Автор: Ружинская Елена Михайловна
Название учреждения: КГУ «Комплекс Предгорненская средняя школа – детский сад»
Должность: учитель биологии
Предметное направление: биология
Квалификационная категория: вторая
Тема: Органы дыхания
Класс: 8 класс
Форма проведения: урок обобщения
Год проведения: 2016 г.
Цель урока: создать условия для систематизации изученного материала, выявления уровня овладения учащимися системой знаний и умений, опытом творческой деятельности, обобщить знания полученные детьми по вопросам строения органов дыхания.
Задачи:
Образовательная:
Развивающая:
Развивать коммуникативную компетентность, через работу в команде, а так же творческие способности учащихся, память, внимание.
Воспитательная:
Ход урока:
Организационный момент (1 минута)
Мотивация. (3 минуты)
Формулировка темы (урока учениками). (1 минута)
Целеполагание (1 минута).
Обобщение пройденной темы. Решение учебных задач (тест, игра «Счастливый случай»). (34 минуты)
Домашнее задание. (1 минута)
Подведение итогов игры. Выставление оценок. (2 минуты)
Рефлексия (2 минуты)
Технические средства обучения:
Методическая литература:
Ход урока:
Организационный момент. Проверка готовности к уроку, проверка присутствующих.
Психологический настрой.
Здравствуйте ребята! Я рада приветствовать Вас на нашем уроке. У меня замечательное настроение! И мне бы хотелось узнать с каким настроением вы пришли на урок. У вас на столах смайлики, выберите тот смайлик, который отражает ваше настроение.
Ребята, я предлагаю Вам просмотреть небольшой видео-сюжет, после просмотра, которого, вы сможете определить тему нашего урока.
Формулировка темы урока ( учениками). Органы дыхания.
Учитель: Верно. Тема нашего урока «Органы дыхания».
Ребята, мы на протяжении нескольких уроков занимались изучением данной темы, сегодня последний заключительный урок. Как вы считаете, что необходимо нам сделать на нашем уроке? (правильно, повторить, обобщить и закрепить полученные знания по данной теме).
5) Решение учебных задач.
А обобщать , закреплять наши знания я предлагаю в виде игры «Счастливый случай».
Но перед увлекательной игрой мы с вами проверим ваши знания, полученные по теме в виде небольшого теста «Органы дыхания».
Тест
1.Носовая полость разделена на :
А)две половины
Б)три половины
В)четыре половины
2.Орган, в котором происходит газообмен:
А) гортань
Б) легкие
В) трахея
Г)бронхи
3.Орган дыхательной системы, в котором воздух согревается и увлажняется?
А) трахея
Б)легкие
В)носовая полость
Г)гортань
4.Орган, выполняющий функцию звукообразования:
А) гортань
Б)легкие
В)трахея
Г)носовая полость
5.Трахея делится на:
А) два бронха
Б)три бронха
В)бронхиолы
Г)альвеолы
6.Каким прибором измеряется жизненная емкость легких
А) тонометром
Б)амперметром
В)спирометром
Г)спидометром
7.Что находится между листками плевральной оболочки легких:
А) бронхиолы
Б) плевральная полость
В) альвеолы
Г)трахеи
8.Сколько содержится кислорода в выдыхаемом воздухе:
А)16%
Б)79%
В)4,0%
Г)21%
9.Сколько дыхательных движений совершает человек в покое?
А)23-25
Б)16-18
В)7-8
Г)70-80
10.Определите заболевание органов дыхания:
А) отит
Б) туберкулез
В) гепатит
Г) гемофилия
Осуществляется взаимопроверка и оценивание (критерии оценивания высвечиваются на слайд)
Итак, чтобы приступить к игре «Счастливый случай» мы создадим две команды, а так же команду болельщиков.
Класс делится на две команды игроков и команду болельщиков из числа учащихся, не вошедших в команды.
Способ деления на команды: по жребию, в корзине находится листочки 3-х цветов.
Ребята, вытянувшие красные листочки- 1 команда, зеленые листочки- 2 команда, желтые листочки- команда болельщиков.
Болельщики набирают жетоны, отвечая на вопросы, в тех случаях, если команды не знают ответов, затрудняются при ответах, если ответы требуют дополнений.
По количеству полученных жетонов получают оценку.
За стол с игровым полем приглашаются две команды по 5 человек. Усаживаются напротив друг друга.
Помощник ведущего объясняет правила игры. Он же фиксирует результаты геймов на доске, заполняя таблицу:
Гейм | 1 команда «Воздух» | 2 команда «Легкие» |
1 гейм “Гонка за лидером” | | |
2 гейм: “Спешите видеть…” | | |
3 гейм: “Ты мне – я тебе”. | | |
4 гейм: “Дальше, дальше…” | | |
1 гейм: “Гонка за лидером”
Игровое поле разделено на сектора, обозначенные цифрами, Один сектор обозначает “счастливый случай”.
Цифры – это номера вопросов.
Капитан команды вращает волчок со стрелкой, которая указывает номер вопроса. Ведущий задает вопрос, а участники команд, посовещавшись, отвечают и получают 1 очко за правильный ответ. Если выпал сектор “счастливый случай”, то за правильный ответ команда получает 3 очка.
Вопросы:
Назовите органы дыхания (носовая полость, носоглотка, гортань, трахея, бронхи, легкие).
Что происходит с воздухом в носовой полости? (воздух согревается, увлажняется, очищается от пыли и микроорганизмов)
Орган дыхательной системы, расположенный впереди пищевода и состоящий из хрящевых полуколец (трахея).
Чем покрыты легкие снаружи? (плеврой)
Объясните, что такое внутреннее дыхание? (обмен газов в тканях)
Сколько дыхательных движений в минуту совершает в покое взрослый человек? (16-18)
Что такое диафрагма? (мышца, отделяющая грудную полость от брюшной полости)
“Счастливый случай” – что может произойти с легкими человека, который употребляет алкоголь? (наблюдается повреждение альвеол и бронхов, угнетается дыхательный центр, что приводит к воспалительным процессам в легких). Вспомните, какие болезни органов дыхания вам известны? (грипп, ангина, бронхит, пневмония, туберкулез) Назовите правила гигиены органов дыхания (правильное дыхание через нос, соблюдать чистоту жилых помещений, выполнять правила личной гигиены).
2 гейм: “Спешите видеть…”
Участники команд получают задания от ведущего и выполняют их на скорость (если одинаковые задания) или по очереди. Правильный ответ 1 очко.
Задания:
Из предложенных слов составить правильную последовательность органов дыхания. Носовая полость
бронхи
Носоглотка
Трахея
легкие
Вспомнить и записать правила оказания первой медицинской помощи пострадавшим при отравлении угарным газом, ударе электрическим током, молнией, утопленникам.
Сопоставьте органы дыхания и характеристику, функции:
Органы | Характеристика, функции |
Легкие | Трубка, состоящая из хрящевых полуколец |
Полость носа | Входят в правое и левое легкое, которые ветвятся в легких, образуя «дерево». |
Трахея | Служит для проведения воздуха из глотки в трахею |
Бронхи | Воздух согревается и увлажняется |
Гортань | Осуществляют газообмен |
3 гейм: “Ты мне – я тебе”.
Участники команд задают друг другу вопросы, приготовленные заранее, или задания (самостоятельно). Каждой команде по 5 вопросов.
(Например “Чайнворды”, “Кроссворды” составленные на уроке. Можно использовать загадки, поговорки, пословицы биологической тематики т. д. )
Правильный ответ 1 очко
4 гейм: “Дальше, дальше…”
Ведущий задает вопросы или читает биологический диктант (Предложения которые нужно закончить) по очереди каждой команде. При этом представители команды добавляют необходимый по смыслу биологический термин в текст. Правильный ответ 1 очко.
Вопросы 1 команде:
Для определения жизненной емкости легких используют прибор? (спирометр)
Дыхательный центр ? (продолговатый мозг)
Легочные пузырьки? (альвеолы)
Количество кислорода во вдыхаемом воздухе (21 %)
Сложный процесс химических реакций, дающих клеткам энергию? (Дыхание)
Функцию звукообразования выполняет (гортань)
Назовите воздухоносные пути (носовая полость, носоглотка, гортань, трахея, бронхи)
Кровь насыщается кислородом? (легких)
Вопросы 2 команде:
Количество дыхательных движений в покое (16-18)
Газообмен в легких и тканях происходит благодаря (диффузии)
Зернистые образования различной формы и цвета? (Пластиды)
Максимальное количество выдыхаемого воздуха после самого глубокого вдоха (жизненная емкость легких)
Гормоны, вызывающие учащение дыхания (адреналин, тироксин)
Внешнее дыхание (обмен газов в легких)
Правое легкое состоит из …(3-х долей)
Тонкие веточки бронхов (бронхиолы)
Определение победителей и награждение. Выставление оценок за работу на уроке.
Болельщики- по количеству жетонов.
Команды : по листу оценивания (приложение)
Инструктаж домашнего задания: творческое задание .
1.Приготовить презентацию о болезнях органов дыхания и меры профилактики.
Рефлексия: Ребята, все были молодцы, активно работали на уроке. Выберете смайлик, показывающий ваше настроение в конце нашего урока.
Так, настроение мы с вами узнали, а мне бы хотелось посмотреть какого уровня вы достигли при обобщении и закреплении изученной нами темы.
На доске прикреплены 3 шарика- большой, средний и маленький. Я предлагаю вам прикрепить свой смайлик на шарик:
1.Большой:
-я знаю органы дыхания, строение и выполняемые функции.
- умею определять строение и функции каждого органа.
-могу охарактеризовать значение дыхания для жизни.
-умею работать в команде.
2.Средний:
-я знаю органы дыхания, строение и выполняемые функции.
могу охарактеризовать значение дыхания для жизни.
-умею работать в команде.
3.Маленький:
-знаю органы дыхания.
-умею работать в команде.
-не могу сопоставить органы дыхания и выполняемые функции.
«Воздушные шарики»
11