Цель урока: Формирование представлений о тканях, образующих корень и обеспечивающих ему возможность осуществлять свои функции.
Изучение видоизменение корней.
Планируемые результаты (в соответствии ФГОС)
Предметные: Знание особенностей строения растительных тканей, входящих в состав корня. Умение различать на таблицах, рисунках и гербарных материалах видоизмененные корни. Понимание причин видоизменения корней.
Метапредметные:
П: умение воспроизводить информацию по памяти, выделять главное в тексте, грамотно отвечать на вопросы, делать выводы на основе полученной информации.
Л: применение полученных знаний в практической деятельности. . Р: умение определять цель урока и ставить задачи, необходимые для её достижения. Умение представлять результаты работы.
К: умение слушать учителя, грамотно формулировать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности
Личностные: Понимание причин возникновения видоизменений корней на основании знаний о функциях, которые они выполняют
Ход урока.
Орг. момент
На прошлом уроке, мы рассматривали тему __________.
I. Давайте вспомним
Задание №1 (работа в парах)
Вставь пропущенные слова в текст:
Главный, боковые и придаточные корни формируют …………….. корневую систему. У ………… корневой системы главный корень слабо развит или быстро отмирает. Для двудольных растений характерна ………. корневая система. Для …………. характерна мочковатая корневая система. Например у пшеницы …………… корневая систему, а у фасоли……….. корневая система.
Задание №2 (в группах)
Назовите, какие вы знаете виды корней? ( Главный, боковой, придаточный)
1. Какие корни обозначены на рисунке цифрами 1 – 3?
2 . Какой корень называется главный?
3. Какие корни называются придаточными?
4. Какие корни называются боковыми?
5. Что такое корневая система?
6. Какие корневые системы обозначены на рисунке буквами А и Б?
Как вы думаете, ребята, если корень – орган растения - он состоит из клеток?
Но оказывается, если сделать срезы в разных участках корня, то можно увидеть, разные клетки, которые имеют достаточно сильные отличия, если их сравнивать.
Это потому что они образуют разные ткани.
А почему в корне такое большое количество разных тканей? Хотите узнать?
О чём же сегодня на уроке у нас с вами пойдёт речь, если мы собираемся заглянуть внутрь корня
Задание №3 (индивидуальное)
Подпишите зоны корня.
Чтобы ответить на следующий вопрос предлагает прослушать стихотворение
Мы в букет собрали маки жаркие, Много незабудок голубых. А потом цветов нам стало жалко, Снова в землю посадили их. Только ничего не получается: От любого ветерка качаются! Почему осыпались и вянут? Без корней расти и жить не станут! Как ни тонок, неприметен Под землёю корешок, Но не может жить на свете Без него любой цветок!
О чем идет речь???
- Почему без корней расти и жить не станет ни одно растение?
Какие функции выполняет корень?
Какие функции выполняет корень?
( удерживает растение в почве, всасывает воду с минеральными веществами, откладывает в запас питательные вещества)
Самые длинные корни – 120м у дикого инжира, он растет в восточной Африке.
В Шотландии вяз имеет корневую систему – 110м.
Глубокие корни имеют растения, растущие в пустынях от 20 до 50м.
Как вы думаете, ребята, о чем сегодня пойдет речь?
Корни выполняют целый ряд функций, не менее важных и интересных.
Давайте попробуем выделить основные задачи нашего урока. Что мы сегодня будем изучать?
Задачи:
1. Изучить видоизмененные корни.
2. Узнать их практическое значение.
3. Выяснить, что видоизмененные
корни результат приспособленности
растений к условиям существования.
II. Актуализация
Угадай-ка!
Сидит дед, в 7 шуб одет, кто его раздевает , тот слезы проливает (Лук - луковица)
Цветок – напрасный, Плод – опасный. А после все засажено. (картофель)
Долгая Варвара Жестка, корява, На всех зла, А всем мила. (редька)
Сидит девица в темнице, А коса – на улице. (морковь)
Девица красна В землю вросла. (свекла) ЭТО ВСЕ ОДНИМ СЛОВОМ _________________________?
Что выше леса, краше света, Без огня горит? (солнце)
Меня ждут не дождутся, А как увидят – разбегутся. (дождь)
Игра: Собери предложение.
1. Логически соедините эти слова в одно предложение. (Рост и развитие этих овощей зависит от солнце и дождя).
2. Какую роль играет Солнце для растений? (фотосинтез).
3. Каково значение фотосинтеза(питание растения).
Питание - это процесс поглощения организмом из внешней среды веществ и использование их для построения своего тела, роста и развития.
4. Какую роль играет корень в питании растений?(всасывает и засасывает вещества).
5.Картофель, редька, морковь, свекла — найдите корень у этих овощных культур.
6. Какую часть растения мы употребляем в пищу? (СКАЗКА “Вершки и корешки”).
Корнеплод - видоизмененный корень
Перед вами лежат корнеплоды моркови, репы, редиса, свёклы. Рассмотрите их.
Как образовались эти корнеплоды? ( Утолщение главного корня и у некоторых утолщаются ещё и нижние участки стебля)
Какую функцию они выполняют? (Запасающую)
7. Как образуется? (разрастается корень и нижняя часть стебля).
Растение питается, растет и запасает питательные вещества.
Питание – Рост–Запас Питательных Веществ (1 год) — Проросли(2 года) —Зацвели –Семен
Вывод:
Образование корнеплодов - приспособление двулетних и многолетних растений к условиям внешней среды.
Запас питательных веществ, у многолетних, для восстановление семян.
ЭТО ИНТЕРЕСНО!!!
У кукурузы корневая система разрастается в стороны на 2 метра.
У репчатого лука на 60-70 см.
У моркови в 7 раз длинней надземной части.
Д. з: параграф 16 , в тетрадях «Значение корнеплодов»