kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок на тему "Прокариотическая клетка" 10 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

На уроке организована  работа в группах по карточкам, составленным с учётом когнитивного стиля обучения.  Дети в группах распределяют задания, затем обсуждают изученный материал, проговаривая ответы на вопросы, изучая рисунки, микрофотографии, схемы. В конце урока дети проходят тест, позволяющий включить полученные знания в общую систему, связав в сравнительном плане особенности прокариотической и эукариотической клеток

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок на тему "Прокариотическая клетка" 10 класс »

Тема: Прокариотическая клетка, особенности строения и жизнедеятельности.

Цели: образовательные изучить строение, процессы жизнедеятельности прокариотов, рассказать, установить взаимосвязь строения и функций, роль в природе и жизни человека.

Развивающие: продолжить знакомство с разнообразием клеток, сравнить особенности строения и жизнедеятельности эукариот и прокариот, формировать знания об использовании прокариот человеком.

Воспитательные: научить бережному отношению к здоровью.

Оборудование: схемы, микрофотографии, дополнительная литература, интернет

План урока:

  1. Организационный момент. Положительный настрой на изучение темы – 1 минута.

  2. Актуализация знаний. Проверить исходный уровень знаний по теме – 6 минут.

  3. Работа в группах– 15 минут.

  4. Физкультминутка – 1 минута.

  5. Обобщение полученных знаний -12 минут

  6. Закрепление изученного материала – 8 минут.

  7. Домашнее задание – 1 минута.

Итоги – 1 минута.

Ход урока:

Актуализация знаний.

Учитель. Их внешний вид настолько удачен, что не менялся в течение миллиардов лет. Их эволюция была исключительно внутренней. Этот феномен называется «синдромом Фольксвагена». Внешний вид Фольксвагена-жука был настолько удачным, что его сохраняли 40 лет.

Ответы учащихся.

Учитель. Определите цели урока, используя слова: повторить, изучить, сформулировать. (в схеме: знаю - надо узнать)

Сформулируйте тему урока. Какое значение имеет изучение этой темы в жизни человека? Каким образом мы можем достигнуть цели урока?

  • Где могут пригодиться знания о прокариотах? Людям, каких профессий необходимы знания об особенностях строения и жизнедеятельности?

  • На какие группы подразделяются прокариоты?

  • Как называется наука, изучающая бактерии?

  • Как бактерии приспособились к жизни на суше? Какой фактор среды является для бактерий ограничивающим?

Дети распределяются на группы, выбирают задания. Определяется необходимое для подготовки время.

Задания для групп. Инструкционные карточки распределяются с учётом когнитивного стиля обучения . Дети в группе распределяют задания, затем обсуждают изученный материал, проговаривая ответы на вопросы, рассматривая схемы, рисунки, электронные микрофотографии.

1) Cистематики.

выполнить действия

ответить на вопросы

у-устно, п-письменно

баллы

Изучите параграф учебника, дополнительный материал, рассмотрите схемы, рисунки, микрофотографии, фрагмент видеоурока на сайте: http://interneturok.ru/ru/school/biology/10-klass/bosnovy-citologii-b/shodstvo-i-razlichiya-prokarioticheskih-i-eukarioticheskih-kletok?seconds=0

Где встречаются прокариоты?

Каковы их среды обитания?

В какой среде обитания их количество максимально? Почему?

У

3

Изучите параграф учебника, дополнительный материал, рассмотрите схемы, рисунки, микрофотографии, фрагмент видеоурока на сайте: http://interneturok.ru/ru/school/biology/10-klass/bosnovy-citologii-b/shodstvo-i-razlichiya-prokarioticheskih-i-eukarioticheskih-kletok?seconds=0

Какая наука изучает прокариотические клетки?

Кто является основоположником этой науки?

У

3

Изучите параграф учебника, дополнительный материал, рассмотрите схемы, рисунки, микрофотографии, фрагмент видеоурока на сайте: http://interneturok.ru/ru/school/biology/10-klass/bosnovy-citologii-b/shodstvo-i-razlichiya-prokarioticheskih-i-eukarioticheskih-kletok?seconds=0

Какова история существования прокариотических клеток?

Насколько они древние?

У

4

Изучить дополнительный материал. Записать систематику прокариот.на доске прослушать фрагмент видеоурока на сайте: http://interneturok.ru/ru/school/biology/10-klass/bosnovy-citologii-b/shodstvo-i-razlichiya-prokarioticheskih-i-eukarioticheskih-kletok?seconds=0

Каковы проблемы систематики прокариот?

П

4

Сделайте вывод.


П

4



1) Cистематики.

ответить на вопросы

у-устно, п-письменно

выполнить действия

баллы

Где встречаются прокариоты?

Каковы их среды обитания?

В какой среде обитания их количество максимально? Почему?

У

Изучите параграф учебника, дополнительный материал, рассмотрите схемы, рисунки, микрофотографии, фрагмент видеоурока на сайте: http://interneturok.ru/ru/school/biology/10-klass/bosnovy-citologii-b/shodstvo-i-razlichiya-prokarioticheskih-i-eukarioticheskih-kletok?seconds=0

3

Какая наука изучает прокариотические клетки?

Кто является основоположником этой науки?

У

Изучите параграф учебника, дополнительный материал, рассмотрите схемы, рисунки, микрофотографии, фрагмент видеоурока на сайте: http://interneturok.ru/ru/school/biology/10-klass/bosnovy-citologii-b/shodstvo-i-razlichiya-prokarioticheskih-i-eukarioticheskih-kletok?seconds=0

3

Какова история существования прокариотических клеток?

Насколько они древние?

У

Изучите параграф учебника, дополнительный материал, рассмотрите схемы, рисунки, микрофотографии, фрагмент видеоурока на сайте: http://interneturok.ru/ru/school/biology/10-klass/bosnovy-citologii-b/shodstvo-i-razlichiya-prokarioticheskih-i-eukarioticheskih-kletok?seconds=0


4

Каковы проблемы систематики прокариот?

П

Изучить дополнительный материал. прослушать фрагмент видеоурока на сайте: http://interneturok.ru/ru/school/biology/10-klass/bosnovy-citologii-b/shodstvo-i-razlichiya-prokarioticheskih-i-eukarioticheskih-kletok?seconds=0


4


П

Сделайте вывод.

4



2) Цитологи.

выполнить действия

ответить на вопросы

у-устно, п-письменно

баллы

Изучите параграф учебника, дополнительный материал, рассмотрите схемы, рисунки, микрофотографии прослушайте фрагмент видеоурока на сайте: http://interneturok.ru/ru/school/biology/10-klass/bosnovy-citologii-b/shodstvo-i-razlichiya-prokarioticheskih-i-eukarioticheskih-kletok?seconds=0


Каково разнообразие форм клеток прокариот?

Каковы особенности оболочки прокариотической клетки и внутреннего строения?

У

3

Изучите фрагмент видеоурока на сайте: http://interneturok.ru/ru/school/biology/10-klass/bosnovy-citologii-b/shodstvo-i-razlichiya-prokarioticheskih-i-eukarioticheskih-kletok?seconds=0

Выполнить рисунок строения клетки прокариот, подписать органоиды

Какова особенность передвижения бактерий, строение жгутика?


У

3

Изучить фрагмент видеоурока на сайте: http://interneturok.ru/ru/school/biology/10-klass/bosnovy-citologii-b/shodstvo-i-razlichiya-prokarioticheskih-i-eukarioticheskih-kletok?seconds=0

Составить схему классификации прокариот по способу питания

Перечислить группы прокариот по способу питания. Привести примеры.

Перечислить группы прокариот по способу дыхания. Привести примеры

Как размножаются прокариоты? Какие факторы снижают скорость размножения бактерий?

У

4

. изучите фрагмент видеоурока на сайте: http://interneturok.ru/ru/school/biology/10-klass/bosnovy-citologii-b/shodstvo-i-razlichiya-prokarioticheskih-i-eukarioticheskih-kletok?seconds=0

Изучите параграф учебника, дополнительный материал, рассмотрите схемы, рисунки, микрофотографии

Как происходит спорообразование прокариотических клеток?

Какую роль играет образование спор в жизни прокариот и в природе?

П

4

Сделайте вывод.


П

4



2) Цитологи.

ответить на вопросы

у-устно, п-письменно

выполнить действия

баллы

Каково разнообразие форм клеток прокариот?

Каковы особенности оболочки прокариотической клетки и внутреннего строения?

У

Изучите параграф учебника, дополнительный материал, рассмотрите схемы, рисунки, микрофотографии прослушайте фрагмент видеоурока на сайте: http://interneturok.ru/ru/school/biology/10-klass/bosnovy-citologii-b/shodstvo-i-razlichiya-prokarioticheskih-i-eukarioticheskih-kletok?seconds=0


3

Какова особенность передвижения бактерий, строение жгутика?


У

Изучите фрагмент видеоурока на сайте: http://interneturok.ru/ru/school/biology/10-klass/bosnovy-citologii-b/shodstvo-i-razlichiya-prokarioticheskih-i-eukarioticheskih-kletok?seconds=0

Изучить рисунок строения клетки прокариот, подготовить рассказ у доски по таблице.

3

Перечислить группы прокариот по способу питания. Привести примеры.

Перечислить группы прокариот по способу дыхания. Привести примеры

Как размножаются прокариоты? Какие факторы снижают скорость размножения бактерий?

У

Изучить фрагмент видеоурока на сайте: http://interneturok.ru/ru/school/biology/10-klass/bosnovy-citologii-b/shodstvo-i-razlichiya-prokarioticheskih-i-eukarioticheskih-kletok?seconds=0


4

Как происходит спорообразование прокариотических клеток?

Какую роль играет образование спор в жизни прокариот и в природе?

П

Изучите фрагмент видеоурока на сайте: http://interneturok.ru/ru/school/biology/10-klass/bosnovy-citologii-b/shodstvo-i-razlichiya-prokarioticheskih-i-eukarioticheskih-kletok?seconds=0

Изучите параграф учебника, дополнительный материал, рассмотрите схемы, рисунки, микрофотографии

4


П

Сделайте вывод.

4



3) Практики

выполнить действия

ответить на вопросы

у-устно, п-письменно

баллы

Изучите фрагмент видеоурока на сайте: http://interneturok.ru/ru/school/biology/10-klass/bosnovy-citologii-b/shodstvo-i-razlichiya-prokarioticheskih-i-eukarioticheskih-kletok?seconds=0

Изучите параграф учебника, дополнительный материал, рассмотрите схемы, рисунки, микрофотографии

В чем заключается значение и эколо­гическая роль прокариот в биоценозах?

Почему бактерии были названы Луи Пастером «великими могильщиками природы»?

Какие продукты питания получает человек с помощью бактерий?

У

3

Изучите фрагмент видеоурока на сайте: http://interneturok.ru/ru/school/biology/10-klass/bosnovy-citologii-b/shodstvo-i-razlichiya-prokarioticheskih-i-eukarioticheskih-kletok?seconds=0

Изучите параграф учебника, дополнительный материал, рассмотрите схемы, рисунки, микрофотографии

Что такое плазмида? Какая наука разрабатывает методы её использования? Каково значение их использования?

Что такое биотехнология?

У

3

Изучите параграф учебника, дополнительный материал, рассмотрите схемы, рисунки, микрофотографии

Изучите фрагмент видеоурока на сайте: http://interneturok.ru/ru/school/biology/10-klass/bosnovy-citologii-b/shodstvo-i-razlichiya-prokarioticheskih-i-eukarioticheskih-kletok?seconds=0


Каковы особенности жизнедеятельности клубеньковых бактерий, их роль в природе и жизни человека.

Каково значение симбиотических бактерий, обитающих в кишечнике человека, в желудке некоторых млекопитающих животных?

У

4

Изучите параграф учебника, дополнительный материал, рассмотрите схемы, рисунки, микрофотографии

Изучите фрагмент видеоурока на сайте: http://interneturok.ru/ru/school/biology/10-klass/bosnovy-citologii-b/shodstvo-i-razlichiya-prokarioticheskih-i-eukarioticheskih-kletok?seconds=0

Составьте схему, отражающую роль прокариот в природе и жизни человека

Какова отрицательная роль бактерий в природе и жизни человека?

Каково воздействие паразитических бактерий на организм человека? Привести примеры.

П

4

Сделайте вывод.


П

4







3) Практики

ответить на вопросы

у-устно, п-письменно

выполнить действия

баллы

В чем заключается значение и эколо­гическая роль прокариот в биоценозах?

Почему бактерии были названы Луи Пастером «великими могильщиками природы»?

Какие продукты питания получает человек с помощью бактерий?

У

Изучите фрагмент видеоурока на сайте: http://interneturok.ru/ru/school/biology/10-klass/bosnovy-citologii-b/shodstvo-i-razlichiya-prokarioticheskih-i-eukarioticheskih-kletok?seconds=0

Изучите параграф учебника, дополнительный материал, рассмотрите схемы, рисунки, микрофотографии

3

Что такое плазмида? Какая наука разрабатывает методы её использования? Каково значение их использования?

Что такое биотехнология?

У

Изучите фрагмент видеоурока на сайте: http://interneturok.ru/ru/school/biology/10-klass/bosnovy-citologii-b/shodstvo-i-razlichiya-prokarioticheskih-i-eukarioticheskih-kletok?seconds=0

Изучите параграф учебника, дополнительный материал, рассмотрите схемы, рисунки, микрофотографии

3

Каковы особенности жизнедеятельности клубеньковых бактерий, их роль в природе и жизни человека.

Каково значение симбиотических бактерий, обитающих в кишечнике человека, в желудке некоторых млекопитающих животных?

У

Изучите параграф учебника, дополнительный материал, рассмотрите схемы, рисунки, микрофотографии

Изучите фрагмент видеоурока на сайте: http://interneturok.ru/ru/school/biology/10-klass/bosnovy-citologii-b/shodstvo-i-razlichiya-prokarioticheskih-i-eukarioticheskih-kletok?seconds=0


4

Какова отрицательная роль бактерий в природе и жизни человека?

Каково воздействие паразитических бактерий на организм человека? Привести примеры.

П

Изучите параграф учебника, дополнительный материал, рассмотрите схемы, рисунки, микрофотографии

Изучите фрагмент видеоурока на сайте: http://interneturok.ru/ru/school/biology/10-klass/bosnovy-citologii-b/shodstvo-i-razlichiya-prokarioticheskih-i-eukarioticheskih-kletok?seconds=0


4


П

Сделайте вывод.

4



Обобщение изученного материала. Из каждой группы учеников выступают представители, которые знакомят одноклассников с изученным материалом, выполненными заданиями, демонстрируя с помощью презентации рисунки и микрофотографии, задают проверочные вопросы. Выбранный ребятами спикер подсчитывает баллы, оформляет на доске таблицу результатов обсуждения.

Закрепление

  1. Общий тест – включение в систему знаний

  1. Простейшие, грибы, растения и животные

  2. Диаметр в среднем составляет 0,5-10 мкм

  1. Большие размеры клеток

  2. Простые жгутики, микротрубочек нет; не окружены плазматической мембраной

  1. В основном многоклеточные организмы

  2. Простое деление пополам; веретено не образуется

  1. Появились 1,2 млрд. лет назад;

  1. Митоз, мейоз; веретено образуется

  2. У некоторых есть способность фиксировать азот.

  1. ДНК линейная и локализована в ядре; есть хромосомы

  1. Рибосомы (крупные); расположены на ЭПС

  2. Хлоропластов нет; происходит на мембранах

  1. Органоидов много; окружены мембранами

  2. Рибосомы (мелкие); ЭПС нет

  3. Все одноклеточные

  1. Клеточные стенки: целлюлоза, хитин или клеточной стенки нет

  2. Бактерии

  3. Появились 3,5 млрд. лет назад

  1. Сложные жгутики, с расположением микротрубочек типа «9 + 2»; окружены плазматической мембраной;

  2. Кольцевая ДНК, хромосом нет

  1. Аэробное дыхание происходит в митохондриях

  1. Происходит в хлоропластах, содержащих мембраны,

  1. Органоидов мало; внутренние мембраны встречаются редко;

  1. Жесткие, содержат муреин

  1. Происходит в мезосомах; или на цитоплазматических мембранах

,

Распределить цифры в колонки таблицы соответственно признакам. По окончании выполнения: самопроверка.


Признак

прокариотическая

эукариотическая

Организмы

17

1

Размеры клеток

2

3

Клеточность

15

5

Возникновение в эволюции

18

7

Клеточное деление

6

8

Генетический материал

20

10

Синтез белков

14

11

Органоиды

23

13

Клеточные стенки

24

16

Жгутики

4

19

Дыхание

25

21

Фотосинтез

12

22

Фиксация азота

9




2. Распределить признаки на группы:

А) общие,

Б) признаки прокариот

В) признаки эукариот.

  1. Хемотрофы

  2. Произошли около 3.5 млрд. лет назад.

  3. Мембрана

  4. Изучением занимается целая отрасль биологии – микробиология.

  5. Нуклеоид

  6. Многоклеточные организмы.

  7. Хитин.

  8. Клетки фото синтезируют с использованием хлорофилла.

  9. Аппарат Гольджи.

  10. Жгутики для передвижения.

Д.з. Учебник: изучить параграф 5.1, ответить на вопросы. Найти информацию о достижениях биотехнологии и использовании прокариотических клеток. На основе знаний о каких признаках строения и жизнедеятельности основываются эти достижения?

Итог урока

Самооценка деятельности

. Что нового вы узнали сегодня на уроке?

- Какова была цель вашей деятельности?

Достигли ли вы своих целей?

На какие вопросы вы не получили ответов?

Я узнал…., я сумел…, я похвалил бы себя за….

















Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Биология

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 10 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Урок на тему "Прокариотическая клетка" 10 класс

Автор: Цыганкова Ольга Викторовна

Дата: 23.11.2014

Номер свидетельства: 134491

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(124) "Открытый урок по биологии 10 класс. На тему:  Прокариотическая клетка"
    ["seo_title"] => string(72) "otkrytyi-urok-po-biologhii-10-klass-na-tiemu-prokariotichieskaia-klietka"
    ["file_id"] => string(6) "289645"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1454848544"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(124) "Урок биологии в 10 классе Разнообразие и жизнедеятельность бактерий"
    ["seo_title"] => string(75) "urok_biologhii_v_10_klassie_raznoobraziie_i_zhizniedieiatiel_nost_baktierii"
    ["file_id"] => string(6) "395094"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1487910849"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(125) "Презентация к уроку по биологии в 9 классе "Прокариотическая клетка" "
    ["seo_title"] => string(76) "priezientatsiia-k-uroku-po-biologhii-v-9-klassie-prokariotichieskaia-klietka"
    ["file_id"] => string(6) "111350"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1407386426"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(165) "Разработка урока биологии в  10 классе на  Тему  «Строение клетки. Клеточная мембрана. Ядро»"
    ["seo_title"] => string(96) "razrabotka-uroka-biologhii-v-10-klassie-na-tiemu-stroieniie-klietki-klietochnaia-miembrana-iadro"
    ["file_id"] => string(6) "252181"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1447341343"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(145) "Рекомендации по организации и проведению уроков по разделу "Клетка " в 10 классе "
    ["seo_title"] => string(88) "riekomiendatsii-po-orghanizatsii-i-proviedieniiu-urokov-po-razdielu-klietka-v-10-klassie"
    ["file_id"] => string(6) "142629"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1418320755"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства