kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Открытый урок по биологии 10 класс. На тему: Прокариотическая клетка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели урока: 1. Расширить знания о строении прокариотической клетки.

 

2. Уметь описывать строение клетки и особенности жизнедеятельности прокариот.

3. Уметь сравнивать прокариотические  клетки с эукариотическими.

Изложение нового материала План: 1. Общее строение клетки 2.Химический состав клетки 3. Прокариотические клетки 4. Происхождение и среда обитания бактерии 5.Размеры и формы бактерии 6.Спорообразование,размножение,питание,обмен веществ

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Открытый урок по биологии 10 класс. На тему: Прокариотическая клетка»

Тема урока:  Строение прокариотической клетки. Особенности строения функций клеток бактерии.

Тема урока:

Строение прокариотической клетки. Особенности строения функций клеток бактерии.

Цели урока: 1. Расширить знания о строении прокариотической клетки. 2. Уметь описывать строение клетки и особенности жизнедеятельности прокариот. 3. Уметь сравнивать прокариотические клетки с эукариотическими .

Цели урока:

1. Расширить знания о строении прокариотической клетки.

2. Уметь описывать строение клетки и особенности жизнедеятельности прокариот.

3. Уметь сравнивать прокариотические клетки с эукариотическими .

Ход урока :  І. Организационный момент ІІ. Опрос Д/з. П 10 стр.37 Творческая работа учащихся. Реферат «Нуклейновые кислоты» ІІІ. Логическая атака Раздаточный материал

Ход урока :

І. Организационный момент

ІІ. Опрос Д/з. П 10 стр.37

Творческая работа учащихся.

Реферат «Нуклейновые кислоты»

ІІІ. Логическая атака

Раздаточный материал

Заполните таблицу: Состав клетки Строение Функции

Заполните таблицу:

Состав клетки

Строение

Функции

Изложение нового материала  План:  1. Общее строение клетки  2.Химический состав клетки  3. Прокариотические клетки  4. Происхождение и среда обитания бактерии  5.Размеры и формы бактерии  6.Спорообразование,размножение,питание,обмен веществ

Изложение нового материала План: 1. Общее строение клетки 2.Химический состав клетки 3. Прокариотические клетки 4. Происхождение и среда обитания бактерии 5.Размеры и формы бактерии 6.Спорообразование,размножение,питание,обмен веществ

Задание. Рассмотрите внимательно рисунки и объясните, что на них изображено. Что общего и в чем различие в изображенных клетках?

Задание. Рассмотрите внимательно рисунки и объясните, что на них изображено. Что общего и в чем различие в изображенных клетках?

1680 год   Описал с большой точностью, наблюдаемые под микроскопом микроорганизмы. Он назвал их

1680 год

Описал с большой точностью, наблюдаемые под микроскопом микроорганизмы.

Он назвал их "микроскопическими животными", однако не отмечал их клеточного строения .

(1632 - 1723)

Антони ван Левенгук

Рассмотрите внимательно рисунки и вспомните: какие различают формы бактерий? Размеры — от 1 до 15 мкм. Основные формы: 1) кокки (шаровидные), 2) бациллы (палочковидные), 3) вибрионы (изогнутые в виде запятой), 4) спириллы и спирохеты (спирально закрученные).

Рассмотрите внимательно рисунки и вспомните: какие различают формы бактерий?

Размеры — от 1 до 15 мкм. Основные формы:

1) кокки (шаровидные), 2) бациллы (палочковидные), 3) вибрионы (изогнутые в виде запятой), 4) спириллы и спирохеты (спирально закрученные).

Строение бактериальной клетки.  1 — цитоплазматическая мембрана; 2 — клеточная стенка; 3 — слизистая капсула; 4 — цитоплазма; 5 — хромосомная ДНК; 6 — рибосомы; 7 — мезосома; 8 — фотосинтетические мембраны; 9 — включения; 10 — жгутики; 11 — пили.

Строение бактериальной клетки.

1 — цитоплазматическая мембрана; 2 — клеточная стенка; 3 — слизистая капсула; 4 — цитоплазма; 5 — хромосомная ДНК; 6 — рибосомы; 7 — мезосома; 8 — фотосинтетические мембраны; 9 — включения; 10 — жгутики; 11 — пили.

Строение бактериальной клетки

Строение бактериальной клетки

  • Бактериальная клетка ограничена оболочкой.
  • Внутренний слой оболочки представлен цитоплазматической мембраной (1),
  • над которой находится клеточная стенка (2);
  • над клеточной стенкой у многих бактерий слизистая капсула (3).
  • Строение и функции цитоплазматической мембраны эукариотической и прокариотической клеток не отличаются.
  • Мембрана может образовывать складки, называемые мезосомами (7). Они могут иметь разную форму (мешковидные, трубчатые, пластинчатые и др.).
Особенности строения генетического материала бактерии.

Особенности строения генетического материала бактерии.

  • Генетический материал представлен кольцевыми молекулами ДНК. Эти ДНК можно условно разделить на «хромосомные» и плазмидные. «Хромосомная» ДНК (5) — одна, прикреплена к мембране, содержит несколько тысяч генов, в отличие от хромосомных ДНК эукариот она не линейная, не связана с белками.
  • Зона, в которой расположена эта ДНК, называется нуклеоидом .
  • Плазмиды — внехромосомные генетические элементы. Представляют собой небольшие кольцевые ДНК, не связаны с белками, не прикреплены к мембране, содержат небольшое число генов. Количество плазмид может быть различным.
Спорообразование

Спорообразование

  • Спорообразование у бактерий — способ переживания неблагоприятных условий. Споры формируются обычно по одной внутри «материнской клетки» и называются эндоспорами.
  • Споры обладают высокой устойчивостью к радиации, экстремальным температурам, высушиванию и другим факторам, вызывающим гибель вегетативных клеток.
Обмен веществ: По отношению к кислороду прокариоты делятся на 2 группы:

Обмен веществ:

По отношению к кислороду прокариоты делятся на 2 группы:

  • Анаэробные (не нуждающиеся в кислороде)
  • Аэробные (живущие в кислородной среде)
  • Некоторые бактерии могут жить как в кислородной так в кислородной среде.
По способам питания делятся на А) Автотрофы-получают энергию за счет фотосинтеза (цианобактерии), хемосинтеза (железобактерии,азотобактерии) В) Гетеротрофы-получают энегию за счет готовых органических веществ.Гетеротрофыв свою очередь подразделение на салтрофы Паразитные ,салотрофы,симбиозам.  Питание

По способам питания делятся на

А) Автотрофы-получают энергию за счет фотосинтеза (цианобактерии), хемосинтеза (железобактерии,азотобактерии)

В) Гетеротрофы-получают энегию за счет готовых органических веществ.Гетеротрофыв свою очередь подразделение на салтрофы

Паразитные ,салотрофы,симбиозам.

Питание

Роль в природе  а) Бактерии разрушают остатки органических веществ производят минерализацию. б) Бактерии-симбионты. (кишечная палочка) в) Азотфиксирующие бактерии способствуют усвоению почвенного азота корнями растении.

Роль в природе

а) Бактерии разрушают остатки органических веществ производят минерализацию.

б) Бактерии-симбионты.

(кишечная палочка)

в) Азотфиксирующие бактерии способствуют усвоению почвенного азота корнями растении.

Среда обитания бактерии

Среда обитания бактерии

Задание. Рассмотрите фото и ответьте на вопрос:  «Каково значение бактерий?»

Задание. Рассмотрите фото и ответьте на вопрос: «Каково значение бактерий?»

Назовите структурные элементы прокариотической клетки.

Назовите структурные элементы прокариотической клетки.

Составьте таблицу «Сравнение клеток прокариот и эукариот» «+» или «-» Признаки Прокариоты 1. Органоиды передвижения Эукариоты (растения) 2. Клеточная стенка Эукариоты 3. Ядро (животные) 4. Генетический материал. 5. Мембранные органоиды 6. Рибосомы 7.Пищеварительные вакуоли 8.Пластиды

Составьте таблицу «Сравнение клеток прокариот и эукариот» «+» или «-»

Признаки

Прокариоты

1. Органоиды передвижения

Эукариоты (растения)

2. Клеточная стенка

Эукариоты

3. Ядро

(животные)

4. Генетический материал.

5. Мембранные органоиды

6. Рибосомы

7.Пищеварительные вакуоли

8.Пластиды

Лабораторная работа №1 Строение эукариотических и прокариотических клеток. Цель: Удостовериться в многообразии клеток,их морфологических особенностей. Оборудование: микроскоп ,микропрепараты.

Лабораторная работа №1

Строение эукариотических и прокариотических клеток.

Цель: Удостовериться в многообразии клеток,их морфологических особенностей.

Оборудование: микроскоп ,микропрепараты.

Вывод Прокариоты — одноклеточные организмы, у которых отсутствуют структурно оформленное ядро, мембранные органоиды и митоз. По отношению к кислороду прокариоты бывают: аэробы и анаэробы. По типу питания прокариоты делятся на гетеротрофов и автотрофов. Неблагоприятные условия переживают с помощью спорообразования. Бактерии размножаются бесполым способом — делением «материнской клетки» надвое. Перед делением происходит репликация ДНК. Бактерии играют как полезную, так и вредную роль в жизни человека и других организмов.

Вывод

  • Прокариоты — одноклеточные организмы, у которых отсутствуют структурно оформленное ядро, мембранные органоиды и митоз.
  • По отношению к кислороду прокариоты бывают: аэробы и анаэробы.
  • По типу питания прокариоты делятся на гетеротрофов и автотрофов.
  • Неблагоприятные условия переживают с помощью спорообразования.
  • Бактерии размножаются бесполым способом — делением «материнской клетки» надвое. Перед делением происходит репликация ДНК.
  • Бактерии играют как полезную, так и вредную роль в жизни человека и других организмов.

Рефлексия Оцените урок по трех бальной системе оценки высокий уровень, средний уровень, низкий уровень      Что вам было наиболее интересно на уроке? Что было трудным для запоминания? Чтобы вы еще хотели узнать о бактериях? низкий средний высокий

Рефлексия

  • Оцените урок по трех бальной системе оценки высокий уровень, средний уровень, низкий уровень

  • Что вам было наиболее интересно на уроке?
  • Что было трудным для запоминания?
  • Чтобы вы еще хотели узнать о бактериях?

низкий средний высокий

Закрепление урока. Д/з: п.20 стр.75 Оценивание знаний учащихся

Закрепление урока.

Д/з: п.20 стр.75

Оценивание знаний учащихся


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Биология

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 10 класс

Скачать
Открытый урок по биологии 10 класс. На тему: Прокариотическая клетка

Автор: Имангалиева Асиля Темирбековна

Дата: 07.02.2016

Номер свидетельства: 289645

Похожие файлы

object(ArrayObject)#854 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(74) "Элективный курс Клетки и ткани 10-11 класс "
    ["seo_title"] => string(44) "eliektivnyi-kurs-klietki-i-tkani-10-11-klass"
    ["file_id"] => string(6) "132468"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1416337169"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства