Учитель: Алейникова Е.В.
Предмет: Химия
Класс: 8
Тема урока: Обобщение темы «Органы дыхания»
Цель урока: обобщить знания учащихся об особенностях строения и функциях органов дыхания.
Задачи урока:
Закрепить знания учащихся о строении и функциях органов дыхательной системы.
Развивать познавательную активность учащихся постановкой задач разной сложности, созданием творческой атмосферы на уроке, различными методическими приемами. Учить анализировать и делать выводы.
Формировать экологическую компетентность и стремление к здоровому образу жизни.
Тип урока: обобщающий
Вид урока: стандартный
Методы: фронтальная беседа, устный опрос, самостоятельная работа, дифференцированные тестовые задания, работа с таблицами.
Оборудование: рабочая тетрадь, компьютер, проектор, слайдовая презентация PP.
Структура урока:
Организационный момент.
Вступительное слово учителя, в котором подчеркивается значение материала изученной темы, сообщается цель и план урока.
Выполнение учащимися индивидуально и коллективно различного рода устных и письменных заданий обобщающего и систематизирующего характера, вырабатывающих обобщенные понятийные знания на основе обобщения фактов, явлений.
Оценка результатов урока.
Рефлексия.
Ход урока:
Организационный момент
На партах у учащихся лежат карточки с изображением солнца, солнца за тучкой, тучи (Приложение 3).
Педагог. Я пришла к вам на урок вот с таким настроением (показывает изображение солнца)! А какое у вас настроение? У вас на столе лежат карточки с изображением солнца, солнца за тучей и тучи. Покажите, какое у вас настроение. (учащиеся показывают карточки)
Педагог. У нас прекрасное настроение, но говорить нам придется о серьёзных, значимых вещах для нашего здоровья. Я рада видеть ваши лица, ваши улыбки, и думаю, что этот день принесет вам радость, удачу, успех.
Вступительное слово учителя в сопровождении слайдовой презентации РР.
Педагог: Сегодня нам предстоит обобщить все знания, которые вы получили за период изучения темы «Органы дыхания». Одним из приоритетных направлений в социальной политике нашего правительства, это реализация национальных проектов, одним из которых является «Здоровье»? Как вы думаете, почему?
(Предполагаемый ответ учащихся: экономический рост и процветание государства зависит от здоровья людей).
Педагог: Конечно, поэтому наша задача сохранить и укрепить наше здоровье.
Учителем сообщается цель и план урока. Эпиграф урока: «Пока дышу, надеюсь» - римский поэт Овидий.
Выполнение учащимися индивидуально и коллективно различного рода устных и письменных заданий. Перед началом выполнения заданий учитель выдает каждому ученику оценочный и маршрутный листы, объясняя принципы работы с ними. (см. Приложение 1-2)
Фронтальный опрос. Оценивается учителем. Оценка выставляется в оценочный лист.
1. Длина трахеи - 9-11см
2. Орган звукообразования - гортань
3. Первый орган дыхания - носовая полость.
4. Плевра, покрывающая лёгкие - лёгочная
5. Количество воздуха при дыхательном объёме - 500 мл
6. Жизненая ёмкость лёгких у мужчин - 3500 мл
7. Воздух, содержащийся в альвеолах - альвеолярный
8. Вид дыхания, при котором мы делаем вдох и выдох - внешнее
9. Количество альвеол в одном лёгком - 350 млн
10. Между голосовыми связками - голосовая щель
11. Имеет хрящевые полукольца - трахея
12. Связывает в носовой полости пыль - слизь
13. Дыхание, при котором клетки используют О2 - внутреннее
14. Количество воздуха в резервном объёме - 1500 мл
15У мужчин- 3500, у женщин- 2700мл - ЖЁЛ
16. Контролирует вход в гортань - надгортанник
17. Между полукольцами трахеи проходит - пищевод
18. Функция ресничек в носовой полости - очищение
19. Структурные единицы лёгких - альвеолы
20. Оболочка, отделяющая грудную полость от брюшной - диафрагма
Письменные задания обобщающего и систематизирующего характера, которые выводятся с помощью проектора на экран. Взаимопроверка и взаимооценка.
Физминутка. Дыхательная гимнастика.
Дифференцированный тест. Самопроверка и самооценка. Ответы теста проецируются на экран.
Творческое задание. Работа в парах. (Оценка класса)
Оценка результатов урока.
Выставляются оценки по результатам урока в соответствии с оценочным листом.
Рефлексия.
Педагог. Я хочу снова обратиться к эпиграфу нашего урока. Наверное, эти слова римского поэта Овидия теперь наполнились новым смыслом. Дыхание – это жизнь, пока человек живет, он развивается, получает новые знания, становится личностью, с надеждой смотрит в будущее. Ребята, хотелось бы отметить вас всех за старание, проявленное на уроке и узнать ваше мнение об уроке. Перед вами чистые листы бумаги, пожалуйста, напишите на них:
!!! - если вам на уроке было всё понятно и интересно;
?! - если вам не всё было понятно, но интересно;
??? - если вам всё было непонятно и не интересно.
Какое сейчас у вас настроение? Я очень рада за вас. Спасибо за урок!
Приложение 1
Оценочный лист
Учащегося ____ класса
ФИ____________________________________________________________________
Вариант ___________________ Дата _______________
Вид задания | Тип проверки | Оценка |
Фронтальный устный опрос | Проверка учителем | |
Письменные задания обобщающего и систематизирующего характера | Взаимопроверка | |
Дифференцированный тест (по вариантам) | Самопроверка | |
Творческое задание (работа в парах) | Оценка класса | |
Итоговая оценка за урок | |
Приложение 2
Маршрутный лист, в соответствии с планом урока
Фронтальный устный опрос
Письменные задания обобщающего и систематизирующего характера
Соответствие
1 вариант.
1. Из перечня органов дыхательной системы (1-10) выберите правильные полные ответы на вопросы (I-XII) и зашифруйте их:
1. Слизистая оболочка
2. Легочные пузырьки
3. Легкие
4. Бронхи
5. Трахея
6. Надгортанник
7. Гортань
8. Хрящевые полукольца
9. Плевра
10. Носовая полость
I. -Не пропускает пищу в гортань.
II.- Не дают трахее сужаться.
III.- Очищает вдыхаемый воздух от пыли и микробов и согревает.
IV.- Поверхностный слой воздухоносных путей.
V. - Начальная часть воздухоносного пути.
VI.- Выстилает наружную поверхность лёгких.
VII. -Покрывает стенку грудной полости изнутри.
VIII. -Внутри содержит голосовые связки.
IX.- Самая длинная часть воздухоносного пути.
X.- Путь вдыхаемого воздуха после гортани до лёгочных капилляров (последовательно).
XI. - Место газообмена между лёгкими и кровью.
XII. -Место диффузии газов.
2 вариант.
Из перечня сосудов, тканей, процессов (1-10) выберите правильные полные ответы на вопросы (I-XII) и зашифруйте их:
1. Гемоглобин.
2. Кислород.
3. Углекислый газ.
4. Диффузия.
5. Клетки тканей.
6. Межклеточная жидкость
7. Легочные капилляры.
8. Капилляры в тканях.
9. Эритроциты.
10. Лейкоциты.
I.- Что выходит из крови в легкие?
II.- Что проникает из лёгких в кровь?
III. -Что поступает из тканей в кровь?
IV.- Что проникает из крови в ткани?
V. - Пигмент в крови.
VI. - Место окисления органических веществ.
VII. - Потребители кислорода.
VIII. - Физическое явление – причина газообмена в лёгких.
IX.- Клетки - разносчики кислорода.
X. -Продукт распада органических веществ.
XI. - Путь кислорода после отделения эритроцита (последовательно).
XII. - Место образования углекислого газа в организме.
Заполнить схему
Заполните схему. Ответьте на вопросы:
Какой процесс изображен на ней?
Какое вещество участвует в данном процессе?
Кроссворд
1. Инфекционное заболевание, распространяющееся воздушно-капельным путём.
2. Дыхание, осуществляющее газообмен между кровью и клетками ткани.
3. Оболочка, покрывающая лёгкое.
4. Воспаление лобной пазухи.
5. Обмен газов между клетками и окружающей средой.
6. В них происходит газообмен.
7. Широкая трубка, состоящая из хрящевых полуколец с мягкой стороной.
8. Процесс, при котором лёгкие создают воздушные потоки, приводящие в колебание голосовые связки гортани.
9. Полость, состоящая из нескольких извилистых ходов, разделённых сплошной перегородкой на левую и правую части.
10. Опухолевидное разрастание лимфоидной ткани у выхода из носовой полости в носоглотку.
11. Воспаление миндалин.
12. Щитовидный хрящ мужчин.
13. Полость, относящаяся к верхним дыхательным путям.
14. Дыхание, обеспечивающее газообмен между воздухом и кровью.
15. Процесс, когда при дыхании с поверхности лёгких испаряется вода, что приводит к охлаждению крови и всего организма.
16. Полость, относящаяся к нижним дыхательным путям.
17. Специалист, занимающийся лечением людей с заболеваниями уха, горла и носа.
18. Клетки носовой полости, воспринимающие запахи.
19. Воспаление гайморовых пазух.
3) Дифференцированный тест
I вариант.
Уровень «С»
А1-А3 - Задания с выбором одного правильного ответа.
А1. Внутри носовая полость выстлана
1 жировой тканью;
2 слизистой оболочкой;
3 серозной оболочкой.
А2. К органам дыхания относятся:
1 лёгкие, ноздри, язык, трахея;
2 гортань, лёгкие, бронхи, сердце, желудок;
3 носовая полость, носоглотка, гортань, трахея, бронхи, лёгкие.
А3. Лёгкие расположены
1 в грудной полости;
2 брюшной полости;
3 тазовой полости
В заданиях части В выберите три верных утверждения из шести, ответ запишите цифрами в порядке возрастания.
В4.
1. При вдохе диафрагма и межрёберные мышцы сокращаются.
2. При вдохе диафрагма и межрёберные мышцы расслабляются.
3. Кровь насыщается кислородом в тканях.
4. Деятельностью дыхательной системы управляет дыхательный центр, расположенный в продолговатом мозге.
5. Дыхательный цикл складывается из вдоха и выдоха, они ритмично следуют один за другим.
6. В лёгких кровь насыщается углекислым газом.
В5. Установите соответствие между органом и выполняемыми им функциями.
1) Гортань
2) Лёгкие
А) Осуществляет газообмен между организмом и окружающей средой;
Б) Образование звуков и речи;
В) Проводит воздух в трахею;
Г) Выполняет выделительную функцию, удаляя из организма углекислый газ.
Уровень «В»
А1-А3 - Задания с выбором одного правильного ответа.
А1. Дыхательные пути начинаются
1 лёгкими;
2 трахеей;
3 ноздрями.
А2. Гортань орган дыхания
1 в котором образуются звуки;
2 в котором происходит газообмен;
3 выполняющий кроветворную функцию.
А3. Трахея делятся на
1 три бронха;
2 два бронха;
3 четыре бронха.
В заданиях В4 выберите три верных утверждения из шести. Запишите выбранные цифры в порядке возрастания.
В4.
1. В альвеолах происходит газообмен.
2. Кровь насыщается кислородом в лёгких.
3. В спокойном состоянии человек совершает 70 дыхательных движений в минуту.
4. Изменение концентрации углекислого газа не влияет на частоту дыхательных движений.
5. Вентиляция лёгких происходит благодаря вдоху и выдоху.
6. Деятельностью дыхательной системы руководит кровеносная система.
Уровень «А».
А1-А3 - Задания с выбором одного правильного ответа.
А1. В организме кислород транспортируется к тканям:
1 плазмой крови;
2 лейкоцитами;
3 эритроцитами.
А2. В каких органах кровь насыщается кислородом:
1 в лёгких;
2 в сердце;
3 в почках.
А3. Дыхательный центр располагается в:
1 коре больших полушарий;
2 среднем мозге;
3 продолговатом мозге.
II вариант.
Уровень «С»
А1-А3 - Задания с выбором одного правильного ответа.
А1. Основной орган дыхательной системы:
1 гортань;
2 лёгкие;
3 носоглотка.
А2. Из носовой полости согретый, увлажнённый и очищенный воздух через носоглотку и ротовую полость глотки поступает:
1 в лёгкие;
2 в трахею;
3 в гортань.
А3. Ткань лёгких состоит из:
1 мышц;
2 тончайших разветвлений бронхов и тонкостенных лёгочных пузырьков – альвеол;
3 только слизистой оболочки.
В задании В4 выберите три верных утверждения из шести. Запишите выбранные цифры в порядке возрастания.
В4.
1. Лёгкие являются органами кровеносной системы.
2. Гортань переходит в трахею.
3. Огромная поверхность лёгких обеспечивает более полный контакт кислорода с кровью.
4. Слизь, выделяемая слизистыми железами, увлажняет воздух, задерживает пыль.
5. Трахея состоит из альвеол.
6. Диафрагма не участвует в дыхательных движениях.
В5. Установите соответствие между функциями и органами
1) полость носа
2) лёгкие
А) Согревает и увлажняет вдыхаемый воздух.
Б) Обеспечение газообмена между организмом и окружающей средой.
В) Задерживание и удаление пыли.
Г) Выделение из организма углекислого газа и воды
Уровень «В»
А1-А3 - Задания с выбором одного правильного ответа.
А1. Надгортанник – особый хрящ:
1 лёгких;
2 трахеи;
3 гортани.
А2. Альвеолы – это:
1 разветвления трахеи;
2 лёгочные пузырьки;
3 выпячивания лёгочных пузырьков.
А3. Реснички мерцательного эпителия слизистой оболочки полости носа:
1 увеличивают поверхность слизистой оболочки;
2 являются чувствительными приборами;
3 удаляют слизь и частички пыли из полости носа.
В заданиях В4 выберите три верных утверждения из шести. Запишите выбранные цифры в порядке возрастания.
В4.
1. Органы дыхания обеспечивают газообмен между внешней средой и организмом.
2. Гортань выполняет функцию органа воспроизведения звуков.
3. В полости гортани имеются натянутые, как струны, складки слизистой оболочки – голосовые связки.
4. Носоглотка состоит из альвеол.
5. Лёгкие выполнят только газовую функцию.
6. Бронхи образуют трахею.
Уровень «А»
А1-А3 - Задания с выбором одного правильного ответа.
А1. В организме кислород транспортируется к тканям:
1 эритроцитами
2 плазмой крови;
3 лейкоцитами;
А2. В каких органах кровь насыщается кислородом:
1 в почках;
2 в сердце;
3 в лёгких.
А3. Дыхательный центр располагается в:
1 коре больших полушарий;
2 продолговатом мозге;
3 среднем мозге.
4) Творческое задание (работа в парах)
1 пара – составляют буриме « Пока я дышу, я живу!»
______________________лежать,
______________________дышать,
______________________улыбаться,
______________________заниматься!
2 пара – составляют антирекламу курения
3 пара – Буклет «Правила гигиены предупреждения заболеваний органов дыхания»
4 пара - работают с текстом «Экологические факторы, влияющие на органы дыхания».
Источниками загрязнения воздуха служат промышленные, транспортные и бытовые выбросы. Основным поставщиком загрязнений служат промышленные предприятия. Они выделяют в атмосферу несгоревшие частицы топлива, пыль, сажу, золу. В индустриальных районах выпадает свыше 1 т пылевых частиц на 1 км2 в сутки. Мощными поставщиками тончайшей пыли в атмосферу служат цементные заводы. В крупных промышленных городах ежегодно на 1 км? оседает до 1500 т пыли. Особенно вредна производственная пыль. Еще М.В.Ломоносов писал о вредности “каменной и земляной пыли”. И только спустя 100 лет было исследовано влияние пыли на организм. Каторжные условия труда шахтеров описал Эмиль Золя в романе “Жерминаль”, где он рассказал о рабочих, которые, откашливаясь, выплевывают угольную черную мокроту. Вместе с пылью в воздухе всегда есть бактерии. Они оседают на пылинки и, как на парашютах, долго находятся во взвешенном состоянии. Там, где много пыли в воздухе, много и микробов. В чистом жилом помещении в 1 м? воздуха их 15-20, на улице – до 5 тысяч. Главный химический загрязнитель атмосферы — сернистый газ (SО2), выделяющийся при сжигании каменного угля, сланцев, нефти, при выплавке железа, меди, производстве серной кислоты и др. Сернистый газ служит причиной выпадения кислотных дождей. Загрязнение воздуха дымом способствует заболеванию бронхов, легких. Вреден для организма спертый воздух душных помещений: в нем может быть много ядовитых газов – аммиака, сероводорода, углекислого газа. Мы всегда окружены невидимым облаком пыли. Она портит жилище, одежду, продукты. Но, главное, пыль в воздухе вредна для здоровья человека. При помощи ультрамикроскопа подсчитали количество пылинок в воздухе. В 1 см2 городского воздуха много сотен тысяч пылинок.
Приложение 3
9