- 
	Тема «Строение клетки. Клеточная мембрана. Ядро» Тема урока: Строение клетки. Клеточная мембрана. Ядро. Цельурока: познакомиться с органоидами клетки,их строением и функциями Задачи урока: Образовательная: 
- углубить знания о строении и функциях клеточной мембраны и ядра.
- сформировать представление об основных видах транспорта веществ, через мембрану.
- Раскрыть функции ядра в клетке в связи с особенностями его строения и химического состава.
- 
	Воспитательная: 
- Разъяснить обучающимся, что важнейший признак клетки – способность к размножению, передачи генетической информации следующему поколению.
- 
	Развивающая: 
- Развивать умение сравнивать, анализировать, делать выводы, развивать образное мышление.
- 
	Тип урока: Изучение нового материала. Средства обучения: презентация,,печатные таблицы «Строение растительной клетки», «Строение животной клетки», «Строение клетки бактерии», Ход урока 
- Оргмомент.
- Тема урока. Целеполагание. Задачи урока Деятельность учителя.
- 
	Актуализация знаний по теме: «Клеточная теория» Из курса 9 класса вам известно строение и функции органоидов клетки На протяжении нескольких уроков мы будем расширять знания о строении и функциях органоидов клетки. Цель нашего урока расширить знания о строении и функциях цитоплазматической мембраны и ядра клетки. Деятельность учащихся. Слушают, записывают цель в тетрадях. 
- Изучение и закрепление нового материала.
- 
	Деятельность учителя. Обращает внимание обучающихся на магнитную доску. (на магнитной доске вывешены таблички с терминами, к которым будем обращаться в течение урока.) Деятельность учащихся с таблицей в тетрадях: Строение и функции органоидов клетки Органоиды Строение органоидов (рисунок) Функции Рассмотрите таблицы: «Строение растительной клетки», «Строение животной клетки». Обратите внимание на слайды «Строение растительной и животной клетки» -, «Строение растительной клетки» - и «Строение животной клетки» - ( «Строение прокариотической клетки» - Выполните задание №1: Выявите структурные элементы, характерные как для растительной, так и для животной клетки. В таблице выполните это задание. - Какие структурные элементы общие для всех видов клеток? - Таким образом, несмотря на большое разнообразие клеток каждая из них имеет в своем строении цитоплазматическую мембрану и ядро. - Отметьте в задании №2 мембрану и ядро клетки. - Один ученый – биолог сказал, что после того как появилась мембрана…… из бульона выварившегося в морях, могли сформироваться первые живые организмы. На основании чего ученый пришел к такому утверждению?: проблемный вопрос-слушаем ответы учащихся Мембрана окружает цитоплазму, отделяя ее от внешней среды, а также выполняет еще ряд функций. Используя учебник на странице 55, заполните графу в таблице – функции наружной клеточной мембраны. - Теперь рассмотрим строение цитоплазматической мембраны. Внимательно слушайте меня и по ходу рассказа заполните графу в таблице – строение наружной клеточной мембраны. слайд – Строение клеточной мембраны – Толщина мембраны от 8 до 12 нм. Мембрана состоит из двух слоев липидов. Каждая молекула липида образована гидрофильной головкой и гидрофобным хвостом. Располагаются они плотно друг другу, при этом гидрофильной головкой наружу, а гидрофобным хвостом внутрь. В билипидном слое мембраны погружены многочисленные белки, некоторые находятся на поверхности (периферические), частично погружены (полупогруженные – полуинтегральные) и пронизывающие мембрану – интегральные, образующие каналы. В связи с белками могут находиться углеводы. - Давайте проверим, что записали? - Через мембрану регулярно поступают вещества и ионы в клетку. Транспорт через мембрану может проходить разными путями. Пассивный транспорт связан с явлением диффузии, т.е. перемещением веществ по градиенту концентрации, из области с более высокой концентрацией в область с более низкой. Выделяют несколько механизмов пассивного транспорта через мембрану. Простая диффузия – транспорт веществ непосредственно через билипидный слой. Таким образом транспортируются вещества хорошо растворимые в липидах (СО2, О2). К особому типу пассивного транспорта относят диффузию воды через мембрану – осмос. При осмосе перемещаются только молекулы воды. Некоторые ионы (Сl-) и заряженные молекулы пассивно диффузируют через мембрану благодаря белкам, формирующим поры. Активный транспорт – транспорт молекул через мембрану против градиента концентрации. Осуществляется при помощи белков – переносчиков с затратой энергии АТФ (Na+ - K+ насос). Из клетки перекачиваются ионы К+, а поступают ионы Na+. - Крупные молекулы биополимеров практически не транспортируются через мембрану, но клетка обладает механизмом переноса – эндоцитоз и экзоцитоз. Фагоцитоз и Пиноцитоз относятся к эндоцитозу, т.е. проходит поступление веществ в клетку в результате впячивания мембраны. Экзоцитоз обратный процесс эндоцитозу. Посмотрите, каким образом можно показать процессы эндоцитоза. (демонстрация флеш – ролика «Экзоцитоз» и «Пиноцитоз» из ЦОР). - Переходим к рассмотрению строения ядра клетки – схема ядра – раздаточный материал с рисунком. Ядро – важнейшая структура в клетках эукариотических организмов. Это связано с многообразием функций ядра. В таблицу запишите функции ядра.,прочитав в учебнике ответ на данный вопрос - заполните графу о строении ядра и ядрышка в таблице. Итак, ядро обычно имеет шаровидную форму и отделено от цитоплазмы оболочкой. Ядерная мембрана имеет такое же строение, как и плазматическая мембрана. Внутренняя мембрана гладкая, а наружная шероховатая и переходит в каналы ЭПС. В ней имеется множество пор, по которым из ядра в цитоплазму выходят молекулы и-РНК и т-РНК, а в ядро из цитоплазмы проникают ферменты, молекулы АТФ, ионы. Под ядерной оболочкой находится ядерный сок (кариоплазма), в которой содержатся ядрышки и хроматин. Ядрышки имеют вид округлых телец и состоит из белков, которые образованы петлями нитей ДНК участвующих в синтезе р-РНК. В ядре находится хроматин – это нити ДНК, связанные с белками. Перед делением клетки нити ДНК скручиваются с белками гистонами, и эта структура называется хромосома. А вот хромосома состоит из 4-х хроматид, которые связаны центромерой. - Набор хромосом, содержащийся, в клетке называется кариотипом. - Ответьте на вопрос? Почему число хромосом одинаково, а организмы по строению различны? - Кариотип неповторим для каждого вида живых организмов, хотя число хромосом будет одинаково, а вот строение будет различно. - Особенности кариотипа: 
- В кариотипе разных видов чаще всего четное число хромосом
- Парные хромосомы – гомологичные (одна хромосома от отцовского организма другая из материнского).
- 
	- Клетки, которые составляют ткани организма, имеют диплоидный набор хромосом - называются соматическими, т.е. по две хромосомы каждого вида одинаковые. Эти хромосомы называются гомологичными. А гаплоидный набор хромосом имеется только в половых клетках. 4. Закрепление изученного материала: В рубрике «Проверь себя» - Выполните тест 6. Домашнее задание: Изучить параграф 14, вопросы к параграфу, записи в тетради, таблица «Строение и функции органоидов клетки». 






 
                         
                         
                         
                         
                         
                         
                         
                         
         
	 
     
                                     
                                     
                                     
                                    