kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок биологии в 5 классе (ФГОС) на тему "Бактерии" с презентацией.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема урока: Бактерии.

Тип урока:

  • По ведущей дидактической цели:  урок изучения нового материала;

  • По способу организации деятельности: индивидуально-групповой;

  • По ведущему методу обучения: проблемно-поисковый.

  • Средства обучения:

  • Учебник Сонин Н. И. Биология. Введение в биологию. 5 класс. М.: Дрофа, 2012;

  • Рабочая тетрадь к учебнику;

  • ЦОР «Деление бактериальной клетки», «Спорообразование у бактерий».

  • Дополнительный текстовый материал;

  • Презентация «Бактерии»;

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Бактерии. УМК Сонина. План-конспект урока биологии в 5 классе. ФГОС 2 поколения»

Урок 12

Тема урока: Бактерии.

Цели:

Предметно-дидактическая: формирование представлений об отличительных признаках представителей царства Бактерии и их значении в природе и в жизни человека.

Деятельностная: создание условий для формирования у учащихся способности к открытию новых знаний через выполнение практических заданий, поиска решений проблемных вопросов.

Ожидаемые результаты:

Личностные:

  • Обучающиеся готовы к восприятию научной картины мира, к саморазвитию и самообразованию;

  • Ответственно относятся к выполнению учебных задач;

  • Демонстрируют коммуникативную компетентность, уважительное отношение к мнению другого человека.

Метапредметные:

  • Ставят учебную задачу под руководством учителя и работают в соответствии с ней;

  • Выдвигают простейшие гипотезы;

  • Выделяют главное, существенные признаки понятий; осуществляют сравнение, высказывают суждения, аргументируют их;

  • Работают с информацией и преобразуют её;

  • Находят причинно-следственные связи;

  • Оценивают свою работу и работу своих одноклассников.

Предметные:

  • Знают отличительные признаки бактериальной клетки, умеют находить бактерии на рисунках в сравнении с представителями других царств;

  • Имеют представление о распространении бактерий на Земле, особенностях их жизнедеятельности;

  • Называют примеры значения бактерий в природе и в жизни человека; меры профилактики бактериальных инфекций.

Тип урока:

  • По ведущей дидактической цели: урок изучения нового материала;

  • По способу организации деятельности: индивидуально-групповой;

  • По ведущему методу обучения: проблемно-поисковый.

Методы:

  • Основной: проблемно-поисковый (решение проблемных задач);

  • Дополнительные:

  • словесные (беседа, диалог);

  • наглядные (работа с рисунками, схемами);

  • практические (составление схем, поиск информации, работа с интерактивной системой голосования);

  • дедуктивные (анализ, применение знаний, обобщение).

Основные вопросы:

  • Места обитания и существенные признаки бактерий: строение клетки и жизненные формы;

  • Процессы жизнедеятельности: питание, размножение, образование спор;

  • Значение бактерий в природе и в жизни человека;

  • Меры профилактики бактериальных инфекций.

Средства обучения:

  • Учебник Сонин Н. И. Биология. Введение в биологию. 5 класс. М.: Дрофа, 2012;

  • Рабочая тетрадь к учебнику;

  • ЦОР «Деление бактериальной клетки», «Спорообразование у бактерий».

  • Дополнительный текстовый материал;

  • Презентация «Бактерии»;

  • Оценочный лист.

Оборудование: мультимедийный проектор, экран, компьютер, интерактивная система голосования.


Ход урока


I.Организационный момент


II. Актуализация опорных знаний урока, проверка домашней работы

  1. Тест «Разнообразие живого» (по вариантам), с. 41-43

  2. Фронтальная беседа.

- Что изучает наука систематика? (Многообразие и классификацию живых организмов)

- Почему возникла необходимость в классификации и систематизации живых организмов? ( Чтобы изучить живую природу.)

- Что такое вид? ( Вид совокупность особей, сходных по признакам, обитающих на определенной территории и дающих плодовитое потомство.)

- Назовите ученого, который ввел бинарную систему названий (Карл Линней)

- На основе каких критериев растения и животные распределяются по систематическим категориям? (Родство, сходство строения.)

- Какие царства различают в живой природе? (Бактерии, грибы, растения, животные.)

- По каким критериям можно разделить живые организмы разных царств живой природы? ( По размерам – бактерии; по типу питания – грибы и животные; по способности к движению – грибы и растения; по строению)

- Назовите представителей царства животных.

- Назовите представителей царства растений.

- По каким свойствам растения отличаются от животных? ( Неподвижность, нет рефлексов, неограниченно растут в течение всей своей жизни, могут самостоятельно создавать питательные вещества).

- В чем заключается многообразие живых организмов? ( 4 царства, много отрядов, классов, видов.)

- Какие увеличительные приборы вы знаете? (Лупа, микроскоп)


III. Мотивация к изучению нового материала. Формулирование темы и цели урока.

На уроках биологии мы будем знако­миться с различными группами организ­мов.

Среди многообразия живых организмов есть такие, которые мы не видим невооруженным глазом. Эти организмы можно изучить, используя увеличительные приборы, а именно микроскоп.

Слайд 1. Эти живые организмы появились и распространились на Земле раньше дру­гих. Они были открыты в 1676 г. Антони Ван Левенгуком. Он увидел их при помощи оптического микроскопа и отнес их к группе микроскопических организмов. Они участвуют в круговороте веществ на планете, благодаря их работе преобразуются химические вещества. Человек использует их в своих целях: получает кисломолочные продукты, квашеную капусту, витамины, некоторые лекарственные препараты. Также эти организмы могут играть и отрицательную роль в природе и жизни человека: они являются возбудителями различных заболеваний. Они встречаются в почве, в воздухе, в воде, обитают и в телах других организ­мов, найдены в гейзерах, солёных озёрах, таких, как Мёртвое море, в Антарктиде и в Арктике, могут жить даже в реакторах атомных станций. Я думаю, что вы уже догадались, о каких организмах идет речь .

- Кто озвучит тему урока?

- Изучение царств природы мы начнем с изучения бактерий. О них сегодня и пойдет наш разговор.

Слайд 2. Что бы вы хотели узнать на уроке? На какие вопросы получить от­веты?


IV. Усвоение новых знаний и способов действий.

Работа по учебнику. Записи в рабочей тетради.

- Слово «бактерия» произошло от греческого «бактерион», что означает палочка. Палочковидные бактерии называются «бациллы», шаровидные одиночные – «кокки». Если шаровидные бактерии объединены по 2, такие бактерии называют «диплококки». А вот стафилококки имеют форму гроздьев винограда. Существуют также изогнутые, спиралевидные и другие формы бактерий. Более подробно различные формы бактерий вы сможете изучить в старших классах.

- Снаружи клетки бактерий покрыты оболочкой, или капсулой, защищающей клетку от внешних воздействий. Также на внешней оболочке клеток имеются ворсинки или жгутики, с помощью которых бактерии передвигаются. Бактерии – очень активные организмы, они много двигаются и питаются. Некоторые бактерии способны сами создавать питательные вещества, но всё-таки большинство из них питаются готовыми веществами: за счет других организмов, как паразиты, телами других организмов или их мертвыми останками. Размножение бактерий происходит путем обычного деления; когда одна материнская клетка делится надвое и образует две новые дочерние клетки. Среднее время деления бактерии – 20 минут. В благоприятных условиях бактерии размножаются быстро. А при наступлении неблагоприятных условий превращаются в цисту. Цисте бактерия может пережить и высокие температуры, и очень низкие, а также отсутствие влаги. Если вновь наступают условия, необходимые для жизнедеятельности бактерии, оболочка цисты разрывается, и бактерия продолжает свою жизнедеятельность. А жизнедеятельность бактерий может происходить везде: в воздухе, почве, воде, на живых организмах и даже внутри их тел. Бактерии, обитающие в почвенном слое, перерабатывают остатки живых организмов, превращая их в минеральные вещества, участвуют в образовании перегноя. Но в природе существуют и патогенные бактерии, которые вызывают различные заболевания, например, туберкулез, брюшной тиф, чуму, холеру. Все эти заболевания уносят большое количество жизней людей. Контроль над холерой и чумой человек взял в свои руки. Задача биологии и медицины – разработка вакцин или методов лечения и профилактики заболеваний, вызываемых бактериями.

- Какие методы профилактики заболеваний, вызываемых бактериями, мы можем соблюдать? ( делать прививки, мыть руки, соблюдать гигиену, правильно обрабатывать пищу, принимать витамины и мн.др).

-Для того, чтобы правильно осуществлять профилактику заболеваний, которые могут быть вызваны бактериями, необходимо соблюдать основные правила гигиены: тщательно мыть руки перед едой – после улицы или работы, проветривать помещения, не есть испорченные продукты или с истекшим сроком годности: там могут быть патогенные бактерии, наносящие вред здоровью.

- Как вы думаете, а какую положительную роль играют бактерии в природе и жизнедеятельности человека? (Отв. Детей)

Прочитайте об этом в учебнике на с. 62, 2-й- 3-й абзац)

Бактерии существовали на нашей пла­нете уже несколько миллиардов лет назад, но люди узнали о них сравни­тельно недавно. Почему?

Слайд 3. Какие организмы, из изобра­жённых на слайде, нельзя отнести к бак­териям? Почему?

Слайд 4. На экране вы видите два ор­ганизма. Являются ли они бактериями? Почему? Вы можете работать индивиду­ально или в парах.

Учебник § 11, с. 60.

Итак, мы смогли отличить бактерию от другого одноклеточного организма. Выполните задание 64, с. 34 рабочей тетради.

По­работаем со схемой бактериальной клетки в рабочей тетради (задание № 65, с. 34).

Кто хочет показать основные части клетки бактерии на рисунке?

Слайд 5. Формы бактериальных кле­ток разнообразны.

Какой процесс лежит в основе увели­чения численности бактерий? Как, на ваш взгляд, могут размножаться бактерии?

Выполните в рабочей тетради задание № 67, с. 34

Слайд 6. В группах проанализируйте информацию слайда и сделайте предпо­ложение о питании бактерий.

Что происходит с бактериями в небла­гоприятных условиях? Обсудите вопрос в группе, выскажите предположение.

Можно ли на Земле обойтись без бак­терий?

V. Первичное закрепление изученного материала

Обобщающая беседа.

- Почему ученые считают, что бактерии являются первыми живыми организмами на Земле? (Они имеют простое строение, не имеют ядра, могут переживать неблагоприятные условия среды).

- Благодаря каким особенностям строения бактерии могут переносить неблагоприятные условия жизни? ( твердая оболочка, циста)

- Где могут обитать бактерии? ( в воде, воздухе, почве, живых организмах)

- В чем особенности строения бактерий? ( снаружи покрыты оболочкой, не имеют ядра, имеют органы передвижения, такие как жгутики или реснички)

- Какова положительная роль бактерий в природе и жизни человека? ( Почвенные бактерии участвуют в образовании перегноя, почвы. В результате жизнедеятельности бактерий образовались залежи руд, запасы природного газа. Участвуют в разрушении мертвых тканей растений и животных).

- В чем заключается отрицательная роль бактерий? ( Болезнетворные бактерии вызывают заболевания человека и животных.

Слайды 8 – 15.

Сформулируйте вывод о значении бак­терий в природе и в жизни человека.

VI. Подведение итогов

- Что нового вы узнали на уроке?

- Какие затруднения у вас возникли в процессе работы на уроке?

Сегодня мы познакомились с царством Бактерии. А теперь возьмем бланки тестов и ответим на не­сколько вопросов о бактериях.

Проверим ответы. Кто правильно ответил на все 5 вопросов?

Вернёмся к целям, поставленным в начале урока. Удалось ли их достичь? Довольны ли работой на уроке?

. Домашнее задание: § 11, вопросы на с. 63 (у), задания р. т. № 63, 68 – 72, не менее 3-х по выбору.



Приложение к плану-конспекту открытого урока биологии в 5 классе по теме «Бактерии»

Дополнительная информация для работы в группах

По результатам жизнедеятельности бактерий выделяют несколько групп.

Бактерии гниения разлагают органические вещества отмерших растений и животных, выде­ления живых организмов и другие органические отходы, превращают их в перегной, участвуя, таким образом, в образовании почвы. Бактерии гниения – своеобразные санитары нашей планеты.

Следующая группа – почвенные бактерии. Они перерабатывают перегной до минеральных веществ, которые снова могут поглощаться растениями из почвы.

Есть бактерии, которые способны усваивать азот из воздуха и переводить его в состояние, пригодное для дальнейшего использования растениями. Можно сказать, что эти бактерии произво­дят натуральные азотные удобрения. Они поселяются на корнях бобовых растений, таких как горох, фасоль, клевер, люцерна, образуя на них клубеньки, и поэтому получили название клубеньковые бактерии.

Под действием молочнокислых бактерий молоко превращается в простоквашу, сливки в сметану. Они же участвуют в сквашивании капусты.

Есть бактерии, живущие в кишечнике человека (от 300 до 1000 видов). Учёные считают, что их общая масса может достигать 1 кг, а численность их клеток в 10 раз превышает численность клеток человеческого тела. Они играют важную роль в пищеварении, синтезируют витамины, необходимые человеку, вытесняют патогенные вредные бактерии. Можно сказать, что микрофлора человека является дополнительным «органом», участвующим в переваривании пищи и защите организма от инфекций.

Деятельность бактерий можно оценить не только положительно. Много неприятностей приносят нам бактерии, деятельность которых приводит к порче продуктов питания (бактерии гниения). Это они вынуждают нас хранить продукты в холодильнике. Чтобы продукты не портились, их солят, сушат, засахаривают, маринуют, консервируют, то есть создают для бактерий неблагоприятные условия.

Целлюлозоразрушающие бактерии портят книги в книгохранилищах, чем наносят непоправимый урон, например, когда под их действием страницы старинных рукописей рассыпаются.

Некоторые виды бактерий (патогенные) поселяются в организмах растений, животных, человека, отравляют их продуктами своей жизнедеятельности, то есть вызывают болезнь. Например, у человека бактериальными являются такие заболевания, как ангина, туберкулёз, дизентерия, дифтерия, холера, тиф, чума и многие другие.

Чтобы избежать бактериальной инфекции, нужно соблюдать определённые правила: правильно хранить и приготавливать продукты питания, мыть овощи, фрукты, не пить сырую воду, следить за чистотой своего тела и жилища, вовремя делать профилактические прививки. Бактерии погибают при воздействии высоких температур, прямого солнечного света, воздействии дезинфицирующих средств, например хлорки.


















Вопросы для интерактивного тестирования по теме «Бактерии»

А1. Бактерии – это организмы:

  1. только одноклеточные;

  2. только многоклеточные;

  3. и одноклеточные, и многоклеточные.

А2. В клетке бактерий есть:

  1. оболочка, цитоплазма, ядро;

  2. цитоплазма, ядро, нуклеиновая кислота;

  3. оболочка, цитоплазма, нуклеиновая кислота.

А3. Бактерии:

  1. питаются готовыми питательными веществами;

  2. сами способны создавать питательные вещества;

  3. верно 1 и 2.

А4. Определите правильное высказывание.

  1. Бактерии размножаются спорами.

  2. Споры помогают бактериям переживать неблагоприятные условия и распространяться.

  3. Споры бактерий быстро погибают в неблагоприятных условиях.

А5. Определите правильное высказывание.

  1. Все бактерии приносят вред другим живым организмам.

  2. Целлюлозоразрушающие бактерии приносят пользу человеку.

  3. Человек использует бактерий для создания некоторых продуктов питания.

























Просмотр содержимого презентации
«Бактерии»

Антони Ван Левенгук

Антони Ван Левенгук

Бактерии Урок биологии в 5 классе

Бактерии

Урок биологии в 5 классе

2 Узнай бактерию! Бактерии – одноклеточные организмы 3 1

2

Узнай бактерию!

Бактерии – одноклеточные организмы

3

1

Узнай бактерию! 1 В клетках бактерий нет ядра 2

Узнай бактерию!

1

В клетках бактерий нет ядра

2

Питание бактерий Питаются готовыми питательными веществами Сами создают питательные вещества

Питание бактерий

Питаются готовыми питательными веществами

Сами создают питательные вещества

  • Цианобактерии (сине-зелёные водоросли) зависимы от света
  • Молочнокислые бактерии
  • Болезнетворные бактерии
  • Бактерии гниения
Домашнее задание

Домашнее задание

  • § 11, вопросы с. 63 (у)
  • Задания № 63, 68 – 72 р. т. (не менее 3-х по выбору)


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Биология

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Урок биологии в 5 классе (ФГОС) на тему "Бактерии" с презентацией.

Автор: Петрова Ирина Викторовна

Дата: 18.02.2015

Номер свидетельства: 175437

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(122) "Методическая разработка к уроку биологии "Свойства живого" 5 класс "
    ["seo_title"] => string(71) "mietodichieskaia-razrabotka-k-uroku-biologhii-svoistva-zhivogho-5-klass"
    ["file_id"] => string(6) "117567"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1412841280"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(122) "Технологическая карта урока "Бактерии в природе и промышленности" "
    ["seo_title"] => string(73) "tiekhnologhichieskaia-karta-uroka-baktierii-v-prirodie-i-promyshliennosti"
    ["file_id"] => string(6) "119390"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1413396083"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(84) "Конспект урока на тему "Как питаются паразиты""
    ["seo_title"] => string(48) "konspiekt_uroka_na_tiemu_kak_pitaiutsia_parazity"
    ["file_id"] => string(6) "383124"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1485242873"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(154) "Разработки уроков в рамках ФГОС по темам: Царства растения, царства бактерии. 5 класс"
    ["seo_title"] => string(80) "razrabotki_urokov_v_ramkakh_fgos_po_tiemam_tsarstva_rastieniia_tsarstva_baktieri"
    ["file_id"] => string(6) "361224"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1479750106"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(120) "Конспект открытого урока по биологии в5 классе (ФГОС) на тему "Мхи" "
    ["seo_title"] => string(69) "konspiekt-otkrytogho-uroka-po-biologhii-v5-klassie-fgos-na-tiemu-mkhi"
    ["file_id"] => string(6) "199219"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1428536889"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства