Практическая работа №24 по биологии для 11 класса (профильное обучение) "Наблюдение и выявление приспособлений у организмов к влиянию биотических факторов"
Практическая работа №24 по биологии для 11 класса (профильное обучение) "Наблюдение и выявление приспособлений у организмов к влиянию биотических факторов"
Слайд1:
Практическаяработа№24 по биологии для 11 класса (профильное обучение) «Наблюдениеивыявлениеприспособленийуорганизмовквлияниюбиотическихфакторов».
Слайд 2:
Цель:
сформировать умение определять приспособленности организмов к биотическим факторам.
Задачи: - образовательные: формирование знаний о различных способах приспособленности организмов к разным формам взаимоотношений; - развивающие: умение работать с учебником,
анализировать, сравнивать, выделять главное, логически мыслить - воспитательные: содействие эстетическому воспитанию, формирование научного мировоззрения.
Слайд3: Заполните таблицу, пользуясь учебником (§6.4), лекцией и презентацией.
Пара организмов
Форма отношений
Приспособления
1а
1б
2а
2б …
Слайд 5-24: представлены пары организмов, их фото, по которым надо определить их приспособление к свойственной им форме отношений.
Слайд 25:
Назовите организмы и определите тип взаимоотношений между ними. Представлены шесть организмов.
Слайд 26
Сделайте вывод о приспособленности организмов к биотическим факторам среды в зависимости от типа этих отношений (в системе «+ 0 -»).
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Практическая работа №24 по биологии для 11 класса (профильное обучение) "Наблюдение и выявление приспособлений у организмов к влиянию биотических факторов" »
Практическая работа №24«Наблюдение и выявление приспособлений у организмов к влиянию биотических факторов».
Цель: сформировать умение определять приспособленности организмов к биотическим факторам.
Задачи:- образовательные: формирование знаний о различных способах приспособленности организмов к разным формам взаимоотношений; - развивающие: умение работать с учебником, анализировать, сравнивать, выделять главное, логически мыслить - воспитательные: содействие эстетическому воспитанию, формирование научного мировоззрения.
Симбиоз
Взаимоотношения
между организмами
Нейтрализм
Антибиоз
Заполните таблицу, пользуясь учебником ( § 6.4), лекцией и презентацией.
Пара организмов
Форма отношений
1а
1б
Приспособления
2а
2б …
2а)Раффлезия – 2б) мухи
3а) растение - 3б)колибри
Зоохория - распространение плодов и семян животными. Различают эпизоохорию — перенос плодов или семян на наружных покровах, эндозоохорию — перенос животными в пищеварительном тракте, синзоохорию — распространение при заготовках животными плодов или семян впрок. В соответствии с этим растения делят на эпи-, эндо- и синзоохоры. У эпизоохоров на плодах или семенах имеются зацепки (крючочки, шипики), слизь или клейкие вещества (например, у череды, липучки, подорожника, омелы). У эндозоохоров сочные плоды или семена, имеющие мясистые выросты (ариллусы) , поедаются животными и при прохождении через пищеварительный тракт не только не повреждаются, но иногда приобретают лучшую всхожесть (например, у вишни, жимолости, граната, бересклета). К синзоохорам относятся, например, лесной орех, кедровые орехи, зерновка злаков. Частный случай синзоохории — мирмекохория — распространение плодов или семян муравьями.
4а) репейник – 4б) собака
5а) муравей - 5б) чистотел
6а)Бобовые растения и 6б) клубеньковые бактерии
7а) Самка горчака – 7б) двустворчатый моллюск
9а) Рыба – ёж и морские хищники
Рыба- ежотдыхает,
иглы прижаты к телу.
Увеличивается в объёмев 2-3 раза (наглатывается воды)
при опасности.
10) Насекомые и насекомоядные птицы
Гусеница пяденицы
Палочники
11а) Кактус «прыгающая голья»
11б) Кактусовые вьюрки
Пустынные животные хорошо приспособились к жизни среди этих красивых, но опасных растений. Животные, как правило, не питаются ими, но умудряются жить среди этих колючих нагромождений. Минуют их только большие животные - олени, пекари, ягуары. Зато кенгуровые и древесные крысы, маленький и быстрый представитель семейства енотов - кошачий хорек, карманчиковая мышь, носуха и другие мелкие животные с невероятной ловкостью снуют среди колючек, а серые белки даже прыгают с одного кактуса на другой. Приспособились к жизни среди колючек и многие птицы. Кактусовый вьюрок, например, гнездится в «прыгающей голье». Среди сплошных иголок обитают американские чижи, коноплянки, желтоголовая синица и множество других мелких птиц. Дятел-джила проделывает даже отверстие в толстой коже кактусов, и самка устраивает там гнездо. Когда слетки дятлов покидают это своеобразное дупло, там поселяется карликовая сова. Затем это отверстие в кактусе быстро зарубцовывается, зарастает.
Заяц-беляк
12а) Заяц – беляк и
12б) лиса
13б) Летучая мышь
15) Брачное поведение оленей
Поединок оленей
16.орёл
Пользуясь фотографиями или рисунками животных(орёл, синица, щегол), определите черты приспособлен-ности к способу добычи в строении клюва у птиц.
18.синица
17.щегол
19)Росянка и 20) непентес –
хищные растения
19. Росянка. 20. Непентес
Опишите приспособления хищников к поимке и удержанию жертвы
21.Осьминог
21.
22. Челюсть акулы
23. Удав
22
24. Лев
25. Брызгун
24
23
26. Паук - крестовик
.
25
27. Удильщик
Рыбы-брызгуны отличаются меткостью, практически всегда поражая «плевком» воды свою цель. Длина «выстрела» составляет 1–2 метра в зависимости от размера рыбы (чем больше, тем дальше). Способность брызгать брызгун приобретает, когда достигает длины всего в 2,5 см. Для стрельбы водой брызгун замирает у поверхности воды прямо под жертвой вверх головой и резким движением жаберных крышек направляет воду по продольной бороздке на нёбе тонкой струйкой или отдельными каплями, в зависимости от положения подвижного кончика языка [1] . Объём «выстреленной» воды зависит от размеров жертвы и может повторяться многократно. Брызгун может и выпрыгнуть из воды, чтобы поймать жертву, если та находится невысоко над водой, но стрельба водой менее энергозатратна.
Прозвище " удильщика " эта рыба получила за свой примечательный отросток на голове у самок. Эта удочка действительно выполняет роль поимки добычи: она снабжена специальной железой, которая заполнена биолюминисцентными бактериями. Удильщик приманивают жертву на этот свет, подвигая удочку к самой пасти. Таким образом, добыча как бы сама заплывает в рот рыбе.
26
27
29.Повелика и растения
повилика
заразиха
?
Назовите организмы и определите тип взаимоотношений между ними.
2
3
1
5
4
6б
6а
Сделайте вывод о приспособленности организмов к биотическим факторам среды в зависимости от типа этих отношений (в системе «+ 0 -»).