Открытый урок по биологии в 6 классе на тему: " Органы цветкового растения"
Открытый урок по биологии в 6 классе на тему: " Органы цветкового растения"
Открытый урок обобщения в 6 классе на тему: Органы цветковых растений.
Цели:- раскрытие основных понятий о корне как органе растения; характеристика основных признаков корня; особенности строения и значения в жизни растений; применение теоретических знаний на практике и различие корневых систем; формирование умений сравнивать и делать выводы; работать с учебником, рабочей тетрадью; воспитание бережливого отношения к природе.
Задачи: - познакомить учащихся с органами цветкового растения: корнем, стеблем, листом, цветком, плодом, семенем, побегом;
- выяснить их роль в жизни растения;
- познакомить обучающихся со способами размножения и использованием этих способов для размножения культурных растений.
- продолжить развивать умения и навыки в самостоятельной работе с книгой, с натуральными объектами, с дополнительной литературой;
- совершенствовать умения и навыки в составлении схем, таблиц.
- воспитывать у обучающихся бережное отношение к природе, научить их ценить прекрасное.
Оборудование: гербарные образцы, таблицы, рисунки растений со стержневой и мочковатой корневой системами (например: пастушья сумка, дикая редька, пшеница, овес и др.); таблицы «Типы корневых систем», «Внутреннее строение корня или зоны корня», «Видоизменение корней»; таблицы и схемы на доске, рисунки учебника. Модель цветка,коллекции семян, плодов.ЭОР.
Ход урока:
1. Организация класса. (Проверка готовности обучающихся к уроку, отсутствующих; постановка цели урока)
2. Актуализация знаний.
1. Какую тему мы с вами изучали на прошлом уроке?
Ответ: органы цветкового растения
Цветковое растение-это организм.
- Из чего состоят организмы?
Ответ: из клеток.
- Как называют группу сходных по строению, объединённых выполнением общей работы (функции), клеток и межклеточное вещество, связывающее клетки?
Ведущая (девочка): Жили были два братца: корень и стебель. Они тесно были cвязаны между собой, но никогда не виделись, т.к. каждый из них жил в своем царстве и заняты были каждый своим делом.
Стебель (мальчик): Я живу со своим семейством в царстве «Солнца» и очень привязан ко всем членам своей семьи. С большой любовью отношусь к почкам листьев, бутонам цветка, плодам с семенами. Все лето я о них заботился, поил, кормил. Но пришла осень, последний лист упал на землю, а это значит, что я славно потрудился, можно зиму отдохнуть.
Корень (мальчик): Я же корень, живу со своим семейством в царстве «Тьмы». Летом я своими корявыми руками – путами, как насосом вытягиваю из почвы воду и минеральные вещества. Но не для себя, мне много не надо. Я отсылаю этот питательный раствор к стеблю, который сам распределяет между членами своей семьи. Но стебель в свою очередь передает мне органические вещества в землю, которые я откладываю про запас. А еще я своими корявыми руками укрепляю стебель в почве и прямо удерживаю его в течение всей жизни.
Ведущая (девочка): Но корень никогда не отдыхает: ни зимой, ни летом. А его непрерывные работы повлияли на его характер. Поэтому корень всегда угрюм, сер и коряв.
Учитель: На основании прослушанной сказки можно определить функции и значение корня для растений. Определите функции и значение корня,стебля и других органов.
Давайте распознаем органы.
Органы цветкового растения
Его описание
Работа, которую он выполняет
Корень
1. Подземная часть растения;
2. Толстые или тонкие;
3. Глубоко уходят в почву или в верхних слоях.
5. Укрепляет растение в почве;
6. Прочно удерживает его;
Поглощает из почвы воду и минеральные соли.
Стебель
Деревья – ствол,
Травы – тонкий, мягкий, зелёный.
1. Поднимает над землёй и выносит к свету листья;
2. Движется вода с
3. минеральными солями к листьям, цветкам.
Лист
Содержит хлорофилл
1. Образуются органические вещества;
2. Выделяют кислород.
Цветок
По строению и по форме разнообразны.
Орган семенного
Размножения
Семя
Бывает крупное и мелкое
С запасом питательных веществ
Мы в букет собрали маки жаркие, Много незабудок голубых.
А потом цветов нам стало жалко, Снова в землю посадили их.
Только ничего не получается. От любого ветерка качаются!
Почему осыпались и вянут?.Без корней расти и жить не станут!
Как ни тонок, не приметен.Под землею корешок,
Но не может жить на свете. Без него любой цветок!
А теперь давайте немного помечтаем. Представим себе, что мы не просто ученики, мы сотрудники научно-исследовательского университета, которые изучают цветковое растение. Наш научно-исследовательский университет имеет следующие лаборатории:
1.корня 2.стебля 3.листа 4.цветка 5. плода и семени.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Открытый урок по биологии в 6 классе на тему: " Органы цветкового растения"»
Открытый урок обобщения в 6 классе на тему: Органы цветковых растений.
Цели:- раскрытие основных понятий о корне как органе растения; характеристика основных признаков корня; особенности строения и значения в жизни растений; применение теоретических знаний на практике и различие корневых систем; формирование умений сравнивать и делать выводы; работать с учебником, рабочей тетрадью; воспитание бережливого отношения к природе.
Задачи: - познакомить учащихся с органами цветкового растения: корнем, стеблем, листом, цветком, плодом, семенем, побегом;
- выяснить их роль в жизни растения;
- познакомить обучающихся со способами размножения и использованием этих способов для размножения культурных растений.
- продолжить развивать умения и навыки в самостоятельной работе с книгой, с натуральными объектами, с дополнительной литературой;
- совершенствовать умения и навыки в составлении схем, таблиц. - воспитывать у обучающихся бережное отношение к природе, научить их ценить прекрасное.
Оборудование: гербарные образцы, таблицы, рисунки растений со стержневой и мочковатой корневой системами (например: пастушья сумка, дикая редька, пшеница, овес и др.); таблицы «Типы корневых систем», «Внутреннее строение корня или зоны корня», «Видоизменение корней»; таблицы и схемы на доске, рисунки учебника. Модель цветка ,коллекции семян, плодов.ЭОР.
Ход урока:
Организация класса. (Проверка готовности обучающихся к уроку, отсутствующих; постановка цели урока)
Актуализация знаний.
1. Какую тему мы с вами изучали на прошлом уроке?
Ответ: органы цветкового растения
Цветковое растение-это организм.
- Из чего состоят организмы?
Ответ: из клеток.
- Как называют группу сходных по строению, объединённых выполнением общей работы (функции), клеток и межклеточное вещество, связывающее клетки?
Ведущая (девочка): Жили были два братца: корень и стебель. Они тесно были cвязаны между собой, но никогда не виделись, т.к. каждый из них жил в своем царстве и заняты были каждый своим делом.
Стебель (мальчик): Я живу со своим семейством в царстве «Солнца» и очень привязан ко всем членам своей семьи. С большой любовью отношусь к почкам листьев, бутонам цветка, плодам с семенами. Все лето я о них заботился, поил, кормил. Но пришла осень, последний лист упал на землю, а это значит, что я славно потрудился, можно зиму отдохнуть.
Корень (мальчик): Я же корень, живу со своим семейством в царстве «Тьмы». Летом я своими корявыми руками – путами, как насосом вытягиваю из почвы воду и минеральные вещества. Но не для себя, мне много не надо. Я отсылаю этот питательный раствор к стеблю, который сам распределяет между членами своей семьи. Но стебель в свою очередь передает мне органические вещества в землю, которые я откладываю про запас. А еще я своими корявыми руками укрепляю стебель в почве и прямо удерживаю его в течение всей жизни.
Ведущая (девочка): Но корень никогда не отдыхает: ни зимой, ни летом. А его непрерывные работы повлияли на его характер. Поэтому корень всегда угрюм, сер и коряв.
Учитель: На основании прослушанной сказки можно определить функции и значение корня для растений. Определите функции и значение корня ,стебля и других органов.
Давайте распознаем органы.
Органы цветкового растения
Его описание
Работа, которую он выполняет
Корень
Подземная часть растения;
Толстые или тонкие;
Глубоко уходят в почву или в верхних слоях.
Укрепляет растение в почве;
Прочно удерживает его;
Поглощает из почвы воду и минеральные соли.
Стебель
Деревья – ствол,
Травы – тонкий, мягкий, зелёный.
Поднимает над землёй и выносит к свету листья;
Движется вода с
минеральными солями к листьям, цветкам.
Лист
Содержит хлорофилл
Образуются органические вещества;
Выделяют кислород.
Цветок
По строению и по форме разнообразны.
Орган семенного
Размножения
Семя
Бывает крупное и мелкое
С запасом питательных веществ
Мы в букет собрали маки жаркие, Много незабудок голубых.
А потом цветов нам стало жалко, Снова в землю посадили их.
Только ничего не получается. От любого ветерка качаются!
Почему осыпались и вянут?.Без корней расти и жить не станут!
Как ни тонок, не приметен.Под землею корешок,
Но не может жить на свете. Без него любой цветок!
А теперь давайте немного помечтаем. Представим себе, что мы не просто ученики, мы сотрудники научно-исследовательского университета, которые изучают цветковое растение. Наш научно-исследовательский университет имеет следующие лаборатории:
1.корня 2.стебля 3.листа 4.цветка 5. плода и семени.
Руководством института лабораториям даются задания.
Задания лабораториям.
1) лаборатория корня.
- Как располагаются корни у растений, живущих в лесах, в горах, в песчаной пустыне?
1. У растений, живущих в различных местах, корни располагаются по-разному. Это помогает растению добывать необходимое количество влаги и растворённые в ней минеральные вещества.
2. У большинства лесных великанов корни идут в глубину. А у горных растений они проникают во все толщи скал, во все щели в камнях. Проникнув туда и разрастаясь, корни постепенно расширяют трещины, разрушают скалы.
3. А как укрепиться растению в песчаной пустыне? Вместо земли там сыпучий песок. Течёт этот песок между пальцами, как вода, и носится по пустыне, подгоняемый ветром. Сегодня его жёлтые сухие волны здесь, а завтра передвинулись в другое место.
4. В пустыне Каракумы у растения аристиды корни разрастаются в разные стороны почти на 10 м, они во много раз превышают небольшую надземную часть растения.
Корни не только длинные, но и покрыты как бы толстым и эластичным чехлом, который защищает их от жары и засухи. Если ветры выдувают песок, то оголённые корни не гибнут. Если песок надвигается и засыпает растение до самой верхушки, то на его стебле образуются новые, придаточные корни, а старые отмирают.
2)лаборатория стебля.
Как можно использовать естественные лесные верёвки (стебли) в хозяйственных целях (например, стебли лиан)?
1.Различная длина, толщина, крепость и гибкость лиан дают туземцам возможность употреблять их различным образом. Почти все верёвочные изделия плетутся из лиан. Некоторые лианы долго не гибнут в воде. И поэтому нередко их употребляют на канаты, бечевки для прикрепления рыболовных мережек и деревянных якорей, употребляемых на Востоке. Обшивка лодок и даже больших парусных судов часто скрепляется исключительно такими канатами.
2. При постройке более или менее сносных домов употребляются гладкие, ровные сорта лиан, которыми можно прочно, изящно и симметрично связывать балки и стропила. Такой именно способ обычен у туземцев амазонских лесов.
3. Для плетения особо прочных корзин также употребляются различные лианы. Вообще почти везде, где необходимы верёвки или цепи, жители тропических стран прибегают к помощи одной из бесчисленных естественных лесных верёвок, пользоваться которыми для различных целей научил их долгий опыт. Одни лианы нежны и гладки, другие чрезвычайно гибки, так что их можно связывать в узлы и петли; некоторые особенно хорошо сопротивляются гниению в морской воде, иные – в пресной. 4.Существуют лианы, не боящиеся огня и дыма. Иногда они пропитаны горечью, иногда по какой-нибудь другой причине их не трогают вредные насекомые. Население экваториальных лесов нередко используют лианы для постройки мостов через бурные реки. Иногда для этой цели приспосабливают растущие лианы, которые образуют прочные «зелёные мосты», построенные умелыми руками местных жителей без единого гвоздя.
3) лаборатория листа.
1.Отчего листья желтеют?
Осенью, по мере затухания деятельности листа в связи с образованием в его черешке отделяющегося слоя, в нём замедляется и в конце концов совсем прекращается образование хлорофилла. Разрушение хлорофилла под влиянием солнечного света продолжается. В результате лист теряет свою зелёную окраску, и жёлтые пигменты, не заметные до этого времени внезапно обнаруживаются.
2.Почему листья багровеют?
Осенью раскраска листьев особенно привлекательна своими тёмно-красными, багровыми тонами. Однако эти расцветки встречаются не у всех деревьев. В багрянец одеваются листья клёнов и осин; нарядную розоватую окраску принимает листва бересклета; тёмно-пурпурными становятся гирлянды дикого винограда. Наряду с этим липы, дубы и берёзы лишены красных оттенков, они заметны лишь различными жёлтыми и золотистыми тонами. Чем же обусловлен красный цвет осенних листьев? Он обусловлен особым красящим веществом – антоцианом, который чрезвычайно широко распространён в растениях. Он растворён в клеточном соке, а реже встречается в виде мелких кристаллов. Антоциан очень легко извлечь из любых красных частей растения.
4) лаборатория цветка.
Какой цветок самый большой на свете?
1. Какой цветок самый большой на свете? На этот вопрос ботаники дают вполне определённый ответ. Это цветок одной из живущих на острове Суматра раффлезий – раффлезии Арнольди, впервые найденной европейским натуралистом Арнольди в 1818 г.
2. На Суматре растёт лиана из рода циссусов. Она родственна настоящему винограду и ещё более близка тем видам дикорастущего винограда, которые разводятся у нас в садах и оплетают стены домов, веранд, беседок. Вот на этом-то суматранском циссусе, как заразиха на подсолнечнике, приспособилась жить раффлезия – растение-паразит, не имеющее ни листьев, ни стебля и состоящее из одного только громадного цветка да корней, присасывающихся к корням хозяина.
3. Неподалёку от раффлезии трудно пройти, не заметив её. Она даёт о себе знать… отвратительным зловонием. Этот запах, сходный с запахом гниющего мяса, служит ей для той же цели, что и многим душистым цветкам их тонкие приятные ароматы: раффлезия приманивает насекомых для опыления цветков, а удобнейшими для неё насекомыми являются мухи и жуки, питающиеся всякой падалью. Эти насекомые роями облепляют раффлезию и копошатся в её тычинках и пестиках. Огромные цветки раффлезии (диаметром иногда больше 1 м ) имеют пять толстых лепестков красного цвета с пятнами более бледного оттенка.
4. А какой величины семена получаются от такого цветка-великана? Оказывается, семена у раффлезии мелкие, как и семена европейских заразих. Огромнейший в растительном мире цветок вырастает из очень крошечного семени.
В могучей раффлезии, если забыть о её смрадной вони, есть своеобразная красота, но жить это растение может, только питаясь чужими соками. Название «великолепный паразит» как нельзя лучше подходит к раффлезии.
5) лаборатория плода и семени.
Как в природе распространяются плоды и семена?
1.У тополя и осины также есть парашютики – пучки волосков вокруг семян. В тополевой аллее тоже идёт «снег», когда приоткрываются с первой жарой плоды и из них высеиваются семена.
Семена и плоды многих сорных растений снабжены хохолками, пучками волосков. Летательные приспособления их очень разнообразны по своему устройству.
У многих растений семянки-летучки помещаются в корзинках, головках, коробочках. В сырую погоду они закрыты. Пучки волосков сжаты. Как только погода становится суше, корзинки или головки с семенами раскрываются.
2. Немалую роль в распространении плодов и семян играют муравьи. Всякий, кто бывал в лесу, хорошо знает этих лесных жителей и их удивительные сооружения; видели, конечно не раз, как муравьи тащат к своему муравейнику семена разных растений, например чистотела, хохлатки, чистяка, душистой фиалки.
Волоски, хохолки – парашютики семянок – быстро расправляются. Растопыриваются. Семянки благодаря этому оказываются у краёв корзинок. Ветер подхватывает их, и путешествие начинается.