Презентация по теме: «Биотические связи» используется на уроках биологии – 11 класса профильного обучения при изучении раздела «Дарвинизм», и раздела «Механизмы эволюционного процесса» на уроках биологии –– 9 класса по теме: «Борьба за существование», а также в разделе "Эволюция" (глава "Развитие эволюционных идей. Доказательства эволюции") при изучении темы: "Вид. Критерии вида. Популяция".
В природе каждый организм существует не изолированно, а его окружает большое количество других представителей царств живой природы (вирусы, бактерии-дробянки, грибы, растения, животные). И все они взаимодействуют друг с другом. Это взаимодействия между организмами, а также влияние их на условия жизни представляют собой совокупность биотических факторов среды- факторов живой природы.
Экологические взаимодействия, как правило, имеют чрезвычайно сложный характер, зависят от многих факторов и по-разному протекают в различных условиях. Это делает их труднопредсказуемыми. Два вида любых организмов, занимающих один ареал - территорию обитания и контактирующих друг с другом, вступают в различные отношения между собой.
Все биотические связи можно разделить на 6 групп:
1. нейтрализм, при котором ни одна из популяций не влияет на другую (0/0);
2. мутуализм - взаимовыгодные полезные связи (+/+), при которых один организм не может существовать без другого;
3. конкуренция (внутривидова и межвидовая)-отношения, вредные для обоих видов (—/-);
4. паразитизм - когда один организм живет и питается за счет другого живого организма, не вызывая его немедленной гибели, т.е один из видов получает выгоду, другой испытывает угнетение (Н—);
хищничество - взаимоотношения типа "хищник-жертва", когда один из видов получает выгоду, другой испытывает угнетение (Н—);
5. комменсализм - нахлебничество , при котором один вид получает пользу, другой ничего не испытывает (+/0);
6. аменсализм - один вид угнетается, но другой не извлекает пользы (-0).
Тема раскрывает вопросы особенностей взаимоотношений организмов, как симбиотических (мутуализм, нахлебничество-комменсализм, квартиранство), так и негативных (паразитизм, хищничество, конкуренция). В данной презентации даны не только определения данных понятий, но и представлены фото примеров данных взаимоотношений организмов для лучшего восприятия темы.
Для первичного закрепления изученного материала дано задание на определение типа взаимоотношений между организмами, а также правильные ответы для самопроверки и взаимопроверки учащимися.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.