kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

" Органы цветковых растений. Корень."

Нажмите, чтобы узнать подробности

План-конспект урока

 " Органы цветковых растений. Корень."

Предмет: биология

Класс: 6

Цели:

образовательная –  раскрыть понятие «орган», выяснить особенности строения  и значение корня в жизни растения, познакомиться с видами корней и их функциями;

развивающая – развивать умения сравнивать объекты, выявлять взаимосвязь между строением и функциями, работать с рисунками учебника, гербариями, применять теоретические знания для решения практических задач;

воспитательная – воспитывать познавательный интерес к предмету, бережное отношение к растениям.

Оборудование: гербарные экземпляры растений со стержневой и мочковатой корневыми системами,, «Внутреннее строение корня», «Видоизменения корней», рисунки  учебника на стр. 36-39 (автор Н.И. Сонин, 2014 г)

Тип урока: урок изучения нового материала.

Ход урока:

Вся окружающая нас природа делится на живую и неживую.

Живая природа объединяется в царства. Скажите, какие царства живой природы вам известны? (растения, животные, грибы, бактерии).

Скажите о каком царстве идет речь: дышит, растёт, а ходить не может (растения).

В этой загадке указаны некоторые свойства живых организмов. Какие? (дыхание, рост). А какими свойствами ещё обладают живые организмы? ( питание, выделение, развитием, раздражимостью, обмен веществ).

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«" Органы цветковых растений. Корень." »

План-конспект урока

" Органы цветковых растений. Корень."

ФИО: Малинина Елена Александровна.

Место работы: МКОУ ООШ с.Слобода-Выходцево

Мелекесского района.

Должность: учитель

Предмет: биология

Класс: 6

Цели:

образовательная –  раскрыть понятие «орган», выяснить особенности строения  и значение корня в жизни растения, познакомиться с видами корней и их функциями;

развивающая – развивать умения сравнивать объекты, выявлять взаимосвязь между строением и функциями, работать с рисунками учебника, гербариями, применять теоретические знания для решения практических задач;

воспитательная – воспитывать познавательный интерес к предмету, бережное отношение к растениям.

Оборудование: гербарные экземпляры растений со стержневой и мочковатой корневыми системами, , «Внутреннее строение корня», «Видоизменения корней», рисунки  учебника на стр. 36-39 (автор Н.И. Сонин, 2014 г)

Тип урока: урок изучения нового материала.



Ход урока:

Вся окружающая нас природа делится на живую и неживую.

Живая природа объединяется в царства. Скажите , какие царства живой природы вам известны? (растения, животные, грибы, бактерии).

Скажите о каком царстве идет речь: дышит, растёт, а ходить не может (растения).

В этой загадке указаны некоторые свойства живых организмов. Какие? (дыхание, рост). А какими свойствами ещё обладают живые организмы? ( питание, выделение, развитием, раздражимостью, обмен веществ).

1. Органы цветкового растения. 



На прошлом уроке мы с вами познакомились с самой распространенной группой растительного мира ….какой? (цветковыми растениями)



Работа со схемой «Органы цветкового растения» (у доски один человек)

Работа с классом:

Какие растения называют цветковыми? (Цветковыми называются растения, которые цветут хотя бы раз в жизни).
Эта группа растений не только самая многочисленная (их около 250 тыс. видов) и наиболее часто встречающаяся, но и, что для нас более важно именно у цветковых растений мы можем увидеть все органы, встречающиеся и у других групп растений.


Давайте вспомним, что такое ОРГАН.
Орган (от греч. «органон» - орудие, инструмент) – это часть организма, имеющая определенное строение, расположение и выполняющая определенные функции.
Прослушайте загадку:







Один – в земле копается, 
Другой – в свету купается; 
И хотя они друзья,
Поменяться им нельзя.

О каких друзьях идет речь в этой загадке? (Корни и листья)

Какой орган растения помогает им дружить, поддерживает их взаимосвязь?(Стебель)

Не дарите любимым черемухи стон,

Боль сирени и вопли жасмина.

Будьте щедры душой, не тревожа кустов.

Подарите звезду в небе синем

О каком органе идет речь? (цветок)

Не губите цветы на лугах и в лесу,

Берегите красу первозданную!

( обсуждение: почему мы должны бережно относиться к цветкам)

Что образуется из цветка? (плод с семенами)



В зависимости от выполняемых функций органы цветкового растения подразделяются на вегетативные и генеративные.

Работа с тетрадями.

(составление таблицы)



Сегодня мы с вами подробнее познакомимся с корнем.

2. Корень и его функции.

Сформулируйте определение корня, исходя из составленной нами схемы.

Корень -  это вегетативный орган растения.

Внимательно послушайте стихотворение:

Мы в букет собрали маки жаркие,
Много незабудок голубых.
А потом цветов нам стало жалко,
Снова в землю посадили их.
Только ничего не получается:
От любого ветерка качаются!
Почему осыпались и вянут?
Без корней расти и жить не станут!
Как ни тонок, неприметен
Под землею корешок,
Но не может жить на свете
Без него любой цветок!
(В. Жак)

Почему растение не может жить без корня? Ребята высказывают предположения о функциях корня и пытаются доказать свои утверждения.

Параллельно ведутся записи в тетради. ( используют текст на стр.36-38

3-й абзац : слова –мощная корневая система….)

Функции корня:

  1. Закрепление растения в почве.

  2. Поглощение из почвы неорганических веществ.

  3. Дыхание.

  4. Запасание веществ.

  5. Взаимодействие с другими организмами.

  6. Участие в размножении.

  7. Образование некоторых веществ.



3. Виды корней.

Все ли корни растения одинаковы?

Найдите на рисунке на стр. 36 какие виды корней выделяют? Чем они отличаются?
Соедините стрелками начало и конец фразы, чтобы получились верно



Выполнение задание 40 в р.т. (стр.26)



4. Типы корневых систем (лабораторная работа).

Все корни растения образуют его корневую систему. (запись в тетрадь)

Вырастая из маленького корешка зародыша семени, корень взрослых растений, особенно деревьев и кустарников, глубоко проникает в почву, достигает больших размеров и с силой удерживает тяжелейшие ствол и ветви с листьями. Чтобы представить, с какой силой корни удерживают деревья, раскройте во время сильного ветра зонт и попробуйте удержать его в руках. Ветер будет яростно рвать зонт из рук, удержать его очень трудно. Тяжелый ствол дерева со всеми ветвями и листьями можно сравнить с гигантским зонтом. Ураганный ветер в состоянии подхватить такой «зонт» и вырвать дерево из земли. Однако это случается не так уж часто. Корни, удерживающие дерево в почве, очень прочны.

Конечно, не все корни так мощны, как корни деревьев. У однолетних травянистых растений корни чаще небольшие, неглубоко проникшие в почву. Познакомимся с корнями различных растений.



Работа с гербариями растений:

  1. Рассмотрите корневые системы предложенных вам растений.

  2. Растения со сходными корневыми системами объедините в группы. На основании чего Вы выделили группы?

  3. В учебнике на стр. 36 найдите названия выделенных вами типов корневых систем. Почему их так назвали?

  4. Выполните работу на стр. 25 в р.т.

Чем растению выгодна стержневая корневая система? В чем преимущества мочковатой корневой системы? (обсуждение)

Подмечено, что большинство двудольных растений имеет стержневые корневые системы, развивающиеся из зародышевого корешка семени. Хорошо заметный главный корень имеют, например, щавель, фасоль, подсолнечник, морковь, все деревья, кустарники и многие другие растения.

Мочковатой корневой системой чаще обладают однодольные растения. Мочковатую корневую систему имеют все наши хлебные злаки, лук, чеснок и сравнительно немногие другие растения.

(просмотр фильма)

Интересно проследить, как развивается мочковатая корневая система. Главный корень, развивающийся из корешка зародыша семени, вскоре перестает расти. Он становится незаметным среди множества придаточных корней, отрастающих от подземной части стебля. Придаточные корни почти одинаковы по толщине, растут пучком и скрывают переставший расти главный корень.



Поверхность корневой системы значительно больше, чем поверхность надземной части. У разных видов растений различаются число и длина корней. Особенно глубоко проникает в почву стержневая корневая система. Например, корни осота проникают в почву на глубину 6 м, у люцерны посевной - на 10-12 м, у деревьев - еще глубже (свыше 20 м).

Человек использует знания по формированию корневых систем при пересаживании рассады овощных и декоративных культур. Чем лучше развита корневая система у растений, тем больше площадь питания, надземная часть растения, то есть можно получить больший урожай.

“Пикировка” и “Окучивание”.

Пикировка – это отщипывание кончика главного корня с помощью специальной палочки “пики”. Это ведет к увеличению числа боковых корней в верхнем, самом плодородном слое почвы.

Окучивание – это присыпание землей нижней части стебля, что ведет к образованию придаточных корней.

(запись в тетрадь) и показ гербарного экземпляра.

Свойство растений - разрастание корневых систем в почве - используют для закрепления оврагов, подвижных песков.

4. Зоны корня.

Корни бывают трех видов. Какие? Объединяются в различные корневые системы. Какие? Могут видоизменяться и даже располагаться не только в почве, но и в воде (у ряски), и в воздухе (у орхидей). Как же отличить корень от других органов растения?

Работа с микропрепаратом: рассмотреть срез корня и фильм.
В учебнике на с. 38 найдите описание строения корня и заполните таблицу на стр. 26 в р.т.

Какие зоны выделяют в корне?

На основании чего они выделены?

Почему зоны носят такие названия?

Корневой чехлик -защищает клетки зоны деления от механических повреждений.

Зона деления - клетке постоянно делятся, давая начало всем клеткам корня.

Зона роста – её клетки вытягиваясь в длину обеспечивают рост корня

Зона всасывания – на ней расположены корневые волоски (выросты наружного слоя клеток). Корневые волоски поглощают воду с минеральными солями из почвы и благодаря силе корневого давления поднимают её в выше лежащие зоны.

Зона проведения:

- сосуды древесины (передвигается вода с минеральными солями)

- клетки луба (передвигаются органические вещества)

Работа с рисунками по зонам корня: узнать зону по характерным признакам строения



  1. Видоизменения корней.



Вследствие обретения новых функций органы способны видоизменяться.

Рассмотрите на рисунке (с. 37) различные видоизменения корней. Предположите, зачем нужны растению такие корни?

( заполнение таблицы на стр.27 в р.т)



Корнеплод - утолщение главного корня, связанное с отложением в нем запаса питательных веществ (морковь, свекла, редис и т. п.).(показ коллекционного материала)

Корневые клубни (корнеклубни) - утолщение боковых или дополнительных корней, связанное с отложением запаса питательных веществ (батат, георгин и т. п.).

Дыхательные корни (пневматофоры). Это боковые корни, которые растут вверх и поднимаются над поверхностью воды, почвы. Формируются у растений (мангровые деревья), которые растут на чрезмерно увлажненных почвах, болотах, с низким содержанием кислорода. Поэтому растения с помощью таких корней получают кислород непосредственно из воздуха. Дыхательные корни богаты аэренхимой.

Корни-прицепки.Это дополнительные короткие корни, которые развиваются на растениях с вьющимся стеблем (плющ, фикус цепкий и т. п.), которые плетутся вверх. Корни растут на стебле. С их помощью растение цепляется за трещины, опоры и поднимается выше.

Ходульные корни. Образуются на надземных побегах. Они закрепляются в почве и помогают растению (баньян, кукуруза и т. п.) удерживаться.

.

Корневые системы способны улучшать свое питание благодаря взаимодействию с микроорганизмами - грибами, бактериями, водорослями. Симбиоз корней цветочных растений с грибами называется микоризой, с бактериями - бактериоризой. Почвенный слой толщиной 2-3 мм вокруг корней растений образует ризосферу. Корни выделяют в ризосферу вещества, которые привлекают микроорганизмы.

В клетках корней некоторых растений (бобовые, березовые и т. п.) поселяются клубеньковые бактерии, которые своими выделениями вызывают разрастание паренхимы и образование клубеньков на корнях. Клубеньковые бактерии способны фиксировать атмосферный азот в виде соединений, которые могут усваиваться растениями (нитратов, нитритов). Часть азотных соединений усваивается растением, а часть остается в почве. Бобовые растения используют в сельском хозяйстве для обогащения почв азотистыми соединениями.

Закрепление изученного материала.

Вопросы в формате ЕГЭ.

1. Кончик корня при пересадке рассады капусты прищипывают для
А. увеличения числа боковых корней
Б. усиления роста главного корня
В. усиления роста придаточных корней
Г. повышения устойчивости растений к неблагоприятным условиям.

2. У картофеля, капусты, томатов и других растений применяют окучивание для 
А. усиления роста главного корня
Б. увеличения числа боковых корней
В. усиления роста придаточных корней
Г. повышения устойчивости растений к неблагоприятным условиям.

3. Пословицу “почву лучше один раз хорошо взрыхлить, чем два раза плохо полить” можно объяснить тем, что в результате рыхления замедляется
А. поступление в почву углекислого газа
Б. испарение воды из почвы и улучшается снабжение корней кислородом
В. передвижение воды и минеральных веществ в растении
Г. передвижение в растении органических веществ.

4. В результате почвенного питания в растение поступают
А. углеводы
Б. углекислый газ
В. вода и минеральные соли
Г. кислород.

5. Какую функцию Не выполняет корень?
А. поглощение воды и минеральных веществ
Б. накопление и запасание питательных веществ
В. участие в образовании органических веществ
Г. участие в размножении растений.

(Ответы: 1 – А, 2 – В, 3– Б, 4 – В, 5 – В.)

Вставьте в текст слова, характеризующие особенности строения корневых систем растений.

“Главный корень образуется из …(зародышевого корешка семени), углубляется в почву и ветвится. На нем образуются … (боковые корни). Они разрастаются в стороны от главного.

У двудольных растений главный корень … (длиннее) и … (толще) боковых корней. У выкопанного одуванчика можно увидеть толстый …(главный) корень и тонкие …(придаточные) корни. Такая корневая система называется …(стержневой). У проростков однодольных растений, например, …,…, (пшеницы, ржи) имеются 3–5 одинаковых нитевидных корней, среди которых…(главный) корень трудно обнаружить. Такая корневая система называется…(мочковатой).

Это задание служит не только для проверки знаний, но и для обучения логическому и грамотному изложению учебного материала.

Тестовые задания для проверки умений. Необходимо выбрать только правильные действия и расположить их в нужной последовательности.

Как установить тип корневой системы?

А. Рассмотреть корневую систему и найти ее части: главный корень, боковые и придаточные.
Б. Отобрать растение удобное для наблюдения.
В. Выяснить, отличается ли главный корень от остальных.
Г. Сравнить длину и толщину главного корня с другими корнями.
Д. Если необходимо, то использовать лупу для рассмотрения.
Е. Только после всего этого сделать вывод о типе корневой системы.

Ответ: Б, А, В, Д, Г, Е.

IV. Этап рефлексии. 



Предлагаю вам поделиться своими впечатлениями на уроке.



А.Нарисуйте на одной из ступенек человечка – себя, в зависимости вашей активности на уроке.



Б. Поставьте отметку рядом с одним из значков в первом столбце.

+

На уроке все понятно.

?

Осталось ощущение, что что-то не понятно.

!

Все понятно, я смогу сам (а) определять тип корневой системы и виды корней










Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Биология

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 6 класс

Скачать
" Органы цветковых растений. Корень."

Автор: Малинина Елена Александровна

Дата: 19.03.2015

Номер свидетельства: 188943

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(75) "Тема: "Органы цветковых растений. Корень.""
    ["seo_title"] => string(38) "tema_organy_tsvetkovykh_rastenii_koren"
    ["file_id"] => string(6) "521709"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1570206680"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(75) "Органы цветковых растений. Корень. Побег "
    ["seo_title"] => string(45) "orghany-tsvietkovykh-rastienii-korien-pobiegh"
    ["file_id"] => string(6) "132446"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1416335438"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(49) "Органы цветковых растений."
    ["seo_title"] => string(30) "orghany_tsvietkovykh_rastienii"
    ["file_id"] => string(6) "442160"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1512402794"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(134) "Открытый урок по биологии в 6 классе на тему: " Органы цветкового растения""
    ["seo_title"] => string(80) "otkrytyi-urok-po-biologhii-v-6-klassie-na-tiemu-orghany-tsvietkovogho-rastieniia"
    ["file_id"] => string(6) "300713"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1456771989"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(51) "Органы цветкового растения "
    ["seo_title"] => string(32) "orghany-tsvietkovogho-rastieniia"
    ["file_id"] => string(6) "136543"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1417116475"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства