Цель: Научить характеризовать виды травм, оказывать первую доврачебную помощь при ушибах, растяжениях связок, вывихах суставов, переломах костей. Воспитывать гигиенические правила.
Оборудование: Модель скелета человека, таблица «Строение костей и типы их соединения», шины, бинты.
Ход урока:
I. Актуализация знаний.
а) Работа по вариантам
Первый вариант выполняет тестовую работу с самооценкой по теме: «Скелет человека». Выбери правильный ответ.
1) Какой тканью образована кость?
2) Какие вещества придают костям гибкость и упругость?
3) Чем образован сустав?
4) Какими костями образована свободная верхняя конечность?
5) Какими костями образована свободная нижняя конечность?
6) За счет чего кость растет в толщину
(Ответы и критерии оценок записаны на доске)
Ответы:
1 - бедро, 2 - соединительная ткань, 3 – кисть, 4 – голень, 5 – мышечная ткань, 6 – суставная сумка, 7 – стопа, 8 – суставная впадина, 9 – плечо, 10 – органическое вещество, 11 – неорганическое вещество, 12 – суставная головка, 13 – предплечье, 14 – надкостница.
Ответы: 1 - 2; 2 - 10; 3 - 6,8,12; 4 – 3, 9, 13; 5- 1, 4, 7, 6 - 14.
Критерии оценок
«5» - 0 шибок
«4» - 1-2 ошибки
«3» - 3 – 4 ошибки
«2» - 5 и более ошибок
б) Второй вариант участвует в устном опросе, подготовке вопросов для отвечающих. Проверяется тема: «Особенности скелета связанные с прямохождением и трудовой деятельностью».
в) Викторина для всех учащихся класса, по вопросам. Вопросы задаются поочередно первому и второму вариантам.
- Сколько костей входит в состав скелета человека? (220)
- Какую максимальную нагрузку выдерживает кость человека? (1600 – 1800 кг, большая берцовая кость)
- Назовите самые маленькие кости скелета (слуховые кости, вес – 0,05 г)
- Есть ли в черепе подвижные кости? (Да, нижняя челюсть, слуховые кости)
- В какую сумку нельзя ничего положить? (В суставную)
- Какой лопаткой нельзя ничего вскопать? (Лопаткой, входящей в состав плечевого пояса)
- Почему части кисти имеют названия – «запястья», «пястья»? (Связано с термином»5»)
- Назовите самую длинную кость. (Бедренная)
(Общий вопрос для первого и второго вариантов)
- Перед вами предметы хозяйственного обихода. Название, каких костей скелета связано с названием этих предметов. В состав, какой части скелета они входят? (Предметы: лопатка детская, ключ, рисунок таза, молоточек, сумка, чашка)
- Что это за орган? Расскажи все, что ты знаешь о нем.
Вызывается учащийся к доске. Ему завязываются глаза, и он на ощупь угадывает орган. Сообщает о нем информацию. (Череп, лопатка)
II. а) Чтение стихотворения учителем и определение темы урока.
Если треснула костяшка,
Если вывих иль ушиб,
Если боль вас давит тяжко
И боли, болит, болит.
Если вдруг вы растянули
Сухожилие в паденье.
А что же делать в таком случае? Вот об этом мы и будем говорить на сегодняшнем уроке биологии.
б) Запись темы урока в рабочей тетради.
в) Воспитательная беседа о значимости профессии медицинского работника.
Врачи помогают
И взрослым, и детям,
Как самые добрые
Люди на свете.
Врачи облегчают
Страданья вокруг.
За это «спасибо»
Скажи им, мой друг.
III. Деление класса на группы для работы с текстом учебника по вариантам. Прочитать текст и ответить на вопросы.
1 вариант. (Врачи – травматологи, специализирующиеся на ушибах и растяжениях)
2 вариант. (Врачи – травматологи, специализирующиеся на переломах)
1 вариант. 1. Что такое растяжение?
2 вариант. 1. Что такое перелом?
1 вариант. 2. Какие меры первой помощи можно оказать при растяжении связок?
2 вариант. 2. Какие бывают виды переломов?
1 вариант. 3. Что такое вывих?
2 вариант. 3. Какие меры первой помощи надо оказать при переломе конечностей?
1 вариант. 4. Какую помощь можно оказать при вывихе?
2 вариант. 4. Какие меры первой помощи надо оказать при переломе ребер?
1 вариант. 5. Продемонстрировать оказание первой помощи при вывихе в локтевом суставе
2 вариант. 5. Какие меры первой помощи при травме черепа?
IV. Самостоятельная работа учащихся с текстом учебника и индивидуальными карточками.
V. Проверка самостоятельной работы. Заслушивание ответов по группам.
а) Отчет руководителей 1 и 2 групп, с возможными комментариями и дополнениями, остальными членами группы.
б) Обобщение ответов учащихся учителем после каждого вида травмы, демонстрация оказания первой помощи при вывихе сустава.
Слово учителя: Как говорится, «хочешь мира – готовься к войне». Аналогично, если человек желает жить долго и счастливо со своей семьей, своими близкими, он должен быть готов к возможным неприятностям, в том числе, уметь оказывать первую помощь при травмах. А видов травм великое множество. И прежде всего это: ушибы, растяжения, вывихи, переломы.
1. При ушибе повреждаются ткани и органы, но не нарушается их структура. Страдают ткани, прилегающие во время удара к костям.
Пострадавший чувствует боль, которая возникает спустя какое-то время после травмы, происходит кровоизлияние, за несколько дней меняется цвет кожного покрова: поначалу красный, затем багровый, синий, зеленоватый, желтый. Может возникнуть припухлость, но не всегда она ярко выражена.
2. При резких движениях суставов может возникнуть растяжение связок. В этом случае происходит повреждение (надрыв) мышц, сухожилий и нервов. При растяжении после резкого движения в суставе возникают боль, отек и кровоизлияние, которые могут длиться от одного дня (легкое растяжение) до трех недель (тяжелое растяжение, почти разрыв связок). Двигать травмированной конечностью при растяжении пострадавший может, хотя ему больно. Чаще всего от растяжения страдают связки голеностопного сустава.
3. При вывихе происходит смещение суставных концов кости и разрыв суставной капсулы. Чаще всего происходят вывихи в локтевом, плечевом и тазобедренном суставе, вывих челюсти и большого пальца.
При вывихе сустав визуально приобретает неестественную форму и припухлость. Кровоизлияния становятся видны дня через три. Если вывихнута челюсть, то рот не закрывается. Сразу же после травмы становится невозможно двигать поврежденным суставом, боль сильна даже в состоянии покоя.
4. Переломы грудины и ребер часто бывают при сдавлении грудной клетки, резкий удар при падении. Чаще страдают средние ребра 4, 5, 6, 7. Распознать перелом ребра нетрудно. При глубоком дыхании пострадавший ощущает боль. Особенно при кашле и чихании. В месте перелома можно увидеть небольшой отек. Пострадавшему необходимо сделать глубокий выдох и в таком положении наложить тугую давящую повязку, для этого грудь обернуть полотенцем или простыней и закрепить ткань булавками. В травмпункте сделают снимки и окажут квалифицированную помощь. Если предположительно перелом конечности, возникает острая боль. Поэтому поврежденной ноге необходимо придать правильное положение, сразу снять обувь. Необходимо наложить шины. Можно использовать подручные средства, прутья, досточки, их нужно обернуть мягкой тканью. Зафиксировать необходимо два сустава: коленный и голеностопный. В крайнем случае, поврежденную ногу можно прибинтовать к здоровой ноге. Если нет бинтов, закрепите шину с помощью шарфа, рубашки, полотенца. Пострадавшего необходимо как можно быстрее доставить в медицинское учреждение на носилках.
в) Работа в тетради по заполнению таблицы
г) Заслушивание сообщения подготовленного учащимся заранее о Вильгельме Конраде Рентгене
VI. Закрепление нового материала.
а) Беседа по вопросам
- Почему нужно накладывать шину на 2 отделах расположенных рядом с поврежденным отделом?
- Зачем под шину подкладывают мягкую подкладку?
- Что нужно делать после оказания первой помощи?
б) Наложение шин попарно.
VII. Итог урока.
На дом: Изучить параграф «Первая помощь при ушибах, переломах, растяжениях, вывихах», закончить заполнять таблицу в тетради.
Ответить на вопросы:
- В какой последовательности надо оказывать доврачебную помощь при вывихе сустава?
а) Доставить пострадавшего к врачу.
б) Обездвижить конечность.
в) Наложить холод на поврежденное место.
г) Плотно забинтовать поврежденный сустав. (б в г а)
- Ваши действия при переломе локтевой кости.
а) Наложить шину.
б) Отправить пострадавшего к врачу.
в) Обернуть конечность мягким материалом.
г) Прибинтовать шину к конечности. (в а г б).