Оборудование и материалы: персональный компьютер, проектор, экран, пробирки с раствором белка, спирт, спиртовки, держатели для пробирок, спички, таблица «Структура белка», карточки аминокислот, опорные схемы.
Основная форма проведения занятия: комбинированный урок
Методы и приемы обучения: изложение с элементами проблемности, частично- поисковый, объяснение, демонстрация опытов.
Цель учебного занятия: формирование у обучающихся понимания значения белков как основы жизни.
Планируемые образовательные результаты:
предметные – выявление взаимосвязей между строением и функциями белков, использование знаний в практических целях.
метапредметные – основные универсальные умения информационного характера: постановка и формулирование проблемы и гипотез; поиск и выделение необходимой информации.
личностные – понимание роли фундаментальных знаний как основы формирования естественно-научного мировоззрения.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Урок по теме "Белки" »
Урок по теме белки
Предмет: биология
Тема: Белки - основа жизни.
Контингент учащихся: 10 класс
Дата:
Время проведения, общая продолжительность: 1-10
Оборудование и материалы: персональный компьютер, проектор, экран, пробирки с раствором белка, спирт, спиртовки, держатели для пробирок, спички, таблица «Структура белка», карточки аминокислот, опорные схемы.
Основная форма проведения занятия: комбинированный урок
Методы и приемы обучения: изложение с элементами проблемности, частично- поисковый, объяснение, демонстрация опытов.
Цель учебного занятия: формирование у обучающихся понимания значения белков как основы жизни.
Планируемые образовательные результаты:
предметные – выявление взаимосвязей между строением и функциями белков, использование знаний в практических целях.
метапредметные – основные универсальные умения информационного характера: постановка и формулирование проблемы и гипотез; поиск и выделение необходимой информации.
личностные – понимание роли фундаментальных знаний как основы формирования естественно-научного мировоззрения.
СОДЕРЖАНИЕ ЗАНЯТИЯ
Мотивирующий этап: сообщающее изложение с элементами проблемности.
БЕЛКИ
АМИНОКИСЛОТЫ
(карточки) (карточки)
Вопрос: почему белков больше чем аминокислот? (проблема)
Основной этап.
Основное оценочное средство: проблемная ситуация.
Соотношение индивидуальной и групповой форм обучения: выдвижение гипотез.
Коллективно-ситуационная задача в группах при работе со схемами.
Изучаемый материал: Белки. Аминокислоты. Построение схем строения, состава и функций белка
Форма отчетности обучающихся: схема молекулы белка, заполнение таблицы Оценка компетенций обучающихся. Заполнение карты оценки компетенций.
КАРТА ОЦЕНКИ УРОВНЯ СФОРМИРОВАННОСТИ
КОМПЕТЕНЦИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ КОЛЛЕКТИВНО0СИТУАЦИОННОЙ ЗАДАЧИ В ГРУППАХ
Результаты обучения (показатели оценки
Уровни сформированности компетенций/критерии оценки
Минимальный
Базовый
Повышенный
Продуманы отдельные действия
Есть план построения решения, недостаточно обоснованные действия
Четкий план решения с обоснованными действиями
Биология
1
Понимание что белок – биополимер, состоящий из мономеров (аминокислот)
Понимание, что молекула белка сложно структурирована и ее первичная структура определяет свойства
Понимание, что первичная структура белка определяет свойства и биологические функции
2
Выполнение тестовых заданий аналогичных части А ЕГЭ
Выполнение тестов соответствия и последовательности аналогичных части В ЕГЭ
Составление кластера «Жизнь – это способ существования белковых тел».
Рефлексия хода и результатов занятия.
1. Выполнение тестовых заданий аналогичных части А ЕГЭ
Выполнение тестов соответствия и последовательности аналогичных части В ЕГЭ
Составление кластера «Жизнь – это способ существования белковых тел».
2.Познавательный эмоциональный результат. Обратная связь – на ПК обучающегося высвечиваются 3 вида смайлов «Я ».
J улучшилось
K не изменилось
L ухудшилось
Приложение 1.
Конспект урока.
БЕЛКИ – основа жизни
1.Класс: 10 класс
2. Продолжительность: 1-10 минут
3. Место проведения: МАВ(С)ОУ В(С)ОШ№16
4. Учебный предмет: биология
5. Тема: Белки - основа жизни
6. Тип урока: комбинированный
7. Цель: углубить знания о важнейших классах биологически значимых органических соединений - белках
8. Задачи:
8.1.Образовательные:
- сформировать представление о белках как непериодических линейных биополимерах, состоящих из различных аминокислотных остатков;
- охарактеризовать состав и химическое строение полипептидных молекул, а также первичную, вторичную, третичную и четвертичную структуру белка;
- ознакомить учащихся с важнейшими функциями белков;
- сформировать знания об условиях денатурации и ренатурации белка.
8.2.Развивающие:
- способность использовать знания в практических целях
- способствовать развитию умения анализировать и обобщать ранее изученные факты
- совершенствовать навыки работы с опорными схемами
Универсальные учебные действия.
Познавательные:
Формировать умение извлекать информацию из таблиц, схем
Формировать умение выявлять сущность, особенности изучаемых веществ
Формировать умение на основе анализа ранее изученных фактов делать выводы Коммуникативные:
Формировать умения отвечать на поставленный вопрос, аргументировать
Формирование вербальных и невербальных способов коммуникации
Адекватно передавать информацию
Регулятивные:
Уметь корректировать свои действия и других
Давать оценку результатам работы и т.д.
8.3.Воспитательные:
-воспитывать интерес к изучаемому предмету;
- профилактика вредных привычек
Универсальные учебные действия
Личностные:
Воспитывать культуру диалога
Формировать позитивное отношение к себе и окружающему миру
Формировать личностную мотивацию учебной деятельности
9. Основной дидактический метод: словесный метод обучения
10. Частные методы: беседа побуждающая к диалогу, работа с текстом и схемами, метод иллюстрации и демонстрации опытов, метапредметный подход, компьютерная презентация.
1. Организация начала урока
Приветствие
Подготовка учащихся к работе
2. Мотивация учебной деятельности.
Органические соединения составляют в среднем 20-30% массы клетки живого организма. К ним относятся биологические полимеры – углеводы, нуклеиновые кислоты, белки, а также жиры и ряд небольших молекул – гормоны, пигменты, аминокислоты, простые сахара и т.д.
Часть из этих веществ вы уже изучили, с другими еще предстоит познакомиться. На этом уроке мы систематизируем знания о составе, структуре и функциях белков.
Запишите в тетрадь число и тему урока – «Белки – основа жизни».
Эпиграфом урока будут слова Фридриха Энгельса «Жизнь – есть способ существования белковых тел». Как связана жизнь и белки - вы должны дать ответ в конце нашего занятия.
Среди органических веществ клетки белки занимают первое место как по количеству, так и по значению.
3. Основной этап.
1.Групповая самостоятельная работа по алгоритму. При необходимости используйте помощь группы.
1.Охарактеризуйте состав белковой молекулы используя схему №1.
Белки – это непериодические полимеры, мономерами которых являются аминокислоты.
В организме человека встречается 5 млн типов белковых молекул, отличающихся не только друг от друга, но и от белков других организмов. Такое разнообразие обеспечивается сочетанием всего лишь 20 разных аминокислот. Вам предложены карточки аминокислот. Работая в группе вы должны найти ответ на вопрос: Почему белков больше, чем аминокислот? Как связано куриное яйцо и пёрышко голубя?
Да действительно, 20 аминокислот дают сотни и тысячи комбинаций, порядок их чередования может быть самым разнообразным; благодаря этому возможно существование огромного числа молекул белка, отличающихся друг от друга.
Белки делятся на протеины, содержащие только остатки аминокислот, и протеоды, содержащие еще и небелковую часть ( липо-, хромо-, глико-, фосфопротеиды)
Белки (по составу)
Протеины Протеиды
(простые) (сложные)
макромолекулы состоят только кроме остатков ά- аминокислот
из остатков ά- аминокислот. содержат другие группы атомов.
Физические свойства белков определяются тем, к какому классу они относятся. Молекулы фибриллярных белков вытянуты в длину, нитеобразны и склонны группироваться одна возле другой с образованием волокон. Это основной строительный материал: сухожилий, мускульных и покровных тканей. Такие белки в воде нерастворимы. Прочность белковых молекул просто поразительна! Человеческий волос прочнее меди и может соперничать со специальными видами стали. Пучок волос площадью 1 см2 выдерживает вес в 5 тонн, а на женской косе в 200 тыс. волосинок можно поднять груженый КамАЗ весом 20 т.
Глобулярные белки свернуты в клубочки. В организме они выполняют ряд биологических функций, требующих их подвижности и, следовательно, растворимости. Поэтому глобулярные белки растворимы в воде либо растворах солей, кислот или оснований. Из-за большого размера молекул образующиеся растворы являются коллоидными
2.Заполните таблицу «Структуры и функции белков». При необходимости используйте помощь группы.
Что вы можете сказать о структуре белка, исходя из знаний биологии?
Молекула белка напоминает нитку, образованную аминокислотами. Белки разного размера включают в себя от нескольких десятков до нескольких сотен и даже тысяч аминокислот. В среднем длина белка - около 300 аминокислот.
Последовательность соединения аминокислотных остатков в полипептидной цепи получила название первичной структурой белка.
Первичная структура белковой молекулы играет чрезвычайно важную роль. Изменение только одной аминокислоты на другую может привести либо к гибели всего организма, либо к появлению совершенно нового вида. Замена одного остатка аминокислоты глутамина на валин в молекуле гемоглобина (содержащего 574 аминокислотные группы!) вызывает тяжелейшее заболевание — анемию, приводящую к смертельному исходу.
Какую еще структуру, кроме первичной вы знаете? (Вторичная структура белка). Что она представляет? (спираль). Как крепятся витки в молекуле? (за счет водородных связей между группами СО и NH)
В пространстве полипептидная цепь белка может располагаться двумя способами. Она может быть закручена в спираль, на каждом витке которой располагается 3,6 звена аминокислот с обращенными наружу радикалами. Отдельные витки скреплены между собой водородными связями между группами NH и СО различных участков цепи. Такая структура белка называется ά-спираль и наблюдается, к примеру, у ά-кератина (шерсть, волосы, рога, ногти).
Если боковые группы аминокислотных остатков не очень велики (глицин, аланин, серии), две полипептидных цепи могут быть расположены параллельно и скрепляться между собой водородными связями. При этом полоса получается не плоской, а складчатой. Это
β-структура белка, характерная, например, для фиброина шелка.
Таким образом, вторичная структура - это спираль, которая образуется в результате скручивания полипептидной цепи за счет водородных связей между группами СО и NH.
Полипептидные цепочки с определенной вторичной структурой могут быть по-разному расположены в пространстве. Это пространственное расположение ά-спирали или β-структуры в пространстве. получило название третичной структуры.
Третичная структура - пространственная конфигурация спирали. Эта структура поддерживается за счет гидрофобных взаимодействий, водородных, дисульфидных, ионных связей.
По характеру «упаковки» белковой молекулы различают глобулярные, или шаровидные, и фибриллярные, или нитевидные, белки.
Белки (по форме молекул)
Глобулярные Фибриллярные
(шаровидные) (нитевидные)
Для фибриллярных белков более характерна нитевидная структура. Они, как правило, не растворяются в воде. Фибриллярные белки обычно выполняют структурообразующие функции. Их свойства (прочность, способность растягиваться) зависят от способа упаковки полипептидных цепочек. Примером фибриллярных белков служат белки мускульной ткани (миозин), кератин (роговая ткань).
Четвертичная структура - способ совместной укладки нескольких глобул. Есть не у всех белков.
Биологическая активность белков определяется третичной и четвертичной структурами.
3. Функции белков в клетке чрезвычайно многообразны. Заполнимтаблицу «Функции белков» работая в группах с опорными схемами.
1. Одна из важнейших — строительная (структурная) функция: белки участвуют в образовании всех клеточных мембран и органоидов клетки, а также внеклеточных структур. Белки, выполняющие структурные функции, занимают по количеству первое место среди других белков тела человека. Среди них важнейшую роль играет коллаген в соединительной ткани, кератин в волосах, ногтях, коже, эластин в сосудистой стенке и др. Большое значение имеют комплексы белков с углеводами в формировании ряда секретов - мукоидов, муцина и т. д. В комплексе с липидами (в частности фосфолипидами) белки участвуют в образовании биомембран клеток.
2. Исключительно важное значение имеет каталитическая (ферментативная) роль белков. Все ферменты — вещества белковой природы, они ускоряют химические реакции, протекающие в клетке, в десятки и сотни тысяч раз. Многочисленные биохимические реакции в живых организмах протекают в мягких условиях, при температурах, близких к 40°С, и значениях рН, близких к нейтральным. В этих условиях скорость протекания большинства реакций ничтожно мала, поэтому для их приемлемого осуществления необходимы специальные биологические катализаторы - ферменты. Как правило, ферменты - это либо белки, либо комплексы белков с каким-либо кофактором - ионом металла или специальной органической молекулой. Многие белки ускоряют химические реакции в сотни раз.
Двигательная функция живых организмов обеспечивается специальными сократительными белками. Эти белки участвуют во всех видах движения, к которым способны клетки и организмы: образование псевдоподий, мерцание ресничек и биение жгутиков у простейших, сокращение мышц у многоклеточных животных, движение листьев у растений и др.
В акте мышечного сокращения и расслабления участвует множество белковых веществ. Однако главную роль в этих жизненно важных процессах играют актин и миозин - специфические белки мышечной ткани. Сократительная функция присуща не только мышечным белкам, но и белкам цитоскелета, что обеспечивает тончайшие процессы жизнедеятельности клеток (расхождение хромосом в процессе митоза).
3. Гормональная функция. Обмен веществ в организме регулируется разнообразными механизмами. В этой регуляции важное место занимают гормоны, вырабатываемые в железах внутренней секреции. Ряд гормонов представлен белками или полипептидами, например гормоны гипофиза, поджелудочной железы и др. Инсулин – регулирует содержание сахара в крови.
4. Транспортная функция белков заключается в присоединении химических элементов (например, кислорода) или биологически активных веществ (гормонов) и переносе их к различным тканям и органам тела.
Дыхательная функция крови, в частности перенос кислорода, осуществляется молекулами гемоглобина - белка эритроцитов. В транспорте липидов принимают участие альбумины сыворотки крови. Ряд других сывороточных белков образует комплексы с жирами, медью, железом, тироксином, витамином А и другими соединениями, обеспечивая их доставку в соответствующие органы-мишени.
5. Защитная функция. При поступлении в организм чужеродных белков или микроорганизмов в белых кровяных тельцах — лейкоцитах — образуются особые белки — антитела. Они связывают и обезвреживают несвойственные организму вещества (антигены).
Высокая специфичность взаимодействия антител с антигенами (чужеродными веществами) по типу «белок - белок» способствует узнаванию и нейтрализации биологического действия антигенов. Защитная функция белков проявляется и в способности ряда белков крови к свертыванию. Свертывание белка плазмы крови фибриногена приводит к образованию сгустка крови, что предохраняет от потери крови при ранениях.
6. Белки служат и одним из источников энергии в клетке, т. е. выполняют энергетическую функцию. При полном расщеплении 1 г белка выделяется 17,6 кДж энергии.
4. По схеме № 7 определите какую функцию выполняют белки в данном случае?
5. Применение новых знаний.
Обсуждение проблемы, формулирование вывода урока.
1.Почему эпиграфом урока выбрано высказывание Ф.Энгельса? Как с темой урока связано куриное яйцо и перышко голубя?
2.Выполнение дифференцированных тестовых заданий по теме урока на компьютере, составление кластера по теме. Самопроверка.
6. Подведение итогов. Рефлексия.
Оцените свою деятельность, выбрав на компьютере:
J я понял и осознал весь материал темы
K есть над чем задуматься, т.к. у меня остались нерешённые вопросы по данной теме
L данная тема вызывает затруднения, у меня есть пробел по данной теме
Ход урока.
Этапы урока
Деятельность учителя
Деятельность учеников
Формируемые УУД
Оргмомент (самоопределение к деятельности)
Приветствует обучающихся, создаёт положительную мотивацию на урок.
Приветствуют учителя, настраиваются на рабочую атмосферу урока.
Формируем коммуникативные качества личности.
Мотивация учебной деятельности
Создание проблемной ситуации с целью заинтересованности обучающихся.
Почему белков больше, чем кислот?
Урок начнем с высказывания Фридриха Энгельса «Жизнь – это способ существования белковых тел».
Обсуждение в группе.
Работа с карточками: аминокислоты, белки.
Формулирование вывода: что такое белки, почему они основа жизни?
Формируем умения учитывать разные мнения и строить предположения, исходя из имеющихся знаний
Формулирование цели и задач урока
Я взяла в руки куриное яйцо и перышко голубя, карточки с формулами аминокислот и белков.
Какое отношение это имеет к нашему уроку?
Формулирование темы урока и плана изучения материала. Обучающиеся предлагают план изучения материала.
Формируем умения строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях; умение устанавливать причинно- следственные связи; умение учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве.
Получение новых знаний
(практическая работа)
1.Создать условия для осознания и осмысления новой учебной информации посредством технологии группового обучения. – познакомить учащихся с составом белков, классификацией белков, физическими свойствами белков.
2. Способствовать формированию чувства ответственности за выполненную работу. Познакомить учащихся с 4 структурами белковой молекулы, функциями белков. Заполнение таблицы. Посоветуйтесь в паре, что нового для себя открыли. Сравните результаты заполнения таблицы в рабочей группе.
3. Создать условия для осознания и осмысления новой учебной информации.
1.Групповая работа по алгоритму.
Охарактеризуйте состав белковой молекулы, классификацию белков по составу и форме молекул.
Проверьте сами себя, при необходимости пользуются помощью группы.
2.Заполнение таблицы «Структуры и функции белков».
Работа в группе, сравнение полученных результатов, составление выводов
3.Проведение лабораторного опыта по денатурации белка и формулировка выводов о вреде алкоголя.
Формируем умение формулировать собственное мнение и позицию; умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; умение в коммуникации строить понятные для партнёра высказывания; умение задавать вопросы; умение работать с учебником, проводить практические исследования.
Применение нового знания.
1.Почему эпиграфом урока мы выбрали высказывания Фридриха Энгельса?
2.Развитие логического мышления на основании выполнения тестовых заданий.
2. Выполнение тестовых заданий аналогичных части А ЕГЭ, выполнение тестов соответствия и последовательности аналогичных части В ЕГЭ, составление кластера «Жизнь – это способ существования белковых тел».
Самопроверка.
Формируем умение планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане
Подведение итогов. Рефлексия
Включение слайда.
Оценка деятельности обучающихся.
Выставление оценок в дневник.
Самооценка обучающихся.
Формируем умение вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок.
Схема №1
Белок образован атомами H,O,C, N + Fe, Zn,S,Cu
Биополимер
группа
Макромолекула имеет
Первичную структуры
(цепь из аминокислот)
Вторичную структуру
(спираль) Третичную структуру
(глобула)
Четвертичную структуру
(несколько глобул)
мономеры 20 аминокислот
различия в составе R
Сходство
1. NH 2 – аминогруппа
2. COOH – карбоксильная
Белок – основа жизни
Выполняет функции : 1. Структурную 2. Каталитическую 3. Защитную 4. Транспортную 5. Регуляторную
object(ArrayObject)#874 (1) {
["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
["title"] => string(155) "Урок русского языка по теме "Белка. Дни недели" в 3 классе с казахским языком обучения "
["seo_title"] => string(96) "urok-russkogho-iazyka-po-tiemie-bielka-dni-niedieli-v-3-klassie-s-kazakhskim-iazykom-obuchieniia"
["file_id"] => string(6) "189455"
["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
["date"] => string(10) "1426920085"
}
}