kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

«Функционирование популяции и динамика ее численности. Биотические связи в регуляции численности»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: продолжить знакомство с экологическими характеристиками популяции.

Тип урока: урок формирования и совершенствования знаний.

Задачи:

  • Воспитательные: продолжить воспитание чувства ответственности учащихся за состояние окружающей среды.
  • Образовательные:
    1. Обобщить и углубить знания учащихся об особенностях организации экосистем, о функциональных компонентах экосистем и их взаимосвязи.
    2. Продолжить формирование целостного представления о мире.
  • Развивающие:
    1. Продолжить развитие познавательного интереса учащихся, образного и логического мышления.
    2. Развивать умение формулировать выводы.
    3. Развивать четкость и образность речи.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран,  образовательный интернет-ресурс http://tiles.school-collection

Ход урока 

1. Организационный момент.

  • Взаимные приветствия педагога и учащихся;
  • Проверка отсутствующих;
  • Проверка подготовленности учащихся к занятию;
  • Организация внимания и внутренней готовности учащихся;

2. Проверка домашнего задания

Фронтальный опрос в виде  биологического диктанта – устно.

1.Численность -  это…

2. Среднее число особей на единице площади  или объема – это…

3. Соотношение особей по полу или возрасту отражает….структура.

4. Отношения между особями в использовании пространства отражает….структура.

Индивидуальный опрос (вопрос №1, 2, стр.203 учебник И.Н. Пономаревой Биология 9 класс)

3. Изучение нового материала

1.Показатели динамики численности популяции и плотности.

Численность и плотность популяции – это основные ее параметры. Так как в популяциях постоянно происходят  изменения, то и эти показатели изменчивы, подвижны. т.е. динамичны. И важно изучать эти динамичные характеристики для прогнозирования состояния популяций.

Показатели динамики численности и плотности популяции являются: (запись в тетради)

  1. Рождаемость –N родившихся особей, взятых за определенный промежуток времени

Особенности      +      экологические   =    Биотический

            вида                              условия               потенциал вида популяции

Правило

максимальной                                                     Всегда в верх у видов,

рождаемости: рождаемость                               которые подвергаются

ограничивается физиологическими                 высокой смертности.

Особенностями вида

  1. Смертность – число  погибших, день взятых за определенный промежуток времени
  2. Особенности роста
  3. Миграция

После того как записаны основные показатели численности и динамики популяции учитель организует беседу по вопросам:

  1. Что происходит, если популяция окажется в идеальных условиях? (достаточно пищи, места, отсутствие врагов и т.д.)
  2. Почему в естественных условиях этого не происходит? Эти вопросы подводят ребят к мысли, что в природе мы не наблюдаем  идеальных условий, ресурсы того места, где обитают животные или растения ограничены и исчерпаем, это касается человека и  в целом человечество.

(Запись в тетради)

Сумма ресурсов среды,  есть  емкость среды, а эти ресурсы ограничены.

Если N численность популяции  ≥ емкости,  то N → 0

                                                            среды

3.Регуляция численности популяции.

Динамическое равновесие популяции рассматриваем по графику, который демонстрирует равновесное состояние  популяции и факторы, которые приводят к колебанию численности популяции (по Б. Небелу, 1993г)

N

Биотический потенциал:

-  рождаемость

- способность к расселению

- захвату мест обитания

- высокая выживаемость и т.д.

Сопротивление среды:

- нехватка питания, воды, мест обитания

- неблагоприятные условия среды

- хищники

- паразиты

- болезни

- конкуренция

  •  
  1. Повышение плотности популяции приводит:

-к миграции у подвижных животных

    - к самоизреживанию у растений

    - к задержке размножения

4. Популяция как биосистема. Организуется беседа  по графику и итогам, которые учащиеся сделали совместно с учителем, а итогом этой беседы являются выводы:

1. Численность популяции находятся под двойным контролем: собственной плотности и хищников, паразитов, конкурентов.

 2. Численность популяции изменяется под действием биотических и абиотических факторов.

Следовательно, популяция  - это сложная надорганизационная структура, которая обладает способностью к регуляции своей численности и рациональному использованию ресурсов среды.

  1. Влияние человека на регуляцию численности популяции. Просмотр видеофрагмента о колорадском жуке,  обсуждение. (образовательный интернет-ресурс http://tiles.school-collection )

 4. Закрепление изученного материала.

Учитель: Используя полученные знания, ответьте на вопросы:

  • Какое значение для популяции имеет емкость среды?
  • Почему выживают популяции с низкой рождаемостью?
  • От чего зависит биотический потенциал вида?
  • Для чего надо изучать показатели динамики популяции?

5. Подведение итогов урока.

6. Домашнее задание:

§55, вопросы Творческое задание: вопрос 2 (создайте презентацию).

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
««Функционирование популяции и динамика ее численности. Биотические связи в регуляции численности»»

«Функционирование популяции и динамика ее численности. Биотические связи в регуляции численности»

Варнакина Ольга Александровна, учитель биологии

Цель: продолжить знакомство с экологическими характеристиками популяции.

Тип урока: урок формирования и совершенствования знаний.

Задачи:

  • Воспитательные: продолжить воспитание чувства ответственности учащихся за состояние окружающей среды.

  • Образовательные:

    1. Обобщить и углубить знания учащихся об особенностях организации экосистем, о функциональных компонентах экосистем и их взаимосвязи.

    2. Продолжить формирование целостного представления о мире.

  • Развивающие:

    1. Продолжить развитие познавательного интереса учащихся, образного и логического мышления.

    2. Развивать умение формулировать выводы.

    3. Развивать четкость и образность речи.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран, образовательный интернет-ресурс http://tiles.school-collection

Ход урока 

1. Организационный момент.

  • Взаимные приветствия педагога и учащихся;

  • Проверка отсутствующих;

  • Проверка подготовленности учащихся к занятию;

  • Организация внимания и внутренней готовности учащихся;

2. Проверка домашнего задания

Фронтальный опрос в виде биологического диктанта – устно.

1.Численность - это…

2. Среднее число особей на единице площади или объема – это…

3. Соотношение особей по полу или возрасту отражает….структура.

4. Отношения между особями в использовании пространства отражает…..структура.

Индивидуальный опрос (вопрос №1, 2, стр.203 учебник И.Н. Пономаревой Биология 9 класс)

3. Изучение нового материала

1.Показатели динамики численности популяции и плотности.

Численность и плотность популяции – это основные ее параметры. Так как в популяциях постоянно происходят изменения, то и эти показатели изменчивы, подвижны. т.е. динамичны. И важно изучать эти динамичные характеристики для прогнозирования состояния популяций.

Показатели динамики численности и плотности популяции являются: (запись в тетради)

  1. Рождаемость –N родившихся особей , взятых за определенный промежуток времени

Особенности + экологические = Биотический

вида условия потенциал вида популяции

Правило

максимальной Всегда в верх у видов,

рождаемости: рождаемость которые подвергаются

ограничивается физиологическими высокой смертности.

Особенностями вида

  1. Смертность – число погибших, день взятых за определенный промежуток времени

  2. Особенности роста

  3. Миграция

После того как записаны основные показатели численности и динамики популяции учитель организует беседу по вопросам:

  1. Что происходит, если популяция окажется в идеальных условиях? (достаточно пищи, места, отсутствие врагов и т.д.)

  2. Почему в естественных условиях этого не происходит? Эти вопросы подводят ребят к мысли, что в природе мы не наблюдаем идеальных условий, ресурсы того места, где обитают животные или растения ограничены и исчерпаем, это касается человека и в целом человечество.

(Запись в тетради)

Сумма ресурсов среды, есть емкость среды, а эти ресурсы ограничены.

Если N численность популяции ≥ емкости, то N → 0

среды









3.Регуляция численности популяции.

Динамическое равновесие популяции рассматриваем по графику, который демонстрирует равновесное состояние популяции и факторы, которые приводят к колебанию численности популяции (по Б. Небелу, 1993г)



N













Биотический потенциал:

- рождаемость

- способность к расселению

- захвату мест обитания

- высокая выживаемость и т.д.


Сопротивление среды:

- нехватка питания, воды, мест обитания

- неблагоприятные условия среды

- хищники

- паразиты

- болезни

- конкуренция





















Вывод:

  1. Повышение плотности популяции приводит:

-к миграции у подвижных животных

- к самоизреживанию у растений

- к задержке размножения

4. Популяция как биосистема. Организуется беседа по графику и итогам, которые учащиеся сделали совместно с учителем, а итогом этой беседы являются выводы:

1. Численность популяции находятся под двойным контролем: собственной плотности и хищников, паразитов, конкурентов.

2. Численность популяции изменяется под действием биотических и абиотических факторов.

Следовательно, популяция - это сложная надорганизационная структура, которая обладает способностью к регуляции своей численности и рациональному использованию ресурсов среды.

  1. Влияние человека на регуляцию численности популяции. Просмотр видеофрагмента о колорадском жуке, обсуждение. (образовательный интернет-ресурс http://tiles.school-collection )

4. Закрепление изученного материала.

Учитель: Используя полученные знания, ответьте на вопросы:

  • Какое значение для популяции имеет емкость среды?

  • Почему выживают популяции с низкой рождаемостью?

  • От чего зависит биотический потенциал вида?

  • Для чего надо изучать показатели динамики популяции?

5. Подведение итогов урока.

6. Домашнее задание:

§55, вопросы Творческое задание: вопрос 2 (создайте презентацию).


















































Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Биология

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 9 класс

Автор: Варнакина Ольга Александровна

Дата: 08.01.2017

Номер свидетельства: 376644


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства