Этапы урока | Цель | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | УУД |
Мотивация к учебной деятельности | 1.повторить изученное на прошлом уроке 2.Поставить учебные задачи по теме. | Повторим то, что мы узнали на прошлых уроках. – -Какие вы уже знаете уровни организации живого? -Можете ли вы привести примеры для каждого уровня у растений? -Можно ли это представить в виде схемы? -Что такое орган? -Какие органы растений вы знаете? –Откройте с 36-39 учебника и поставьте задачи урока. | -Клеточный, тканевый, органный, организменный. -1.Клетка кожицы листа 2.Покровная ткань 3.Лист 4. Растение(Пастушья сумка). -клетка-ткань-орган-организм… -сосуды-проводящие-корень-растение.. Орган – это часть тела, имеющая определенную форму и строение, выполняющая какую – либо функцию и занимающая определенное местоположение в организме. -Задачи: изучить особенности строения, функции корней; различия корневых систем; | Регулятивные: целеполагание как постановка учебной задачи. Коммуникативные: Участвовать в коллективном устном общении, вступать в диалог, слушать говорящего, смотреть на него, обращаться к собеседнику по имени Предметные: раскрыть основные понятия о корне как органе растения; уметь давать характеристику основных признаков корня; знать особенности строения и значения в жизни растений |
Акт-ция зна-ний и фикса-ция затруд-нения в проб-ном учебном действии | 1.Актуализировать знания и умения сравнивать органы растений и животных 2.Зафиксировать знания в речи | с 36-37. работа с рисунками учебника, -Что узнают дети? Как они это делают? (презентация) Задание:- рассмотрите рис. С.37,ответьте на вопрос: на какие части делится растение ; что такое побег? Какой вывод? | -Дети изучают рисунки учебника, смотрят слайды, слушают рассказ учителя - Растения делятся две части: побег и корень - Побег – это надземная часть растения, состоит из стеля, листьев и почек Вывод: что растения имеют тоже органы(корень, побег-стебель, лист, цветы, плоды) ; растения делятся две части: побег и корень; побег – это надземная часть растения, состоит из стебля, листьев и почек | Предметные: Понимать вопросы и задания учителя, адекватно реагировать на них Регулятивные: контроль, коррекция, прогнозирование -Уметь анализировать рисунки, делать выводы, обобщения |
Выявление места и причины затруднения | Учить описывать корневые системы, работая в парах | +Работа в парах с 36-37, Задание: Какие типы корневых систем вы видите на рисунках, Почему корни видоизменились -Опишите виды корней, | Обсуждают и рассказывают о корневых системах разных растений - Типы корневых систем: мочковатая и стержневая Видоизмененые корни: дыхательные, подпорки, прицепки, корнеплоды, корнеклубни -Видоизмененные корни служат местом запасания питательных веществ Вывод: растения имеют мочковатые и стержневые корневые системы, некоторые растения в зависимости от выполняемой функции имеют видоизмененные корни. | Познавательные: умения структурировать знания, постановка и формулировка проблемы, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание. Коммуникативные: уметь договариваться, распределять роли при работе в парах |
Построение проекта выхода из затруднения | Учить наблюдать, анализировать, описывать признаки органов растений | + Задание: Связать разнообразие корней с условиями обитания растений или с особенностями их строения | Находят в тексте учебника ответы на поставленный вопрос. Пример: Тропические манговые деревья живутна бедных кислородом почвах и корни их поднимаются над водой или почвой вверх, выполняя дыхательную функцию и снабжая подземные части растения воздухом | Коммуникативные:Вступать в учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками. Допускать возможность различных точек зрения, стремиться понимать позицию собеседника, высказывать и аргументировать свою. Предметные: наблюдать предметы окружающего мира и характеризовать их признаки и свойства. |
Реализация проекта | Учить находить выполняемую функцию корня, фиксировать знания в речи | +Работа в парах(с.38-39рисунки изучив строение корня выделите функции корня. +Рассмотреть корневые системы пшеницы и фасоли. Из каких частей они состоят | .+ Самостоятельная работа в парах 1. Изучив строение корня выделяют функции корня 1. Защитная 2. удерживает растение в почве 3. всасывание воды и минеральных веществ 4. накопление питательных веществ 2.Рассказывают и делают вывод: растения не только удерживают растения в почве, но и поглощают из нее воду и растворенные в ней питательные вещества. Выводы:Функции корня: 1. Защитная 2. удерживает растение в почве 3. всасывание воды и минеральных веществ 4. накопление питательных веществ Вывод: корневая система фасоли состоит из главного корня, боковых корней, имеет стержневую корневую систему; а корневая система пшеницы мочковатая, с недоразвитым главным корнем | Регулятивные: целеполагание как постановка учебной задачи. Познавательные: знаково- символическое моделирование; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий. Уметь анализировать рисунки, делать выводы, обобщения |
Первичное закрепление | Закрепить знания и умения. Учить связывать разнообразие корней с условиями обитания или с особенностями их строения | Лабораторная работа Рассмотреть гербарии. +Работа с микроскопами и данные записать в рабочих тетрадях. 1.Соблюдение т.б. при работе с микроскопами. 2.рассмотреть корневые системы растений , зарисовать и подписать ее части 3.рассмотреть строение корня, зарисовать и подписать Проверка | +дети изучают строение корней, используя гербарии, микропрепараты. Полученные знания фиксируют в рабочих тетрадях -взаимопроверка -самопроверка по эталону Физминутка для глаз | Предметные: Понимать вопросы и задания учителя, адекватно реагировать на них , наблюдать предметы Уметь анализировать рисунки Коммуникативные: Вступать в учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками |
Самостоятельная работа по эталону | Работа по карточкам Дополнить высказывания | + если нет главного корня, то корневая система называется…. -от главного корня отходят….. +кроме всасывания корень выполняет еще следующие функции…. Проверка по эталону | 1. мочковатой 2.боковые А) закрепление в почве Б) запасание веществ В) проведение воды и минеральных солей | Регулятивные: контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном; коррекция, оценка; |
Включение в систему знаний и повторение | Учить находить основные понятия, анализировать | +Задание на дом с 36-39 Подумайте: почему организм работает как единое целое. Работа с компьютером: обратитесь к диску. Изучите материалы урока и выполните предложенные задания | Самопроверка по эталону Задание на дом | Регулятивные: прогнозирование |
Рефлексия учебной деятельности | Самооценка | -Что узнали на уроке? -Выполнили ли мы все задачи урока? -Всё ли вы узнали об этом? -Хотите продолжить эту работу? | -Я узнал, … -да -нет -да | Познавательные: умения структурировать знания, Регулятивные: волевая саморегуляция, оценка – выделение и осознание того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, прогнозирование. |
1.Биология: Ботаника: 6 класс: Книга для учителя. - М.: Издательство “Первое сентября”, 2002. (Я иду на урок).
2.Биология. Еженедельная учебно-методическая газета для преподавателей биологии, экологии и естествознания. / № 47, 2004.
3.Калинина А.А. Поурочные разработки по биологии. 6(7) класс.- М.: Вако, 2005.- 352 с.- (В помощь учителю).
4.Корчагин В.А. учебник «Биология» 6-7 кл. М.Просвещение. 1993г.
5.Кузнецова В.И. Уроки биологии: 6-7 кл.: Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники: Кн. Для учителя. – 2-е изд., перераб.-М.: Просвещение, 1991.
6.Пономарёва И.Н., Корнилова О.А., Кучменко В.С. Биология: Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники: Учебник для 6 класса общеобразовательной школы / Под ред. проф. И.Н.Пономарёвой. – М.: Вентана-Графф, 2004
7.Серебряков Т.И., Еленевский А.Г. Учебник 6-7 кл. «Биология» 6-7 кл. М.Просвещение. 1998г.
8.Сонин Н.И. «Строение живых организмов». М. «Дрофа» 2001.
9.Сонин Н.И. «Строение живых организмов». М. «Дрофа» 2010.
10. Электронное средство учебного назначения. Кирилл и Мефодий.
11. Электронная библиотека “Просвещение”, 6 класс.