Урок 12
Тема урока: Бактерии.
Цели:
Предметно-дидактическая: формирование представлений об отличительных признаках представителей царства Бактерии и их значении в природе и в жизни человека.
Деятельностная: создание условий для формирования у учащихся способности к открытию новых знаний через выполнение практических заданий, поиска решений проблемных вопросов.
Ожидаемые результаты:
Личностные:
Обучающиеся готовы к восприятию научной картины мира, к саморазвитию и самообразованию;
Ответственно относятся к выполнению учебных задач;
Демонстрируют коммуникативную компетентность, уважительное отношение к мнению другого человека.
Метапредметные:
Ставят учебную задачу под руководством учителя и работают в соответствии с ней;
Выдвигают простейшие гипотезы;
Выделяют главное, существенные признаки понятий; осуществляют сравнение, высказывают суждения, аргументируют их;
Работают с информацией и преобразуют её;
Находят причинно-следственные связи;
Оценивают свою работу и работу своих одноклассников.
Предметные:
Знают отличительные признаки бактериальной клетки, умеют находить бактерии на рисунках в сравнении с представителями других царств;
Имеют представление о распространении бактерий на Земле, особенностях их жизнедеятельности;
Называют примеры значения бактерий в природе и в жизни человека; меры профилактики бактериальных инфекций.
Тип урока:
По ведущей дидактической цели: урок изучения нового материала;
По способу организации деятельности: индивидуально-групповой;
По ведущему методу обучения: проблемно-поисковый.
Методы:
словесные (беседа, диалог);
наглядные (работа с рисунками, схемами);
практические (составление схем, поиск информации, работа с интерактивной системой голосования);
дедуктивные (анализ, применение знаний, обобщение).
Основные вопросы:
Места обитания и существенные признаки бактерий: строение клетки и жизненные формы;
Процессы жизнедеятельности: питание, размножение, образование спор;
Значение бактерий в природе и в жизни человека;
Меры профилактики бактериальных инфекций.
Средства обучения:
Учебник Сонин Н. И. Биология. Введение в биологию. 5 класс. М.: Дрофа, 2012;
Рабочая тетрадь к учебнику;
ЦОР «Деление бактериальной клетки», «Спорообразование у бактерий».
Дополнительный текстовый материал;
Презентация «Бактерии»;
Оценочный лист.
Оборудование: мультимедийный проектор, экран, компьютер, интерактивная система голосования.
Ход урока
I.Организационный момент
II. Актуализация опорных знаний урока, проверка домашней работы
Тест «Разнообразие живого» (по вариантам), с. 41-43
Фронтальная беседа.
- Что изучает наука систематика? (Многообразие и классификацию живых организмов)
- Почему возникла необходимость в классификации и систематизации живых организмов? ( Чтобы изучить живую природу.)
- Что такое вид? ( Вид совокупность особей, сходных по признакам, обитающих на определенной территории и дающих плодовитое потомство.)
- Назовите ученого, который ввел бинарную систему названий (Карл Линней)
- На основе каких критериев растения и животные распределяются по систематическим категориям? (Родство, сходство строения.)
- Какие царства различают в живой природе? (Бактерии, грибы, растения, животные.)
- По каким критериям можно разделить живые организмы разных царств живой природы? ( По размерам – бактерии; по типу питания – грибы и животные; по способности к движению – грибы и растения; по строению)
- Назовите представителей царства животных.
- Назовите представителей царства растений.
- По каким свойствам растения отличаются от животных? ( Неподвижность, нет рефлексов, неограниченно растут в течение всей своей жизни, могут самостоятельно создавать питательные вещества).
- В чем заключается многообразие живых организмов? ( 4 царства, много отрядов, классов, видов.)
- Какие увеличительные приборы вы знаете? (Лупа, микроскоп)
III. Мотивация к изучению нового материала. Формулирование темы и цели урока.
На уроках биологии мы будем знакомиться с различными группами организмов.
Среди многообразия живых организмов есть такие, которые мы не видим невооруженным глазом. Эти организмы можно изучить, используя увеличительные приборы, а именно микроскоп.
Слайд 1. Эти живые организмы появились и распространились на Земле раньше других. Они были открыты в 1676 г. Антони Ван Левенгуком. Он увидел их при помощи оптического микроскопа и отнес их к группе микроскопических организмов. Они участвуют в круговороте веществ на планете, благодаря их работе преобразуются химические вещества. Человек использует их в своих целях: получает кисломолочные продукты, квашеную капусту, витамины, некоторые лекарственные препараты. Также эти организмы могут играть и отрицательную роль в природе и жизни человека: они являются возбудителями различных заболеваний. Они встречаются в почве, в воздухе, в воде, обитают и в телах других организмов, найдены в гейзерах, солёных озёрах, таких, как Мёртвое море, в Антарктиде и в Арктике, могут жить даже в реакторах атомных станций. Я думаю, что вы уже догадались, о каких организмах идет речь .
- Кто озвучит тему урока?
- Изучение царств природы мы начнем с изучения бактерий. О них сегодня и пойдет наш разговор.
Слайд 2. Что бы вы хотели узнать на уроке? На какие вопросы получить ответы?
IV. Усвоение новых знаний и способов действий.
Работа по учебнику. Записи в рабочей тетради.
- Слово «бактерия» произошло от греческого «бактерион», что означает палочка. Палочковидные бактерии называются «бациллы», шаровидные одиночные – «кокки». Если шаровидные бактерии объединены по 2, такие бактерии называют «диплококки». А вот стафилококки имеют форму гроздьев винограда. Существуют также изогнутые, спиралевидные и другие формы бактерий. Более подробно различные формы бактерий вы сможете изучить в старших классах.
- Снаружи клетки бактерий покрыты оболочкой, или капсулой, защищающей клетку от внешних воздействий. Также на внешней оболочке клеток имеются ворсинки или жгутики, с помощью которых бактерии передвигаются. Бактерии – очень активные организмы, они много двигаются и питаются. Некоторые бактерии способны сами создавать питательные вещества, но всё-таки большинство из них питаются готовыми веществами: за счет других организмов, как паразиты, телами других организмов или их мертвыми останками. Размножение бактерий происходит путем обычного деления; когда одна материнская клетка делится надвое и образует две новые дочерние клетки. Среднее время деления бактерии – 20 минут. В благоприятных условиях бактерии размножаются быстро. А при наступлении неблагоприятных условий превращаются в цисту. Цисте бактерия может пережить и высокие температуры, и очень низкие, а также отсутствие влаги. Если вновь наступают условия, необходимые для жизнедеятельности бактерии, оболочка цисты разрывается, и бактерия продолжает свою жизнедеятельность. А жизнедеятельность бактерий может происходить везде: в воздухе, почве, воде, на живых организмах и даже внутри их тел. Бактерии, обитающие в почвенном слое, перерабатывают остатки живых организмов, превращая их в минеральные вещества, участвуют в образовании перегноя. Но в природе существуют и патогенные бактерии, которые вызывают различные заболевания, например, туберкулез, брюшной тиф, чуму, холеру. Все эти заболевания уносят большое количество жизней людей. Контроль над холерой и чумой человек взял в свои руки. Задача биологии и медицины – разработка вакцин или методов лечения и профилактики заболеваний, вызываемых бактериями.
- Какие методы профилактики заболеваний, вызываемых бактериями, мы можем соблюдать? ( делать прививки, мыть руки, соблюдать гигиену, правильно обрабатывать пищу, принимать витамины и мн.др).
-Для того, чтобы правильно осуществлять профилактику заболеваний, которые могут быть вызваны бактериями, необходимо соблюдать основные правила гигиены: тщательно мыть руки перед едой – после улицы или работы, проветривать помещения, не есть испорченные продукты или с истекшим сроком годности: там могут быть патогенные бактерии, наносящие вред здоровью.
- Как вы думаете, а какую положительную роль играют бактерии в природе и жизнедеятельности человека? (Отв. Детей)
Прочитайте об этом в учебнике на с. 62, 2-й- 3-й абзац)
Бактерии существовали на нашей планете уже несколько миллиардов лет назад, но люди узнали о них сравнительно недавно. Почему?
Слайд 3. Какие организмы, из изображённых на слайде, нельзя отнести к бактериям? Почему?
Слайд 4. На экране вы видите два организма. Являются ли они бактериями? Почему? Вы можете работать индивидуально или в парах.
Учебник § 11, с. 60.
Итак, мы смогли отличить бактерию от другого одноклеточного организма. Выполните задание 64, с. 34 рабочей тетради.
Поработаем со схемой бактериальной клетки в рабочей тетради (задание № 65, с. 34).
Кто хочет показать основные части клетки бактерии на рисунке?
Слайд 5. Формы бактериальных клеток разнообразны.
Какой процесс лежит в основе увеличения численности бактерий? Как, на ваш взгляд, могут размножаться бактерии?
Выполните в рабочей тетради задание № 67, с. 34
Слайд 6. В группах проанализируйте информацию слайда и сделайте предположение о питании бактерий.
Что происходит с бактериями в неблагоприятных условиях? Обсудите вопрос в группе, выскажите предположение.
Можно ли на Земле обойтись без бактерий?
V. Первичное закрепление изученного материала
Обобщающая беседа.
- Почему ученые считают, что бактерии являются первыми живыми организмами на Земле? (Они имеют простое строение, не имеют ядра, могут переживать неблагоприятные условия среды).
- Благодаря каким особенностям строения бактерии могут переносить неблагоприятные условия жизни? ( твердая оболочка, циста)
- Где могут обитать бактерии? ( в воде, воздухе, почве, живых организмах)
- В чем особенности строения бактерий? ( снаружи покрыты оболочкой, не имеют ядра, имеют органы передвижения, такие как жгутики или реснички)
- Какова положительная роль бактерий в природе и жизни человека? ( Почвенные бактерии участвуют в образовании перегноя, почвы. В результате жизнедеятельности бактерий образовались залежи руд, запасы природного газа. Участвуют в разрушении мертвых тканей растений и животных).
- В чем заключается отрицательная роль бактерий? ( Болезнетворные бактерии вызывают заболевания человека и животных.
Слайды 8 – 15.
Сформулируйте вывод о значении бактерий в природе и в жизни человека.
VI. Подведение итогов
- Что нового вы узнали на уроке?
- Какие затруднения у вас возникли в процессе работы на уроке?
Сегодня мы познакомились с царством Бактерии. А теперь возьмем бланки тестов и ответим на несколько вопросов о бактериях.
Проверим ответы. Кто правильно ответил на все 5 вопросов?
Вернёмся к целям, поставленным в начале урока. Удалось ли их достичь? Довольны ли работой на уроке?
. Домашнее задание: § 11, вопросы на с. 63 (у), задания р. т. № 63, 68 – 72, не менее 3-х по выбору.
Приложение к плану-конспекту открытого урока биологии в 5 классе по теме «Бактерии»
Дополнительная информация для работы в группах
По результатам жизнедеятельности бактерий выделяют несколько групп.
Бактерии гниения разлагают органические вещества отмерших растений и животных, выделения живых организмов и другие органические отходы, превращают их в перегной, участвуя, таким образом, в образовании почвы. Бактерии гниения – своеобразные санитары нашей планеты.
Следующая группа – почвенные бактерии. Они перерабатывают перегной до минеральных веществ, которые снова могут поглощаться растениями из почвы.
Есть бактерии, которые способны усваивать азот из воздуха и переводить его в состояние, пригодное для дальнейшего использования растениями. Можно сказать, что эти бактерии производят натуральные азотные удобрения. Они поселяются на корнях бобовых растений, таких как горох, фасоль, клевер, люцерна, образуя на них клубеньки, и поэтому получили название клубеньковые бактерии.
Под действием молочнокислых бактерий молоко превращается в простоквашу, сливки в сметану. Они же участвуют в сквашивании капусты.
Есть бактерии, живущие в кишечнике человека (от 300 до 1000 видов). Учёные считают, что их общая масса может достигать 1 кг, а численность их клеток в 10 раз превышает численность клеток человеческого тела. Они играют важную роль в пищеварении, синтезируют витамины, необходимые человеку, вытесняют патогенные вредные бактерии. Можно сказать, что микрофлора человека является дополнительным «органом», участвующим в переваривании пищи и защите организма от инфекций.
Деятельность бактерий можно оценить не только положительно. Много неприятностей приносят нам бактерии, деятельность которых приводит к порче продуктов питания (бактерии гниения). Это они вынуждают нас хранить продукты в холодильнике. Чтобы продукты не портились, их солят, сушат, засахаривают, маринуют, консервируют, то есть создают для бактерий неблагоприятные условия.
Целлюлозоразрушающие бактерии портят книги в книгохранилищах, чем наносят непоправимый урон, например, когда под их действием страницы старинных рукописей рассыпаются.
Некоторые виды бактерий (патогенные) поселяются в организмах растений, животных, человека, отравляют их продуктами своей жизнедеятельности, то есть вызывают болезнь. Например, у человека бактериальными являются такие заболевания, как ангина, туберкулёз, дизентерия, дифтерия, холера, тиф, чума и многие другие.
Чтобы избежать бактериальной инфекции, нужно соблюдать определённые правила: правильно хранить и приготавливать продукты питания, мыть овощи, фрукты, не пить сырую воду, следить за чистотой своего тела и жилища, вовремя делать профилактические прививки. Бактерии погибают при воздействии высоких температур, прямого солнечного света, воздействии дезинфицирующих средств, например хлорки.
Вопросы для интерактивного тестирования по теме «Бактерии»
А1. Бактерии – это организмы:
только одноклеточные;
только многоклеточные;
и одноклеточные, и многоклеточные.
А2. В клетке бактерий есть:
оболочка, цитоплазма, ядро;
цитоплазма, ядро, нуклеиновая кислота;
оболочка, цитоплазма, нуклеиновая кислота.
А3. Бактерии:
питаются готовыми питательными веществами;
сами способны создавать питательные вещества;
верно 1 и 2.
А4. Определите правильное высказывание.
Бактерии размножаются спорами.
Споры помогают бактериям переживать неблагоприятные условия и распространяться.
Споры бактерий быстро погибают в неблагоприятных условиях.
А5. Определите правильное высказывание.
Все бактерии приносят вред другим живым организмам.
Целлюлозоразрушающие бактерии приносят пользу человеку.
Человек использует бактерий для создания некоторых продуктов питания.