Презентация к уроку по биологии в 9 классе "Прокариотическая клетка"
Презентация к уроку по биологии в 9 классе "Прокариотическая клетка"
Презентация используется на уроке по биолjгии в 9 классе при изучении новой темы "Прокариатическая клетка". В работе даны статистические данные, история изучения прокариотической клетки, особенности строения, питания, размножения, дыхания и её значения в жизни человека. Кроме того, в работе приведён тест для проверки усвоения учащимися новой темы, который проводится в конце урока.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Презентация к уроку по биологии в 9 классе "Прокариотическая клетка" »
Направление 1. Современный урок (занятие). Номинация 1.3. Современный урок в основной школе.
Урок биологии в 9 классе
«Прокариотическая клетка»
Тема урока:«ПРОКАРИОТИЧЕСКАЯ КЛЕТКА».Цель урока: изучить особенности строения прокариотической клетки, выявить роль бактерий в природе и жизни человека. Задачи:образовательная: рассмотреть особенности организации прокариот, показать многообразие бактерий, их роль; развивающая: формировать умения и навыки самостоятельной работы с учебником, умение выделять главное, сравнивать, анализировать.
Сколько чудес таят в себе эти крохотные создания.(А.В. Левенгук)
Прокариоты
Были единственной формой жизни на нашей планете в течении 3 миллиардов лет. За это время они сформировали атмосферу
В породах, образованных 3,5 млрд лет назад обнаружены продукты их жизнедеятельности -строматолиты
История открытия
Первым увидел в микроскоп
бактерии голландский натуралист
Антони ван Левенгук в 1676 г. и
назвал их анималькули.
А в 1828 г. Хр. Эринберг ввел в употребление термин «бактерия».
Антони ван Левенгук
Микроскоп1676 года
Ученым известно около 2500 видов бактерий
Бактерии – это прокариотические одноклеточные организмы, основатели клеточной формы на Земле. Они появились 3,5 млрд. лет назад и их возраст соответствует возрасту жизни на Земле. Через 0,2 млрд. лет после появления бактерий от них отделились фотосинтетики – цианобактерии (сине-зеленые водоросли). Эукариоты, т.е. настоящие ядерные организмы, появились через 2 млрд. лет после появления бактерий, т.е. 1,5 млрд. лет назад.
Диаметр бактериологических клеток равен 1 мкм. В длину некоторые бактерии достигают 10-30 мкм.
Несмотря на крошечные размеры, общая масса бактерий превышает массу всех других организмов.
Сравните эукариотическую и прокариотическую клетки
Эукариотическая клетка
Прокариотическая клетка
В чем вы видите отличия в строении этих клеток?
Особенности строения прокариотической клетки
Снаружи - плотная оболочка. В цитоплазме находится очень много рибосом. Имеются включения, содержащие запасные питательные вещества. Носитель наследственного материала – ДНК или РНК часто замкнут в виде кольца и не образует оформленного ядра.
Формы клеток у бактерий бывают самые разнообразные. Различают шарообразные – кокки, палочковидные – бациллы, изогнутые в виде запятой – вибрионы , спиралевидные – спириллы . Очень часто бактерии образуют скопления в виде длинных изогнутых цепочек, групп, пленок. Некоторые имеют один или несколько жгутиков . Среди бактерий есть подвижные и неподвижные формы. Большинство бактерий бесцветны, немногие окрашены в пурпурный или зеленый цвет.
Что такое спора прокариот?
При неблагоприятных условиях цитоплазма сжимается, отходит от материнской оболочки, округляется и образует на своей поверхности новую, более плотную оболочку.
Споры многих бактерий способны выдерживать 10 минут кипячения 100 градусов С. Высушивание переносит в течении 100 лет. И по некоторым данным сохраняются жизнеспособными в течении 1000 лет.
Размножение
Бактерии размножаются лишь равновеликим бинарным поперечнымделением.
При благоприятных условиях деление происходит каждые20-30 минут.
По способу питания все бактерии можно разделить на две группы.
АВТОТРОФЫ
Хемосинтетики
железобактерии,
серобактерии,
нитрофицирующие
Фотосинтетики зеленые,
пурпурные,
серобактерии
ГЕТЕРОТРОФЫ
Паразиты
холерный вибрион
С апрофиты
бактерии гниения, бактерии брожения
Цианобактерия
Бактериальные колонии
в чашке Петри
Среда обитания
Вода
Воздух
Почва
Живые организмы
Бактериальные клетки
под микроскопом
Описание эксперимента
1. Приготовить стерильные чашки Петри.
2. Приготовить питательную среду.
Вымыть клубень картофеля и очистить.
Разрезать пополам и вымочить его 2-3 часа
в 1% растворе пищевой соды.
Затем картофель сварить,
разрезать на ломтики и положить
на фильтровальную бумагу
в стерильные чашки Петри.
3. К одному ломтику дотронуться пальцем
немытой руки. К другому ломтику пальцем руки вымытой
без мыла. К третьему пальцем руки
вымытой с мылом. Поставить в теплое
место на 2-3 дня.
Результат: через три дня наблюдали колонии бактерий в чашках Петри. Больше всего их находилось в чашке Петри под №1.
Вывод:
необходимо чаще мыть руки с мылом.
Особенности дыхания
По способу дыхания бактерии делятся на две группы:
1.Аэробы – для дыхания используют кислород.
2. Анаэробы – для дыхания кислород не используют .
Значение бактерий
Тысячелетиями человек использовал бактерии
в повседневной жизни. Молочно - кислые бактерии
для производства сыра, йогурта, кефира, сметаны,
уксуса для квашения.
Занимаясь проблемами долгожительства И. И. Мечников
в начале XX в. пришел к выводу, что одной из причин
преждевременного старения является постоянное отравление
организма продуктами распада пищи.
Молочно-кислые бактерии выделяют кислоту, которая подавляет жизнедеятельность гнилостных бактерий, а это прямой путь к долголетию.
Роль бактерий в природе
Бактерии важнейшее звено общего круговорота веществ в природе.
Бактерии разрушают сложные органические вещества отмерших
растений и трупов животных. Сапрофитные бактерии гниения
превращают их в перегной.
Почвенные бактерии превращают перегной в минеральные вещества так необходимые для развития растений.
Азотофиксирующие бактерии способны поглощать атмосферный
азот и выделять азотистые соединения, которые используют растения
Патогенные бактерии
Многие бактерии вызывают болезни человека, животных и растений.
В 14 в. от эпидемии бубонной чумы
скончалось 75 млн. человек.
Лепра, дифтерия, сифилис, холера, туберкулез, дизентерия и т.д. – возбудителями этих заболеваний являются бактерии.
Изображение чумы
в средневековье
Выносим вердикт – бактерии жить,
т.к. без нее многие процессы остановятся,
нарушается экологическое равновесие.
Ах, эта среда обитания!
Все связанны между собой
Обменом, цепями питания,
Составом, структурой, судьбой…
В чащобах, и в грядах, и в весях,
Где дышит и движется жизнь,
Да будет всегда равновесие!
Его потревожить страшись!
Беречь и родство, и соседство
И дружество – прежде всего,
И слушать веление сердца,
И следовать зову его.
1. Споры бактерий отличаются от спор растений тем, что:
А) покрыты защитной оболочкой; Б) служат для расселения;
В) служат для размножения; Г) способны переждать неблагоприятные условия.
2. В клетках бактерий ДНК:
А) линейная; Б) кольцевая; В) находится в ядре; Г) отсутствует.
3. Органоиды клеток, которые являются общими для всех живых организмов, независимо от их уровня организации:
А) митохондрии; Б) комплекс Гольджи; В) рибосомы; Г) ЭПС.
4. Клетка, в которой нет оформленного ядра, принадлежит:
А) бактерии; Б) грибу; В) растению; Г) животному.
5. Установите соответствие:
А. Прокариоты 1. Бактерии
Б. Эукариоты 2. Цианобактерии (синезеленые водоросли)
3. Грибы 4. Растения 5. Животные
6. Укажите типичный для бактерий способ размножения.
7. Найдите соответствие:
Возбудители заболеваний:Заболевания:
1. Бактерии А. Сальмонеллёзы
2. Вирусы Б. СПИД
В. Чума
Г. Грипп
Д. Холера
Литература:
Андрес А.Г. Пособие для практических занятий по гистологии и эмбриологии.
Биология. 9 класс. Поурочные планы по учебнику С.Г.Мамонтова, В.Б.Захарова, Н.И.Сонина. Издательство «Учитель». Волгоград.
Каменский А.А. Биология. Введение в общую биологию и экологию.