Этап урока | Содержание учебного материала | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | УУД |
Организационный момент. Мотивация к учебной деятельности. | Учитель: Подготовка к уроку. Вступительная часть(1-2минуты): Здравствуйте, ребята! Присаживайтесь на свои места, устраивайтесь хорошо. Посмотрите на свои столы и уберите лишние предметы. Сегодня я вас приглашаю в цветочный мир, наш урок пройдет под названием «Цветов красою сердце отогрею». | Настраивает детей (учащихся на работу). | Осуществляют самооценку готовности к уроку. | Регулятивные: развитие мотивов учебной деятельности. |
Целевая установка | Вводная беседа. «Чтобы жить, нужно солнце, свобода и маленький цветок», - говорил замечательный человек Ганс Христиан Андерсен, кто это такой? – Великий сказочник. И действительно, цветы сопровождают нас всю жизнь: встречают при рождении, утешают в старости, радуют на свадьбе, именинах и праздниках, приходят в памятные даты. Дома и на работе, весной и в лютый холод, жарким летом и осенью - цветы необходимы, без их красоты беднее становится жизнь. Цветы открывают перед человеком возможность познать прекрасное, ощутить полноту жизни. | Создает эмоциональный настрой на дальнейшее изучение материала. | | Познавательные: общеучебные. Коммуникативные. |
Этап усвоения и осмысления новых знаний на основе решения проблемного вопроса. | (можно прослушать фрагмент «Вальса цветов» Чайковского, просмотр презентации). Проблемный вопрос: Как вы думаете, а когда на земле могли появиться цветы? - Заслушать ответы учащихся. Учитель: Цветы украшают землю с давних времен. Появились цветы приблизительно 125 млн. лет назад в раннемеловой период, и было их тогда мало. Только 15 млн. лет спустя они расселились по всему земному шару, рассеялись повсюду, и не единицами, не каждый цветок сам по себе, а сложными многоярусными сообществами, что и помогло им не только выжить, но и завоевать новые территории. Появилось около 235 тыс. видов, имеющих цветок. Первые цветочные часы были известны ещё в Древней Греции. И в Древнем Риме на цветниках высаживали растения, цветки которых открывали и закрывали свои венчики в разное время суток. | Создает эмоциональный настрой с помощью прослушивания музыкального фрагмента. | Ответы учащихся с использованием ранее полученных знаний на разных учебных предметах (уроках). | Участвуют в обсуждении, высказывают свою точку зрения. |
| В те времена с цветами было связано множество легенд: Дети готовят рассказы, легенды о цветах (Нарцисс). Известна печальная судьба прекрасного юноши по имени Нарцисс. Он себя очень любил, и везде старался увидеть свое отражение, чтобы полюбоваться собой. Однажды он сидел у ручья, ничего не делая, никого вокруг не замечая. В это время Бог проходил по земле и поздоровался с ним, юноша не ответил. И тогда разгневанный Бог превратил его в нарцисс, сказав при этом: - Ты никогда не поднимешь голову к солнцу, будешь вечно смотреть вниз. (Астра) Другой цветок, полюбившийся нам, назван астрой, что означает «звезда». Согласно легенде первая астра выросла на том месте, где упал осколок, оброненный пролетавшей над Землей рассеянной звездочкой. (Анютины глазки) Древнеримская легенда рассказывает, что в анютины глазки превращались любопытные, любившие в тайне подглядывать за другими. Но это всего лишь легенда. | Дополнительная подготовка ответов учащихся с подбором источников информации. | Дети слушают, готовят свои ответы (рассказы, легенды). | Познавательные: добывают информацию в разных источниках, кроме учебника. |
| Учитель: Наблюдая за растениями, люди замечали, что одни цветки являются вестниками восходящего, а другие - вестниками заходящего солнца. Ребята вы приготовили сообщения (рассказы) о цветах, растениях которые произрастают у нас на территории Челябинской области и г. Челябинска, которые тесно всязаны с темой нашего урока. Дети готовят рассказы: В 4-5 ч утра раскрываются цветки мака, шиповника. (Слайд № 5) К 6 ч утра поднимает голову веселый одуванчик, открываются бело-фиолетовые цветки картофеля. (Слайд № 6) В 7 ч утра-цветки салата, колокольчик, незабудка. Они закрываются днем и в пасмурную погоду. (Слайд № 7) К 9 ч утра раскрываются нежные лепестки кислицы и оранжевые венчики ноготков, бархатцев. (Слайд № 8) К 10 ч утра раскрывает свои желтые цветы мать-и-мачеха. (Слайд № 9) С 11 утра до 14 ч дня начинают закрываться очень много цветов, избегающих полуденной жары. (Слайд № 10) В 15 ч дня раскрывает свои цветы кострец (костер). (Слайд №11) В 17 ч вечера раскрываются цветы бекмании обыкновенной (гусеницевидная). (Слайд № 12) В 18 ч вечера закрывают свои цветы фиалки и лютики. (Слайд №13) В 19 ч вечера закрывают свои цветы лилии, шиповник. (Слайд № 14) В 20 ч вечера открываются крупные цветы табака душистого. (Слайд № 15) В 21 ч вечера раскрывает свои цветы лесная орхидея, вечерница (ночная фиалка). (Слайд № 16) К 22 ч вечера начинает благоухать любка двулистная. (Слайд №17) Уже в сумерках 22-23 ч раскрывают свои цветы дрема белая (луговая), луноцвет. (Слайд № 18) | Дополнительная подготовка ответов учащихся с подбором источников информации. | Дети слушают друг друга, готовят свои ответы (рассказы), можно использовать презентацию. | Познавательные: добывают информацию в разных источниках, кроме учебника. |
| Учитель: Более 250 лет назад знаменитый Шведский естествоиспытатель натуралист Карл Линней наблюдал за цветами, когда они расцветали и когда закрывались. На основе своих наблюдений он предложил создать цветочные часы. Такие часы были созданы в городе Упсале в 20-х годах XVIII в, на 60-м градусе северной широты, Первые свои часы Линней назвал «Часы Флоры». Они начинали показывать время с 3-5 ч утра, когда раскрывались цветки козлобородника, одуванчика, льна, картофеля, кислицы, и прекращали указывать время в 12 ч ночи, когда закрывались цветки кактуса «царицы ночи». Растения, цветы которых раскрываются в определенное время суток, высаживались на клумбах и использовались в качестве своеобразных часов. Лепестки цветов закрывались и открывались в определенное время, в зависимости от изменения освещенности. Обычно в ночное время цветы закрыты, а с восходом солнца они открывают свои венчики. Хотя душистый табак открывается только ночью, так как опыляется ночными насекомыми. Точность таких часов зависит от погоды: в дождливую и пасмурную погоду такие часы будут "врать". Также известно, что в разной местности цветы открываются в разное время. | Знакомство с историей появления и возникновения цветочных часов. | Знакомство с ученым, который впервые предложил цветочные часы. | Познавательные: перерабатывают полученную информацию. |
Физкультминутка | Физкультминутка (2-3 мин). | Показ готовой физминутки (презентация). | Выполняют предложенные упражнения. | Личностные: установка на здоровый образ жизни. |
| Учитель: Попробуйте сами составить свой проект цветочных часов. У вас на стлолах находятся картинки с цветами, чистые белые листы на которых вы можете нарисовать либо наклеить свои цветочные часы используя сообщения которых вы сегодня делали. На ваших столах лежат подсказки о цветах. По окончанию работы вы представляете изащищаете свои проекты «Цветочных часов». | Проверка дополнительных материалов на столах учащихся. Помощь в создании проекта. | Подготовка проектов «Цветочные часы». | Метапредметные: овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний, организации учебной деятельности, поиск средств ее осуществления. |
Этап усвоения и осмысления новых знаний на основе решения проблемного вопроса. | Проблемный вопрос: С чем же связано это интересное явление? - Заслушать ответы учащихся. Оказывается, когда цветок закрывается, это предохраняет его внутренние органы от ночного охлаждения и излишней влаги. Когда раскрываются дневные цветки, то создаются условия для их опыления в наиболее благоприятных условиях. Понаблюдайте за клеверным лугом. Днем он выглядит гуще, чем вечером. А происходит это потому, что вечером листья опускаются. У многих бобовых и других растений листья поднимаются днем, а к наступлению ночи опускаются - растение как бы засыпает. Сном у растений называют периодическое изменение положения органов, преимущественно лепестков и листьев, которое совпадает с ночным временем суток. | Создает эмоциональный настрой. | Ответы учащихся с использованием ранее полученных знаний на разных учебных предметах (уроках). | Метапредметные: участвуют в обсуждении, высказывают свою точку зрения. Познавательные: постановка и решение проблемы. |
Итоги урока | Каким законам подчиняются биологические ритмы цветов, пока до конца не изучено и неизвестно, но есть основания предполагать, что они находятся в тесной связи с геометрическими характеристиками Земли. Показания цветов-часов зависят от географического положения местности. Поэтому каждый, кто захочет вырастить или устроить такие часы, должен подобрать растения в соответствии с местными условиями. | Создает эмоциональный настрой. | | Метапредметные. |
| Цветочные часы, отмерившие уже миллионы лет, продолжают безупречно «ходить». Сегодня на уроке мы с вами познакомились с необычной для нас темой урока «Цветочные часы», я думаю, что для себя вы узнали много нового и интересного. | Организует подведение итога урока. | Осуществляют рефлексию на содержательном, коммуникативном и эмоциональном уровне. | Перерабатывают полученную информацию: делают выводы на основе обобщения знаний. |
Этап рефлексии | Можно попросить учеников закончить (устно или письменно) некоторые из предложений. 1) Больше всего на уроке мне понравилось___________________________ 2) Самым интересным сегодня на уроке было__________________________ 3) Самым сложным для меня сегодня было____________________________ 4) Сегодня я поняла (л)_____________ 5) Сегодня я задумалась (ся)_________ 6) Сегодняшний урок показал мне____ (При письменной работе каждый ученик выбирает по два-три наиболее значимых лично для него положения.) Выставление оценок за работу на уроке. Д/З: приготовить интересные сообщения, связанные с цветами. | Заранее раздать готовые бланки с вопросами для проведения этапа рефлексия. | Устно или письменно ответить на вопросы рефлексии. | Регулятивные. |