Научатся - выделять существенные особенности представителей царства Растения. Знание основных систематических единиц царства Растения; – формировать умение определять основные части растительной клетки; – формировать умение объяснять строение и жизнедеятельность растений; – формировать умение понимать смысл биологических терминов: хлорофилл, хлоропласты, фотосинтез, водоросли, мхи, папоротники, голосеменные, покрытосеменные | Познавательные УУД: формировать - умение выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, давать определения понятиям, работать с различными источниками информации, преобразовывать ее из одной формы в другую, готовить сообщения и презентации, представлять результаты работы классу. Регулятивные УУД: формировать -умение самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности (формулировка вопроса урока). -умение организовать выполнение заданий учителя. Развитие навыков самооценки и самоанализа. Коммуникативные УУД: формировать умение строить эффективное взаимодействие с одноклассниками | Формировать -потребность в справедливом оценивании своей работы и работы одноклассников. Эстетическое восприятие природы. Осознание важности растений в природе и жизни человека. |
2. Проверка домашнего задания 8-10 мин 3. Формирование у обучающихся положительной мотивации 2-3- мин | Деятельность учителя Задает вопросы учащимся, раздает карточки (5человек) Какие живые существа мы называем грибами? Какое значение имеют грибы в природе и жизни человека? Какие грибы полезны человеку? Что такое симбиоз, приведите пример? За правильные, полные ответы учитель дает жетончик. Выдвигает проблему. Итак, домашнее задание мы проверили. Оценки за карточки я скажу на следующем уроке. Кто активно будет работать на уроке. Получает жетончик и в конце урока мы их посчитаем и выставим оценки. А теперь попробуем разгадать тему сегодняшнего нашего урока. Ответьте на вопрос: «Что окружает нас в жизни и одновременно живет с нами?» Хорошо, еще подсказка: « Воздух обогащают кислородом, поглощают углекислый газ…» | Деятельность учащихся Учащиеся, получившие карточки, выполняют письменно предложенные задания. Остальные учащиеся устно отвечают на вопросы учителя
Личностные УУД: Умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам. Регулятивные УУД: Умение организовать выполнение заданий учителя. Коммуникативные УУД: умение воспринимать информацию на слух, отвечать на вопросы учителя.
Рассуждения детей. Регулятивные УУД: Умение самостоятельно обнаруживать и формировать учебную проблему. Формировать тему урока. Коммуникативные УУД: умение воспринимать информацию на слух, отвечать на вопросы учителя. |
4. Формулировка цели урока и постановка учебных задач (целеполагание) 8 мин. | Проводит актуализацию знаний. – Расскажите мне, что вы уже знаете о растениях, отличиях клеток растений и что нам пригодится из имеющихся знаний при дальнейшем изучении. Учитель фиксирует на доске понятия, названные ребятами, комментирует их связь с данной темой. (Слайд 1) -Посмотрите внимательно на экран, что вы видите? -Как вы думаете, о чём мы сегодня будем говорить? -Все ли растения одинаковые? Чем они различаются? А как называется наука, изучающая растения? -Всё это разнообразие образует царство растений. А раз царство, значит оно огромное, чтобы не заблудиться в этом царстве учёные-ботаники поделили царство растений на несколько групп. Вот сегодня на уроке мы определим эти группы, соотнесём растения по группам (отделам). Помогает сформулировать тему и цели урока (Что такое растение?) Записывает тему урока на доске | Идет обсуждение детей. Ученики отвечают на вопросы Растения. О растениях. Идет обсуждение детей Ботаника-наука о растениях, которая входит в один из разделов биологии. Выдвигают гипотезу, какова тема, цель урока Вступают в диалог с учителем. Записывают тему урока на рабочий лист Регулятивные УУД: сформировать умение самостоятельно определять цель учебной деятельности. |
6. Решение учебных задач, «открытие нового знания» (в ходе изучение новой темы) 15 мин Физминутка. 1 мин | 1.Актуализирует знаний о признаках растений. Давайте представим, что на нашу планету прилетели инопланетяне и ничего не знают о признаках растений, давайте им поможем. Прочитайте тексты, которые находятся у Вас на столах признаки характерные для растений. Заполним схему на рабочем листе. Итак, что же это за признаки? Самый главный признак? (- Организовывает по поиску и обработке информации. - Стимулирует активное участие всех детей в поисковой деятельности. - Формулирует обобщенные вопросы. - Предоставляет ресурсы для организации самостоятельной работы. - Создает условия для сотрудничества - работы в парах, группах. - Организует индивидуальную коррекционную работу по устранению ошибок. - Открытие осуществляется в несколько шагов, каждый из которых завершается выводом по проблеме и первичным закреплением.) Так, молодцы! Итак, давайте объединимся в группы и будем дальше искать ответы на вопросы. Чтобы объяснить инопланетянам: почему же растения так разнообразны? (деление царства растений на группы, отделы). Как Вы думаете, на основании чего растения будут определенны в ту или иную группу? Представьте себя учёными ботаниками. Вот Вам растения (рис. тополь, яблоня, ель, сосна, кедр, клевер, сирень, пихта, мох, папоротник). Разделите их на группы. Соотнесите названия и признаки растений по плану, используя рисунки.
Итак, что же мы расскажем, нашим инопланетянам (идет сопровождение слайдов) (На слайде водоросли) Что это за группа растений? Водоросли - жители воды, некоторые из них так малы, что их можно рассмотреть только под микроскопом. В наших водоемах вы наверно видели тоненькие зелёные нити (в быту называем тина) –спирогира. Другие, например, морская капуста - длинные бурые ленты, обитатели моря. ( Следующий слайд. На слайде мхи) А это, что за группа растений? (Слайд. Папоротники.)
(Слайд. Хвойные- ель, сосна, кедр). Ребята, а почему такое интересное название, Голосеменные, хвойные?
(Слайд. Цветковые - тополь, яблоня, клевер, сирень) Все вы узнали эти растения, а кто может назвать органы цветкового растения? ( Слайд органы цветкового растения).
Давайте встанем, выпрямим спинки и представим, то мы с Вами красивые, стройные деревца. А у деревьев есть красивые веточки, они тянутся к солнышку. Подул ветер, и облетели с веточек листочки. | - Работают с разными источниками информации (текст, учебник, картинки, специальные рабочие листы, объяснение учителя, схемы) *Растения состоят из клеток. которые имеют плотную оболочку (целлюлоза, клетчатка), цитоплазму, ядро. (рисунок растительная клетка); * Наличие в клетках зеленого пигмента хлорофилла, который находится хлоропластах. * Фотосинтез - ( «фотон»- свет, «синтез»- образование) Вода, по стеблям поднимаясь, Идёт к зелёному листу И с СО2соединяясь Даёт нам сахар на свету. -это образование органических веществ (сахар, крахмал) из неорганических на свету. (схема фотосинтез); * Растения растут всю жизнь (картинка: тополь после того как его обрезали и через год); * Неподвижный образ жизни, совершают незначительные движения под действием солнца (картинка: цветок подсолнуха поворачивается к солнышку);
-Выполняют работу составляя рассказ по плану: особенности строения, местообитание, значение. . 1 группа – водоросли (живут в воде, нет корней нет стеблей, нет листьев, нет цветов); 2 группа – мхи (живут во влажных местах, есть стебель, листья, нет корней, нет цветов); 3 группа – папоротники (есть корень, стебель, листья, нет цветов); 4 группа – голосемянные (есть корни, есть одеревенелый стебель, листья в виде хвоинок, нет цветов); 5 группа - цветковые растения (есть корни, стебли, листья, цветы, плоды, семена) Работа в малых группах. Взаимообучение. Заполняют рабочий лист.
Ответы дают участники из другой группы, группа 1 водоросли, дополняет.
Ответы дают участники из другой группы, группа 2 мхи, дополняет. Ответы дают участники из другой группы, группа 3 папоротники, дополняет. Ответы дают участники из другой группы, группа 4 голосеменные, дополняет. Ответы дают участники из другой группы, группа 5 цветковые, дополняет. Коммуникативные УУД: Работают в парах, малых группах над решением учебной задачи. Фиксируют на бумаге, доске свое «открытие». Проводят презентацию результатов работы группы, фиксируют итоги работы других групп, задают вопросы. Оценивают правильность своих выводов, решений. Осуществляют самопроверку, самооценку полученных результатов. Составляют план действий –алгоритм и выполняют учебные действия. Познавательные УУД: Формируют умение анализировать, сравнивать и обобщать факты и явления. Выполняют упражнения. |