, центры мигательного рефлекса, чихания и кашля.

2. Осуществляет координацию движения.

3.Регулирует сон и бодрствование.

4. В нём располагаются центры, связанные с мимикой, движением глазных яблок.

5.Управляют жизненно важными процессами организма человека.

6. Обрабатывает нервные импульсы, поступающие от зрительных и слуховых рецепторов


































Оценивание

Лист учета

Ф.И. учащихся

Самооценка

Оценка группы

Учитель

Итого









































Оценивание

Лист учета

Ф.И. учащихся

Самооценка

Оценка группы

Учитель

Итого









































Оценивание

Лист учета

Ф.И. учащихся

Самооценка

Оценка группы

Учитель

Итого













































Правила составления синквейна:

1. Понятие

2. 2 прилагательных, характеризующих данное понятие

3. 3 глагола, относящихся по смыслу, к данному понятию

4. Предложение (не более 5-ти слов), связанное с понятием

5. 1 существительное (вывод)



































































Открытый урок по биологии по теме


«Головной мозг.

Отделы головного мозга, их строение и функции»

8 класс







Разработала учитель биологии Скворцова Ю.А.


















СОШ №17

г. Экибастуз



Проверка знаний

1.«Незаконченное предложение»:

1.Нервная система – это …

2. Нейрон – это …

3. Серое вещество состоит из …

4.Белое вещество состоит из …

5. Рефлекс – это …

6. Рефлекторная дуга – это…

7. Органы, входящие в ЦНС – это…

8. Вегетативная нервная система состоит из … .

9.Спинной мозг состоит из сегментов-

10. Функции спинного мозга….


2.Установите соответствие

Функции нейронов

Виды нейронов

1.Преобразуют раздражение и нервные импульсы


2.Передают в мозг нервные импульсы от органов чувств и внутренних органов

а)чувствительные;

б)вставочные

в)двигательные

3. Осуществляют передачу нервных импульсов с одного нейрона на другой в головной мозг.


4. Передают нервные импульсы мышцам, железам и другим исполнительным органам





Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Биология

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 8 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Скворцова Юлия Анатольевна

Дата: 21.05.2015

Номер свидетельства: 214154

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(47) ""Конспект урока  биологии""
    ["seo_title"] => string(23) "konspiekturokabiologhii"
    ["file_id"] => string(6) "293799"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1455547885"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(128) "конспект и презентация урока "Значение коры полушарий большого мозгa" "
    ["seo_title"] => string(79) "konspiekt-i-priezientatsiia-uroka-znachieniie-kory-polusharii-bol-shogho-mozgha"
    ["file_id"] => string(6) "119437"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1413429549"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(88) "Органы чувств. Строение глаза. Нарушения зрения."
    ["seo_title"] => string(55) "orghany_chuvstv_stroieniie_ghlaza_narushieniia_zrieniia"
    ["file_id"] => string(6) "403729"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1490606935"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(129) "Методическая разработка урока по теме "Пищеварение в ротовой полости" "
    ["seo_title"] => string(79) "mietodichieskaia-razrabotka-uroka-po-tiemie-pishchievarieniie-v-rotovoi-polosti"
    ["file_id"] => string(6) "139869"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1417805098"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(156) "Технологическая карта урока "Значение, строение и функционирование нервной системы"."
    ["seo_title"] => string(87) "tiekhnologhichieskaiakartaurokaznachieniiestroieniieifunktsionirovaniieniervnoisistiemy"
    ["file_id"] => string(6) "268962"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1450718856"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства