kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Разработки уроков в рамках ФГОС по темам: Царства растения, царства бактерии. 5 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Технологические карты, презентации, рабочии листы, карточки по темам: Царства бактерии. Царства растения.                                                                                                                                              Типы уроков: открытие и закрепления новых знаний.

УМК  «Ракурс» издательства «Русское слово» к учебнику  А.А. Плешакова, Э.Л. Введенского Биология. Введение в биологию.5 класс.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Документ Microsoft Word»

Приложение.


*Растения состоят из клеток, которые имеют плотную оболочку

( целлюлоза, клетчатка), цитоплазму, ядро, вакуоли.

*В клетках находятся зелёные пластиды-  хлоропласты, в них зелёный пигмент хлорофилл, поэтому возможен фотосинтез. Благодаря хлоропластам большинство растений имеет зелёный цвет. Фотосинтез - ( «фотон»- свет, «синтез»- образование) - то образование органических веществ (сахар, крахмал) из неорганических на свету.

Вода, по стеблям поднимаясь, Идёт к зелёному листу И с СО2 соединяясь Даёт нам сахар на свету.


*Растения растут всю жизнь.


*Растения ведут неподвижный образ жизни, совершают незначительные движения под действием солнца.




Разделите на группы.

Тополь, яблоня, ель, сосна, кедр, клевер, сирень, пихта, мох сфагнум, папоротник, водоросль ламинария (морская капуста).



Определите отделы растений по плану (см. рабочий лист)

- живут в воде, нет корней нет стеблей, нет листьев, нет цветов.

- есть корень, стебель, листья, нет цветов

- есть корни, есть одеревенелый стебель, листья в виде хвоинок, нет цветов

- есть корни, стебли, листья, цветы, плоды, семена

- живут во влажных местах, есть стебель, листья, нет корней, нет цветов



Просмотр содержимого документа
«Приложение 1»

Приложение 1.


Рабочий лист.

Ф.И.______________________________________________________________

Класс_____________________________________________________________

Тема урока ________________________________________________________

Цель урока________________________________________________________

Задачи____________________________________________________________ __________________________________________________________________

__________________________________________________________________

Бактериальная клетка состоит: __________________________________ В отличии от клеток растений и животных, бактерии не имеют_________


Формы бактерий:

1) мелкие клетки округлой формы_____________________________________

2) клетки в виде палочек_____________________________________________

3) клетки в форме запятой____________________________________________

4) бактерии в виде спиралей__________________________________________


3. Поверь себя. Выберите номера правильных ответов. Поставьте «+», где правильное суждение.

1) Бактерии не имеют ядра.

2) Палочковидные бактерии называют кокки. 3) Многие бактерии подвижны.

4) Бактерий нельзя встретить на теле человека.

5) Бактерии приносят только вред

Меня оценил товарищ (за тест) « »





Выберите начало высказывания и продолжите его.

Мне было интересно… Мне было трудно…

Сегодня я узнал… Я научился...

У меня настроение…

Оценка, которую, я заслужил на уроке « »






Приложение 2.


1 группа

1. Выберите командира группы, который будет выступать с результатами работы.

2. Прочитайте текст учебника стр. 28 и текст с дополнительной информацией. Какую роль играют бактерии гниения и разложения. Приведите примеры:

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________


3. Оцените участие каждого из группы:

Фамилия, имя

Оценка

1.Командир:


2.


3.


4.





2 группа

1. Выберите командира группы, который будет выступать с результатами работы.

2. Прочитайте текст учебника стр. 28 и текст с дополнительной информацией. Какую роль играют почвенные бактерии и клубеньковые бактерии. Приведите примеры:______________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________



3. Оцените участие каждого из группы:

Фамилия, имя

Оценка

1.Командир:


2.


3.


4.





3 группа

1. Выберите командира группы, который будет выступать с результатами работы.

2. Прочитайте текст учебника стр. 28 и текст с дополнительной информацией. Какую роль играют молочнокислые бактерии. Приведите примеры:_________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________



3. Оцените участие каждого из группы:

Фамилия, имя

Оценка

1.Командир:


2.


3.


4.






4 группа

1. Выберите командира группы, который будет выступать с результатами работы.

2. Прочитайте текст учебника стр. 28 и текст с дополнительной информацией. Какую роль играют болезнетворные бактерии. Приведите примеры:_________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________



3. Оцените участие каждого из группы:

Фамилия, имя

Оценка

1.Командир:


2.


3.


4.







Дополнительная информация.

Роль бактерий в природе и жизни человека

Бактерии разложения и гниения. Бактерии — важнейшее звено общего круговорота веществ в природе. Растения создают сложные органические вещества из углекислого газа, воды и минеральных солей почвы. Эти вещества возвращаются в почву с отмершими грибами, растениями и трупами животных. Бактерии разлагают сложные вещества на простые, которые снова используют растения. Бактерии разрушают сложные органические вещества отмерших растений и трупов животных, выделения живых организмов и разные отбросы. Питаясь этими органическими веществами, бактерии гниения превращают их в перегной. Они — своеобразные санитары нашей планеты.


Почвенные бактерии. В 1 см3 поверхностного слоя лесной почвы содержатся сотни миллионов почвенных бактерий. Эти бактерии превращают перегной в различные минеральные вещества, которые могут быть поглощены из почвы корнями растений. Оказывается, несмотря на огромное количество азота в атмосфере (78%) растения, так нуждающиеся в этом химическом элементе, не могут его усвоить. В этом им могут способствовать бактерии, поселяющиеся в корнях бобовых растений, способствуя повышению урожая. Между бобовым растением и клубеньковыми бактериями существует тесная связь, полезная как одному, так и другому организму.

Роль бактерий в хозяйственной деятельности человека. Молочнокислые бактерии. В пищевой промышленности используют молочнокислые бактерии. Питаясь сахаром, содержащимся в молоке, они образуют молочную кислоту. Под её действием молоко превращается в простоквашу, а сливки — в сметану. Квашение овощей, силосование кормов тоже происходит с помощью молочнокислых бактерий. Образовавшаяся молочная кислота предохраняет овощи и корма от порчи. Некоторые бактерии делают продукты непригодными для питания. Поскольку бактерии не могут жить без воды и погибают в растворах соли и сахара, продукты сушат, солят, маринуют, засахаривают, консервируют. При консервировании плотно закрытые банки нагревают. При этом погибают не только бактерии, но и их споры. Поэтому консервы сохраняются долгое время.

Болезнетворные бактерии. Некоторые виды бактерий-паразитов проникают в организм человека и поселяются там, вызывая заболевания. В теле человека болезнетворные бактерии питаются, быстро размножаются и отравляют организм продуктами своей жизнедеятельности. Бактерии вызывают тиф, холеру, дифтерию, столбняк, туберкулёз, ангину, менингит, сибирскую язву, бруцеллёз и другие болезни.Человек может заразиться при общении с больным через мельчайшие капельки слюны при разговоре, кашле и чихании, другими — при употреблении пищи или воды, в которую попали болезнетворные бактерии. Антисанитарные условия, грязь, большая скученность людей, несоблюдение правил личной гигиены создают благоприятные условия для быстрого размножения и распространения болезнетворных бактерий. Это может вызвать эпидемию, то есть массовое заболевание людей. У животных бактерии вызывают такие болезни, как сап, сибирская язва, бруцеллёз. Этими болезнями может заразиться и человек, поэтому, например, в районах, где скот болеет бруцеллёзом, нельзя употреблять в пищу сырое молоко. Поражают бактерии и растения, вызывая пятнистость листьев, увядание, гниение стеблей и т. д.


Просмотр содержимого документа
«Рабочий лист»

Рабочий лист.

Ф.И.________________________________________________________________

Класс_______________________________________________________________

Тема урока __________________________________________________________

Цель урока___________________________________________________________ Задачи:______________________________________________________________ ____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

1. Признаки растений: 1.___________________________________________________________________

____________________________________________________________________

2.___________________________________________________________________

____________________________________________________________________

3._______________________________________________________________________________________________________________________________________

4._______________________________________________________________________________________________________________________________________

5.______________________________________________________________________________________________________________________________________

2. Группы растений (отделы)

Опишите группу растений по плану:

1) местообитание,

2) особенности строения, 3) значение

1 группа – водоросли




2 группа – мхи




3 группа – папоротники




4 группа – голосеменные (хвойные)




5 группа - цветковые растения (покрытосеменные)







3. Поверь себя:

выберите номера правильных ответов

1) растения бывают только одноклеточными; 2) растения питаются готовыми органическими веществами; 3) представители царства растений ведут подвижный образ жизни; 4) у растений в клетках присутствует хлорофилл; 5)шишки образуются у голосеменных растений; 6)папоротники и мхи обильно цветут и любят сырые места обитания; 7) основные обитатели тайги – это цветковые растения.


Меня оценил товарищ (тест) « »



Оценка, которую, я заслужил на уроке « »

Просмотр содержимого документа
«схема урока ФГОС»

Технологическая карта урока

Ф.И.О. учителя: Авилова Анна Александровна
Предмет -
биология
Класс - 5
Автор
УМК «Ракурс» издательства «Русское слово» к учебнику А.А. Плешакова, Э.Л. Введенского

«Биология. Введение в биологию. 5 класс».

Тема урока – Живые царства. Растения. Тип урока – открытие и закрепления новых знаний.

Ресурсы: учебник, проектор, рисунки, фотографии, схемы, рабочий лист.

Цель урока: Формирование представлений о растениях как представителях отдельного царства живой природы

План урока:

1. Проверка домашнего задания.

2. Мотивация, целеполагание.

3. Решение учебных задач.

4. Рефлексия. Самооценка.

Основные понятия: Растения. Хлорофилл. Органы растений: корни, стебли, листья, цветки, плоды и семена. Отделы: Водоросли, Мхи, Папоротники, Голосеменные, Цветковые (Покрытосеменные).


Планируемые образовательные результаты

Предметные

Метапредметные

Личностные

Научатся

- выделять существенные особенности представителей царства Растения. Знание основных систематических единиц царства Растения;


– формировать умение определять основные части растительной клетки;

– формировать умение объяснять строение и жизнедеятельность растений;

– формировать умение понимать смысл биологических терминов: хлорофилл, хлоропласты, фотосинтез, водоросли, мхи, папоротники, голосеменные, покрытосеменные



Познавательные УУД: формировать

- умение выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, давать определения понятиям, работать с различными источниками информации, преобразовывать ее из одной формы в другую, готовить сообщения и презентации, представлять результаты работы классу.

Регулятивные УУД:

формировать

-умение самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности (формулировка вопроса урока).

-умение организовать выполнение заданий учителя. Развитие навыков самооценки и самоанализа.

Коммуникативные УУД: формировать умение строить эффективное взаимодействие с одноклассниками

Формировать

-потребность в справедливом оценивании своей работы и работы одноклассников. Эстетическое восприятие природы.

Осознание важности растений в природе и жизни человека.

Этап урока, время

ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА


1. Орг. момент

1мин


Приветствие, положительный настрой на работу и сотрудничество.

Здравствуйте, ребята!

Мы сегодня снова будем наблюдать, делать выводы и рассуждать.

А чтобы наш урок прошел благополучно, давайте с Вами улыбнемся друг - другу!

И начнем его с проверки домашнего задания.

2. Проверка домашнего задания


8-10 мин



















3. Формирование у обучающихся положительной мотивации

2-3- мин



Деятельность учителя


Задает вопросы учащимся, раздает карточки (5человек)

Какие живые существа мы называем грибами?

Какое значение имеют грибы в природе и жизни человека?

Какие грибы полезны человеку?

Что такое симбиоз, приведите пример?

За правильные, полные ответы учитель дает жетончик.



Выдвигает проблему.

Итак, домашнее задание мы проверили. Оценки за карточки я скажу на следующем уроке. Кто активно будет работать на уроке. Получает жетончик и в конце урока мы их посчитаем и выставим оценки. А теперь попробуем разгадать тему сегодняшнего нашего урока. Ответьте на вопрос: «Что окружает нас в жизни и одновременно живет с нами?»

Хорошо, еще подсказка: « Воздух обогащают кислородом, поглощают углекислый газ…»

Деятельность учащихся


Учащиеся, получившие карточки, выполняют письменно предложенные задания.

Остальные учащиеся устно отвечают на вопросы учителя



Личностные УУД: Умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам. Регулятивные УУД: Умение организовать выполнение заданий учителя. Коммуникативные УУД: умение воспринимать информацию на слух, отвечать на вопросы учителя.







Рассуждения детей.





Регулятивные УУД: Умение самостоятельно обнаруживать и формировать учебную проблему. Формировать тему урока. Коммуникативные УУД: умение воспринимать информацию на слух, отвечать на вопросы учителя.

4. Формулировка цели урока и постановка учебных задач

(целеполагание)


8 мин.

Проводит актуализацию знаний.


– Расскажите мне, что вы уже знаете о растениях, отличиях клеток растений и что нам пригодится из имеющихся знаний при дальнейшем изучении.

Учитель фиксирует на доске понятия, названные ребятами, комментирует их связь с данной темой.

(Слайд 1) -Посмотрите внимательно на экран, что вы видите?

-Как вы думаете, о чём мы сегодня будем говорить?

-Все ли растения одинаковые? Чем они различаются?

А как называется наука, изучающая растения?

-Всё это разнообразие образует царство растений. А раз царство, значит оно огромное, чтобы не заблудиться в этом царстве учёные-ботаники поделили царство растений на несколько групп. Вот сегодня на уроке мы определим эти группы, соотнесём растения по группам (отделам).

Помогает сформулировать тему и цели урока

(Что такое растение?)

Записывает тему урока на доске







Идет обсуждение детей.

Ученики отвечают на вопросы











Растения.



О растениях.



Идет обсуждение детей





Ботаника-наука о растениях, которая входит в один из разделов биологии.







Выдвигают гипотезу, какова тема, цель урока


Вступают в диалог с учителем.





Записывают тему урока на рабочий лист





Регулятивные УУД: сформировать умение самостоятельно определять цель учебной деятельности.

5. Планирование

3 мин

Прочитайте поговорку: «Растения - зелёная одежда Земли » ( на доске)

Выясним, какой признак объединяет все растения в одно царство?

Учитель показывает коллекцию растений, подводя учеников к тому, что все растения зелёные, следовательно, в них находиться, то, что их окрашивает.


А какие органы есть у растений?

А можно ли прожить без растений?

Помогает сформулировать задачи урока.

Что бы вы хотели узнать сегодня нового на уроке?






Отвечают, но затрудняются ответить точно на этот вопрос.









- Обсуждение детей







Формулировка задач урока:

1.Общие признаки растений.

2. Разнообразие растений (группы, отделы).

3.Строение растений и значение растений.




Регулятивные УУД

Формирование умения самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности (формулировка вопроса урока).

6.

Решение учебных задач, «открытие нового знания»

(в ходе изучение новой темы)



15 мин


















































































































































Физминутка.

1 мин

1.Актуализирует знаний о признаках растений.


Давайте представим, что на нашу планету прилетели инопланетяне и ничего не знают о признаках растений, давайте им поможем. Прочитайте тексты, которые находятся у Вас на столах признаки характерные для растений.

Заполним схему на рабочем листе.


Итак, что же это за признаки? Самый главный признак?






(- Организовывает по поиску и обработке информации.

- Стимулирует активное участие всех детей в поисковой деятельности.

- Формулирует обобщенные вопросы.

- Предоставляет ресурсы для организации самостоятельной работы.

- Создает условия для сотрудничества - работы в парах, группах.

- Организует индивидуальную коррекционную работу по устранению ошибок.

- Открытие осуществляется в несколько шагов, каждый из которых завершается выводом по проблеме и первичным закреплением.)



Так, молодцы! Итак, давайте объединимся в группы и будем дальше искать ответы на вопросы. Чтобы объяснить инопланетянам: почему же растения так разнообразны? (деление царства растений на группы, отделы).


Как Вы думаете, на основании чего растения будут определенны в ту или иную группу?



Представьте себя учёными ботаниками. Вот Вам растения (рис. тополь, яблоня, ель, сосна, кедр, клевер, сирень, пихта, мох, папоротник). Разделите их на группы. Соотнесите названия и признаки растений по плану, используя рисунки.











Итак, что же мы расскажем, нашим инопланетянам (идет сопровождение слайдов)

(На слайде водоросли) Что это за группа растений? Водоросли - жители воды, некоторые из них так малы, что их можно рассмотреть только под микроскопом. В наших водоемах вы наверно видели тоненькие зелёные нити (в быту называем тина) –спирогира. Другие, например, морская капуста - длинные бурые ленты, обитатели моря.

( Следующий слайд. На слайде мхи) А это, что за группа растений?

(Слайд. Папоротники.)



(Слайд. Хвойные- ель, сосна, кедр).

Ребята, а почему такое интересное название, Голосеменные, хвойные?



(Слайд. Цветковые - тополь, яблоня, клевер, сирень)

Все вы узнали эти растения, а кто может назвать органы цветкового растения?

( Слайд органы цветкового растения).









Давайте встанем, выпрямим спинки и представим, то мы с Вами красивые, стройные деревца. А у деревьев есть красивые веточки, они тянутся к солнышку. Подул ветер, и облетели с веточек листочки.









- Работают с разными источниками информации (текст, учебник, картинки, специальные рабочие листы, объяснение учителя, схемы)



*Растения состоят из клеток. которые имеют плотную оболочку (целлюлоза, клетчатка), цитоплазму, ядро. (рисунок растительная клетка); * Наличие в клетках зеленого пигмента хлорофилла, который находится хлоропластах.

* Фотосинтез - ( «фотон»- свет, «синтез»- образование) Вода, по стеблям поднимаясь, Идёт к зелёному листу И с СО2соединяясь Даёт нам сахар на свету.

-это образование органических веществ (сахар, крахмал) из неорганических на свету. (схема фотосинтез);

* Растения растут всю жизнь (картинка: тополь после того как его обрезали и через год); * Неподвижный образ жизни, совершают незначительные движения под действием солнца (картинка: цветок подсолнуха поворачивается к солнышку);













-Выполняют работу составляя рассказ по плану: особенности строения, местообитание, значение. . 1 группа – водоросли (живут в воде, нет корней нет стеблей, нет листьев, нет цветов); 2 группа – мхи (живут во влажных местах, есть стебель, листья, нет корней, нет цветов); 3 группа – папоротники (есть корень, стебель, листья, нет цветов); 4 группа – голосемянные (есть корни, есть одеревенелый стебель, листья в виде хвоинок, нет цветов); 5 группа - цветковые растения (есть корни, стебли, листья, цветы, плоды, семена)

Работа в малых группах. Взаимообучение.

Заполняют рабочий лист.













Ответы дают участники из другой группы, группа 1 водоросли, дополняет.







Ответы дают участники из другой группы, группа 2 мхи, дополняет.

Ответы дают участники из другой группы, группа 3 папоротники, дополняет.

Ответы дают участники из другой группы, группа 4 голосеменные, дополняет.





Ответы дают участники из другой группы, группа 5 цветковые, дополняет.








Коммуникативные УУД: Работают в парах, малых группах над решением учебной задачи.

Фиксируют на бумаге, доске свое «открытие».

Проводят презентацию результатов работы группы, фиксируют итоги работы других групп, задают вопросы.

Оценивают правильность своих выводов, решений.

Осуществляют самопроверку, самооценку полученных результатов.

Составляют план действий –алгоритм и выполняют учебные действия.

Познавательные УУД: Формируют умение анализировать, сравнивать и обобщать факты и явления.



Выполняют упражнения.

7. Включение нового знания в систему знаний

2 мин


Молодцы, ребята! Я думаю, наши выдуманные инопланетяне все поняли, как и Вы.

Посмотрите на задание в рабочем листе, проверьте себя, выберите номера правильных ответов. Затем, поменяйтесь листочками с товарищами.

Внимание на экран, правильные ответы. Проверьте друг – друга.

Задания с рабочего листа:

1) растения бывают только одноклеточными; 2) растения питаются готовыми органическими веществами; 3)представители царства растений ведут подвижный образ жизни; 4) у растений в клетках присутствует хлорофилл; 5)шишки образуются у голосеменных растений; 6)папоротники и мхи обильно цветут и любят сырые места обитания; 7) основные обитатели тайги – это цветковые растения.





(Правильные ответы зачитываются вслух)



Работают с рабочим листом.







Проверяют ответы товарищей.





























Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя, делать выводы по результатам работы. Коммуникативные УУД: умение воспринимать информацию на слух. Познавательные УУД: умение структурировать учебный, материал, выделять в нем главное.

8. Рефлексия и оценивание

1-2 мин

По результатам урока, оцени уровень своей работы, поставь сам себе оценку, которую, считаешь, заслужил на уроке. Сдай свой рабочий лист учителю.

(В ходе урока учитель раздает жетоны). Посчитайте свои жетончики. У кого больше всех тому поставлю «5». У кого 1 жетончик, есть возможность заработать «5» на следующем уроке.

Приклейте картинки на доску, отражающие твое настроение от урока (кактус - урок не понравился, я ничего не понял и ромашка - замечательный урок, я получил много полезной информации.)


Личностные УУД: самооценка на основе успешности. Адекватное понимание причин успеха/неуспеха в учебной деятельности. Коммуникативные УУД: умение выражать свои мысли. Познавательные УУД: контроль и оценка процесса и результатов деятельности


9. Домашнее задание

1 мин

§9 в учебнике, рабочая тетрадь, стр. 15, №1, записать новые термины в словарик.


Напишите мини-сочинение о том, что же рассказали инопланетяне о растениях, вернувшись на свою планету (по желанию).








Просмотр содержимого документа
«схема урока ФГОС1»

Технологическая карта урока

Ф.И. О. учителя: Авилова Анна Александровна

Предмет – биология

Класс – 5

Автор УМК – «Ракурс» издательства «Русское слово» к учебнику А.А. Плешакова, Э.Л. Введенского «Биология. Введение в биологию. 5 класс».

Тема урока – Живые царства бактерии.

Тип урока – открытие и закрепления новых знаний.

Ресурсы: учебник, проектор, рисунки, фотографии, схемы, рабочий лист.

Цель урока: Формирование представлений о бактериях как представителях отдельного царства живой природы

План урока:

1. Проверка д/з.

2. Мотивация, целеполагание

3. Решение учебных задач.

4. Рефлексия. Самооценка.

Основные понятия: Бактерии. Формы бактерий: кокки, бациллы, вибрионы, спириллы. Бактерии гниения. Почвенные бактерии. Молочнокислые бактерии. Болезнетворные бактерии.


Планируемые образовательные результаты

Предметные

Метапредметные

Личностные

Научатся

- выделять существенные особенности представителей Царства Бактерии;

– формировать умение определять основные части бактериальной клетки;

– формировать умение объяснять строение и жизнедеятельность бактерий;

– формировать умение понимать смысл биологических терминов: кокки, бациллы, вибрионы, спириллы.




Познавательные УУД: формировать

- умение выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, давать определения понятиям, работать с различными источниками информации, преобразовывать ее из одной формы в другую, готовить сообщения и презентации, представлять результаты работы классу.

Регулятивные УУД:

формировать

-умение самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности (формулировка вопроса урока);

-умение организовать выполнение заданий учителя. Развитие навыков самооценки и самоанализа.

Коммуникативные УУД: формировать умение строить эффективное взаимодействие с одноклассниками



Формировать

-потребность в справедливом оценивании своей работы и работы одноклассников. Эстетическое восприятие природы

Осознание важности бактерий в природе и жизни человека;

о важности для себя лично соблюдения правил гигиены.


Этап урока, время

ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА


1. Орг. момент

1мин


Приветствие, положительный настрой на работу и сотрудничество.

Здравствуйте, ребята! Начинается урок, Он пойдёт Вам только впрок. Постарайтесь всё понять. Учитесь тайны открывать, Ответы полные давать, За них жетоны получать.
Чтоб получить оценку «пять».

А чтобы наш урок прошел благополучно, давайте с Вами улыбнемся друг - другу!

И начнем его с проверки домашнего задания.


2. Проверка домашнего задания


8-10 мин






























































































3. Формирование у обучающихся положительной мотивации

2-3- мин



Деятельность учителя

На прошлом уроке мы с Вами изучили классификацию организмов. Давайте вспомним, что такое классификация, и как классифицируют живые организмы.

Я буду задавать вопросы. А Вы поднимайте руки и помните девиз урока, за правильный ответ получайте жетоны и зарабатывайте себе оценки.

Что такое систематика?

Кто является основоположником науки систематики?

Как называют самую крупную систематическую единицу?

Какая самая маленькая систематическая единица?

Сколько царств живой природы вы знаете?

А что значит «бинарная» номенклатура?

Почему говорят, что латинский язык «немой»? За правильные, полные ответы учитель дает жетончик.

Игровой момент с элементами здоровьесбережения. У каждого на столах по одной карточке с единицами классификации: Царство, Тип, Отдел, Порядок Класс, Отряд, Семейство, Род, Вид, Растения, Животные, Цветковые, Хордовые, Двудольные, Птицы, Бобоцветные, Воробьинообразные, Бобовые, Синицевые, Клевер, Синица, Клевер белый, Синица большая.

А теперь, ребята посмотрите на свои рабочие места, у Вас на столах есть небольшие карточки с разными единицами классификации, встаньте из-за парт, подвигайтесь и попробуйте правильно составить классификацию растений и животных? Итак, какая самая крупная единица классификации? Правильно. У кого на столе карточка Царство растения - встаньте справа. Царство животных- слева. Итак начинаем…

А теперь, посмотрите на карточки друг друга в своем царстве и проверьте, не попался ли к вам кто-нибудь «чужой»? Если в процессе игры, кто-то из учеников ошибся с выбором своего Царства, то ребята сами должны пояснить, почему сделана ошибка.

Молодцы, ребята!

Итак, домашнее задание мы проверили. Кто активно будет работать на уроке. Получает жетончик и в конце урока мы их посчитаем и выставим оценки. Итак, ребята, мы с Вами вспомнили, какие выделяют Царства живой природы.

Назовите их еще раз. Как вы думаете, представители какого Царства живой природы являются самыми маленькими организмами на Земле?

А теперь послушайте стихотворение и посмотрите на экран.

Мне в детстве говорила мама:
Нельзя пить воду из-под крана,
Согласно множеству поверий,
В ней масса водится бактерий,

Они – тебе это не шутки – 
В твоем поселятся желудке
И не заметишь ты ни разу
Их невооруженным глазом.

Они несут плохую службу –
Не заводите с ними дружбу –
Вы будете жалеть об этом.
Вникайте маминым советам!

Бактерии еще называют микробами - это разговорное обобщенное название.

И наш урок будет посвящён бактериям – это первые живые организмы на нашей планете. Появились они на Земле около 3,5 миллиардов лет назад и именно благодаря им стала развиваться живая оболочка Земли – биосфера. Это мельчайшие одноклеточные организмы и строение их можно изучить только с помощью электронного микроскопа.

Встречаются бактерии повсеместно – во всех средах жизни – в почве, воде, воздухе, живых организмах.

1) в 1 мл аквариумной воды – до 6 тыс. бактерий

2) больше всего в почве – около 3 млн. в 1 г почвы

3) есть они и в воздухе вокруг нас – в 1 м.куб до 280 тыс. бактерий

Деятельность учащихся

Учащиеся устно отвечают на вопросы учителя.

Личностные УУД: Умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам. Регулятивные УУД: Умение организовать выполнение заданий учителя. Коммуникативные УУД: умение воспринимать информацию на слух, отвечать на вопросы учителя.



Рассуждения детей.




Отвечают на вопросы и получают жетоны.





Коммуникативные УУД: умение воспринимать информацию на слух, отвечать на вопросы учителя































Царство.







Становятся по разные стороны с правильными ответами.


Ученики оглядываются, проверяют друг друга.















Царство Животные, Царство Растения, Царство Грибы, Царство Бактерии и 5 Царство Вирусы от слова «Uira» - яд.

Учащиеся формулируют самостоятельные суждения, аргументируют ответ.


Это представители Царства Бактерий, потому что их можно увидеть только при помощи микроскопа. 


























4. Формулировка цели урока и постановка учебных задач

(целеполагание)

8 мин.

Проводит актуализацию знаний.

А как вы думаете, бактерии имеют какие-нибудь особенности в строении? 

 Молодцы!

Вам еще один вопрос, который поможет сформулировать тему сегодняшнего урока.

Как вы думаете, велико ли многообразие бактерий на нашей планете? 

А теперь давайте назовем тему нашего урока.

Учитель записывает проговоренную тему на доске, а дети на рабочих листах.

Тема урока «Строение и многообразие бактерий». (Слайд с изображением бактерий)


Идет обсуждение детей.

Ученики отвечают на вопросы

Имеют, потому что они являются живыми организмами и обладают всеми свойства живого.






Бактерии выделяют в отдельное Царство живой природы, поэтому, на мой взгляд, они очень разнообразны. 



Выдвигают гипотезу, какова тема, цель урока


Вступают в диалог с учителем.




Записывают тему урока на рабочий лист



Регулятивные УУД: сформировать умение самостоятельно определять цель учебной деятельности.


5. Планирование

3 мин

Давайте вспомним, из чего состоят все живые организмы? 

А из чего состоят бактерии?

Верно.

Как мы с вами уже сказали, бактерии являются микроскопическими организмами, увидеть их невооруженным глазом мы с вами не сможем. Однако микроскоп позволил ученым изучить не только внешнее строение бактерий, но и их внутриклеточную организацию. (Слайд с изображением разнообразных форм бактерий).

А кто знает, как называется наука о бактериях?



Мы с Вами говорили о том, что все живое на Земле имеет клеточное строение, и что их клетки имеют сходное строение.


Давайте вспомним из чего состоит клетка.

А хотите узнать из каких частей состоит бактериальная клетка?

Что вы еще хотите узнать на уроке?






Все живые организмы состоят из клеток.


Бактерии тоже состоят

из клеток

















Наука –  изучающая бактерии называется бактериология.










Называют части клетки.




Строение клетки бактерий,

какие они бывают,

значение бактерий.


Обсуждение детей


Формулировка задач урока:

1.Общие признаки бактерий, строение.

2. Разнообразие бактерий

3. Значение бактерий.


Регулятивные УУД

Формирование умения самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности (формулировка вопроса урока).

6.

Решение учебных задач, «открытие нового знания»

(в ходе изучение новой темы)



15 мин

















































































































































Физминутка.

1 мин


Итак, ребята давайте обратимся к учебнику, нашему верному помощнику и узнаем строение бактериальной клетки.

Найдите в учебнике рисунок строение клетки бактерии на стр. 27.

Все нашли. Итак, оболочка есть?

Для чего она нужна?


Что будет заполнять внутренне содержимое клетки бактерии?

А есть ли у бактерий ядро?

У бактерий нет ядра, отделенного от цитоплазмы мембраной, а имеется ядерное вещество, наследственный материал расположенное в цитоплазме клетки.

А что еще вы видите на рисунке?

Правильно.

Некоторые бактерии способны к движению с помощью жгутиков.

Ребята, так в чем же главное отличие клетки бактерии от клеток растений и животных?

Правильно, нет ядра, поэтому главному признаку и выделили бактерии в особое царство.

А теперь посмотрите на рисунки выше. Что вы видите?

Какие они?

1) мелкие клетки округлой формы

2) клетки в виде палочек

3) клетки в форме запятой

4) бактерии в виде спиралей.


А давайте с Вами смастерим причудливые формы бактерий, у Вас на столах есть пластилин, слепите из него разнообразные формы бактерий.

Ребята, давайте узнаем, какова роль бактерий в природе и жизни человека?

Для этого мы поработаем в группах.

Самостоятельная работа в малых группах.  Учитель делит учеников на группы по 4 человека. Каждая группа получает задание.

В учебнике и на листах с заданиями для группы есть информация о разных бактериях. Каждая группа читает текст про «свою бактерию», и затем должна рассказать о ней таким образом, чтобы показать полезные свойства или, наоборот, предупредить об опасности. 

1 группа - Бактерии гниения и разложения.

2 группа - Почвенные бактерии. Клубеньковые бактерии.

3 группа - Молочнокислые бактерии. 4 группа - Болезнетворные бактерии.



Молодцы!

Теперь Вам должно быть понятно, что бактерии выполняют в природе и жизни человека очень важные функции. Однако, есть бактерии, которые вызывают опасные заболевания человека.

Вот почему так важно мыть руки перед едой!!

Необходимо соблюдать правила гигиены; мыть овощи и фрукты; использовать носовой платок, если у тебя кашель. Нельзя пить сырое молоко, воду. Нужно делать профилактические прививки, проветривать помещения. При тяжелых заболеваниях принимать лекарства, антибиотики, ну нужно помнить, что они убивают не только вредные бактерии в организме, но и полезные, которые находятся в кишечнике человека и помогают перевариванию пищи.


(- Организовывает по поиску и обработке информации.

- Стимулирует активное участие всех детей в поисковой деятельности.

- Формулирует обобщенные вопросы.

- Предоставляет ресурсы для организации самостоятельной работы.

- Создает условия для сотрудничества - работы в парах, группах.

- Организует индивидуальную коррекционную работу по устранению ошибок.

- Открытие осуществляется в несколько шагов, каждый из которых завершается выводом по проблеме и первичным закреплением.)



А теперь, ребята, давайте немного отдохнем.

Вам понравилось лепить из пластилина разные формы бактерий? Давайте их еще раз изобразим.

Встаньте из-за парт.

Шарообразные формы бактерий - кокки: сомкнем руки в кольцо над головой.

Палочковидные - бациллы: ровно встанем прямо, спириллы в виде запятой: руки на пояс и наклонимся вправо и влево. Ну и последние спириллы-руки на пояс, сделаем круговые движения талии в виде спиральки. Молодцы!












Для защиты и чтобы придавать форму.



Цитоплазма




Ученики высказывают версии, аргументируют ответ






Жгутик







Ученики высказывают версии, аргументируют ответ.


Нет ядра.



Разные формы бактерий.


1) кокки

2) бациллы

3) вибрионы

4) спириллы




Ребята работают с пластилином и показывают формы бактерий .
























Ученики работают в группах, каждая группа представляет «свою бактерию».


1.Бактерии гниения и разложения превращают погибших растений, животных и мусор, который образует человек в перегной почвы.

2.Почвенные бактерии превращают перегной в минеральные вещества. Минеральные вещества нужны растениям для роста.

Клубеньковые бактерии обитают в почве на корнях растений и обогащают почву азотом, который нужен растениям.

3.Молочнокислые бактерии: из молока можно приготовить сметану, йогурт, кефир, простоквашу, сыр. 4.Болезнеторные бактерии являются источниками различных заболеваний.

Ответы детей сопровождаются слайдами

Работа в малых группах. Взаимообучение.

Заполняют рабочий лист.











Коммуникативные УУД: Работают в парах, малых группах над решением учебной задачи.

Фиксируют на бумаге, доске свое «открытие».

Проводят презентацию результатов работы группы, фиксируют итоги работы других групп, задают вопросы.

Оценивают правильность своих выводов, решений.

Осуществляют самопроверку, самооценку полученных результатов.

Составляют план действий –алгоритм и выполняют учебные действия.

Познавательные УУД: Формируют умение анализировать, сравнивать и обобщать факты и явления.















Выполняют упражнения.

7. Включение нового знания в систему знаний

1-2 мин

Молодцы, ребята! Я думаю, что Вы сегодня многое узнали и все поняли.

Посмотрите на последнее задание в рабочем листе, проверьте себя, выберите номера правильных ответов. Поставьте «+» где правильное суждение. Затем, поменяйтесь листочками с соседом по парте. Проверьте, правильно ли он написал.

Внимание на экран, правильные ответы. Проверьте друг – друга.

Задания с рабочего листа:

1) Бактерии не имеют ядра.

2) Палочковидные бактерии называют кокка. 3) Многие бактерии подвижны.

4) Бактерий нельзя встретить на теле человека.

5) Бактерии приносят только вред.





(Правильные ответы зачитываются вслух)




Высказывают мнения.





Работают с рабочим листом.







Проверяют ответы товарищей.













Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя, делать выводы по результатам работы. Коммуникативные УУД: умение воспринимать информацию на слух. Познавательные УУД: умение структурировать учебный материал, выделять в нем главное.

8. Рефлексия и оценивание

1-2 мин


Ну, а теперь подведём итог. Вспомним, какова была цель урока?

Достигли ли вы цели урока?

(В ходе урока учитель раздает жетоны). Посчитайте свои жетончики. У кого больше всех, тому поставлю «5». У кого 1 жетончик, есть возможность заработать «5» на следующем уроке.

Выберите начало высказывания и продолжите его.

Мне было интересно… Мне было трудно…

Сегодня я узнал… Я научился...

У меня настроение…


По результатам урока оцени уровень своей работы, поставь сам себе оценку, которую, считаешь, заслужил на уроке. Сдай свой рабочий лист учителю.




Личностные УУД: самооценка на основе успешности. Адекватное понимание причин успеха/неуспеха в учебной деятельности. Коммуникативные УУД: умение выражать свои мысли. Познавательные УУД: контроль и оценка процесса и результатов деятельности


9. Домашнее задание

1 мин

§7 в учебнике, рабочая тетрадь, стр. 12, №2,4


Сообщение « «Полезные» и «вредные» бактерии» (по желанию).








Просмотр содержимого презентации
«ЦАРСТВО РАСТЕНИЙ»

живут в воде  нет корней  нет стеблей  нет листьев  нет цветов
  • живут в воде
  • нет корней
  • нет стеблей
  • нет листьев
  • нет цветов
кукушкин лён  Живут во влажных местах  есть стебель  есть листья  нет корней  нет цветов сфагнум

кукушкин лён

  • Живут во влажных местах
  • есть стебель
  • есть листья
  • нет корней
  • нет цветов

сфагнум

есть корень  есть стебель  есть листья  нет цветов
  • есть корень
  • есть стебель
  • есть листья
  • нет цветов
можжевельник  есть корни  есть одереве-  нелый стебель  есть листья  в виде хвоинок  нет цветов  ель ель сосна лиственница

можжевельник

  • есть корни
  • есть одереве-

нелый стебель

  • есть листья

в виде хвоинок

  • нет цветов

ель

ель

сосна

лиственница

есть корни  есть стебли  есть листья  есть цветы  есть плоды
  • есть корни
  • есть стебли
  • есть листья
  • есть цветы
  • есть плоды

незабудка

мать-и-мачеха

пижма

черёмуха

лопух

Цветковые растения наиболее разнообразны и насчитывают более 250 тысяч видов.

Цветковые растения наиболее разнообразны и насчитывают более 250 тысяч видов.

Правильные ответы  1) растения бывают только одноклеточными; 2) растения питаются готовыми органическими веществами; 3) представители царства растений ведут подвижный образ жизни; 4) у растений в клетках присутствует хлорофилл;  5)шишки образуются у голосеменных растений; 6)папоротники и мхи обильно цветут и любят сырые места обитания; 7) основные обитатели тайги – это цветковые растения.

Правильные ответы

1) растения бывают только одноклеточными; 2) растения питаются готовыми органическими веществами; 3) представители царства растений ведут подвижный образ жизни; 4) у растений в клетках присутствует хлорофилл; 5)шишки образуются у голосеменных растений; 6)папоротники и мхи обильно цветут и любят сырые места обитания; 7) основные обитатели тайги – это цветковые растения.

Домашнее задание  §9 в учебнике, рабочая тетрадь, стр. 15, №1;  записать новые термины в словарик. Напишите мини-сочинение о том,  что же рассказали инопланетяне о растениях, вернувшись на свою планету (по желанию).

Домашнее задание

  • §9 в учебнике, рабочая тетрадь, стр. 15, №1;
  • записать новые термины в словарик.
  • Напишите мини-сочинение о том,

что же рассказали инопланетяне о растениях, вернувшись на свою планету (по желанию).

Просмотр содержимого презентации
«Бактерии»

* Это первые живые организмы на нашей планете. Появились они на Земле около 3,5 миллиардов лет назад и именно благодаря им стала развиваться живая оболочка Земли – биосфера. * Это мельчайшие одноклеточные организмы и строение их можно изучить только с помощью электронного микроскопа. * Встречаются бактерии повсеместно – во всех средах жизни – в почве, воде, воздухе, живых организмах. 1) в 1 мл аквариумной воды – до 6  тыс. бактерий 2) больше всего в почве – около 3  млн. в 1 г почвы 3) есть они и в воздухе вокруг нас – в  1 м.куб до 280 тыс. бактерий

* Это первые живые организмы на нашей планете. Появились они на Земле около 3,5 миллиардов лет назад и именно благодаря им стала развиваться живая оболочка Земли – биосфера.

* Это мельчайшие одноклеточные организмы и строение их можно изучить только с помощью электронного микроскопа.

* Встречаются бактерии повсеместно – во всех средах жизни – в почве, воде, воздухе, живых организмах.

1) в 1 мл аквариумной воды – до 6

тыс. бактерий

2) больше всего в почве – около 3

млн. в 1 г почвы

3) есть они и в воздухе вокруг нас – в

1 м.куб до 280 тыс. бактерий

БАКТЕРИИ

БАКТЕРИИ

СТРОЕНИЕ БАКТЕРИЙ

СТРОЕНИЕ БАКТЕРИЙ

ФОРМЫ БАКТЕРИАЛЬНЫХ КЛЕТОК

ФОРМЫ БАКТЕРИАЛЬНЫХ КЛЕТОК

БАКТЕРИИ РАЗЛОЖЕНИЯ И ГНИЕНИЯ

БАКТЕРИИ РАЗЛОЖЕНИЯ И ГНИЕНИЯ

АЗОТОФИКСИРУЮЩИЕ БАКТЕРИИ

АЗОТОФИКСИРУЮЩИЕ БАКТЕРИИ

МОЛОЧНОКИСЛЫЕ БАКТЕРИИ

МОЛОЧНОКИСЛЫЕ БАКТЕРИИ

БОЛЕЗНЕТВОРНЫЕ БАКТЕРИИ  Бактерия чумы Бактерия бруцеллеза

БОЛЕЗНЕТВОРНЫЕ БАКТЕРИИ

Бактерия чумы

Бактерия бруцеллеза

БАКТЕРИЯ ТУБЕРКУЛЕЗА

БАКТЕРИЯ ТУБЕРКУЛЕЗА

РАСТЕНИЯ, ПОРАЖЕННЫЕ БОЛЕЗНЕТВОРНЫМИ БАКТЕРИЯМИ

РАСТЕНИЯ, ПОРАЖЕННЫЕ БОЛЕЗНЕТВОРНЫМИ БАКТЕРИЯМИ

ПРАВИЛЬНЫЕ ОТВЕТЫ 1) Бактерии не имеют ядра;  2) Палочковидные бактерии называют кокки;   3) Многие бактерии подвижны;  4) Бактерий нельзя встретить на теле человека;  5) Бактерии приносят только вред .

ПРАВИЛЬНЫЕ ОТВЕТЫ

1) Бактерии не имеют ядра;

2) Палочковидные бактерии называют кокки;

3) Многие бактерии подвижны;

4) Бактерий нельзя встретить на теле человека;

5) Бактерии приносят только вред .

ДАМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ §7 в учебнике, рабочая тетрадь, стр. 12, №2,4 Сообщение « «Полезные» и «вредные» бактерии» (по желанию).

ДАМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

§7 в учебнике, рабочая тетрадь, стр. 12, №2,4

Сообщение « «Полезные» и «вредные» бактерии» (по желанию).


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Биология

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Разработки уроков в рамках ФГОС по темам: Царства растения, царства бактерии. 5 класс

Автор: Авилова Анна Александровна

Дата: 21.11.2016

Номер свидетельства: 361224


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства