Решаемые проблемы: Какие идеи о происхождении видов были выдвинуты
Ж.Б.Ламарком? Почему теория Ламарка о развитии организмов получила
признание, несмотря на то, что оана не объясняет сути и механизма
эволюции?
Виды деятельности: формирование у учащихся деятельностных способностей и способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания: коллективная работа – определение цели урока, изучение биологических терминов, анализ «законов», сформулированных Ж.Б. Ламарком; самостоятельная работа – анализ и оценивание информации, описание процесса появления эволюционных идей; групповая работа – заслушивание и рецензирование сообщений одноклассников на темы «Эволюционизм в античной философии», «Зарождение эволюционной идеи», «Эволюционная концепция Ж.Б.Ламарка»; «Оценка трудов Ж.Б.Ламарка»; индивидуальное проектирование домашнего задания из предложенного учителем.
Планируемые результаты:
Предметные: научиться давать определения понятий: эволюционное учение, ламаркизм, креационизм; характеризовать эволюционное учение; называть имена ученых, внесших большой вклад в развитие эволюционного учения; выделять существенные положения теории эволюции Ж.Б.Ламарка; аргументировать несостоятельность «законов», выдвинутых Ламарком, как путей эволюции видов; характеризовать значение теории эволюции Ламарка для биологии.
Метапредметные УУД:
Познавательные: работать с различными источниками информации, выделять главное в тексте; преобразовывать информацию из одного вида в другой; составлять план параграфа; грамотно формулировать вопросы; готовить сообщения и презентации, приобретать навыки исследовательской деятельности.
Регулятивные: формулировать цель урока и ставить задачи, необходимые для её достижения; планировать свою деятельность и прогнозировать её результаты; представлять результаты работы.
Коммуникативные: строить речевые высказывания в устной форме; задавать вопросы; аргументировать свою точку зрения;использовать информационные ресурсы для подготовки презентации сообщения.
Личностные УУД: формирование и развитие познавательного интереса к изучению биологии, научного мировоззрения; осознания единства и целостности окружающего мира, возможности его познания и объяснения на основе достижений науки; осознание потребности и готовности к самообразованию, в том числе и в рамках самостоятельной деятельности вне школы.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Решаемые проблемы: Какие идеи о происхождении видов были выдвинуты
Ж.Б.Ламарком? Почему теория Ламарка о развитии организмов получила
признание, несмотря на то, что оана не объясняет сути и механизма
эволюции?
Виды деятельности: формирование у учащихся деятельностных способностей и способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания: коллективная работа – определение цели урока, изучение биологических терминов, анализ «законов», сформулированных Ж.Б. Ламарком; самостоятельная работа – анализ и оценивание информации, описание процесса появления эволюционных идей; групповая работа – заслушивание и рецензирование сообщений одноклассников на темы «Эволюционизм в античной философии», «Зарождение эволюционной идеи», «Эволюционная концепция Ж.Б.Ламарка»; «Оценка трудов Ж.Б.Ламарка»; индивидуальное проектирование домашнего задания из предложенного учителем.
Планируемые результаты:
Предметные: научиться давать определения понятий: эволюционное учение, ламаркизм, креационизм; характеризовать эволюционное учение; называть имена ученых, внесших большой вклад в развитие эволюционного учения; выделять существенные положения теории эволюции Ж.Б.Ламарка; аргументировать несостоятельность «законов», выдвинутых Ламарком, как путей эволюции видов; характеризовать значение теории эволюции Ламарка для биологии.
Метапредметные УУД:
Познавательные: работать с различными источниками информации, выделять главное в тексте; преобразовывать информацию из одного вида в другой; составлять план параграфа; грамотно формулировать вопросы; готовить сообщения и презентации, приобретать навыки исследовательской деятельности.
Регулятивные: формулировать цель урока и ставить задачи, необходимые для её достижения; планировать свою деятельность и прогнозировать её результаты; представлять результаты работы.
Коммуникативные: строить речевые высказывания в устной форме; задавать вопросы; аргументировать свою точку зрения;использовать информационные ресурсы для подготовки презентации сообщения.
Личностные УУД: формирование и развитие познавательного интереса к изучению биологии, научного мировоззрения; осознания единства и целостности окружающего мира, возможности его познания и объяснения на основе достижений науки; осознание потребности и готовности к самообразованию, в том числе и в рамках самостоятельной деятельности вне школы.
План урока
Актуализация знаний
Фронтальный опрос. Завершите высказывание или вставьте пропущенные слова.
Проблема возникновения и разнообразия жизни на Земле с давних пор привлекает внимание философов и натуралистов. До середины ХIХ в. считали возможным самопроизвольное зарождение организмов из неживых предметов (теории абиогенеза). Опыты Пастера доказали ошибочность и наивность этих суждений. При обсуждении проблемы о возникновении жизни на Земле были выдвинуты разные теории биогенеза.
Согласно современным научным представлениям, жизнь на Земле зародилась из неживой материи в процессе формирования и развития самой планеты. Впервые эту гипотезу высказал в 1924 г. отечественный ученый А.И. Опарин. Он сформулировал ее как теорию эволюции живой материи. В настоящее время считают, что жизнь зародилась в результате химической эволюции (абиогенно), а ее развитие до современного состояния разнообразия и сложности произошло путем биологической эволюции (биогенно).
Условия, при которых произошло появление первых живых организмов на Земле, резко отличались от современных. В атмосфере первобытной Земли не было кислорода, но были газообразные вещества, из которых могли путем многочисленных химических преобразований возникнуть органические молекулы. Они объединялись в полимеры, а затем и в агрегаты (совокупности), названные коацерватами. Последние и послужили основой появления живых клеток. Медленно, на протяжении чрезвычайно длительного времени (около одного миллиарда лет) шел этот процесс. Эволюция химических веществ в окружающей среде и преобразование их в коацерватах привели к созданию соединений, способных координировать в первичных клетках ход химических реакций, без которых невозможны процессы жизнедеятельности (обмен веществ, рост, воспроизведение себе подобных).
На первых этапах развития жизни ключевыми событиями стали естественный отбор; появление автотрофности (и хлорофилла); накопление кислорода в атмосфере и создание озонового слоя; появление в клетке оформленного ядра с ДНК (эукариоты); возникновение полового размножения; появление многоклеточности у организмов; выход живых существ на сушу.
Формулировка цели урока
Живой мир Земли огромен. Он представлен уникальным разнообразием живых существ: в нем более 2 млн видов эукариот (см. также § 7) (более 500 тыс. видов растений, около 1,5 млн видов животных) и примерно столько же видов прокариот (см. также § 7). При этом разнообразии форм жизни все организмы состоят из одних и тех же химических элементов и органических соединений. Все сходным образом осуществляют биосинтез и обмен веществ с окружающей средой, используют похожим образом энергию в процессах жизнедеятельности, способны одинаково размножаться и при половом размножении начинают развитие организма из одной клетки – зиготы.
Как же объяснить многообразие видов при таком сходстве свойств у живых организмов? Каким образом возникли сложные организмы? Под действием каких сил сформировались у них приспособительные свойства? Ответы на эти вопросы дает эволюционное учение (лат. evolutio – "развертывание")
Эволюционное учение – это наука о причинах, движущих силах и общих закономерностях исторического развития живой природы.
Цель урока: изучить развитие научных взглядов на происхождение и эволюцию
жизни на Земле
Изучение нового материала
1.Понятие об эволюционном учении (Рассказ учителя с элементами беседы)
2.Развитие научных взглядов на происхождение жизни на Земле от ученых античности до Ламарка (рассказ учителя, сопровождаемый презентацией; заполнение схемы и таблицы)
Ученый
Годы жизни, научной деятельности
Научные мировоззрения
Господство креационизма – взглядов о неизменяемости природы.(VI -XIV вв.)
Первое целостное эволюционное учение Ламарка (1809 г.)
Развитие эволюционных взглядов (XV – XVIII вв.)
Идеи единства и развития природы в Древнем мире (1 тысячелетие до н.э.
ид
3. «Потомство будет восхищаться вами, оно отомстит за Вас, отец!» (Сообщения учащихся о жизни и научной деятельности Ж.Б.Ламарка, сопровождаемые интерактивными презентациями, вопросами к тексту)
4.Эволюционное учение Ж.Б.Ламарка и его значение (самостоятельная работа с учебником и дополнительной литературой).
Значение эволюционного учения Ламарка
Достижения
Ошибки
1.Признал процесс эволюции
Неверно определил причины эволюции:
Внутреннее стремление организмов к самосовершенствованию;
Прямое влияние внешней среды, упражнение и неупражнение органов и наследование признаков, приобретенных в течение жизни организма.
2.Обосновал роль окружающей среды в изменяемости свойств организмов.
Отрицал существование видов
3.Отметил постепенность повышения уровня организации живых существ от простейших до человека.
4.Оценил значение времени в процессе эволюции и отметил чрезвычайную длительность развития жизни на Земле.
Закрепление изученного материала
Что означает термин "эволюция"?
Почему в биологии считают ценной теорию Ж.Б.Ламарка о развитии организмов, хотя она не объяснила сути и механизма эволюции?
Какие "законы" сформулировал Ламарк?
Домашнее задание
&36, дополнительный материал в форме доклада, презентации, кроссворда, теста в Excel о жизни и научной деятельности Чарлза Дарвина (индивидуальные задания на выбор).