Технологические карты уроков по биологии 7 класса в соответствии с ФГОС
Технологические карты уроков по биологии 7 класса в соответствии с ФГОС
С сентября 2013 года педагогические работники образовательных организаций округа начали обучение на курсах по ФГОС ООО. Занятия проводят преподаватели Центра развития образования г.Самары.
Темы, которые рассматриваются педагогами на курсах, касаются нормативно-правовой базы введения ФГОС, использования системно-деятельностного подхода и педагогических технологий.
В рамках деятельностного подхода учителям предложено разрабатывать технологическу ю карту урока.Что это такое?
Понятие «технологическая карта» пришло в образование из промышленности. Технологическая карта — технологическая документация в виде карты, листка, содержащего описание процесса изготовления, обработки, производства определённого вида продукции, производственных операций, применяемого оборудования, временного режима осуществления операций.
Технологическая карта в дидактическом контексте представляет проект учебного процесса, в котором представлено описание от цели до результата с использованием инновационной технологии работы с информацией.
Обучение с использованием технологической карты позволяет организовать эффективный учебный процесс, обеспечить реализацию предметных, метапредметных и личностных умений (универсальных учебных действий), в соответствии с требованиями ФГОС второго поколения, существенно сократить время на подготовку учителя к уроку.
Технологической карте присущи следующие отличительные черты: интерактивность, структурированность, алгоритмичность при работе с информацией, технологичность и обобщённость.
Задача технологической карты урока - отразить деятельностный подход в обучении. Это способ графического проектирования урока. Формы таких карт могут быть самыми разнообразными.
Структура технологической карты включает:
название темы с указанием часов, отведенных на ее изучение
цель освоения учебного содержания
планируемые результаты (личностные, предметные, метапредметные, информационно-интеллектуальную компетентность и УУД)
метапредметные связи и организацию пространства (формы работы и ресурсы)
основные понятия темы
технологию изучения указанной темы (на каждом этапе работы определяется цель и прогнозируемый результат, даются практические задания на отработку материала и диагностические задания на проверку его понимания и усвоения)
контрольное задание на проверку достижения планируемых результатов
Технологическая карта позволяет увидеть учебный материал целостно и системно, проектировать образовательный процесс по освоению темы с учётом цели освоения курса, гибко использовать эффективные приёмы и формы работы с детьми на уроке, согласовать действия учителя и учащихся, организовать самостоятельную деятельность школьников в процессе обучения; осуществлять интегративный контроль результатов учебной деятельности.
Технологическая карта позволит учителю:
реализовать планируемые результаты ФГОС второго поколения;
определить универсальные учебные действия, которые формируются в процессе изучения конкретной темы, всего учебного курса;
системно формировать у учащихся универсальные учебные действия;
осмыслить и спроектировать последовательность работы по освоению темы от цели до конечного результата;
определить уровень раскрытия понятий на данном этапе и соотнести его с дальнейшим обучением (вписать конкретный урок в систему уроков);
проектировать свою деятельность на четверть, полугодие, год посредством перехода от поурочного планирования к проектированию темы;
освободить время для творчества - использование готовых разработок по темам освобождает учителя от непродуктивной рутинной работы,
определить возможности реализации межпредметных знаний (установить связи и зависимости между предметами и результатами обучения);
на практике реализовать метапредметные связи и обеспечить согласованные действия всех участников педагогического процесса;
выполнять диагностику достижения планируемых результатов учащимися на каждом этапе освоения темы.
решить организационно-методические проблемы (замещение уроков, выполнение учебного плана и т. д.);
соотнести результат с целью обучения после создания продукта — набора технологических карт.
обеспечить повышение качества образования.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Деятельностный компонент урока (на уровне учебных действий)
Ценностный компонент урока
Творческий компонент урока
Смысловые блоки содержания
Познавательные задачи для обучающихся
1.Организационно - мотивационный этап урока
Сообщение цели урока
Формирование понятий об особенностях строения и жизнедеятельности различных представителей класса Жгутиконосцев
Сообщение задач урока
Научится определять место класса Жгутиконосцев в систематике и познакомится с промежуточным положением эвглены между растениями и животными, выделять главное, сравнивать, обобщать, делать соответствующие выводы.
Получит возможность познакомиться с основными представителями класса Жгутиконосцев, и средой их обитания.
Создание мотивационной установки
Мы начинаем изучение темы Жгутиконосцы и познакомимся с его представителем эвгленой зеленой.
2.Процессуально - содержательный этап урока
Сегодня мы будем работать по командам.
Разбейтесь, пожалуйста, на 6 групп. Каждая группа получает задание на карточке.
Вы ищите ответы в параграфе, затем представитель от команды выйдет к доске и расскажет о том, что узнали.
И так, задание первой команды:
проведите классификацию эвглены зеленой (подцарство, тип, класс, вид.) и определите место обитание, внешний вид (форма тела, жгутик, клеточный рот) и движение эвглены зеленой.
Промежуточное положение эвглены зеленой между растениями и животными. Признаки растений и животных.
Шестое задание: Колониальные жгутиковые: вольвокс и гониум (строение, размножение).
Место обитания: водоемы.
Форма тела: веретеновидное, постоянное.
Движение: за счет вращения жгутика.
Ученик отвечает и рисует на доске эвглену зеленую, отмечая на рисунке спрашиваемые органеллы. Остальные зарисовывают в тетрадь.
Питание:
Автотрофное – на свету с помощью хлорофилла.
Гетеротрофное – в темноте, с помощью рта.
Дыхание всем телом.
Выделение с помощью сокр. вакуоли.
Размножение бесполое – деление вдоль продольной оси.
Эвглена зеленая занимает промежуточное положение между растениями и животными потому, что….
Колониальные жгутиконосцы: вольвокс и гониум.
3.Этап закрепления
И так, мы с вами изучили еще одного представителя Подцарства Одноклеточных – Эвглену зеленую. У нее есть свои приспособления и особенности. Давайте еще раз вспомним какие.
4. Рефлексия
Прием «Радуга успеха»
Какое у вас настроение на конец урока?
Узнали ли вы что-то новое и интересное?
Выражают свои мысли
5. Объяснение домашнего задания
Обязательное задание
Дополнительное задание (по желанию и по выбору)
Биология 7 класс. Технологическая карта урока № 10 по теме: Класс Инфузории
Лабораторная работа №1 Строение и передвижение инфузории-туфельки
Тип урока: открытие новых знаний
Форма урока: Лабораторная работа
УУД: Регулятивные: принимать решения в проблемной ситуации на основе переговоров, прилагать волевые усилия и преодалевать трудности и препятствия на пути достижения целей. Личностные: оценивание усваиваемого содержания (исходя из социальных и личностных ценностей), обеспечивающее личностный моральный выбор. Коммуникативные: аргументировать свою точку зрения, вступать в диалог, а также устанавливать в коллективном возбуждении проблем, участвовать в дискуссии и аргументировать свою позицию.
Планируемые образовательные результаты: Предметные: Систематизировать знания учащихся о строении и жизнедеятельности инфузории-туфельки; сформировать о ее значении. Метапредметные: Умение работать с источниками биологической информации, умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии, сравнивать разные точки зрения. Личностные: Формирование ответственного отношения обучению, умение самостоятельно приобрести знания, способность к самоконтролю.
1. Актуализация
Определение цели урока через мотивацию
Создание условий для эффективного усвоения знаний о строении одноклеточного организма.
сами формулируют задачи урока
2.Открытие нового знания
Лабораторная работа
Использование готовых препаратов.
Знакомство со строением
Работают в паре самостоятельно. Смотрят клетки в микроскоп, делают рисунки и подписи к ним. Выводы строят.
3.Первичная проверка понимания изученного
Учитель задает вопросы в форме «Вопрос-ответ».
Отвечают на вопросы.
4.Итог урока
Организует беседу с классом по вопросам:
1.Достигли ли вы цели урока?
2.Что было главным на уроке?
3.Какие затруднения у вас возникли при работе на уроке?
4. Что нового вы узнали?
5.Что было интересным?
6. Чему научились?
5.Рефлексия
Высказывание обучающихся по вопросу:
Будут ли Вами востребованы знания по строению клеток растений.
Выполняют задание учителя.
Биология 7 класс. Технологическая карта урока № 11 по теме: Значение простейших.
Тип учебного занятия по дидактической цели – обобщения, закрепления и систематизации знаний
Оборудование: учебник, презентация, ФЦИОР
Планируемые результаты: учащиеся получают представления о многообразии и жизнедеятельности одноклеточных и их роли в биосфере.
Личностная значимость изучаемого материала для школьников: профилактика малярии и других паразитарных заболеваний– соблюдение гигиенических правил, необходимость прививок. Бережное отношение к своему здоровью.
Базовое содержание урока
Деятельностный компонент урока (на уровне учебных действий)
Ценностный компонент урока
Творческий компонент урока
Смысловые блоки содержания
Познавательные задачи для обучающихся
1.Организационно - мотивационный этап урока
Создание мотивационной установки
В семье голландского ремесленника в 1632 году родился мальчик, который получил имя Антони. Мальчик вырос, и родители определили его к суконщику “зарабатывать деньги”, но мальчика привлекали стеклянные шарики, рассматривая через них предметы, те приобретали странные формы. Все свободные минуты Антони шлифовал линзы. В конце концов, он отшлифовал линзу, которая увеличивала в 270 раз. Знакомые посмеивались над ним, однако так начался путь Левенгука к научной славе.
Мы совершим с вами непродолжительное трансвековое путешествие. Послушайте отрывок из его письма к членам Лондонского: королевского общества: “… Одни носились по воде как рыбки, другие – вращались как бы в вихре, числом их было гораздо больше, третьи носились туда и сюда, подобно тучам летающих комаров и мушек. Мне казалось, что их несколько тысяч в рассматриваемой капле, которая была величиной не более песчинки...” То были одноклеточные животные! Разрешите эти слова А. Левенгука определить эпиграфом нашего урока: “Многообразие и значение простейших”.
Высказывают свое мнение и предлагают всевозможные способы
2.Процессуально - содержательный этап урока
3.Этап закрепления
1. Какие особенности характерны для представителей Подцарства Одноклеточные? Состоят из одной клетки, есть цитоплазма, ядро.
2. Какие жизненные свойства характерны для одноклеточных организмов? Дыхание, питание, выделение, движение, размножение.
3. Каковы способы питания одноклеточных? Автотрофный, гетеротрофный, миксотрофный.
4. Какие специальные органоиды имеются у простейших для питания? Пищеварительная вакуоль, клеточный рот, клеточная глотка.
5. Объясните явление. Водоем, населенный простейшими, высох. Пошли дожди, заполнили его, в водоеме вновь появились простейшие. Неблагоприятные условия простейшие переносят в состоянии цисты, а с наступлением благоприятных условий вновь возобновляют свою жизнедеятельность.
6. Какие колониальные простейшие вам известны. В чем преимущество колониальных организмов? Вольвокс. Увеличивается скорость движения к более благоприятным местам. Пища, захваченная одним из членов колонии, становится общей.У более крупных колониальных организмов меньше врагов, чем у отдельных клеток.
7. В пазухах листьев высокой пальмы скопилась вода. Через некоторое время в ней были обнаружены те же простейшие, что и в расположенном рядом озере. Каким образом они могли «взобраться» на пальму? Цисты простейших занес в пазухи листьев ветер.
О каком заболевании идёт речь, кто или что является причиной данного заболевания?
А. И. Куприн. «Олеся» (цит.) «Ровно шесть дней била меня неотступная ужасная полесская лихорадка. Днём недуг как будто затихал, и ко мне возвращалось сознание. Тогда, совершенно изнурённый болезнью, я еле-еле бродил по комнате с болью и слабостью в коленях; при каждом более сильном движении кровь приливала горячей волной к голове и застилала мраком все предметы перед моими глазами. Вечером же, обыкновенно около семи часов, как буря, налетал на меня приступ болезни, и я проводил в постели ужасную, длинную, как столетие, ночь, то трясясь под одеялом от холода, то пылая невыносимым жаром. Едва только дремота касалась меня, нелепые, мучительно-пёстрые сновидения начинали играть моим разгорячённым мозгом. Все мои грёзы были полны мелочных, микроскопических деталей, громоздившихся… и цеплявшихся одна за другую в безобразной сутолоке».
Рассказать о цикле развития малярийного плазмодия.
Задание 1.
Составьте памятку «Профилактика заболеваний, вызываемых простейшими животными» – работа с текстом учебника; использование знаний, полученных самостоятельно из дополнительной литературы и из повседневной жизни.
Пример: 1. Пить только кипяченую воду.
2. Не купаться в водоемах со стоячей, загрязненной водой.
3. Соблюдать правила личной гигиены. Мыть руки после работы с землей, общения с животными.
4. Делать предупредительные прививки перед поездкой в тропические страны.
Задание 2.
1.) особенности жизнедеятельности амёбы
2.) особенности строения амёбы
Прочитайте стихотворение, найдите в тексте:
Амёба обитает в пресных водах, На самом дне, где илистая муть. В среде, где очень мало кислорода Амёба ищет свой особый путь.
Обычные амёбы меньше точки, Но делятся, однако, и живут. Притом морские мелкие комочки И горы меловые создают.
Движение посредством ложноножек Увидеть можно только в микроскоп: Течёт в мешочке из мембранной кожи Густая цитоплазма, как сироп.
В растворе соли клеточка сжималась, Как будто тельце ощущало боль, При этом учащенно сокращалась, Выталкивая жидкость, вакуоль.
Задание 3.
Из имеющихся макетов органоидов клеток простейших составить модели клеток амёбы, инфузории и эвглены
Модели клеток крепятся на доске при помощи магнитов. Органоиды нарисованы и вырезаны из бумаги, приклеиваются на модель клетки с помощью двухстороннего скотча.
4. Рефлексия
Прием «Итоговый круг»
Выражают свое эмоциональное настроение
5. Объяснение домашнего задания
Обязательное задание
Дополнительное задание (по желанию и по выбору)
Индивидуальные задания
Предлагаются три задания различного уровня сложности – на выбор. Время выполнения 7–8 минут
Задание 1. Оценка «удовлетворительно»
Назвать части организма (клетки) амебы обыкновенной по таблице, у доски
Задание 2
На рисунке, обозначить цифрами
органоиды инфузории туфельки.
Задание 2. Оценка «хорошо».
Рисунок 1
1. Перечислите изображенных представителей простейших.
2.Какой способ передвижения у амебы? У эвглены?
3. Какие типы питания встречаются среди жгутиковых?
4.Из каких веществ построена раковина саркожгутиконосцев?
1. Что произойдет с амебой, если поместить ее в пробирку с прокипяченной и охлажденной до комнатной температуры водой?
2. Какая бы опасность грозила бы пресноводным простейшим в случае отсутствия у них сократительных вакуолей?
3. В ходе опытов отметили, что эвглена зеленая всегда плывет в более светлую часть водоема, инфузория-туфелька- из капли соленой воды в чистую воду, из капли чистой воды в каплю с бактериями. Что общего между этими явлениями?
4.Амеб поместили в пробирку с предварительно прокипяченной водой, охлажденной потом в закрытой пробирке до комнатной температуры. Что произойдет с амебами? Почему?
5. В кишечнике человека паразитирует крупная инфузория балантидий. В отличие от инфузории туфельки, у нее нет клеточного рта, глотки и пищеварительных вакуолей. Объясните почему?
6. В цитоплазме морских простейших лучевиков (радиолярий) живут одноклеточные зеленые водоросли – зоохлореллы. Какое значение для простейших и водорослей имеет такая форма сожительства?
7. Дизентерия, малярия, кокцидиоз, лямблиоз, лейшманиоз. Что общего между всеми этими заболеваниями?
8. В желудке жвачных млекопитающих – коров, овец, оленей, – питающихся грубой растительной пищей, живут особые инфузории. Общая их масса в желудке коровы достигает 3 кг. Какова роль этих инфузорий в жизни жвачных млекопитающих?
Биология 7 класс. Технологическая карта урока № 12 по теме: Обобщение по теме «Подцарство Простейшие, или Одноклеточные»