Цель: Повторить известные учащимися свойства воды.
Познакомить ещё с одним свойством воды, которого они не замечали:
вода в природе одновременно может находиться в трёх состояниях.
Доказать с помощью опыта, что в воздухе тоже есть вода.
Задачи урока:
Образовательные:
Формирование понятия, что вода необходимое для жизни вещество.
Продолжить обучение детей постановке опытов и формулировке их результатов.
Развивающие:
Продолжить работу по формированию умений учебного сотрудничества – умений договариваться, распределять работу, оценивать свой вклад в общий результат деятельности при работе в группах.
Продолжить формирование умения работать с оглавлением учебника, учебными текстами.
Развитие практического умения поиска информации путём проведения опытов
Развитие умения анализировать, обобщать, делать самостоятельно выводы.
Продолжить работу по формированию у учащихся умения работать с различными источниками информации,
Воспитательные:
Продолжить работу по воспитанию у детей бережного отношения к природе.
Воспитание умения слушать и слышать учителя и одноклассников.
Оборудование и наглядные пособия: Учебник О.Н. Федотова, Г.В. Трафимова, С.А. Трафимов «Окружающий мир» 3 класс (часть 1) стаканы с водой, стеклянный стакан, воронка, бумажный фильтр, пипетка, предметное стекло.
- А теперь я хочу проверить вас, как вы усвоили пройденный материал данного раздела.
а) (фронтальная работа)
- Проведём игру «Сигнальщики». Я зачитываю высказывание. Если оно верное, то вы поднимаете вверх руки, если ложное –хлопаете в ладоши.
1) Верно ли, что телом называют любой объект живой и неживой природы, любые предметы, сделанные руками человека?
2)Можно ли человека называть природным телом? А робота - искусственным телом?
3)Правда ли, что муравей- тело живой природы? А берёза - тело неживой природы?
4)Полярная звезда- это тело неживой природы?
5)Солнце - тело неживой природы?
6)Все тела имеют форму, цвет, размер?
7)Все тела состоят из веществ?
8)Из одного и того же вещества можно сделать несколько тел?
9)Пластмасса - это тело? А пуговица - это вещество?
10)Искусственные тела - это тела, созданные руками человека?
11)Все вещества состоят из мельчайших частиц невидимых глазом?
б) (индивидуальная работа у доски) – а теперь давайте смоделируем то, как располагаются молекулы в твёрдых, жидких и газообразных телах.
Постановка темы и цели урока.
- Кто мне назовёт сегодняшнюю тему урока?
«Почему воду надо беречь»
- Кто перечислит значимость воды? И почему надо её беречь? На этот вопрос мы и должны ответить сегодня на уроке.
- А сейчас прошу вас перечислить уже знакомые из 2 класса свойства воды.
( прозрачна, бесцветна, не имеет вкуса, запаха, обладает текучестью, принимает форму сосуда).
- есть ещё одно замечательное свойство воды, о котором вы не сказали и которое предстоит сегодня выяснить.
Работа над новым материалом.
1)Рассматривание рисунка в учебнике.
- Какое явление природы изображено на рисунке? (ледоход)
- Что лежит на поверхности воды? (лёд)
- Значит, в каком состоянии находится вода? (твёрдом)
- А подо льдом, вода в каком состоянии? (жидком)
- А над водой, что вы видите? (пар)
- То есть, вода в каком состоянии? (газообразном)
- Какой вывод мы сделаем?
2) Формулировка вывода
Вода может одновременно находиться в 3-х состояниях: твёрдом, жидком, газообразном.
В воздухе всегда есть вода в виде пара, он не видим, но его можно обнаружить с помощью опыта. Что мы сейчас и сделаем.
3)Опыт.
(Абсолютно сухую стеклянную банку наполнить кубиками льда, плотно закрыть банку крышкой и выждать некоторое время, пока на внешней стороне банки не образуются капли воды.)
4)Работа по учебнику.
(Пока готовится опыт, дети читают текст учебника с.53-54 до опыта.)
5)Динамический момент.
- Подойдите ко мне и прикоснитесь ладонью до банки со льдом.
6) Наблюдения учащихся.
- Что вы почувствовали?
-Что появилось на стенках банки?
- Откуда взялись капли воды на банке? Ведь лёд находится внутри и закрыт!
(Дети высказывают свои мнения)
7) Объяснение учителя.
Воздух, соприкасаясь с холодными стенками банки, охлаждается. Невидимый пар (газ), который всегда находится в воздухе этого кабинета, преобразуется в капельки воды. Они и оседают на стенках банки.
- Так откуда же взялась вода на стенках банки? (из воздуха)
Закрепление. Работа в ТПО.
1)Коллективная проверка заданий по ТПО.
2)Сообщение о воде. (Читает ученик)
- А где ещё в природе может встречаться вода?
( в облаках, в земле, в растениях, в водоёмах, в человеке и т. д.)
Контроль знаний. (Работа по карточкам, 2 варианта).
Отметь знаком «+» то, что является одной из форм воды:
1 вариант 2 вариант
1.иней 1.вулкан
2.дождь 2.снежинка
3.родник 3.водопад
4. снег 4.туман
5.вулкан 5.иней
6.туман 6.роса
7.облако 7.дым
8.дым 8.озеро
9.роса 9.град
1)Взаимопроверка.
2)Индивидуальная проверка по компьютеру.
- Кто выполнил всё верно?
- У кого 1 ошибка? 2? 3?
- А теперь ответим на вопросы учебника.
(дети по очереди читают вопросы и объясняют)
Итог урока.
- Сколько свойств воды вы можете назвать?
- С каким свойством познакомились сегодня на уроке?
Ледником в горах зовётся,
Лентой серебристой вьётся.
Средь высоких, стройных елей
Рушится потоком селей…
- Так почему же вода - необыкновенное вещество? (имеет много свойств)
- Какие новые открытия о воде вы сделали каждый для себя на сегодняшнем уроке?
8. Домашнее задание.
2) Чтение стихотворения о воде.
Вы, слыхали о воде?
Говорят, она везде!
В луже, в море, в океане
И в водопроводном кране.
Как сосулька, замерзает,
В лес туманом заползает…
Ледником в горах зовётся,
Лентой серебристой вьётся.
Средь высоких, стройных елей
Рушится потоком селей…
На плите у вас кипит,
Паром чайника шипит,
Растворяет сахар в чае.
Мы её не замечаем,
Мы привыкли, что вода-
Наша спутница всегда!
Без неё нам не умыться,
Не наесться, не напиться!
Смею вам я доложить:
Без воды нам не прожить!
Вы её в пруду найдёте
И в сыром лесном болоте,
Путешествует всегда
Наша спутница- вода!
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта по биологии 5 класс»
04.12.15 г.
Урок № 25
Окружающий мир
Тема:«Почему воду надо беречь?».
Цель: Повторить известные учащимися свойства воды.
Познакомить ещё с одним свойством воды, которого они не замечали:
вода в природе одновременно может находиться в трёх состояниях.
Доказать с помощью опыта, что в воздухе тоже есть вода.
Задачи урока:
Образовательные:
Формирование понятия, что вода необходимое для жизни вещество.
Продолжить обучение детей постановке опытов и формулировке их результатов.
Развивающие:
Продолжить работу по формированию умений учебного сотрудничества – умений договариваться, распределять работу, оценивать свой вклад в общий результат деятельности при работе в группах.
Продолжить формирование умения работать с оглавлением учебника, учебными текстами.
Развитие практического умения поиска информации путём проведения опытов
Развитие умения анализировать, обобщать, делать самостоятельно выводы.
Продолжить работу по формированию у учащихся умения работать с различными источниками информации,
Воспитательные:
Продолжить работу по воспитанию у детей бережного отношения к природе.
Воспитание умения слушать и слышать учителя и одноклассников.
Оборудование и наглядные пособия: Учебник О.Н. Федотова, Г.В. Трафимова, С.А. Трафимов «Окружающий мир» 3 класс (часть 1) стаканы с водой, стеклянный стакан, воронка, бумажный фильтр, пипетка, предметное стекло.
- А теперь я хочу проверить вас, как вы усвоили пройденный материал данного раздела.
а) (фронтальная работа)
- Проведём игру «Сигнальщики». Я зачитываю высказывание. Если оно верное, то вы поднимаете вверх руки, если ложное –хлопаете в ладоши.
1) Верно ли, что телом называют любой объект живой и неживой природы, любые предметы, сделанные руками человека?
2)Можно ли человека называть природным телом? А робота - искусственным телом?
3)Правда ли, что муравей- тело живой природы? А берёза - тело неживой природы?
4)Полярная звезда- это тело неживой природы?
5)Солнце - тело неживой природы?
6)Все тела имеют форму, цвет, размер?
7)Все тела состоят из веществ?
8)Из одного и того же вещества можно сделать несколько тел?
9)Пластмасса - это тело? А пуговица - это вещество?
10)Искусственные тела - это тела, созданные руками человека?
11)Все вещества состоят из мельчайших частиц невидимых глазом?
б) (индивидуальная работа у доски) – а теперь давайте смоделируем то, как располагаются молекулы в твёрдых, жидких и газообразных телах.
Постановка темы и цели урока.
- Кто мне назовёт сегодняшнюю тему урока?
«Почему воду надо беречь»
- Кто перечислит значимость воды? И почему надо её беречь? На этот вопрос мы и должны ответить сегодня на уроке.
- А сейчас прошу вас перечислить уже знакомые из 2 класса свойства воды.
( прозрачна, бесцветна, не имеет вкуса, запаха, обладает текучестью, принимает форму сосуда).
- есть ещё одно замечательное свойство воды, о котором вы не сказали и которое предстоит сегодня выяснить.
Работа над новым материалом.
Рассматривание рисунка в учебнике.
- Какое явление природы изображено на рисунке? (ледоход)
- Что лежит на поверхности воды? (лёд)
- Значит, в каком состоянии находится вода? (твёрдом)
- А подо льдом, вода в каком состоянии? (жидком)
- А над водой, что вы видите? (пар)
- То есть, вода в каком состоянии? (газообразном)
- Какой вывод мы сделаем?
2) Формулировка вывода
Вода может одновременно находиться в 3-х состояниях: твёрдом, жидком, газообразном.
В воздухе всегда есть вода в виде пара, он не видим, но его можно обнаружить с помощью опыта. Что мы сейчас и сделаем.
Опыт.
(Абсолютно сухую стеклянную банку наполнить кубиками льда, плотно закрыть банку крышкой и выждать некоторое время, пока на внешней стороне банки не образуются капли воды.)
4)Работа по учебнику.
(Пока готовится опыт, дети читают текст учебника с.53-54 до опыта.)
5)Динамический момент.
- Подойдите ко мне и прикоснитесь ладонью до банки со льдом.
6) Наблюдения учащихся.
- Что вы почувствовали?
-Что появилось на стенках банки?
- Откуда взялись капли воды на банке? Ведь лёд находится внутри и закрыт!
(Дети высказывают свои мнения)
7) Объяснение учителя.
Воздух, соприкасаясь с холодными стенками банки, охлаждается. Невидимый пар (газ), который всегда находится в воздухе этого кабинета, преобразуется в капельки воды. Они и оседают на стенках банки.
- Так откуда же взялась вода на стенках банки? (из воздуха)
Закрепление. Работа в ТПО.
Коллективная проверка заданий по ТПО.
Сообщение о воде. (Читает ученик)
- А где ещё в природе может встречаться вода?
( в облаках, в земле, в растениях, в водоёмах, в человеке и т. д.)
Контроль знаний. (Работа по карточкам, 2 варианта).
Отметь знаком «+» то, что является одной из форм воды:
1 вариант 2 вариант
1.иней 1.вулкан
2.дождь 2.снежинка
3.родник 3.водопад
4. снег 4.туман
5.вулкан 5.иней
6.туман 6.роса
7.облако 7.дым
8.дым 8.озеро
9.роса 9.град
Взаимопроверка.
2)Индивидуальная проверка по компьютеру.
- Кто выполнил всё верно?
- У кого 1 ошибка? 2? 3?
- А теперь ответим на вопросы учебника.
(дети по очереди читают вопросы и объясняют)
Итог урока.
- Сколько свойств воды вы можете назвать?
- С каким свойством познакомились сегодня на уроке?
Ледником в горах зовётся, Лентой серебристой вьётся.
Средь высоких, стройных елей
Рушится потоком селей…
- Так почему же вода - необыкновенное вещество? (имеет много свойств)
- Какие новые открытия о воде вы сделали каждый для себя на сегодняшнем уроке?
8. Домашнее задание.
2) Чтение стихотворения о воде.
Вы, слыхали о воде?
Говорят, она везде!
В луже, в море, в океане
И в водопроводном кране.
Как сосулька, замерзает,
В лес туманом заползает…
Ледником в горах зовётся, Лентой серебристой вьётся.