kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок биологии в 10 классе Разнообразие и жизнедеятельность бактерий

Нажмите, чтобы узнать подробности

Дата ____

№ урока: 13

Класс: 10

Учитель: Заболотняя Ю.В.

Тема: Разнообразие и  жизнедеятельность бактерий.

Цель: Расширить представление учащихся о многообразии бактерий и их жизнидеятельности.

Задачи:

            - изучить и рассмотреть многообразие бактерий. Познакомиться с жизнедеятельностью бактерий.

            - развивать творческие и интеллектуальные  способности учащихся; стимулировать познавательную активность ребят, развивать интерес к предмету, смекалку, эрудицию, умение быстро и четко формулировать и высказывать свои мысли, логически рассуждать.

            - воспитывать умение работать индивидуально; воспитывать у учащихся трудолюбие, аккуратность и ответственность, чувство сопричастности общему делу, любовь и интерес к предмету.

Тип урока: Комбинированный

Ход урока          

  1. Организационный момент

Здравствуйте, дорогие ребята! Я рада вас  видеть на  уроке. Сегодня мы продолжим изучение темы о бактериях.

Психологический настрой – повернулись, улыбнулись друг другу, я хочу  раздать вам смайлики хорошего настроения на сегодняшний урок.

 

  1. Актуализация ЗУН.

Игра «Лото» по теме «Строение прокариотической клетки » Для проведения игры каждый участник получает карточку с терминами, написанные на игровых полях (карточки имеют порядковые номера, всего 3 варианта).

Сегодняшнюю работу на уроке я буду оценивать в форме цветных жетонов

желтый жетон - работа «спустя рукова»

зеленый жетон – хорошая работа.

Красный жетон – отличная работа.

В конце урока подсчитывается  количество жетонов определенного цвета и выставляется оценка по количеству определенного цвета жетона соответствующая оценка.

Вариант 1.

Цианобактерии

Бактерии

мезосомы

Белка

Одноклеточное

ДНК

Вариант 2

Липоидов

Белка

ядра.

Капсулу

ДНК

Удвоению

Вариант 3.

Бактерии

Липоидов

Удвоению

Ядро

Цианобактерии

мезосомы

Для заполнения игрового поля ученикам раздаются разноцветные кружки (синие, зеленые, красные)

Задавая вопрос я называю какого цвета следует закрывать ответ на него. В случае правильного заполнения на игровом поле появится определенный цветной орнамент.

Задания игры

1.  Желтый. Как вы думаете,  какие  живые организмы  причастны  к  этим процессам, острое  инфекционное заболевание  с преимущественным поражением  небных миндалин. (бактерии)

Комментарии:  1)  ангина  - 

2. Синий. Каково строение тела бактерии :(одноклеточное)

3. красный.  Бактерии относятся к прокариотам так как не имеют (ядра)

4. Желтый.  Оболочка клетки бактерий может преобразоваться в(капсулу)

5. красный. Верхний слой цитоплазматической мембраны состоит из молекул (белка)

6. Синий.  Нижний  слой цитоплазматической мембраны состоит из молекул (липоидов)

7. Желтый. В прокариотической клетке вместо ядра находится. (ДНК)

8. красный. Фототрофная группа прокариотических бактерий. (цианобактерии).

9. Синий В прокариотических ДНК имеются гены, предрасположенные к  (удвоению)

10. Желтый. У прокариот роль мембранных органелл выполняют. (мезосомы)

 III  Изучение новой темы

Откроите тетради запишите сегодняшнее число и тему урока.

Работа по презентации

Самостоятельно изучите презентацию и оставьте кластер выделяя главное.

  1. Разнообразие бактерий.



 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

За работу раздаю каждому учащемуся жетоны.

  1. Размножение

Работа по учебнику.

Биологический диктант.

Вы должны отследить и проверить недостающие слова в тексте.

(на это даю 5 минут)

Бактерии размножаются______________ путем: ДНК в их клетке _________, клетка делится на _____. Фрагменты ДНК могут переноситься от бактерии в бактерии особыми вирусами ______. Это называется ____________. Процесс напоминающий оплодотворение называется _______. Иногда в бактерии присутствуют очень мелкие добавочные хромосомы- _________. 

За все правильные – красный

За 5 – зеленый

За 4 желтый.

За работу раздаю каждому учащемуся жетоны

 

 

 

 

 

 

 

  1. «Это интересно». Стратегия «фишбоун».

Голова (вопрос-проблема) – Жизнедеятельность бактерий, туловище (термин – одна часть, определение термина – вторая часть рыбы), хвост – итог темы.



 

 

 

За работу раздаю каждому учащемуся жетоны.

IV Закрепление.

Выберите  верные

утверждения

               Закрепление пройденного материала я хочу провести   в  виде «да-нетки»

1) Бактерии  –  это одноклеточные  и многоклеточные организмы.

2) Клетки  бактерий  не имеют  оформленного ядра.

3) Бактерии  освоили  все среды обитания на земле.

4) Бактерии  имеют разнообразную форму.

5) Бактерий  относят  к прокариотам.

6) Бактерии размножаются при  помощи  спор.

7) Бактерии  ведут прикреплённый  образ жизни. 

8)Размножаются  бактерии простым  делением  клетки надвое.

За работу раздаю каждому учащемуся жетоны

  V Домашнее задание §11, стр. 65 Подумайте и ответьте, задание соотнеси.

 Творческое задание, решите задачу

Бактерии размножаются путем деления одной клетки на две. Решите задачу: подсчитайте сколько бактерий будет на ваших руках к концу учебного дня, с условие что в 8.00 на ваших руках была всего 1 бактерия.

Одна  бактерия  кишечной палочки  в  течение  суток  могла бы  дать  потомство,  общего

объёма  которого  хватило  бы для  постройки  пирамиды площадью  2  кв.м.  и  высотой  1 км.  Почему  этого  не происходит? Ответ обоснуйте. 

 VI Комментирование оценок.

Подсчитывается количество жетонов определенного цвета и выставляется соответствующая оценка

Рефлексия

Резервное время.

загадки

1. Хоть меня не видит глаз,

Заразить могу я вас.

И холерой, и ангиной,

Насморком и скарлатиной. (бактерии)

2. Без меня не сваришь сыра,

И не сделаешь кефира.

Простоквашу и творог,

Приготовить я помог.(бактерии)

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок биологии в 10 классе Разнообразие и жизнедеятельность бактерий»

Дата ____

урока: 13

Класс: 10

Учитель: Заболотняя Ю.В.

Тема: Разнообразие и жизнедеятельность бактерий.

Цель: Расширить представление учащихся о многообразии бактерий и их жизнидеятельности.

Задачи:

- изучить и рассмотреть многообразие бактерий. Познакомиться с жизнедеятельностью бактерий.

- развивать творческие и интеллектуальные способности учащихся; стимулировать познавательную активность ребят, развивать интерес к предмету, смекалку, эрудицию, умение быстро и четко формулировать и высказывать свои мысли, логически рассуждать.

- воспитывать умение работать индивидуально; воспитывать у учащихся трудолюбие, аккуратность и ответственность, чувство сопричастности общему делу, любовь и интерес к предмету.

Тип урока: Комбинированный

Ход урока

  1. Организационный момент

Здравствуйте, дорогие ребята! Я рада вас видеть на уроке. Сегодня мы продолжим изучение темы о бактериях.

Психологический настрой – повернулись, улыбнулись друг другу, я хочу раздать вам смайлики хорошего настроения на сегодняшний урок.


  1. Актуализация ЗУН.

Игра «Лото» по теме «Строение прокариотической клетки » Для проведения игры каждый участник получает карточку с терминами, написанные на игровых полях (карточки имеют порядковые номера, всего 3 варианта).

Сегодняшнюю работу на уроке я буду оценивать в форме цветных жетонов

желтый жетон - работа «спустя рукова»

зеленый жетон – хорошая работа.

Красный жетон – отличная работа.

В конце урока подсчитывается количество жетонов определенного цвета и выставляется оценка по количеству определенного цвета жетона соответствующая оценка.

Вариант 1.

Цианобактерии

Бактерии

мезосомы

Белка

Одноклеточное

ДНК


Вариант 2

Липоидов

Белка

ядра.

Капсулу

ДНК

Удвоению


Вариант 3.

Бактерии

Липоидов

Удвоению

Ядро

Цианобактерии

мезосомы


Для заполнения игрового поля ученикам раздаются разноцветные кружки (синие, зеленые, красные)

Задавая вопрос я называю какого цвета следует закрывать ответ на него. В случае правильного заполнения на игровом поле появится определенный цветной орнамент.


Задания игры

1. Желтый. Как вы думаете, какие живые организмы причастны к этим процессам, острое инфекционное заболевание с преимущественным поражением небных миндалин. (бактерии)

Комментарии: 1) ангина -

2. Синий. Каково строение тела бактерии :(одноклеточное)

3. красный. Бактерии относятся к прокариотам так как не имеют (ядра)

4. Желтый. Оболочка клетки бактерий может преобразоваться в(капсулу)

5. красный. Верхний слой цитоплазматической мембраны состоит из молекул (белка)

6. Синий. Нижний слой цитоплазматической мембраны состоит из молекул (липоидов)

7. Желтый. В прокариотической клетке вместо ядра находится. (ДНК)

8. красный . Фототрофная группа прокариотических бактерий. (цианобактерии).

9. Синий В прокариотических ДНК имеются гены, предрасположенные к (удвоению)

10. Желтый. У прокариот роль мембранных органелл выполняют. (мезосомы)


III Изучение новой темы

Откроите тетради запишите сегодняшнее число и тему урока.

Работа по презентации

Самостоятельно изучите презентацию и оставьте кластер выделяя главное.

  1. Разнообразие бактерий.

Среда обитания

Размеры





Разнообразие и жизнедеятельность бактерий








Форма






За работу раздаю каждому учащемуся жетоны.

  1. Размножение

Работа по учебнику.

Биологический диктант.

Вы должны отследить и проверить недостающие слова в тексте.

(на это даю 5 минут)

Бактерии размножаются______________ путем: ДНК в их клетке _________, клетка делится на _____. Фрагменты ДНК могут переноситься от бактерии в бактерии особыми вирусами ______. Это называется ____________. Процесс напоминающий оплодотворение называется _______. Иногда в бактерии присутствуют очень мелкие добавочные хромосомы- _________.

За все правильные – красный

За 5 – зеленый

За 4 желтый.

За работу раздаю каждому учащемуся жетоны








  1. «Это интересно». Стратегия «фишбоун».

Голова (вопрос-проблема) – Жизнедеятельность бактерий, туловище (термин – одна часть, определение термина – вторая часть рыбы), хвост – итог темы.








За работу раздаю каждому учащемуся жетоны.

IV Закрепление.

Выберите верные

утверждения

Закрепление пройденного материала я хочу провести в виде «да-нетки»



1) Бактерии – это одноклеточные и многоклеточные организмы.

2) Клетки бактерий не имеют оформленного ядра.

3) Бактерии освоили все среды обитания на земле.

4) Бактерии имеют разнообразную форму.

5) Бактерий относят к прокариотам.

6) Бактерии размножаются при помощи спор.

7) Бактерии ведут прикреплённый образ жизни.

8)Размножаются бактерии простым делением клетки надвое.

За работу раздаю каждому учащемуся жетоны


V Домашнее задание §11, стр. 65 Подумайте и ответьте, задание соотнеси.

Творческое задание, решите задачу



Бактерии размножаются путем деления одной клетки на две. Решите задачу: подсчитайте сколько бактерий будет на ваших руках к концу учебного дня, с условие что в 8.00 на ваших руках была всего 1 бактерия.

Одна бактерия кишечной палочки в течение суток могла бы дать потомство, общего

объёма которого хватило бы для постройки пирамиды площадью 2 кв.м. и высотой 1 км. Почему этого не происходит? Ответ обоснуйте.

VI Комментирование оценок.

Подсчитывается количество жетонов определенного цвета и выставляется соответствующая оценка

Рефлексия

Резервное время.

загадки

1. Хоть меня не видит глаз,

Заразить могу я вас.

И холерой, и ангиной,

Насморком и скарлатиной. (бактерии)

2. Без меня не сваришь сыра,

И не сделаешь кефира.

Простоквашу и творог,

Приготовить я помог.(бактерии)




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Биология

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 10 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Урок биологии в 10 классе Разнообразие и жизнедеятельность бактерий

Автор: Заболотняя Юлия Викторовна

Дата: 24.02.2017

Номер свидетельства: 395094

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(207) "Технологическая карта урока биологии в 5 классе. Тема: «Бактерии, их разнообразие, строение и жизнедеятельность»."
    ["seo_title"] => string(110) "tiekhnologhichieskaiakartaurokabiologhiiv5klassietiemabaktieriiikhraznoobraziiestroieniieizhizniedieiatielnost"
    ["file_id"] => string(6) "283723"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1453877803"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(132) "Урок биологии по теме^"Бактерии: строение и жизнедеятельность". 5-й класс "
    ["seo_title"] => string(79) "urok-biologhii-po-tiemie-baktierii-stroieniie-i-zhizniedieiatiel-nost-5-i-klass"
    ["file_id"] => string(6) "208961"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1430982314"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(71) "Рабочая  программа по биологии (6 класс)"
    ["seo_title"] => string(43) "rabochaia-proghramma-po-biologhii-6-klass-3"
    ["file_id"] => string(6) "254124"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1447697631"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(71) "Рабочая  программа по биологии (6 класс)"
    ["seo_title"] => string(43) "rabochaia-proghramma-po-biologhii-6-klass-4"
    ["file_id"] => string(6) "254125"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1447697640"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(154) "Открытый урок по биологии «Разнообразие бактерий по форме, питанию, дыханию» 7 класс"
    ["seo_title"] => string(76) "otkrytyiurokpobiologhiiraznoobraziiebaktieriipoformiepitaniiudykhaniiu7klass"
    ["file_id"] => string(6) "283764"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1453884631"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства