kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Методическая разработка урока по биологии на тему "Органы цветковых растений. Корень". 6-й класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методическая разработка  урока по разделу Строение живых организмов  составлена на основе  государственной программы основного общего образования по биологии. 6 класс. Авторы: Сонин Н.И., В.Б. Захаров и др. VI класс – Живой организм.

На данном  уроке изучаются:  - внешнее и внутреннее строение корня, как вегетативного органа растения;

  -зоны корня – деления, растяжения, всасывания, проведения; 

- кончик корня – апекс и корневой чехлик;

- рост корня;

- корневые волоски и их роль в жизнедеятельности корня и всего растения.

Также рассматриваются: - виды корней (главные, боковые, придаточные.)

- типы корневых систем

- разнообразие корневых систем

- значение и видоизменение корней в связи с выполняемыми функциями

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Анкета»

Анкета-заявка

на участие в региональном этапе Всероссийского конкурса

профессионального мастерства педагогов «Мой лучший урок»

по естественно – научному направлению на 2013/2014 учебный год



1. Фамилия, имя, отчество автора (полностью) Ибатуллина Миньямал Яхиевна

2. Год, месяц, день рождения -01. 10. 1961 года рождения

3. Место работы МБОУ Карагачская средняя общеобразовательная школа

Полный адрес: индекс_461346_Оренбургская область Беляевский район п. Карагач пер.Школьный 1 федеральный телефонный код 835334_телефон/факс 63135_______________________

Е-mail __karagach2@mail.ru______(указать обязательно)

4.Должность__учитель________________________________________

5. Педагогический стаж работы_____26_

6. Преподаваемый предмет___биология -химия_____

7. Класс проведения урока ____6___________ Количество детей в классе ___9____

8. Домашний адрес автора (полностью): индекс _461346 _ Оренбургская область Беляевский район п. Карагач ул.Южная 13_федеральный телефонный код города ___835334__телефон____63135_ сотовый телефон 89228779844_____________________ Е-mail _ karagach2@mail.ru _ (указать обязательно)

9. Ф.И.О. руководителя образовательного учреждения _Кострова Татьяна Васильевна_____________________________

телефон для связи _рабочий_ федеральный телефонный код 835334_телефон/факс 63135_______________________

Е-mail:_ karagach2@mail.ru __________ (указать обязательно)








Подпись руководителя образовательного учреждения ________________________________

М.П.


Дата заполнения _________________



Просмотр содержимого документа
«Пояснительная записка»

Пояснительная записка


Конкурс профессионального мастерства педагогов «Мой лучший урок».


Урок по теме «Органы цветковых растений. Корень».


Автор урока: учитель биологии МБОУ «Карагачская СОШ» Беляевского района Оренбургской области Ибатуллина Миньямал Яхиевна. 2013 г.

Методическая разработка урока по разделу Строение живых организмов составлена на основе государственной программы основного общего образования по биологии. 6 класс. Авторы: Сонин Н.И., В.Б. Захаров и др. VI класс – Живой организм.

Используемый учебник: Сонин Н.И. Биология. 6 класс. Живой организм: Учебник для общеобразовательных учебных заведений. – М.: Дрофа, 2007 (имеется в федеральном перечне учебников, рекомендованных Министерством образования Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях на 2013 /2014 учебный год).

Согласно действующему Базисному учебному плану, в 6 классе пре­дусматривается обучение биологии в объеме 1 часа в неделю, 34 часа в год.

В классе обучается 9 человек - 2 отличника, 1 хорошист, 3 ученика имеют по одной тройке, неуспевающих нет, один ученик опекаемый, три ученика из многодетной семьи.

Интеллектуальный уровень класса выше среднего. Учащиеся активно участвуют в классных и школьных мероприятиях, в районных, общероссийских международных конкурсах. Класс дружный, отношения доброжелательные.

Изучение темы "Органы цветковых растений. Корень" направлено для достижения следующих целей:

·       освоение знаний о строении, функциях корня и присущих ей закономерностях

·      овладение умениями применять биологические знания, работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками, проводить наблюдения за биологическими объектами, биологические эксперименты

·      развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей

·       воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе, собственному здоровью, культуры поведения в природе

·       использование приобретённых знаний и умений в повседневной жизни

  На данном уроке изучаются: - внешнее и внутреннее строение корня, как вегетативного органа растения;

-зоны корня – деления, растяжения, всасывания, проведения;

- кончик корня – апекс и корневой чехлик;

- рост корня;

- корневые волоски и их роль в жизнедеятельности корня и всего растения.

Также рассматриваются: - виды корней (главные, боковые, придаточные.)

- типы корневых систем

- разнообразие корневых систем

- значение и видоизменение корней в связи с выполняемыми функциями

Учащиеся выполняют лабораторную работу с целью закрепления знаний о внешнем и внутреннем строении корней, при этом учатся анализировать рисунки, делать выводы, обобщения. Данные записывают в рабочие тетради.

После каждого вида работы делают выводы.

Работая в парах, дети учатся вступать в учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками, договариваться, распределять роли при работе в парах. Допускать возможность различных точек зрения, стремиться понимать позицию собеседника, высказывать и аргументировать свою.

Просмотр содержимого документа
«Тема Органы цветковых растений. Корень»

Конкурс профессионального мастерства педагогов «Мой лучший урок».


Методическая разработка урока по биологии на тему "Органы цветковых растений. Корень". 6-й класс. Автор урока: учитель биологии Ибатуллина Миньямал Яхиевна.

Цель: Изучение, первичное усвоение и закрепление новых знаний


Задачи: познавательная: формрование новых понятий – корневая система, главный корень, боковые корни, придаточные корни, мочковатая и стержневая корневая системы, корневой чехлик, корневые волоски, верхушка корня.. Разъяснение особенностей строения и функции корня, строение и образование корневых систем.

Развивающая: развивать навыки работы с биологическими терминами, учебником и практические умения по распознаванию и определению корней и корневых систем.. Развивают творческое мышление и монологическую речь.

Воспитательная: формирование навыков самоорганизации, самоанализа и взаимопомощи, сотрудничества в ходе практической работы по изучению стержневых и мочковатых корневых систем и строению корня проростка. Продолжение формирования навык грамотного выполнения и оформления лабораторных работ.

Ход урока

Этапы урока

Цель

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

Мотивация к учебной деятельности

1.повторить изученное на прошлом уроке

2.Поставить учебные задачи по теме.

Повторим то, что мы узнали на прошлых уроках. – -Какие вы уже знаете уровни организации живого?

-Можете ли вы привести примеры для каждого уровня у растений?


-Можно ли это представить в виде схемы?

-Что такое орган?

-Какие органы растений вы знаете?




–Откройте с 36-39 учебника и поставьте задачи урока.


-Клеточный, тканевый, органный, организменный. -1.Клетка кожицы листа

2.Покровная ткань

3.Лист

4. Растение(Пастушья сумка).

-клетка-ткань-орган-организм…

-сосуды-проводящие-корень-растение..

Орган – это часть тела, имеющая определенную форму и строение, выполняющая какую – либо функцию и занимающая определенное местоположение в организме.

-Задачи: изучить особенности строения, функции корней; различия корневых систем;

Регулятивные: целеполагание как постановка учебной задачи. Коммуникативные: Участвовать в коллективном устном общении, вступать в диалог, слушать говорящего, смотреть на него, обращаться к собеседнику по имени Предметные: раскрыть основные понятия о корне как органе растения; уметь давать характеристику основных признаков корня; знать особенности строения и значения в жизни растений

Акт-ция зна-ний и фикса-ция затруд-нения в проб-ном учебном действии

1.Актуализировать знания и умения сравнивать органы растений и животных

2.Зафиксировать знания в речи

с 36-37. работа с рисунками учебника,

-Что узнают дети? Как они это делают? (презентация)

Задание:- рассмотрите рис. С.37,ответьте на вопрос: на какие части делится растение ; что такое побег?

Какой вывод?

-Дети изучают рисунки учебника, смотрят слайды, слушают рассказ учителя

- Растения делятся две части: побег и корень

- Побег – это надземная часть растения, состоит из стеля, листьев и почек


Вывод: что растения имеют тоже органы(корень, побег-стебель, лист, цветы, плоды) ; растения делятся две части: побег и корень; побег – это надземная часть растения, состоит из стебля, листьев и почек


Предметные: Понимать вопросы и задания учителя, адекватно реагировать на них Регулятивные: контроль, коррекция, прогнозирование

-Уметь анализировать рисунки, делать выводы, обобщения

Выявление места и причины затруднения

Учить описывать корневые системы, работая в парах

+Работа в парах с 36-37,


Задание: Какие типы корневых систем вы видите на рисунках, Почему корни видоизменились

-Опишите виды корней,

Обсуждают и рассказывают о корневых системах разных растений

- Типы корневых систем: мочковатая и стержневая

Видоизмененые корни: дыхательные, подпорки, прицепки, корнеплоды, корнеклубни

-Видоизмененные корни служат местом запасания питательных веществ

Вывод: растения имеют мочковатые и стержневые корневые системы, некоторые растения в зависимости от выполняемой функции имеют видоизмененные корни.

Познавательные: умения структурировать знания, постановка и формулировка проблемы, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание.

Коммуникативные: уметь договариваться, распределять роли при работе в парах

Построение проекта выхода из затруднения

Учить наблюдать, анализировать, описывать признаки органов растений

+ Задание: Связать разнообразие корней с условиями обитания растений или с особенностями их строения

Находят в тексте учебника ответы на поставленный вопрос. Пример: Тропические манговые деревья живутна бедных кислородом почвах и корни их поднимаются над водой или почвой вверх, выполняя дыхательную функцию и снабжая подземные части растения воздухом

Коммуникативные:Вступать в учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками. Допускать возможность различных точек зрения, стремиться понимать позицию собеседника, высказывать и аргументировать свою. Предметные: наблюдать предметы окружающего мира и характеризовать их признаки и свойства.

Реализация проекта

Учить находить выполняемую функцию корня, фиксировать знания в речи

+Работа в парах(с.38-39рисунки изучив строение корня выделите функции корня.

+Рассмотреть корневые системы пшеницы и фасоли. Из каких частей они состоят


.+ Самостоятельная работа в парах

1. Изучив строение корня выделяют функции корня 1. Защитная 2. удерживает растение в почве 3. всасывание воды и минеральных веществ 4. накопление питательных веществ

2.Рассказывают и делают вывод: растения не только удерживают растения в почве, но и поглощают из нее воду и растворенные в ней питательные вещества.

Выводы:Функции корня: 1. Защитная 2. удерживает растение в почве 3. всасывание воды и минеральных веществ 4. накопление питательных веществ

Вывод: корневая система фасоли состоит из главного корня, боковых корней, имеет стержневую корневую систему; а корневая система пшеницы мочковатая, с недоразвитым главным корнем

Регулятивные: целеполагание как постановка учебной задачи. Познавательные: знаково- символическое моделирование; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий. Уметь анализировать рисунки, делать выводы, обобщения

Первичное закрепление

Закрепить знания и умения.

Учить связывать разнообразие корней с условиями обитания или с особенностями их строения

Лабораторная работа

Рассмотреть гербарии.

+Работа с микроскопами и данные записать в рабочих тетрадях.

1.Соблюдение т.б. при работе с микроскопами.

2.рассмотреть корневые системы растений , зарисовать и подписать ее части

3.рассмотреть строение корня, зарисовать и подписать

Проверка

+дети изучают строение корней, используя гербарии, микропрепараты.

Полученные знания фиксируют в рабочих тетрадях

-взаимопроверка

-самопроверка по эталону




Физминутка для глаз

Предметные: Понимать вопросы и задания учителя, адекватно реагировать на них ,

наблюдать предметы Уметь анализировать рисунки

Коммуникативные: Вступать в учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками

Самостоятельная работа по эталону

Работа по карточкам

Дополнить высказывания

+ если нет главного корня, то корневая система называется….

-от главного корня отходят…..

+кроме всасывания корень выполняет еще следующие функции….

Проверка по эталону

1. мочковатой


2.боковые

А) закрепление в почве

Б) запасание веществ

В) проведение воды и минеральных солей

Регулятивные: контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном; коррекция, оценка;

Включение в систему знаний и повторение

Учить находить основные понятия, анализировать

+Задание на дом с 36-39

Подумайте: почему организм работает как единое целое.

Работа с компьютером: обратитесь к диску. Изучите материалы урока и выполните предложенные задания

Самопроверка по эталону


Задание на дом

Регулятивные: прогнозирование



Рефлексия учебной деятельности

Самооценка

-Что узнали на уроке?

-Выполнили ли мы все задачи урока? -Всё ли вы узнали об этом?

-Хотите продолжить эту работу?

-Я узнал, …

-да

-нет

-да

Познавательные: умения структурировать знания, Регулятивные: волевая саморегуляция, оценка – выделение и осознание того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, прогнозирование.


Литература:

1.Биология: Ботаника: 6 класс: Книга для учителя. - М.: Издательство “Первое сентября”, 2002. (Я иду на урок).

2.Биология. Еженедельная учебно-методическая газета для преподавателей биологии, экологии и естествознания. / № 47, 2004.

3.Калинина А.А. Поурочные разработки по биологии. 6(7) класс.- М.: Вако, 2005.- 352 с.- (В помощь учителю).

4.Корчагин В.А. учебник «Биология» 6-7 кл. М.Просвещение. 1993г.

5.Кузнецова В.И. Уроки биологии: 6-7 кл.: Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники: Кн. Для учителя. – 2-е изд., перераб.-М.: Просвещение, 1991.

6.Пономарёва И.Н., Корнилова О.А., Кучменко В.С. Биология: Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники: Учебник для 6 класса общеобразовательной школы / Под ред. проф. И.Н.Пономарёвой. – М.: Вентана-Графф, 2004

7.Серебряков Т.И., Еленевский А.Г. Учебник 6-7 кл. «Биология» 6-7 кл. М.Просвещение. 1998г.

8.Сонин Н.И. «Строение живых организмов». М. «Дрофа» 2001.

9.Сонин Н.И. «Строение живых организмов». М. «Дрофа» 2010.

10. Электронное средство учебного назначения. Кирилл и Мефодий.

11. Электронная библиотека “Просвещение”, 6 класс.


Просмотр содержимого презентации
«Органы цветковых растений»

Урок биологии на тему Выполнила учитель биологии  МБОУ «Карагачская средняя  общеобразовательная школа» Ибатуллина М. Я.

Урок биологии на тему

Выполнила учитель биологии

МБОУ «Карагачская средняя

общеобразовательная школа»

Ибатуллина М. Я.

Органы растений Органы растения:  Подземные Надземные Корень Стебель  лист  цветок  Плод с  семенами

Органы растений

  • Органы растения:

Подземные Надземные

Корень Стебель

лист

цветок

Плод с

семенами

Виды корней

Виды корней

Корневая система Корневая система растения  снабжает его водой и растворенными в ней минеральными солями, укрепляет растение в почве,  участвует в синтезе органических веществ является вместилищем запасных веществ Стержневая Мочковатая

Корневая система

  • Корневая система растения
  • снабжает его водой
  • и растворенными в ней
  • минеральными солями,
  • укрепляет растение в почве,
  • участвует в синтезе
  • органических веществ
  • является вместилищем
  • запасных веществ

Стержневая

Мочковатая

Внутреннее строение корня Зона всасывания Корневые волоски  Строение корня Корневой чехлик

Внутреннее строение корня

Зона всасывания Корневые волоски

Строение корня

Корневой чехлик

Функции корней Корневая система растения:

Функции корней

Корневая система растения:

  • снабжает его водой и растворенными в ней минеральными солями
  • укрепляет растение в почве
  • участвует в синтезе органических веществ
  • является вместилищем запасных веществ
Зоны корня ЗОНА КОРНЯ КАКОЙ ТКАНЬЮ ПРЕДСТАВЛЕНА 1. ЗОНА ДЕЛЕНИЯ С КОРНЕВЫМ ЧЕХЛИКОМ ФУНКЦИИ ОБРАЗОВАТЕ- ЛЬНАЯ 2. ЗОНА РОСТА (РАСТЯЖЕ-НИЯ) ОБРАЗОВАНИЕ  НОВЫХ КЛЕТОК,  ТКАНЕЙ ОБРАЗОВАТЕ-  ЛЬНАЯ 3. ЗОНА ВСАСЫВА- НИЯ С КОРНЕВЫМИ ВОЛОСКАМИ РОСТ КОРНЯ В ДЛИНУ ПОКРОВНАЯ 4.ЗОНА ПРОВЕДЕНИЯ ВСАСЫВАНИЕ ПОЧВЕННОГО РАСТВОРА ПРОВОДЯЩАЯ  А.ДРЕВЕСИНА Б. ЛУБ ПРОВЕДЕНИЕ ВОДЫ С МИНЕРАЛЬНЫМИ СОЛЯМИ, ОРГАНИЧЕСКИХ ВЕЩЕСТВ

Зоны корня

ЗОНА КОРНЯ

КАКОЙ ТКАНЬЮ ПРЕДСТАВЛЕНА

1. ЗОНА ДЕЛЕНИЯ С КОРНЕВЫМ ЧЕХЛИКОМ

ФУНКЦИИ

ОБРАЗОВАТЕ-

ЛЬНАЯ

2. ЗОНА РОСТА (РАСТЯЖЕ-НИЯ)

ОБРАЗОВАНИЕ НОВЫХ КЛЕТОК, ТКАНЕЙ

ОБРАЗОВАТЕ- ЛЬНАЯ

3. ЗОНА ВСАСЫВА-

НИЯ С КОРНЕВЫМИ ВОЛОСКАМИ

РОСТ КОРНЯ В ДЛИНУ

ПОКРОВНАЯ

4.ЗОНА ПРОВЕДЕНИЯ

ВСАСЫВАНИЕ ПОЧВЕННОГО РАСТВОРА

ПРОВОДЯЩАЯ А.ДРЕВЕСИНА

Б. ЛУБ

ПРОВЕДЕНИЕ ВОДЫ С МИНЕРАЛЬНЫМИ СОЛЯМИ, ОРГАНИЧЕСКИХ ВЕЩЕСТВ

Видоизмененные корни У моркови, редиса, свёклы из  главного корня и основания  побега образуются корнеплоды, где запасаются питательные вещества

Видоизмененные корни

У моркови, редиса, свёклы из

главного корня и основания

побега образуются корнеплоды,

где запасаются питательные

вещества

Видоизменение корней

Видоизменение корней

Закрепление

Закрепление

  • Если нет главного корня, то корневая система называется….
  • От главного корня отходят…..
  • Видоизмененные корни это- …..
  • Кроме всасывания корень выполняет еще следующие функции….
Ответы

Ответы

    Назовите зоны корня

    Назовите зоны корня

    Ответы

    Ответы

    • Корневой чехлик
    • Зона деления
    • Зона роста
    • Зона всасывания
    • Зона проведения
    Источники

    Источники

    • Корчагин В.А. учебник «Биология» 6-7 кл.
    • М.Просвещение. 1993г.
    • Серебряков Т.И., Еленевский А.Г. Учебник
    • «Биология» 6-7 кл. М.Просвещение. 1998г.
    • Сонин Н.И. «Строение живых организмов»
    • М. «Дрофа» 2001.
    • Сонин Н.И. «Строение живых организмов»
    • М. «Дрофа» 2010.
    • http://900igr.net/prezentatsii/biologija/Kornevaja-sistema-rastenij/003-Vidy-kornej.html
    • http://psy.tom.ru/photo/ecology-2.html


    Получите в подарок сайт учителя

    Предмет: Биология

    Категория: Уроки

    Целевая аудитория: 6 класс.
    Урок соответствует ФГОС

    Автор: Ибатуллина Миньямал Яхиевна

    Дата: 08.12.2014

    Номер свидетельства: 141056


    Получите в подарок сайт учителя

    Видеоуроки для учителей

    Курсы для учителей

    ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

    Добавить свою работу

    * Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

    Удобный поиск материалов для учителей

    Ваш личный кабинет
    Проверка свидетельства