kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Типы биотических отношений.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тип урока: урок открытия новых знаний. 

Технология построения урока: развивающее обучение, здоровьесберегающие технологии, технология развития критического мышления.

Цель:  формирование у обучающихся представления о многообразии типов биотических отношений в природе.

Задачи:

- образовательные:  способствовать  усвоению знаний о типах взаимоотношений между живыми организмами, их роли в  природе; создать условия для понимания механизма формирования биологического разнообразия и равновесия в экосистемах,  повысить усвояемость информации за счёт использования новых компьютерных технологий.

- развивающие:  развитие интеллектуальных способностей обучающихся на основе использования ими таких мыслительных операций,  как: анализ, синтез, сравнение, обобщение; развитие внимания, памяти, речевой культуры при обсуждении теоретических вопросов, выполнении индивидуальных и групповых заданий; формирование умения самостоятельно приобретать знания, способности самообучаться, формирование умения работать в группах, активизация логического, творческого мышления.

- воспитательные:  вырабатывать умение осознанно трудиться над поставленной целью; сплочение школьного коллектива, поднятие интереса к коллективной деятельности, воспитывать бережное и ответственное отношение к живой природе и  своему здоровью.

Формы работы: индивидуальная, фронтальная, в парах, в микрогруппах.

Методы: частично-поисковый, диалогический.

Информационно-технологические ресурсы:  мультимедийное оборудование; презентация, музыкальный фрагмент «Золотая коллекция - Звуки природы», опорные сигналы, QR-коды и приложение для их считывания.

Предварительная работа: установление приложения в мобильный телефон для считывания QR-кодов.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Типы биотических отношений.»


Тема урока: Типы биотических отношений.


Тип урока: урок открытия новых знаний.


Технология построения урока: развивающее обучение, здоровьесберегающие технологии, технология развития критического мышления.


Цель: формирование у обучающихся представления о многообразии типов биотических отношений в природе.


Задачи:

- образовательные: способствовать усвоению знаний о типах взаимоотношений между живыми организмами, их роли в природе; создать условия для понимания механизма формирования биологического разнообразия и равновесия в экосистемах, повысить усвояемость информации за счёт использования новых компьютерных технологий.

- развивающие: развитие интеллектуальных способностей обучающихся на основе использования ими таких мыслительных операций, как: анализ, синтез, сравнение, обобщение; развитие внимания, памяти, речевой культуры при обсуждении теоретических вопросов, выполнении индивидуальных и групповых заданий; формирование умения самостоятельно приобретать знания, способности самообучаться, формирование умения работать в группах, активизация логического, творческого мышления.

- воспитательные: вырабатывать умение осознанно трудиться над поставленной целью; сплочение школьного коллектива, поднятие интереса к коллективной деятельности, воспитывать бережное и ответственное отношение к живой природе и своему здоровью.


Формы работы: индивидуальная, фронтальная, в парах, в микрогруппах.


Методы: частично-поисковый, диалогический.


Информационно-технологические ресурсы: мультимедийное оборудование; презентация, музыкальный фрагмент «Золотая коллекция - Звуки природы», опорные сигналы, QR-коды и приложение для их считывания.

Предварительная работа: установление приложения в мобильный телефон для считывания QR-кодов.

План урока:

1.Организационный момент.

2. Мотивация деятельности.

3. Сообщение новых знаний и способов действий.

4. Первичное воспроизведение новых знаний и способов действий.

5. Формирование вывода по уроку.

6. Рефлексия.

Ход урока:

1.Организационный момент.



Добрый день, ребята! Давайте посмотрим друг на друга и улыбнёмся, ведь улыбка – это зеркало души. Присаживайтесь на свои места.

Я рада, что у вас хорошее настроение, а это значит, что мы с вами сегодня будем активно работать и сотрудничать. Не бойтесь говорить и высказывать своё мнение, спорить. Ведь в споре рождается истина.

Сегодня нам предстоит изучить очень интересную тему из курса биологии. Какую? Вы позже назовете сами.

2. Мотивация деятельности.


Учитель: Обратите внимание на слайд с высказыванием Антуана Риваля. У природы всего четыре больших декорации – это времена года, вечно одни и те же актеры - солнце, луна, вода, земля, зато она постоянно меняет «зрителей».


О каких зрителях идёт речь? (живые организмы)


Любой живой организм в природе подвержен действию экологических факторов. Вспомните, какие это факторы? (Абиотические, биотические, антропогенные и дают им характеристику).

Да, в природных условиях живой организм живёт не изолировано. Его окружает множество других представителей живой природы. И все они взаимодействуют друг с другом. Вся живая природа пронизана этими связями. Они необыкновенно разнообразны в деталях, могут быть прямыми или косвенными, от них зависит благополучие видов.

Учитель: Поэтому тема нашего урока «Типы биотических отношений». (Постановка индивидуальных целей учащимися, запись в тетрадь).



3. Сообщение новых знаний и способов действия.

Учитель: Для разминки я предлагаю вам решить экологическую задачу Ч. Дарвина.

Задача: «Существует ли какая-либо связь между числом «старых дев» и величиной удоя коров данной местности?»

Учитель: Молодцы, вы мыслите в нужном направлении. Ответ на эту задачу мы дадим в конце урока.

Учитель: Итак, популяции организмов, живущих на одной территории и контактирующие друг с другом, вступают в различные взаимоотношения между собой. На какие же группы по степени влияния организмов друг на друга, их можно подразделить? (+,-, 0 Работа у доски).

Учитель: Давайте, попробуем назвать эти разновидности отношений, используя QR-коды. (работа в микрогруппах, работа в тетрадях).

Учитель: Представьте ваши результаты другим микрогруппам у доски.

(Демонстрация слайдов, обсуждение, записи в тетрадях и опорных конспектах) Приложение 1

  1. Симбиотические (мутуалистические -полезные) + +

Симбиоз / Протокооперация / Мутуализм

* Симбиоз (+ +) – сожительство с обоюдной пользой для симбионтов, иногда с элементами паразитирования.
Примеры мутуализма: лишайник = гриб + водоросль; микориза (грибокорень); клубеньковые бактерии на корнях бобовых растений; термиты и, живущие у них в кишечнике, жгутиконосцы.

* Протокооперация (+ +) – взаимосвязь, выгодная для обоих организмов, но не обязательная.
Примеры: рак-отшельник и актиния; совместные облавы бакланов и пеликанов на рыбу; мурены и креветки, очищающие их от паразитов.

2. Комменсализм (+ 0) – взаимосвязь, при которой один организм получает какое-либо преимущество, не принося заметного вреда другому.

* Сотрапезничество – взаимоотношение, при котором организмы делят друг с другом пищу. Находясь примерно в одних условиях, они потребляют разные пищевые ресурсы.
Например, птицы лысухи, ныряя за водорослями, взмучивают ил, в котором много мелких организмов для сазана. Почвенные бактерии

* Нахлебничество – взаимоотношение, при котором организмы доедают пищу, оставленную другими.
Примеры: белый медведь и песцы, чайки; лев и гиены, шакалы; акула и рыба-лоцман.

* Квартирантство - взаимосвязь, при которой для некоторых организмов тела животных других видов или их местообитания служат убежищами.
Примеры: буревестник и гаттерия, эпифиты на дереве, в теле голотурии находят убежище разнообразные виды мелких животных.

3. Эксплуатация (Антисимбиотические) (вредные) - + – форма взаимоотношений, при которой оба взаимодействующих организма или один из них испытывают отрицательное влияние. Одни поедают других!

* Хищничество (+ - ) – взаимосвязь, при которой один организм поедает другого, умерщвляя его (жертву).
Естественный отбор увеличивает эффективность средств поиска и ловли добычи хищниками. Жертвы совершенствуют средства защиты.
Хищничество встречается не только у животных, но и у растений(семейство росянковых) и грибов.

* Паразитизм (+ - ) – взаимосвязь, при которой организмы (паразиты) могут использовать другой вид (хозяина) не только как место обитания, но и как постоянный источник питания.
Увеличивает возможность вида(паразита) выжить в борьбе за существование.
Зараженные паразитами организмы менее продуктивны, раньше умирают. Происходит регуляция плотности популяций хозяев. Особенно важно для популяций крупных хищников, у которых нет врагов (волк в лесу), или там, где нет хищников (караси в озере, где из-за недостатка в воде кислорода не могут жить другие рыбы).

* Эктопаразиты (как правило, временные) располагаются на покровах тела.
* Эндопаразиты (чаще постоянные) обитают в полостях и тканях тела.

– Гнездовой паразитизм? Приведите примеры.
Растения-паразиты: повилика на крапиве, заразиха на подсолнечнике.
Грибы-паразиты: фитофтора на картофеле, головня и спорынья на злаковых.

* Полупаразитизм – взаимосвязь, при которой организм одного вида получает некоторые питательные вещества от хозяина, в то же время и сам способен образовывать органические вещества.
Примеры: растения омела, марьянник паразитируют на других растениях, одновременно осуществляя фотосинтез.

Человек широко использует биологический метод борьбы с вредителями. Ввозит, акклиматизирует, создает условия для естественного увеличения численности, дополнительно разводит в лабораторных условиях полезных насекомых.

4. Конкуренция (- -) – взаимоотношение, при котором присутствие одного вида исключает пребывание другого вида.
Например, медуза аурелия и инфузория-туфелька.

* Межвидовая Конкуренция (+ -)- взаимосвязь, возникающая между видами, обладающими сходными потребностями в пище, в пространстве и иных условиях жизни.
Примеры: культурные растения и сорняки на грядке; воробьи и синицы – за места гнездования.

* Внутривидовая конкуренция Каннибализм – частный случай внутривидовой конкуренции. Наблюдается при переуплотнении среды и недостатке пищи.
Примеры: пауки, акулы.
К каннибализму более склонны самки. Каракурты, богомолы часто съедают самцов после спаривания. Самки млекопитающих (кенгуру) также иногда съедают своих детенышей.
Жуки мучные хрущаки поедают отложенные яйца при высокой плотности популяции.

5. Аменсализм (0 - ) – взаимоотношение, безразличное для одного вида, но угнетающе действующее на другого.
Организмы способны подавлять конкурентов с помощью химических веществ.
Примеры: корни осины тормозят рост дуба; дуб угнетает чернику; плесневый гриб пеницилл препятствует росту бактерий путем выработки антибиотиков.

6. Нейтрализм (очень редок в природе) (0 0) – форма взаимоотношений, при которой совместно обитающие на одной территории организмы не связаны друг с другом непосредственно.
Формируя биоценоз, зависят от состояния сообщества в целом.
Примеры: стрекоза и муравей; волк и дождевой червь; лось и филин.

(Работа с презентацией, у доски, в опорных конспектах)

Учитель: Необходимо помнить, что тип взаимодействия конкретной пары может измениться в различных условиях в зависимости от стадий их жизненных циклов.

Физкультминутка: Определите какого типа следующие примеры взаимоотношений:

+- Цапля — лягушка +- Человек - аскарида

++Берёза — подберёзовик ++ Рак-отшельник - актиния

+- Росянка - муха +- Собака – блоха

+0 Рыба горчак и моллюски

Если отношения негативные, хотя бы для одного вида – делаем поворот головы влево-вправо.

Если отношения позитивные, хлопаем в ладоши.



4. Первичное воспроизведение новых знаний и способов действий.


Учитель: А, сейчас я вам предлагаю ответить на вопросы экологической викторины (Приложение 2) и выполнить индивидуальные задания. (Приложение 3)

(Работа по слайдам презентации, фронтально по микрогруппам)

Учитель: Какие отношения изображены на слайде? Кто эта птица?

Пеликан — персонаж многих сказок и легенд. У мусульман он считается священной птицей — по преданию пеликан носил в горловом мешке камни для постройки святынь в Мекке. В европейской геральдике пеликан, «кормящий детей своих», представляет символ самоотверженной родительской любви: считалось, что он разрывает клювом собственную грудь и кормит голодных птенцов кровью. Своеобразным отголоском этой легенды о самопожертвовании ради детей является символический приз лучшему учителю года в России — статуэтка «Хрустальный пеликан».

А теперь вернемся к нашей задаче:«Существует ли какая-либо связь между числом «старых дев» и величиной удоя коров данной местности?»

Ответ: построим логическую и пищевую цепочку. Увеличение числа старых дев в данной местности приводит к увеличению количества кошек, которых заводят старые девы. Увеличение количества кошек приводит к уменьшению количества мышей. Мыши разоряют гнезда шмелей, раз их меньше, значит, шмели не погибают! Увеличение количества шмелей, гнезда которых часто разоряют мыши приводит к повышению урожайности клевера. Высокие урожаи клевера приводят к увеличению удоя у коров в данной местности.

5. Формирование вывода по уроку.

Вывод: Все перечисленные формы биологических связей между видами служат регуляторами численности животных и растений в экосистемах, определяя её устойчивость и целостность. В результате сложности и переплетенности связей между видами неосторожное вмешательство человека в жизнь природы может вызвать цепную реакцию событий, которые приведут к неожиданным и нежелательным последствиям.



7. Рефлексия. Ребята, обратите внимание на доску, здесь представлены изречения великих мыслителей.



«Как приятно знать, что ты что – то узнал»!(Ж.-Б. Мольер)

«Я знаю, что я ничего не знаю». (Сократ)

«Познание начинается с удивления». (Аристотель)

«Скажи мне - и я забуду, покажи мне  - и я запомню, дай мне сделать - и я пойму». (Конфуций)



Какое из них вы выберете для того, чтобы оценить свою деятельность на уроке?


Всем спасибо за активную работу. Урок окончен!

Приложение 1

Опорный конспект

Фамилия, имя­­­­­­­­­­­­ ___________________________

Тема урока: __________________________________________________________

Цель: _______________________________________________________________

____________________________________________________________________

  1. Заполните кластер, используя мобильное приложение для считывания QR-кодов:



































  1. Выполните задания викторины, запишите примеры взаимодействий живых организмов.

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


  1. Постройте логическую цепь для решения задачи: «Существует ли какая-либо связь между числом «старых дев» и величиной удоя коров данной местности?»


______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


4. Сформулируйте вывод: ____________________________________________________________________________________________________________________________________


  1. Какое из, ниже представленных, изречений вы выберите для того, чтобы оценить свою деятельность на уроке?


«Как приятно знать, что ты что – то узнал»! (Ж.-Б. Мольер)

«Я знаю, что я ничего не знаю». (Сократ)


«Познание начинается с удивления». (Аристотель)


«Скажи мне - и я забуду, покажи мне  - и я запомню, дай мне сделать –

и я пойму». (Конфуций)






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Биология

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 11 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Типы биотических отношений.

Автор: Мишина Елена Александровна

Дата: 10.11.2016

Номер свидетельства: 357622

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(97) "Технологическая карта урока "Биотические отношения" "
    ["seo_title"] => string(61) "tiekhnologhichieskaia-karta-uroka-biotichieskiie-otnoshieniia"
    ["file_id"] => string(6) "102917"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1402559267"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(285) "Практическая работа №24 по биологии для 11 класса (профильное обучение) "Наблюдение и выявление приспособлений у организмов к влиянию биотических факторов" "
    ["seo_title"] => string(172) "praktichieskaia-rabota-24-po-biologhii-dlia-11-klassa-profil-noie-obuchieniie-nabliudieniie-i-vyiavlieniie-prisposoblienii-u-orghanizmov-k-vliianiiu-biotichieskikh-faktorov"
    ["file_id"] => string(6) "207400"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1430429970"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(93) "Презентация по теме "Биотические взаимоотношения" "
    ["seo_title"] => string(59) "priezientatsiia-po-tiemie-biotichieskiie-vzaimootnoshieniia"
    ["file_id"] => string(6) "167546"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1423116507"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(183) "«Функционирование популяции и динамика ее численности. Биотические связи в регуляции численности»"
    ["seo_title"] => string(80) "funktsionirovaniie_populiatsii_i_dinamika_ieie_chisliennosti_biotichieskiie_svia"
    ["file_id"] => string(6) "376644"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1483901460"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(98) "Конспект  урока  на тему "Биотические связи в природе" "
    ["seo_title"] => string(57) "konspiekt-uroka-na-tiemu-biotichieskiie-sviazi-v-prirodie"
    ["file_id"] => string(6) "186666"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1426404061"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства