kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Презентация к уроку по биологии в 9 классе "Прокариотическая клетка"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация используется на уроке по биолjгии в 9 классе при изучении новой темы "Прокариатическая клетка". В работе даны статистические данные, история изучения прокариотической клетки, особенности строения, питания, размножения, дыхания и её значения в жизни человека. Кроме того, в работе приведён тест для проверки усвоения учащимися новой темы, который проводится в конце урока.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Презентация к уроку по биологии в 9 классе "Прокариотическая клетка" »

Направление 1. Современный урок (занятие).  Номинация 1.3. Современный урок в основной школе. Урок биологии в 9 классе «Прокариотическая клетка»

Направление 1. Современный урок (занятие). Номинация 1.3. Современный урок в основной школе.

Урок биологии в 9 классе

«Прокариотическая клетка»

Тема урока:  «ПРОКАРИОТИЧЕСКАЯ КЛЕТКА».     Цель урока:   изучить особенности строения прокариотической клетки,  выявить роль бактерий в природе и жизни человека.   Задачи:  образовательная: рассмотреть особенности организации прокариот,  показать многообразие бактерий, их роль;  развивающая: формировать умения и навыки самостоятельной работы с учебником,  умение выделять главное, сравнивать, анализировать.

Тема урока: «ПРОКАРИОТИЧЕСКАЯ КЛЕТКА». Цель урока: изучить особенности строения прокариотической клетки, выявить роль бактерий в природе и жизни человека. Задачи: образовательная: рассмотреть особенности организации прокариот, показать многообразие бактерий, их роль; развивающая: формировать умения и навыки самостоятельной работы с учебником, умение выделять главное, сравнивать, анализировать.

Сколько чудес таят в себе эти крохотные создания.  (А.В. Левенгук) Прокариоты   Были единственной формой жизни на нашей планете в течении 3 миллиардов лет. За это время они сформировали атмосферу В породах, образованных 3,5 млрд лет назад обнаружены продукты их жизнедеятельности - строматолиты

Сколько чудес таят в себе эти крохотные создания. (А.В. Левенгук)

Прокариоты

Были единственной формой жизни на нашей планете в течении 3 миллиардов лет. За это время они сформировали атмосферу

В породах, образованных 3,5 млрд лет назад обнаружены продукты их жизнедеятельности - строматолиты

История открытия  Первым увидел в микроскоп бактерии голландский натуралист Антони ван Левенгук в 1676 г. и назвал их анималькули.  А в 1828 г. Хр. Эринберг ввел в употребление термин «бактерия». Антони ван Левенгук Микроскоп1676 года

История открытия

Первым увидел в микроскоп

бактерии голландский натуралист

Антони ван Левенгук в 1676 г. и

назвал их анималькули.

А в 1828 г. Хр. Эринберг ввел в употребление термин «бактерия».

Антони ван Левенгук

Микроскоп1676 года

Ученым известно около 2500 видов бактерий

Ученым известно около 2500 видов бактерий

  • Бактерии – это прокариотические одноклеточные организмы, основатели клеточной формы на Земле. Они появились 3,5 млрд. лет назад и их возраст соответствует возрасту жизни на Земле. Через 0,2 млрд. лет после появления бактерий от них отделились фотосинтетики – цианобактерии (сине-зеленые водоросли). Эукариоты, т.е. настоящие ядерные организмы, появились через 2 млрд. лет после появления бактерий, т.е. 1,5 млрд. лет назад.
  • Диаметр бактериологических клеток равен 1 мкм. В длину некоторые бактерии достигают 10-30 мкм.
  • Несмотря на крошечные размеры, общая масса бактерий превышает массу всех других организмов.
Сравните эукариотическую и прокариотическую клетки Эукариотическая клетка Прокариотическая клетка В чем вы видите отличия в строении этих клеток?

Сравните эукариотическую и прокариотическую клетки

Эукариотическая клетка

Прокариотическая клетка

В чем вы видите отличия в строении этих клеток?

Особенности строения прокариотической клетки  Снаружи - плотная оболочка. В цитоплазме находится очень много рибосом. Имеются включения, содержащие запасные питательные вещества. Носитель наследственного материала – ДНК или РНК часто замкнут в виде кольца и не образует оформленного ядра.

Особенности строения прокариотической клетки

Снаружи - плотная оболочка. В цитоплазме находится очень много рибосом. Имеются включения, содержащие запасные питательные вещества. Носитель наследственного материала – ДНК или РНК часто замкнут в виде кольца и не образует оформленного ядра.

Формы клеток у бактерий бывают самые разнообразные. Различают шарообразные – кокки, палочковидные – бациллы, изогнутые в виде запятой – вибрионы , спиралевидные – спириллы . Очень часто бактерии образуют скопления в виде длинных изогнутых цепочек, групп, пленок. Некоторые имеют один или несколько жгутиков . Среди бактерий есть подвижные и неподвижные формы. Большинство бактерий бесцветны, немногие окрашены в пурпурный или зеленый цвет.

Формы клеток у бактерий бывают самые разнообразные. Различают шарообразные – кокки, палочковидные – бациллы, изогнутые в виде запятой – вибрионы , спиралевидные – спириллы . Очень часто бактерии образуют скопления в виде длинных изогнутых цепочек, групп, пленок. Некоторые имеют один или несколько жгутиков . Среди бактерий есть подвижные и неподвижные формы. Большинство бактерий бесцветны, немногие окрашены в пурпурный или зеленый цвет.

Что такое спора прокариот?  При неблагоприятных условиях цитоплазма сжимается, отходит от материнской оболочки, округляется и образует на своей поверхности новую, более плотную оболочку.  Споры многих бактерий способны выдерживать 10 минут кипячения 100 градусов С.  Высушивание переносит в течении 100 лет.  И по некоторым данным сохраняются жизнеспособными в течении 1000 лет.

Что такое спора прокариот?

При неблагоприятных условиях цитоплазма сжимается, отходит от материнской оболочки, округляется и образует на своей поверхности новую, более плотную оболочку.

Споры многих бактерий способны выдерживать 10 минут кипячения 100 градусов С. Высушивание переносит в течении 100 лет. И по некоторым данным сохраняются жизнеспособными в течении 1000 лет.

Размножение  Бактерии размножаются лишь равновеликим бинарным поперечным делением.   При благоприятных условиях деление происходит каждые 20-30 минут.

Размножение

Бактерии размножаются лишь равновеликим бинарным поперечным делением.

При благоприятных условиях деление происходит каждые 20-30 минут.

По способу питания все бактерии можно разделить на две группы.  АВТОТРОФЫ Хемосинтетики железобактерии, серобактерии, нитрофицирующие Фотосинтетики зеленые, пурпурные, серобактерии ГЕТЕРОТРОФЫ Паразиты холерный вибрион С апрофиты бактерии гниения, бактерии брожения  Цианобактерия

По способу питания все бактерии можно разделить на две группы.

АВТОТРОФЫ

Хемосинтетики

железобактерии,

серобактерии,

нитрофицирующие

Фотосинтетики зеленые,

пурпурные,

серобактерии

ГЕТЕРОТРОФЫ

Паразиты

холерный вибрион

С апрофиты

бактерии гниения, бактерии брожения

Цианобактерия

Бактериальные колонии в чашке Петри Среда обитания Вода Воздух Почва Живые организмы Бактериальные клетки под микроскопом

Бактериальные колонии

в чашке Петри

Среда обитания

Вода

Воздух

Почва

Живые организмы

Бактериальные клетки

под микроскопом

Описание эксперимента 1. Приготовить стерильные чашки Петри. 2. Приготовить питательную среду. Вымыть клубень картофеля и очистить. Разрезать пополам и вымочить его 2-3 часа в 1% растворе пищевой соды. Затем картофель сварить, разрезать на ломтики и положить на фильтровальную бумагу в стерильные чашки Петри. 3. К одному ломтику дотронуться пальцем немытой руки. К другому ломтику пальцем руки вымытой без мыла. К третьему пальцем руки вымытой с мылом. Поставить в теплое место на 2-3 дня. Результат: через три дня наблюдали колонии бактерий в чашках Петри. Больше всего их находилось в чашке Петри под №1. Вывод: необходимо чаще мыть руки с мылом.

Описание эксперимента

1. Приготовить стерильные чашки Петри.

2. Приготовить питательную среду.

Вымыть клубень картофеля и очистить.

Разрезать пополам и вымочить его 2-3 часа

в 1% растворе пищевой соды.

Затем картофель сварить,

разрезать на ломтики и положить

на фильтровальную бумагу

в стерильные чашки Петри.

3. К одному ломтику дотронуться пальцем

немытой руки. К другому ломтику пальцем руки вымытой

без мыла. К третьему пальцем руки

вымытой с мылом. Поставить в теплое

место на 2-3 дня.

Результат: через три дня наблюдали колонии бактерий в чашках Петри. Больше всего их находилось в чашке Петри под №1.

Вывод:

необходимо чаще мыть руки с мылом.

Особенности дыхания По способу дыхания бактерии делятся на две группы: 1.  Аэробы  – для дыхания используют кислород.  2.  Анаэробы – для дыхания кислород не используют .

Особенности дыхания

По способу дыхания бактерии делятся на две группы:

1. Аэробы – для дыхания используют кислород.

2. Анаэробы – для дыхания кислород не используют .

Значение бактерий  Тысячелетиями человек использовал бактерии в повседневной жизни. Молочно - кислые бактерии для производства сыра, йогурта, кефира, сметаны, уксуса для квашения.  Занимаясь проблемами долгожительства И. И. Мечников в начале XX в. пришел к выводу, что одной из причин преждевременного старения является постоянное отравление организма продуктами распада пищи.  Молочно-кислые бактерии выделяют кислоту, которая подавляет жизнедеятельность гнилостных бактерий, а это прямой путь к долголетию.

Значение бактерий

Тысячелетиями человек использовал бактерии

в повседневной жизни. Молочно - кислые бактерии

для производства сыра, йогурта, кефира, сметаны,

уксуса для квашения.

Занимаясь проблемами долгожительства И. И. Мечников

в начале XX в. пришел к выводу, что одной из причин

преждевременного старения является постоянное отравление

организма продуктами распада пищи.

Молочно-кислые бактерии выделяют кислоту, которая подавляет жизнедеятельность гнилостных бактерий, а это прямой путь к долголетию.

Роль бактерий в природе  Бактерии важнейшее звено общего круговорота веществ в природе.  Бактерии разрушают сложные органические вещества отмерших растений и трупов животных. Сапрофитные бактерии гниения превращают их в перегной.  Почвенные бактерии превращают перегной в минеральные вещества так необходимые для развития растений.  Азотофиксирующие бактерии способны поглощать атмосферный азот и выделять азотистые соединения, которые используют растения

Роль бактерий в природе

Бактерии важнейшее звено общего круговорота веществ в природе.

Бактерии разрушают сложные органические вещества отмерших

растений и трупов животных. Сапрофитные бактерии гниения

превращают их в перегной.

Почвенные бактерии превращают перегной в минеральные вещества так необходимые для развития растений.

Азотофиксирующие бактерии способны поглощать атмосферный

азот и выделять азотистые соединения, которые используют растения

Патогенные бактерии  Многие бактерии вызывают болезни человека, животных и растений.  В 14 в. от эпидемии бубонной чумы скончалось 75 млн. человек.  Лепра, дифтерия, сифилис, холера, туберкулез, дизентерия и т.д. – возбудителями этих заболеваний являются бактерии.  Изображение чумы в средневековье

Патогенные бактерии

Многие бактерии вызывают болезни человека, животных и растений.

В 14 в. от эпидемии бубонной чумы

скончалось 75 млн. человек.

Лепра, дифтерия, сифилис, холера, туберкулез, дизентерия и т.д. – возбудителями этих заболеваний являются бактерии.

Изображение чумы

в средневековье

Выносим вердикт – бактерии жить, т.к. без нее многие процессы остановятся, нарушается экологическое равновесие. Ах, эта среда обитания! Все связанны между собой Обменом, цепями питания, Составом, структурой, судьбой… В чащобах, и в грядах, и в весях, Где дышит и движется жизнь, Да будет всегда равновесие! Его потревожить страшись! Беречь и родство, и соседство И дружество – прежде всего, И слушать веление сердца, И следовать зову его.

Выносим вердикт – бактерии жить,

т.к. без нее многие процессы остановятся,

нарушается экологическое равновесие.

Ах, эта среда обитания!

Все связанны между собой

Обменом, цепями питания,

Составом, структурой, судьбой…

В чащобах, и в грядах, и в весях,

Где дышит и движется жизнь,

Да будет всегда равновесие!

Его потревожить страшись!

Беречь и родство, и соседство

И дружество – прежде всего,

И слушать веление сердца,

И следовать зову его.

1. Споры бактерий отличаются от спор растений тем, что: А) покрыты защитной оболочкой; Б) служат для расселения; В) служат для размножения; Г) способны переждать неблагоприятные условия.  2. В клетках бактерий ДНК: А) линейная; Б) кольцевая; В) находится в ядре; Г) отсутствует.  3. Органоиды клеток, которые являются общими для всех живых организмов, независимо от их уровня организации: А) митохондрии; Б) комплекс Гольджи; В) рибосомы; Г) ЭПС.  4. Клетка, в которой нет оформленного ядра, принадлежит: А) бактерии; Б) грибу; В) растению; Г) животному.  5. Установите соответствие:  А. Прокариоты  1. Бактерии Б. Эукариоты  2. Цианобактерии (синезеленые водоросли)   3. Грибы 4. Растения 5. Животные  6. Укажите типичный для бактерий способ размножения.  7. Найдите соответствие:  Возбудители заболеваний:    Заболевания: 1. Бактерии  А. Сальмонеллёзы 2. Вирусы  Б. СПИД   В. Чума   Г. Грипп   Д. Холера

1. Споры бактерий отличаются от спор растений тем, что:

А) покрыты защитной оболочкой; Б) служат для расселения;

В) служат для размножения; Г) способны переждать неблагоприятные условия.

2. В клетках бактерий ДНК:

А) линейная; Б) кольцевая; В) находится в ядре; Г) отсутствует.

3. Органоиды клеток, которые являются общими для всех живых организмов, независимо от их уровня организации:

А) митохондрии; Б) комплекс Гольджи; В) рибосомы; Г) ЭПС.

4. Клетка, в которой нет оформленного ядра, принадлежит:

А) бактерии; Б) грибу; В) растению; Г) животному.

5. Установите соответствие:

А. Прокариоты 1. Бактерии

Б. Эукариоты 2. Цианобактерии (синезеленые водоросли)

3. Грибы 4. Растения 5. Животные

6. Укажите типичный для бактерий способ размножения.

7. Найдите соответствие:

Возбудители заболеваний: Заболевания:

1. Бактерии А. Сальмонеллёзы

2. Вирусы Б. СПИД

В. Чума

Г. Грипп

Д. Холера

Литература:   Андрес А.Г. Пособие для практических занятий по гистологии и эмбриологии.  Биология. 9 класс. Поурочные планы по учебнику С.Г.Мамонтова, В.Б.Захарова, Н.И.Сонина. Издательство «Учитель». Волгоград.  Каменский А.А. Биология. Введение в общую биологию и экологию.  Мамонтов С.Г.,Захаров В.Б., Агафонов И.Б. Биология. Общие закономерности. 9 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. Москва. Дрофа. 2011.

Литература:

Андрес А.Г. Пособие для практических занятий по гистологии и эмбриологии.

Биология. 9 класс. Поурочные планы по учебнику С.Г.Мамонтова, В.Б.Захарова, Н.И.Сонина. Издательство «Учитель». Волгоград.

Каменский А.А. Биология. Введение в общую биологию и экологию.

Мамонтов С.Г.,Захаров В.Б., Агафонов И.Б. Биология. Общие закономерности. 9 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. Москва. Дрофа. 2011.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Биология

Категория: Презентации

Целевая аудитория: 9 класс

Скачать
Презентация к уроку по биологии в 9 классе "Прокариотическая клетка"

Автор: Шеина Галина Аревна

Дата: 07.08.2014

Номер свидетельства: 111350

Похожие файлы

object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(124) "Урок биологии в 10 классе Разнообразие и жизнедеятельность бактерий"
    ["seo_title"] => string(75) "urok_biologhii_v_10_klassie_raznoobraziie_i_zhizniedieiatiel_nost_baktierii"
    ["file_id"] => string(6) "395094"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1487910849"
  }
}
object(ArrayObject)#886 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(165) "Разработка урока биологии в  10 классе на  Тему  «Строение клетки. Клеточная мембрана. Ядро»"
    ["seo_title"] => string(96) "razrabotka-uroka-biologhii-v-10-klassie-na-tiemu-stroieniie-klietki-klietochnaia-miembrana-iadro"
    ["file_id"] => string(6) "252181"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1447341343"
  }
}
object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(124) "Особенности строения и жизнедеятельности прокариотических клеток "
    ["seo_title"] => string(76) "osobiennosti-stroieniia-i-zhizniedieiatiel-nosti-prokariotichieskikh-klietok"
    ["file_id"] => string(6) "157647"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1421615440"
  }
}
object(ArrayObject)#886 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(81) "Краткосрочный план урока по биологии 9 класс"
    ["seo_title"] => string(45) "kratkosrochnyi_plan_uroka_po_biologii_9_klass"
    ["file_id"] => string(6) "536602"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1579517047"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства