kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок биологии в 5 классе по теме "Лишайники"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка содержит карту урока, презентацию и приложения; к учебнику В.В. Пасечника.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Карта урока»

ФИО (полностью)

Кириченко Анастасия Олеговна

Место работы

МОУ «СОШ №2 р.п. Дергачи»

Должность

учитель биологии

Предмет

биология

Класс

5

Тема и номер урока в теме

урок №27 по теме « Лишайники»

Базовый учебник

Пасечник В.В. 5 кл. Бактерии, грибы, растения: Учеб. для общеобразоват. учеб. заведений. – М.: Дрофа, 2012 (линия «Вертикаль»)



  1. Цель урока: выявление учащимися особенностей строения и жизнедеятельности лишайников как симбиотических организмов, знакомство с их многообразием и значением в природе и жизни человека.

  2. Задачи:

Обучающие

  • обеспечение в ходе урока повторения основных понятий, теорий, фактов связанных с темой урока;

  • закрепление общеучебных умений и навыков критического восприятия информации;

  • создание условий для усвоения учащимися научных фактов о лишайниках.

Развивающие

  • развитие коммуникативных навыков, умение работать с различными источниками информации, самостоятельность,

  • развитие критического мышления через проблемные ситуации, творческие задания, дискуссии;

  • формирование умения сопоставлять факты и делать выводы;

  • развитие познавательного интереса и мотивации учащихся.

Воспитательные

  • содействовать в ходе урока формированию мировоззренческих идей, развивать коммуникативные навыки: терпимость, способность прислушиваться к мнению окружающих, признавать множественность подходов к решению проблемы.

  1. Тип урока: изучение нового материала с элементами самостоятельной работы;

  2. Формы работы учащихся: индивидуальная; групповая; парная.

  3. Необходимое техническое оборудование: компьютер; интерактивная доска

  4. Планируемые образовательные результаты:

Предметные:

Знать: особенности строения, размножения, питания лишайников, их местообитание и значение в природе и жизни человека.

Уметь: находить в природе лишайники, оценивать их состояние

Личностные: Формирование ответственного отношения к обучению; познавательных интересов и мотивов к обучению; осознание ценности лишайников и последствий деятельности человека в экосистемах.

Метапредметные: сформировать умение самостоятельно работать с текстом, выделять главное, использовать рисунки, составлять схемы.



























  1. Структура и ход урока


Этап урока

Деятельность учителя


Деятельность ученика

Формирование УУД

Время


Познавательные

Коммуникативные

Регулятивные

1

2

3

4




5

1

Организационный момент

Приветствие. Создание благоприятной эмоциональной атмосферы

Готовятся к работе.

Слушают учителя.


Планирование учебного сотрудничества

с преподавателем и со сверстниками

Волевая саморегуляция

2 мин.

2

Мотивация к учебной деятельности (формулирование темы, целеполагание)

Чтение стихотворения Ю. Линника.

Вопросы: «О каких организмах идет речь?», «Какова тема нашего сегодняшнего урока?»,

«Какую цель мы должны достичь к концу урока?» (прием «Корзина мнений»).


Формулирование проблемного вопроса: «Почему лишайники относятся к особой группе организмов?»

Слушают.

Отвечают на вопросы.

Формулируют тему урока, цель и задачи урока записывают в «корзину».


Учащиеся готовятся к работе (составляют план), чтобы решить проблемный вопрос

Анализируют, доказывают, аргументируют свою точку зрения

Осознанно строят речевые высказывания, рефлексия своих действий


Воспринимают ответы одноклассников

Умение самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности


Умение составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы

5-7 мин.

3

«Открытие» нового знания

Приглашение в путешествие по станциям. Пояснение: на столах лежат маршрутные листы (приложение 1), в которых указаны места остановок и задания, а также рабочая карта, которую необходимо заполнять по ходу изучения нового материала (приложение 2).

Смотрят в маршрутные листы, изучают рабочую карту.

По ходу путешествия заполняют предложенную таблицу, обсуждают ее содержание в группе

Определение основной и второстепенной информации


Умение владеть смысловым чтением – самостоятельно вычитывать информацию


Умение структурировать знания

Моделирование,

выбор наиболее эффективных способов решения задач

Умение самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в паре (группе)


Умение осознанно и произвольно строить речевые высказывания

Целеполагание как постановка учебной задачи


Планирование


Прогнозирование


14-15 мин

4

Физминутка

Упражнения для опорно-двигательного аппарата и гимнастика для глаз (методика Базарного В.Ф)

Выполняют упражнения




2 мин.

5


Применение нового знания

Для закрепления предлагается графический диктант с взаимопроверкой


Выполняют, осуществляют проверку в парах

Анализ , синтез, сравнение, обобщение, аналогия, классификация


Поиск и выделение необходимой информации


Смысловое чтение


Построение логической цепи рассуждения

Планирование учебного сотрудничества


Достижение договоренностей и согласование общего решения

Осуществляют самоконтроль


Умение в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки


Умение, работая по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно

5 мин.

Возвращение к проблемному вопросу урока

«Почему лишайники относятся к особой группе живых организмов?»


Отвечают на проблемный вопрос




5 мин.

6

Рефлексия

Предлагает вспомнить тему и цель урока, соотнести с планом работы и оценить меру своего личного продвижения к цели и успехи класса в целом.

Спрашивает: - Что нового узнали на уроке? Достигнута ли цель урока?




Комментирует и выставляет оценки за урок.

Называют тему и цель урока, отмечают наиболее трудные и наиболее понравившиеся эпизоды урока, высказывают оценочные суждения. Определяют степень своего продвижения к цели («Забор»).

Отмечают успешные ответы, интересные вопросы одноклассников, участников группы.

Контроль и оценка процесса и результатов деятельности


Умение структурировать знания


Оценка процессов и результатов деятельности


Умение выражать свои мысли


Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью

Волевая саморегуляция



Оценивание качества своей и общей учебной деятельности


5мин.

8

Задание на дом

Отлично! Мы с вами ответили на все вопросы, и подходит к завершению наш урок. Обратите внимание на домашнее задание в ваших рабочих листах. Напоминаю, что тип творческого задания вы выбираете самостоятельно.


Записывают домашнее задание (если осталось время обсуждают его и высказывают свои предположения).

Рефлексия способов и условий действия

Формулирование и аргументация своего мнения, учет разных мнений

Саморегуляция


Целеполагание

Планирование


Коррекция


Контроль

Инициативность и самостоятельность

1-2 мин.


Просмотр содержимого документа
«Приложение к уроку»

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

МАРШРУТНЫЙ ЛИСТ



ПРОБЛЕМА УРОКА: «ПОЧЕМУ ЛИШАЙНИКИ ОТНОСЯТСЯ К ОСОБОЙ ГРУППЕ ОРГАНИЗМОВ?»

1. Станция «Географическая»

Где встречаются лишайники? Заполните схему в рабочей карте

2. Станция «Биологическая»

  • Почему К. А. Тимирязев назвал лишайники растения – сфинксы?

  • Сделайте зарисовку слоевища лишайника в рабочей карте и подпишите его части.

  • ВСПОМНИ! Что такое симбиоз? Микориза? А как у лишайника? Составьте схему «Питание лишайника»

  • Познакомься с типами слоевища лишайников. Выполни задание в рабочей карте.

3. Станция «Размножение»

  • Познакомься с особенностями размножения лишайников. Заполни схему

4. Станция «Исследовательская»

  • Каково значение лишайников в природе и жизни человека? Заполните таблицу

5. Станция «Экологическая»

  • Поработайте с текстом и ответьте на поставленные вопросы

Отрывок из книги К. А. Тимирязева

«Жизнь растений»

"Выступит ли из волн океана водный утёс, оторвётся ли обломок скалы, обнаружив свежий не выветренный излом, выломается ли валун, века пролежавший под землёй, всегда, везде на голой бесплодной поверхности первым появляется лишайник, разлагая горную породу, превращая её в плодородную почву. Он забирается далее всех растений на север, выше всех в горы; ему нипочём зимняя стужа, летний зной; медленно, но упорно завоёвывает он каждую пядь земли, и только по его следам, по проторённому им пути появляются более сложные формы жизни".

Текст «Лихеноиндикация»

Лишайники являются организмами-индикаторами (биоиндикаторы) для определения условий окружающей среды, в частности, качества воздуха (лихеноиндикация). Высокая чувствительность лишайников к загрязнениям вызвана тем, что взаимодействие его компонентов легко нарушить. Из воздуха или с дождём поступают без всяких препятствий в лишайник вместе с питательными и токсичные вещества, это происходит потому, что лишайники не имеют никаких специальных органов для извлечения влаги из субстрата, а поглощают её всем талломом. Поэтому они особенно уязвимы к загрязнению воздуха.

Первые сообщения о массовой гибели лишайников в областях промышленно развитых городов появились во второй половине XIX века. Основной причиной являлось увеличение содержания диоксида серы в воздухе. Между тем, использование серных фильтров на промышленном оборудовании и каталитических нейтрализаторов в автомобилях способствовало улучшению качества воздуха, так что сегодня лишайники в больших городах встречаются часто.

При «пассивном мониторинге» учитывается частота встречаемости лишайников в какой-то местности, по которой делается вывод о качестве воздуха здесь. При «активном мониторинге» наблюдают конкретный вид лишайника, который высаживают в исследуемом месте, и по воздействию на него окружающей среды (понижение жизнеспособности, изменение окраски таллома, гибель) судят о её качестве. Лихеноиндикация предназначена для длительных исследований.

В районах с интенсивным сельским хозяйством велико внесение удобрений, азотные соединения из которых распространяются с водой, делая реакцию почвы слабоосновной. Это ведёт к исчезновению видов лишайников, которые предпочитают кислые почвы. Лишайники служат также показателями наличия в воздухе токсичных тяжёлых металлов, накапливающихся в тканях, которые в итоге могут привести к гибели лишайника. Накапливают лишайники и радиоактивные вещества. Поэтому они могут быть использованы для контроля за радиоактивными осадками после атмосферных ядерных испытаний.



  • Познакомьтесь с лишайниками, занесенными в Красную книгу. Предложите меры по сохранению разнообразия лишайников.

ПРОВЕРЬ СЕБЯ!

  • Выполните графический диктант и проведите взаимопроверку.

1. Тело лишайника называется слоевище.

2. Лишайники приносят вред природе.

3. Лишайники очень требовательны к условиям произрастания.

4. Слоевище лишайника - симбиотический организм, состоящий из гриба и водоросли.

5. Водоросль лишайника синтезирует органические вещества.

6. Гриб паразитирует на водорослях, питаясь за их счёт.

7. Симбиоз - взаимовыгодное сотрудничество.

8. Слоевище лишайника бывает только зелёного цвета.

9. Лишайники делятся на: накипные, кустистые и листоватые.

10. Лишайниками питаются некоторые животные.

11. Лишайники являются лечебными организмами.

12. Лишайники портят своими выделениями почву.



РЕФЛЕКСИЯ

  • Оцените свое эмоциональное состояние и степень активности на уроке. Закрась фигуру соответствующим цветом.











ПРИЛОЖЕНИЕ 2

РАБОЧАЯ КАРТА УЧАЩЕГОСЯ







МЕСТА ОБИТАНИЯ

ЛИШАЙНИКОВ















ПРИМЕНИ НА ПРАКТИКЕ

НАКИПНЫЕ

ЛИСТОВАТЫЕ

КУСТИСТЫЕ
























СПОСОБЫ РАЗМНОЖЕНИЯ ЛИШАЙНИКА

ПИТАНИЕ ЛИШАЙНИКА






















ЗНАЧЕНИЕ ЛИШАЙНИКОВ

В ПРИРОДЕ

В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА














РЕФЛЕКСИЯ

ПРОВЕРЬ СЕБЯ!





СТРОЕНИЕ ТАЛЛОМА ЛИШАЙНИКА














































































Просмотр содержимого презентации
«Презентация к уроку»

ПРЕЗЕНТАЦИЯ К УРОКУ  биологии  в 5 классе учитель биологии А. О. Кириченко

ПРЕЗЕНТАЦИЯ К УРОКУ биологии в 5 классе

учитель биологии

А. О. Кириченко

На стволах деревьев, камнях можно увидеть небольшие, разнообразно окрашенные пластинки или «кустики». Это и есть лишайники.  Лишайники есть везде. Они встречаются на голых скалах, деревьях, в воде, на железе, стекле и т.д. Много их в тропиках , но больше - в умеренных и холодных областях. Вместе со мхом лишайники образуют покров на болотах, в тундре, тайге, на песках, в лесах.  К лишайникам относится 25 тыс. видов. В Антарктиде есть более 350 видов лишайников, а некоторые встречаются у самого южного полюса Земли.
  • На стволах деревьев, камнях можно увидеть небольшие, разнообразно окрашенные пластинки или «кустики». Это и есть лишайники.
  • Лишайники есть везде. Они встречаются на голых скалах, деревьях, в воде, на железе, стекле и т.д. Много их в тропиках , но больше - в умеренных и холодных областях. Вместе со мхом лишайники образуют покров на болотах, в тундре, тайге, на песках, в лесах.
  • К лишайникам относится 25 тыс. видов. В Антарктиде есть более 350 видов лишайников, а некоторые встречаются у самого южного полюса Земли.
Тело его - СЛОЕВИЩЕ (или ТАЛЛОМ) – состоит из ГРИБА и ВОДОРОСЛИ в тесной связи как единый организм.

Тело его - СЛОЕВИЩЕ (или ТАЛЛОМ) – состоит из ГРИБА и ВОДОРОСЛИ в тесной связи как единый организм.

слоевище напоминает кустики, которые растут на поверхности грунта, особенно в тундре слоевища выглядят, как тонкая плёнка, которая формируется на поверхности деревьев, камней и других поверхностей. Это самые простые и нетребовательные виды. Они выживают там, где другим не выжить. Именно их называют пионерами жизни. слоевище этих лишайников немного поднято над поверхностью, прикреплено и похоже на листок

слоевище напоминает кустики, которые растут на поверхности грунта, особенно в тундре

слоевища выглядят, как тонкая плёнка, которая формируется на поверхности деревьев, камней и других поверхностей. Это самые простые и нетребовательные виды. Они выживают там, где другим не выжить. Именно их называют пионерами жизни.

слоевище этих лишайников немного поднято над поверхностью,

прикреплено и похоже на листок

Значение лишайников в природе:

Значение лишайников в природе:

  • Являются первопоселенцами безжизненных пространств.
  • Участвуют в первичном почвообразовании.
  • Участвуют в химическом выветривании (разрушении) горных пород.
  • Являются важным элементом наземных биогеоценозов.
  • В некоторых сообществах (например, в тундре) являются видами -эдификаторами.
  • Некоторые виды, живущие на стволах деревьев, могут защищать их от проникновения спор грибов-паразитов или являться убежищем для насекомых-вредителей деревьев.
  • Являются пищей для многих диких копытных животных.
Значение лишайников в жизни  и хозяйственной деятельности человека:

Значение лишайников в жизни и хозяйственной деятельности человека:

  • Являются кормом для одомашненных копытных на севере (северный олень).
  • Некоторые виды используются в пищу человеком.
  • Являются сырьем для химической промышленности (производство лакмуса).
  • Служат для получения различных природных красителей.
  • Используют в медицине.
  • Используют в парфюмерной промышленности.
  • Некоторые виды служат для определения возраста горных пород(лихенометрия).
  • Являются индикаторами загрязнения воздуха (лихеноиндикация).
  • "Выступит ли из волн океана водный утёс, оторвётся ли обломок скалы, обнаружив свежий не выветренный излом, выломается ли валун, века пролежавший под землёй, всегда, везде на голой бесплодной поверхности первым появляется лишайник, разлагая горную породу, превращая её в плодородную почву. Он забирается далее всех растений на север, выше всех в горы; ему нипочём зимняя стужа, летний зной; медленно, но упорно завоёвывает он каждую пядь земли, и только по его следам, по проторённому им пути появляются более сложные формы жизни".

Лихеноиндикация

Лишайники являются организмами-индикаторами (биоиндикаторы) для определения условий окружающей среды, в частности, качества воздуха(лихеноиндикация). Высокая чувствительность лишайников к загрязнениям вызвана тем, что взаимодействие его компонентов легко нарушить. Из воздуха или с дождём поступают без всяких препятствий в лишайник вместе с питательными и токсичные вещества, это происходит потому, что лишайники не имеют никаких специальных органов для извлечения влаги из субстрата, а поглощают её всем талломом. Поэтому они особенно уязвимы к загрязнению воздуха.

Первые сообщения о массовой гибели лишайников в областях промышленно развитых городов появились во второй половине XIX века. Основной причиной являлось увеличение содержания диоксида серы в воздухе. Между тем, использование серных фильтров на промышленном оборудовании и каталитических нейтрализаторов в автомобилях способствовало улучшению качества воздуха, так что сегодня лишайники в больших городах встречаются часто.

При «пассивном мониторинге» учитывается частота встречаемости лишайников в какой-то местности, по которой делается вывод о качестве воздуха здесь. При «активном мониторинге» наблюдают конкретный вид лишайника, который высаживают в исследуемом месте, и по воздействию на него окружающей среды (понижение жизнеспособности, изменение окраски таллома, гибель) судят о её качестве. Лихеноиндикация предназначена для длительных исследований.

В районах с интенсивным сельским хозяйством велико внесение удобрений, азотные соединения из которых распространяются с водой, делая реакцию почвы слабоосновной. Это ведёт к исчезновению видов лишайников, которые предпочитают кислые почвы. Лишайники служат также показателями наличия в воздухе токсичных тяжёлых металлов, накапливающихся в тканях, которые в итоге могут привести к гибели лишайника. Накапливают лишайники и радиоактивные вещества. Поэтому они могут быть использованы для контроля за радиоактивными осадками после атмосферных ядерных испытаний.

1. Тело лишайника называется слоевище. 2. Лишайники приносят вред природе. 3. Лишайники очень требовательны к условиям произрастания. 4. Слоевище лишайника - симбиотический организм, состоящий из гриба и водоросли. 5. Водоросль лишайника синтезирует органические вещества. 6. Гриб паразитирует на водорослях, питаясь за их счёт. 7. Симбиоз - взаимовыгодное сотрудничество. 8. Слоевище лишайника бывает только зелёного цвета. 9. Лишайники делятся на: накипные, кустистые и листоватые. 10. Лишайниками питаются некоторые животные. 11. Лишайники являются лечебными организмами. 12. Лишайники портят своими выделениями почву.

1. Тело лишайника называется слоевище.

2. Лишайники приносят вред природе.

3. Лишайники очень требовательны к условиям произрастания.

4. Слоевище лишайника - симбиотический организм, состоящий

из гриба и водоросли.

5. Водоросль лишайника синтезирует органические вещества.

6. Гриб паразитирует на водорослях, питаясь за их счёт.

7. Симбиоз - взаимовыгодное сотрудничество.

8. Слоевище лишайника бывает только зелёного цвета.

9. Лишайники делятся на: накипные, кустистые и листоватые.

10. Лишайниками питаются некоторые животные.

11. Лишайники являются лечебными организмами.

12. Лишайники портят своими выделениями почву.

1. Тело лишайника называется слоевище (да) . 2. Лишайники приносят вред природе (нет) . 3. Лишайники очень требовательны к условиям произрастания (нет) . 4. Слоевище лишайника - симбиотический организм, состоящий из гриба и водоросли (да) . 5. Водоросль лишайника синтезирует органические вещества (да) . 6. Гриб паразитирует на водорослях, питаясь за их счёт (нет) . 7. Симбиоз - взаимовыгодное сотрудничество (да) . 8. Слоевище лишайника бывает только зелёного цвета (нет) . 9. Лишайники делятся на: накипные, кустистые и листоватые (да) . 10. Лишайниками питаются некоторые животные (да) . 11. Лишайники являются лечебными организмами (да) . 12. Лишайники портят своими выделениями почву (нет) .
  • 1. Тело лишайника называется слоевище (да) .
  • 2. Лишайники приносят вред природе (нет) .
  • 3. Лишайники очень требовательны к условиям произрастания (нет) .
  • 4. Слоевище лишайника - симбиотический организм, состоящий из гриба и водоросли (да) .
  • 5. Водоросль лишайника синтезирует органические вещества (да) .
  • 6. Гриб паразитирует на водорослях, питаясь за их счёт (нет) .
  • 7. Симбиоз - взаимовыгодное сотрудничество (да) .
  • 8. Слоевище лишайника бывает только зелёного цвета (нет) .
  • 9. Лишайники делятся на: накипные, кустистые и листоватые (да) .
  • 10. Лишайниками питаются некоторые животные (да) .
  • 11. Лишайники являются лечебными организмами (да) .
  • 12. Лишайники портят своими выделениями почву (нет) .


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Биология

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Урок биологии в 5 классе по теме "Лишайники"

Автор: Кириченко Анастасия Олеговна

Дата: 18.06.2017

Номер свидетельства: 422323

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(63) "Урок-экскурсия по теме "Лишайники" "
    ["seo_title"] => string(36) "urok-ekskursiia-po-tiemie-lishainiki"
    ["file_id"] => string(6) "231655"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1442585009"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(63) "конспект урока по теме "Лишайники" "
    ["seo_title"] => string(36) "konspiekt-uroka-po-tiemie-lishainiki"
    ["file_id"] => string(6) "109712"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1404931984"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(178) "Конспект урока биологии "Лишайники", составленный по принципу системно-деятельностного подхода. "
    ["seo_title"] => string(102) "konspiekt-uroka-biologhii-lishainiki-sostavliennyi-po-printsipu-sistiemno-dieiatiel-nostnogho-podkhoda"
    ["file_id"] => string(6) "200575"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1428857547"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(153) "Урок биологии в 6-м классе "Основные экологические факторы и их влияние на растение" "
    ["seo_title"] => string(94) "urok-biologhii-v-6-m-klassie-osnovnyie-ekologhichieskiie-faktory-i-ikh-vliianiie-na-rastieniie"
    ["file_id"] => string(6) "194448"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1427781185"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(244) "Активизация познавательного интереса обучающихся через применение терминов в стихах на уроках биологии в условиях реализации ФГОС "
    ["seo_title"] => string(157) "aktivizatsiia-poznavatiel-nogho-intieriesa-obuchaiushchikhsia-chieriez-primienieniie-tierminov-v-stikhakh-na-urokakh-biologhii-v-usloviiakh-riealizatsii-fgos"
    ["file_id"] => string(6) "147375"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1419363578"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства