9 класс. Биология.
Тема: Развитие эволюционного учения. Работы Ч.Дарвина.
Цели урока: 1.Добиться усвоения обучающимися понятий искусствен
ный, естественный отбор, передовые свойства.
2.Формировать умения выделять существенные признаки
и свойства в развитии учения.
3.Воспитывать нравственные качества – интернационализм.
Тип урока:комбинированный.
Методы обучения: объяснительно – иллюстративный, частично – поисковый.
Ход урока:
Актуализация знаний.
Письменная работа по карточкам.
Карточка №1.
1.Биосфера – сфера жизни.
2.Существует водная среда, наземно- воздушная.
3.Верхний слой воды называется фотической зоной.
4.Животные могут жить только в верхнем слое воды.
5.Наземно – воздушная среда освоена в ходе эволюции раньше, чем водная.
6.Почва – верхний слой суши, преобразованной в результате жизнедеятельности живых организмов.
7.Гумус – лёгкое пористое вещество бурого или коричневого цвета.
8.Микротрофные вещества – элементы, которые составляют химическую основу тканей живых организмов.
9.Запасы углерода в атмосфере больше, чем в гидросфере.
10.Микроэлементы – вещества малых количеств.
Карточка №2.
1.Необходимые для жизни элементы называют биогенными.
2.Макротрофные вещества – элементы, которые составляют химическую основу тканей живых организмов.
3.Гумус – верхний слой почвы.
4.Выделяют в биосфере четыре среды обитания.
5.Наземно – воздушная среда в ходе эволюции освоена позже водной.
6.Оболочка Земли, населённая живыми существами – биосфера.
7.Растения выживают только в верхнем слое воды.
8.Фотическая зона – слой воды куда попадает лучистая энергия.
9.Учение о биосфере создал В.И.Вернадский.
10.Живущие в толще воды организмы имеют тип питания – фильтрация.
Карточка № 3.
1.В биосфере выделяют водную, наземно- воздушную, почвенную и среду, образуемую самими живыми организмами.
2.Суша, вода и окружающее воздушное пространство, населённое живыми существами – биосфера.
3.Важное значение для жизни растений и животных имеет химический состав воздуха.
4.Углекислый газ является важнейшим сырьевым источником для фотосинтеза.
5.Биогенные – необходимые для жизни элементы.
Карточка № 4.
1.Необходимые для жизни элементы называют биогенными.
2.Макротрофные вещества – элементы, которые составляют химическую
основу тканей живых организмов.
3.Гумус – лёгкое пористое вещество бурого или коричневого цвета.
4.Выделяют в биосфере три среды обитания.
5.Оболочка Земли, населённая живыми существами – биосфера.
Карточка № 5.
1.Растения выживают только в верхнем слое воды.
2.Фотическая зона – слой воды куда попадает лучистая энергия.
3.В.И.Вернадский создал учение о биосфере.
4.Выделяют четыре среды обитания.
5.Важное значение имеют для жизни растений и животных химический состав
Изучение нового материала.
1.Додарвиновский период.
А) Карл Линней швед
*основоположник систематики
Б) Жан Батист Ламарк
*теория эволюции
2.Чарлз Дарвин и его теория.
А) пёстрая изменчивость
Б) искусственный отбор
В) естественный
Г) Томас Роберт Мальтус Ф.п.
Д) передовые – полезные
Е) главные движущие силы эволюции
*изменчивость
*борьба за существование
*естественный отбор
Деятельность обучающихся. На стр.192 найдите в тексте положе
ния теории.
Закрепление знаний.
1.В чём сущность додарвиновского учения?
2.Каковы главные движущие силы эволюции?
Задание на дом.
Глава 7, пар.1,вопр.2.
Итог урока.