На уроке организована работа в группах по карточкам, составленным с учётом когнитивного стиля обучения. Дети в группах распределяют задания, затем обсуждают изученный материал, проговаривая ответы на вопросы, изучая рисунки, микрофотографии, схемы. В конце урока дети проходят тест, позволяющий включить полученные знания в общую систему, связав в сравнительном плане особенности прокариотической и эукариотической клеток
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Урок на тему "Прокариотическая клетка" 10 класс »
Тема: Прокариотическая клетка, особенности строения и жизнедеятельности.
Цели: образовательные изучить строение, процессы жизнедеятельности прокариотов, рассказать, установить взаимосвязь строения и функций, роль в природе и жизни человека.
Развивающие: продолжить знакомство с разнообразием клеток, сравнить особенности строения и жизнедеятельности эукариот и прокариот, формировать знания об использовании прокариот человеком.
Воспитательные: научить бережному отношению к здоровью.
Оборудование: схемы, микрофотографии, дополнительная литература, интернет
План урока:
Организационный момент. Положительный настрой на изучение темы – 1 минута.
Актуализация знаний. Проверить исходный уровень знаний по теме – 6 минут.
Работа в группах– 15 минут.
Физкультминутка – 1 минута.
Обобщение полученных знаний -12 минут
Закрепление изученного материала – 8 минут.
Домашнее задание – 1 минута.
Итоги – 1 минута.
Ход урока:
Актуализация знаний.
Учитель. Их внешний вид настолько удачен, что не менялся в течение миллиардов лет. Их эволюция была исключительно внутренней. Этот феномен называется «синдромом Фольксвагена». Внешний вид Фольксвагена-жука был настолько удачным, что его сохраняли 40 лет.
Ответы учащихся.
Учитель. Определите цели урока, используя слова: повторить, изучить, сформулировать. (в схеме: знаю - надо узнать)
Сформулируйте тему урока. Какое значение имеет изучение этой темы в жизни человека? Каким образом мы можем достигнуть цели урока?
Где могут пригодиться знания о прокариотах? Людям, каких профессий необходимы знания об особенностях строения и жизнедеятельности?
На какие группы подразделяются прокариоты?
Как называется наука, изучающая бактерии?
Как бактерии приспособились к жизни на суше? Какой фактор среды является для бактерий ограничивающим?
Дети распределяются на группы, выбирают задания. Определяется необходимое для подготовки время.
Задания для групп. Инструкционные карточки распределяются с учётом когнитивного стиля обучения . Дети в группе распределяют задания, затем обсуждают изученный материал, проговаривая ответы на вопросы, рассматривая схемы, рисунки, электронные микрофотографии.
Изучите фрагмент видеоурока на сайте: http://interneturok.ru/ru/school/biology/10-klass/bosnovy-citologii-b/shodstvo-i-razlichiya-prokarioticheskih-i-eukarioticheskih-kletok?seconds=0
4
П
Сделайте вывод.
4
Обобщение изученного материала. Из каждой группы учеников выступают представители, которые знакомят одноклассников с изученным материалом, выполненными заданиями, демонстрируя с помощью презентации рисунки и микрофотографии, задают проверочные вопросы. Выбранный ребятами спикер подсчитывает баллы, оформляет на доске таблицу результатов обсуждения.
Закрепление
Общий тест – включение в систему знаний
Простейшие, грибы, растения и животные
Диаметр в среднем составляет 0,5-10 мкм
Большие размеры клеток
Простые жгутики, микротрубочек нет; не окружены плазматической мембраной
В основном многоклеточные организмы
Простое деление пополам; веретено не образуется
Появились 1,2 млрд. лет назад;
Митоз, мейоз; веретено образуется
У некоторых есть способность фиксировать азот.
ДНК линейная и локализована в ядре; есть хромосомы
Рибосомы (крупные); расположены на ЭПС
Хлоропластов нет; происходит на мембранах
Органоидов много; окружены мембранами
Рибосомы (мелкие); ЭПС нет
Все одноклеточные
Клеточные стенки: целлюлоза, хитин или клеточной стенки нет
Бактерии
Появились 3,5 млрд. лет назад
Сложные жгутики, с расположением микротрубочек типа «9 + 2»; окружены плазматической мембраной;
Кольцевая ДНК, хромосом нет
Аэробное дыхание происходит в митохондриях
Происходит в хлоропластах, содержащих мембраны,
Органоидов мало; внутренние мембраны встречаются редко;
Жесткие, содержат муреин
Происходит в мезосомах; или на цитоплазматических мембранах
,
Распределить цифры в колонки таблицы соответственно признакам. По окончании выполнения: самопроверка.
Признак
прокариотическая
эукариотическая
Организмы
17
1
Размеры клеток
2
3
Клеточность
15
5
Возникновение в эволюции
18
7
Клеточное деление
6
8
Генетический материал
20
10
Синтез белков
14
11
Органоиды
23
13
Клеточные стенки
24
16
Жгутики
4
19
Дыхание
25
21
Фотосинтез
12
22
Фиксация азота
9
2. Распределить признаки на группы:
А) общие,
Б) признаки прокариот
В) признаки эукариот.
Хемотрофы
Произошли около 3.5 млрд. лет назад.
Мембрана
Изучением занимается целая отрасль биологии – микробиология.
Нуклеоид
Многоклеточные организмы.
Хитин.
Клетки фото синтезируют с использованием хлорофилла.
Аппарат Гольджи.
Жгутики для передвижения.
Д.з.Учебник: изучить параграф 5.1, ответить на вопросы. Найти информацию о достижениях биотехнологии и использовании прокариотических клеток. На основе знаний о каких признаках строения и жизнедеятельности основываются эти достижения?