Презентация в помощь учителю по теме " Белки" для учащихся 10 класса.Урок начиноется проверкой домашнего задания. В презентации расказывается о строении белков, о функциях белков, Химическом составеи строениии аминокислот.Денатурации и ренатурации белка.Проводится лабораторная работа. Итог урока.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Презентация для урока по теме " Белки" »
МОУ Усть – Бакчарская средняя общеобразовательная школа
ЗАНЯТИЕ ПО БИОЛОГИИ
ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 10 КЛАССА.
КОВАЛЁВА. ЮЛИЯ ДМИТРИЕВНА.
УЧИТЕЛЬ БИОЛОГИИ.
Биополимеры – белки.
Задачи урока.
Обеспечить усвоение учащимися знаний о составе и строении аминокислот, принципе их объединения в полипептидную цепочку.
Продолжить развитие у старшеклассников умения сравнивать состав и строение различных органических соединений .
Продолжить формирование у школьников убежденности в познаваемости строения и состава органических веществ с помощью научных методов.
План урока.
1 . Проверка домашнего задания.
2. Белки - органические вещества, биополимеры.
3. Аминокислотный состав белков.
4. Химический состав и строение аминокислот.
5.Отличие белковых молекул друг от друга.
6. Принцип объединения аминокислотных звеньев в полипептидную молекулу.
7. Пространственные структуры белка.
8. Денатурация и ренатурация белка.
9 . Лабораторная работа.
10. Оцени степень правильности приводимых суждений.
11. Итог урока.
Проверка домашнего задания.
Оцените степень правильности следующих утверждений ( обоснуйте при необходимости свой ответ):
Азот входит в состав органических веществ;
да ; нет;
2. Углевод – это химический элемент, имеющийся во внутриклеточной среде;
да ; нет;
3. Крахмал является полимером;
да; нет;
Гликоген преимущественно образуется в клетках растительных организмов;
да; нет;
Белки – органические вещества , биополимеры.
Обязательной составной частью всех клеток являются белки. Белковая молекула является биополимером. Мономеры белка - аминокислоты 20 разных типов. Если каждой конкретной аминокислоте условно присвоить определенный номер, то полипептидная ( белковая ) молекула может быть представлена , например , следующим образом:
А3-А6-А12 –А9 – А17-……..А2
Отличие белковых молекул друг от друга:
По числу аминокислотных звеньев в молекуле белка;
По порядку следования аминокислотных звеньев в цепи;
По составу аминокислот в полипептиде;
АМИНОКИСЛОТА
ОБОЗНАЧЕНИЕ
РУССКОЕ
АЛАНИН
ЛАТИНСКОЕ
АЛА
АРГИНИН
ТРЕХБУКВЕННОЕ
ОДНОБУКВЕННОЕ
АСПАРГИНОВАЯ КИСЛОТА
ALA
АРГ
АСПАРГИН
АСП
ARG
A
ВАЛИН
ASP
АСН
R
ГИСТИДИН
ВАЛ
ASN
D
ГЛИЦИН
ГИС
VAL
N
ГЛУТАМИНОВАЯ КИСЛОТА
HIS
ГЛИ
V
ГЛУТАМИН
ГЛУ
GLY
H
GLU
ГЛН
ИЗОЛЕЙЦИН
G
ЛЕЙЦИН
ИЛЕ
GLN
E
ЛИЗИН
ILE
ЛЕЙ
Q
МЕТИОНИН
LEU
ЛИЗ
I
ПРОЛИН
LYS
МЕТ
L
MET
СЕРИН
K
ПРО
PRO
M
ТИРОЗИН
СЕР
SER
P
ТИР
ТРЕОНИН
S
TYR
ТРЕ
ТРИПТОФАН
Y
THR
ФЕНИЛАЛАНИН
ТРИ
TRP
T
ФЕН
ЦИСТЕИН
W
PHR
ЦИС
F
CYS
C
Химический состав и строение аминокислот.
Белки = полипептиды.
Полимерные молекулы.
Из звеньев мономеров
( аминокислот)
Химический состав аминокислот.
(углерод, кислород, водород, азот, сера).
Принцип объединения аминокислот в полипептидную цепочку.
Аминокислоты в белковой молекуле соединены следующим образом. Между остатком кислотной группы одной аминокислоты и остатком аминогруппы другой аминокислоты образуется ковалентная связь, которая отличается высокой прочностью. Аналогичная связь существует между другими аминокислотами полипептидной цепочки. Замена даже одного аминокислотного звена другим в белковой молекуле может существенно изменить её свойства.
ПРОСТРАНСТВЕННЫЕ СТРУКТУРЫ БЕЛКА.
Пространственная
Структура
Белка.
Первичная
Вторичная
Третичная
Четвертичная
Первичная структура белка
представляет собой
последовательность аминокислотных звеньев в полипептидной цепочки.
Между звеньями ковалентная связь.
Первичная структура белка.
Вторичная структура белка
представляет собой белковую макромолекулу свёрнутую в спираль. Ковалентные полярные связи между аминокислотными звеньями + множество слабых водородных связей между витками спирали.
Вторичная структура белка.
Третичная структура белка
представляет собой молекулу белка скрученную в ком неправильной формы. Ковалентные полярные связи между аминокислотными звеньями + водородные связи между витками спирали + «слипание»гидрофобных группировок аминокислот + дисульфидные мостики между радикалами аминокислот.
Третичная структура белка.
Четвертичная структура белка.
Сложный агрегат из многих полипептидных цепей. Присутствует весь комплекс перечисленных типов химических связей.
Четвертичная структура белка.
Денатурация и ренатурация белка .
Высшие структуры белка могут легко разрушаться при воздействии на полипептидную молекулу разных факторов внешней среды ( например, температуры). Этот процесс называется ДЕНАТУРАЦИЕЙ. Во многих случаях он обратим, но не всегда. Существуют белки, которые после денатурации не способны восстанавливать утраченные структуры, то есть не могут ренатурировать.
Воздействие факторов среды
( температура и др.)
Денатурация белка – разрушение его третичной и вторичной структур.
Прекращение действие фактора
Ренатурация – восстановление утраченных структур
(характерна не для всех белков).
Лабораторная работа. « Денатурация белка».
Приготовьте раствор белка. Для
этого белок куриного яйца
растворите в 150 мл воды. В
пробирку налейте 4 – 5 мл раствора
белка и нагрейте на горелке до
кипения. Отметьте помутнение
раствора.
Почему раствор белка при нагревании мутнеет?
Оцените степень правильности приводимых ниже утверждений:
Мономер белка – аминокислота;
да; нет;
2. Первичная структура белка представляет собой спираль;
да; нет;
3. В состав аминокислоты входит радикал;
да; нет;
4. Мономер состоит из полимеров;
да; нет;
5. Четвертичная структура белка возникает как результат нескольких белковых молекул;
да; нет;
Итог урока.
Разнообразие белков и наличие у них четыре пространственных структур объясняет тот факт, что белки выполняют в клетке и организме множество функций. Но об этом поговорим на следующем уроке.