kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Практическая работа №24 по биологии для 11 класса (профильное обучение) "Наблюдение и выявление приспособлений у организмов к влиянию биотических факторов"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Слайд1:

Практическая работа 24 по биологии для 11 класса (профильное обучение)  «Наблюдение и выявление приспособлений у организмов к влиянию биотических факторов».

Слайд 2:

Цель:
  сформировать умение определять приспособленности организмов к биотическим факторам.


        Задачи:
    - образовательные: формирование знаний о различных способах приспособленности организмов к разным формам взаимоотношений;
    - развивающие: умение работать с учебником,
  анализировать, сравнивать, выделять главное, логически мыслить
    - воспитательные: содействие эстетическому воспитанию, формирование научного мировоззрения.

Слайд3: Заполните таблицу, пользуясь учебником (§6.4), лекцией и презентацией.

Пара организмов

Форма отношений

Приспособления

2б …

Слайд 5-24: представлены пары организмов, их фото, по которым надо определить их приспособление к свойственной им форме отношений.

Слайд 25:

Назовите организмы и определите тип взаимоотношений между ними. Представлены шесть организмов.

Слайд 26

Сделайте вывод о приспособленности организмов к биотическим факторам среды в зависимости от типа этих отношений (в системе «+ 0 -»).

Просмотр содержимого документа
«Практическая работа №24 по биологии для 11 класса (профильное обучение) "Наблюдение и выявление приспособлений у организмов к влиянию биотических факторов" »

Практическая работа №24 «Наблюдение и выявление приспособлений у организмов к влиянию биотических факторов».

Практическая работа №24 «Наблюдение и выявление приспособлений у организмов к влиянию биотических факторов».

Цель:     сформировать умение определять приспособленности организмов к биотическим факторам.   Задачи:        - образовательные: формирование знаний о различных способах приспособленности организмов к разным формам взаимоотношений;      - развивающие: умение работать с учебником,   анализировать, сравнивать, выделять главное, логически мыслить      - воспитательные: содействие эстетическому воспитанию, формирование научного мировоззрения.

Цель:   сформировать умение определять приспособленности организмов к биотическим факторам.

Задачи:      - образовательные: формирование знаний о различных способах приспособленности организмов к разным формам взаимоотношений;     - развивающие: умение работать с учебником,  анализировать, сравнивать, выделять главное, логически мыслить     - воспитательные: содействие эстетическому воспитанию, формирование научного мировоззрения.

Симбиоз Взаимоотношения  между организмами Нейтрализм Антибиоз

Симбиоз

Взаимоотношения

между организмами

Нейтрализм

Антибиоз

Заполните таблицу, пользуясь учебником ( § 6.4), лекцией и презентацией. Пара организмов Форма отношений 1а 1б Приспособления 2а 2б …

Заполните таблицу, пользуясь учебником ( § 6.4), лекцией и презентацией.

Пара организмов

Форма отношений

Приспособления

2б …

2а)Раффлезия – 2б) мухи

2а)Раффлезия – 2б) мухи

3а) растение - 3б)колибри

3а) растение - 3б)колибри

Зоохория  - распространение плодов и семян животными. Различают эпизоохорию — перенос плодов или семян на наружных покровах, эндозоохорию — перенос животными в пищеварительном тракте, синзоохорию — распространение при заготовках животными плодов или семян впрок. В соответствии с этим растения делят на эпи-, эндо- и синзоохоры. У эпизоохоров на плодах или семенах имеются зацепки (крючочки, шипики), слизь или клейкие вещества (например, у череды, липучки, подорожника, омелы). У эндозоохоров сочные плоды или семена, имеющие мясистые выросты (ариллусы) , поедаются животными и при прохождении через пищеварительный тракт не только не повреждаются, но иногда приобретают лучшую всхожесть (например, у вишни, жимолости, граната, бересклета). К синзоохорам относятся, например, лесной орех, кедровые орехи, зерновка злаков. Частный случай синзоохории — мирмекохория — распространение плодов или семян муравьями.  4а) репейник – 4б) собака

Зоохория - распространение плодов и семян животными. Различают эпизоохорию — перенос плодов или семян на наружных покровах, эндозоохорию — перенос животными в пищеварительном тракте, синзоохорию — распространение при заготовках животными плодов или семян впрок. В соответствии с этим растения делят на эпи-, эндо- и синзоохоры. У эпизоохоров на плодах или семенах имеются зацепки (крючочки, шипики), слизь или клейкие вещества (например, у череды, липучки, подорожника, омелы). У эндозоохоров сочные плоды или семена, имеющие мясистые выросты (ариллусы) , поедаются животными и при прохождении через пищеварительный тракт не только не повреждаются, но иногда приобретают лучшую всхожесть (например, у вишни, жимолости, граната, бересклета). К синзоохорам относятся, например, лесной орех, кедровые орехи, зерновка злаков. Частный случай синзоохории — мирмекохория — распространение плодов или семян муравьями.

4а) репейник – 4б) собака

5а) муравей - 5б) чистотел

5а) муравей - 5б) чистотел

6а)Бобовые растения и  6б) клубеньковые бактерии

6а)Бобовые растения и 6б) клубеньковые бактерии

7а) Самка горчака –  7б) двустворчатый моллюск

7а) Самка горчака – 7б) двустворчатый моллюск

9а) Рыба – ёж и морские хищники Рыба- еж отдыхает, иглы прижаты к телу. Увеличивается в объёме  в 2-3 раза (наглатывается воды) при опасности.

9а) Рыба – ёж и морские хищники

Рыба- еж отдыхает,

иглы прижаты к телу.

Увеличивается в объёме в 2-3 раза (наглатывается воды)

при опасности.

10) Насекомые и насекомоядные птицы Гусеница пяденицы Палочники

10) Насекомые и насекомоядные птицы

Гусеница пяденицы

Палочники

11а) Кактус «прыгающая голья» 11б) Кактусовые вьюрки Пустынные животные хорошо при­способились к жизни среди этих красивых, но опасных растений. Животные, как правило, не питаются ими, но умудряются жить среди этих колючих нагромождений. Минуют их только большие животные - олени, пекари, ягуары. Зато кенгуровые и древесные крысы, маленький и быстрый представитель семейства енотов - кошачий хорек, карманчиковая мышь, носуха и другие мелкие живот­ные с невероятной ловкостью снуют среди колючек, а серые белки даже прыгают с одного кактуса на другой. Приспособились к жизни среди колю­чек и многие птицы. Кактусовый вьюрок, например, гнездится в «прыгающей голье». Среди сплошных иголок обитают американские чижи, коноплянки, желтоголовая синица и множество других мелких птиц. Дятел-джила проделывает даже отверстие в толстой коже кактусов, и самка устраивает там гнездо. Когда слетки дятлов покидают это своеобразное дупло, там поселяется карликовая сова. Затем это отверстие в кактусе быстро зарубцовывается, зарастает.

11а) Кактус «прыгающая голья»

11б) Кактусовые вьюрки

Пустынные животные хорошо при­способились к жизни среди этих красивых, но опасных растений. Животные, как правило, не питаются ими, но умудряются жить среди этих колючих нагромождений. Минуют их только большие животные - олени, пекари, ягуары. Зато кенгуровые и древесные крысы, маленький и быстрый представитель семейства енотов - кошачий хорек, карманчиковая мышь, носуха и другие мелкие живот­ные с невероятной ловкостью снуют среди колючек, а серые белки даже прыгают с одного кактуса на другой. Приспособились к жизни среди колю­чек и многие птицы. Кактусовый вьюрок, например, гнездится в «прыгающей голье». Среди сплошных иголок обитают американские чижи, коноплянки, желтоголовая синица и множество других мелких птиц. Дятел-джила проделывает даже отверстие в толстой коже кактусов, и самка устраивает там гнездо. Когда слетки дятлов покидают это своеобразное дупло, там поселяется карликовая сова. Затем это отверстие в кактусе быстро зарубцовывается, зарастает.

Заяц-беляк 12а) Заяц – беляк и 12б) лиса

Заяц-беляк

12а) Заяц – беляк и

12б) лиса

13б) Летучая мышь

13б) Летучая мышь

15) Брачное поведение оленей Поединок оленей

15) Брачное поведение оленей

Поединок оленей

16.орёл Пользуясь фотографиями или рисунками животных(орёл, синица, щегол), определите черты приспособлен-ности к способу добычи в строении клюва у птиц. 18.синица 17.щегол

16.орёл

Пользуясь фотографиями или рисунками животных(орёл, синица, щегол), определите черты приспособлен-ности к способу добычи в строении клюва у птиц.

18.синица

17.щегол

19)Росянка и 20) непентес – хищные растения 19. Росянка. 20. Непентес

19)Росянка и 20) непентес –

хищные растения

19. Росянка. 20. Непентес

Опишите приспособления хищников к поимке и удержанию жертвы

21.Осьминог

21 .

22. Челюсть акулы

23. Удав

22

24. Лев

25. Брызгун

24

23

26. Паук - крестовик

.

25

27. Удильщик

Рыбы-брызгуны отличаются меткостью, практически всегда поражая «плевком» воды свою цель. Длина «выстрела» составляет 1–2 метра в зависимости от размера рыбы (чем больше, тем дальше). Способность брызгать брызгун приобретает, когда достигает длины всего в 2,5 см. Для стрельбы водой брызгун замирает у поверхности воды прямо под жертвой вверх головой и резким движением жаберных крышек направляет воду по продольной бороздке на нёбе тонкой струйкой или отдельными каплями, в зависимости от положения подвижного кончика языка [1] . Объём «выстреленной» воды зависит от размеров жертвы и может повторяться многократно. Брызгун может и выпрыгнуть из воды, чтобы поймать жертву, если та находится невысоко над водой, но стрельба водой менее энергозатратна.

Прозвище " удильщика " эта рыба получила за свой примечательный отросток на голове у самок. Эта удочка действительно выполняет роль поимки добычи: она снабжена специальной железой, которая заполнена биолюминисцентными бактериями. Удильщик приманивают жертву на этот свет, подвигая удочку к самой пасти. Таким образом, добыча как бы сама заплывает в рот рыбе.

26

27

29.Повелика и растения повилика заразиха

29.Повелика и растения

повилика

заразиха

? Назовите организмы и определите тип взаимоотношений между ними. 2 3 1 5 4 6б 6а

?

Назовите организмы и определите тип взаимоотношений между ними.

2

3

1

5

4

Сделайте вывод о приспособленности организмов к биотическим факторам среды в зависимости от типа этих отношений (в системе «+ 0 -»).

Сделайте вывод о приспособленности организмов к биотическим факторам среды в зависимости от типа этих отношений (в системе «+ 0 -»).


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Биология

Категория: Презентации

Целевая аудитория: 11 класс

Автор: Уманец Ольга Алексеевна

Дата: 01.05.2015

Номер свидетельства: 207400

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства