На доске: «Потомство пары мух съест мертвую лошадь также скоро, как лев» Я предлагаю Вам пройти вместе с Дарвином путь, который привел его к научному открытию о движущих силах эволюции и созданию эволюционного учения. Постановка проблемного вопроса Приведите примеры возможных наблюдений Дарвина о размножении животных и растений. Информация к размышлению В учебнике зоологии приводятся данные о размножении комнатной мухи. Комнатная муха очень плодовита. От весны до осени одна муха может дать 7-8 поколений: 1 самка – 200 яиц—200 мух---от весны до осени 7 поколений (2х10 в 12 степени мух). Хватит ли к осени места на всей суше земного шара для всего потомства от одной пары мух (на 1 см 2 может уместится не более одной пары) , если условно допустить, что мухи размножаются беспрепятственно, давая в течение года 10 поколений по 100 яиц в каждом? Можно ли в действительности встретить столько мух? Почему? Русский ботаник Клемент Аркадьевич Тимирязев сделал некоторые расчёты: «Каждый год одно растении одуванчика производит порядка 100 семян. Если бы все 100 семян выросли бы в растения и снова дали бы по 100 семян и так продолжалось бы из года в год, то в десятом поколении одуванчиков, чтобы расселить всех особей потребовалась бы площадь в 15 раз превышающая поверхность земной суши». В 1859 году в Австралию привезли всего 24 кролика. Через 6 лет их стало уже 30000 особей, а еще через несколько лет они стали бичом сельского хозяйства. Осётр имеет продолжительность жизни порядка 50 лет. Каждый год самка вымётывает около 30 тыс. икринок. Если ни одна икринка не пропадёт, то потомства только одной самки достаточно, чтобы заселить все реки планет. Какое наблюдение можно сделать? Учитель подводит учащихся к выводу о высокой интенсивности размножения особей. К тому, что каждый вид имеет потенциальную возможность в относительно короткий срок заселить все доступные ему места земного шара. Тем более, что примеры внезапных вспышек размножения, резкого увеличения численности, нашествий отдельных видов (насекомых, например), которые могли наблюдать учащи6ся в течение своей жизни, показывают реальность такой возможности. Относительно этого известный вам ученый В.И.Вернадский сделал некоторые подсчёты: для полного захвата планеты различными организмами понадобился бы срок Наблюдение 1. В природе любой вид растений или животных стремится к размножению в геометрической прогрессии. (отмечено Дарвиным) Но что мы наблюдаем в действительности? Наблюдение 2. Однако безудержного роста численности не происходит. Число взрослых особей каждого вида остается относительно постоянным Работа с учебником. Дарвин сделал еще одно наблюдение, однако, использовав при этом дополнительную литературу. Мы с вами воспользуемся нашим первоисточником- учебником п. 37- 3 абзац прочтите и ответьте на вопросы: Какие свойства обнаруживаются у организмов? Как они способствуют эволюционному развитию вида? Наблюдение 3 Организмам присуща наследственность и изменчивость Таким образом, мы с вами сделали 3 наблюдения Наблюдение 1. В природе любой вид растений или животных стремится к размножению в геометрической прогрессии Наблюдение 2. Число взрослых особей каждого вида остается относительно постоянным. Наблюдение 3 Организмам присуща наследственность и изменчивость ? Предположение (естественный отбор) Вывод Вопросы: 1. А теперь внимание вопрос: Почему же ни одуванчики, ни мухи, ни кролики, ни какие-либо другие организмы не заполняют собой весь земной шар. Почему всем хватает места на Земле? 2. Почему большая часть особей гибнет на различных этапах развития? 3. Почему не все потомки доживают до взрослого состояния? 4.Что может быть причиной их гибели? Что не хватает всем живым организмам для существования? (После обсуждения учитель делает запись на доске) - пищи; - жизненного пространства; - убежищ; - мест размножения Какой вывод из этих предположений делает Дарвин?(Многим особям не удается выжить и оставить потомство. В природе происходит борьба за существование) Что является следствием борьбы за существование? (отбор) Мы с вами исследовали 3 основных взаимосвязанных фактора: изменчивость и наследственность, борьба за существование и естественный отбор, которые объясняют эволюционные процессы. Дарвин открыл эти факторы, назвав их - движущими силами эволюции.(запись в тетрадь). |