kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Технологическая карта по биологии. 5 класс. Тема: Значение растений в природе и жизни человека.

Нажмите, чтобы узнать подробности

 

Технологическая карта урока 5 класса

Автор составитель Колокоцкая Зинаида Николаевна, учитель биологии МБОУ «Тяжинской средней общеобразовательной школы №1»

Тема: Значение растений в природе и жизни человека. ( Курс «Биология. Введение в биологию»; Авторы: Н.И.Сонин, А.А.Плешаков; 5 класс; учебник УМК «Сфера жизни», изд-во «Дрофа»)

Тип урока: изучение нового материала

Базовые технологии: личностно-деятельностное обучение, методы проблемно-диалогического обучения.

Результаты: 

личностные

метапредметные

предметные

Ценностное отношение к умению работать в коллективе и находить согласованные решения.

Понимание значимости собственных умений  в совместной познавательной деятельности.

Познавательные и регулятивные универсальные учебные действия:

• самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;

• поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска;

• структурирование знаний;

• осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;

 • смысловое чтение,  извлечение необходимой информации из   текста; определение основной и второстепенной информации;

• моделирование,  выделение существенных характеристик объекта;

• синтез — составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов;

• установление причинно - следственных связей;

• построение логической цепочки рассуждений, анализ истинности утверждений.

Коммуникативные универсальные учебные действия:

• умение планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками;

• умение управлять поведением партнёра — контроль, коррекция, оценка его действий;

• умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Базовый  уровень - по стандарту и программе:

  • ученик должен знать существевенные признаки строения и жизнедеятельности растений, признаки представителей, различать  изученные объекты на таблицах, рисунках, объяснять роль растений в природе и жизни человека.

Повышенный уровень:

  • ученик получит возможность научиться использовать дополнительные источники информации (энциклопедию, справочную литературу, готовить  сообщения)

Цель: ученик осознает ценностное отношение к совместной познавательной деятельности по построению и моделированию понятия о значении растений в природе и жизни человека.

Этап урока и его цель

Результат

Деятельность

педагога

Деятельность

обучающихся

Комментарий

  1. Организационный момент (самоопределение к деятельности)

( 1 минута)

Цель: организация самооценки обучающимися готовности к предстоящей деятельности на уроке.

Самооценка готовности к уроку. (Р)

Формирование  у обучающихся

ответственного отношения к уроку. (П) 

Приветствует учащихся с целью создания благоприятной атмосферы урока.

Предлагает обучающимся оценить их готовность к уроку.

Выполняют самооценку готовности по критериям: правильность выбора учебных принадлежностей (учебник, тетрадь, дневник, пишущие принадлежности, линейка), правильность и аккуратность расположения предметов на парте, самостоятельность подготовки, настрой на урок.

2.Актуализация знаний.  (6 минут)

Цель: организация восприятия задания обучающимися.

Самоопределение школьника, основанное на желании осваивать учебный материал, на осознании потребности его изучения и постановки личностно значимой цели деятельности. (Р)

Приучение обучающихся слушать,  воспринимать  задание, видеть проблему и планировать ее решение.

(П) 

  1. Создает для учеников проблемную ситуацию.

- Сегодня в школу пришло инопланетное письмо. Текст письма следующий:

Наша планета в опасности! Она на грани гибели, и только вы, земляне, можете нам помочь! Только вы владеете космической тайной ! Мы – космические путешественники, много лет назад покинули прекрасную планету Гринетту. Вернулись мы на гибнущую планету, где задыхаются жители, которая из зеленой превратилась в серую. Спасти нас может только раскрытие тайны. Нам стало известно, что на Земле этой тайной владеет каждый пятиклассник. С вашей помощью мы хотим понять, что произошло с нашей планетой. Ждем  информации о том, как нам восстановить свою планету. Что вы нам посоветуете.

Задает вопрос, который выявляет разные мнения учеников класса, сталкивая их: чего не хватает жителям планеты.

2. Подводит учеников к проблемному вопросу: можно ли жить без растений?

Слушают учителя

Высказывают свои предположения.

3. Введение нового знания. (10 минут)

Цель: организация совместного открытия нового знания (продуктивного чтения нового текста; восприятия нового материала и т. п.), правильного выполнения задания и проговаривания нового знания в речи.

Предлагает ученикам составить логическую схему по тексту учебника.

      Растительный покров земли

Дикорастущие растения       ?

Растения — которые.          Растения — которые.   

Предлагает помочь жителям планеты Гринетты,  понять, что произошло с их планетой, как  ее восстановить.

Разбивает учеников на группы.  

Объясняет алгоритм выполнения задания в группах по выявлению значений растений в природе и для человека.

Задание для 1 группы.

1.Представители пищевых растений.

2. Значение пищевых растений.

Задание для 2 группы:

1. Представители кормовых растений.

2. Значение кормовых растений.

Задание для 3 группы:

1.Представители технических растений.

2.Значение технических растений.

Задание для 3 группы:

1. Представители декоративных растений.

2. Значение декоративных растений.

Задание для 4 группы:

1. Представители лекарственных растений.

2. Значение лекарственных растений.

Контролирует скорость выполнения задания, правильность, эстетичность записей,  контролирует корректность учебных диалогов между обучающимися.

Осмысливают задание. Работаю с текстом,  находят нужную для решения информацию, преобразуют  информацию в свое решение, записывают решение и подготавливают устный ответ, выполняют схематические рисунки, учатся структурировать материал.

4. Воспроизведение нового знания. (15 минут)

Цель: организация совместной деятельности  по составлению общей схемы значения растений в природе и жизни человека

Выполнение и представление задания. (Р)

Организует выступление представителей групп, координирует очередность выступлений.

Предлагает презентовать свои результаты деятельности  на доске, достраивая образную  модель  планеты  Гринетты советами для ее восстановления. (На плакате нарисованная модель планеты, обучающиеся записывают советы на заготовленных шаблонах цветов и наклеивают на модель).

  1. Прикрепляют  созданные продукты, презентуют, разъясняют непонятное.
  1.  

5.Закрепление.

(5 минут)

Цель: организация  правильного выполнения задания и проговаривания нового знания в речи.

Приобретенные знания и умения, необходимые для решения  обозначенного ситуативного задания. (Р)

Предлагает учащимся, используя материал урока, ответить на вопрос «За что я хочу сказать спасибо растениям?» Подводит обучающихся к решению проблемного вопроса:  «Можно ли жить без растений?».

Отвечают на вопрос. Вступают в активное обсуждение, отстаивают свою точку зрения, слушают аргументы, обобщают, делают вывод по проблеме.

6. Рефлексия деятельности на уроке (2 минуты)

Цель: научить соотносить результат с поставленной целью в собственной деятельности.

Умение анализировать и оценивать успешность своей деятельности. (Р)

В конце урока подводятся его итоги, обсуждение того, что узнали, и того, как работали – т.е. каждый оценивает свой вклад в достижение поставленных в начале урока целей, свою активность, эффективность работы класса, увлекательность и полезность выбранных форм работы.

«Рефлексивный экран»

1. Сегодня я узнал…

2. Было интересно…

3. Было трудно…

4. Я выполнял задания…

5. Я понял, что…

6. Теперь я могу…

7. Я почувствовал, что…

8. Я приобрел…

9. Я научился…

10. Я меня получилось …

11. Я смог…

12. Я попробую…

13. Меня удивило…

14. Урок дал мне для жизни…

  1.  Мне захотелось…

Ребята по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске.

7. Домашнее задание

(1 минута)

Задает домашнее задание, поясняет его выполнение.

Прочитать стр.88-90, ответить на вопросы. Подготовить творческие задания: составить памятку правил «Как нужно вести себя в лесу», приготовить сообщения о растениях региона, занесенных в Красную книгу.

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта по биологии. 5 класс. Тема: Значение растений в природе и жизни человека.»


Технологическая карта урока 5 класса

Автор составитель Колокоцкая Зинаида Николаевна, учитель биологии МБОУ «Тяжинской средней общеобразовательной школы №1»


Тема: Значение растений в природе и жизни человека. ( Курс «Биология. Введение в биологию»; Авторы: Н.И.Сонин, А.А.Плешаков; 5 класс; учебник УМК «Сфера жизни», изд-во «Дрофа»)

Тип урока: изучение нового материала

Базовые технологии: личностно-деятельностное обучение, методы проблемно-диалогического обучения.

Результаты:

личностные

метапредметные

предметные

Ценностное отношение к умению работать в коллективе и находить согласованные решения.

Понимание значимости собственных умений в совместной познавательной деятельности.

Познавательные и регулятивные универсальные учебные действия:

• самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;

• поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска;

• структурирование знаний;

• осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;

• смысловое чтение, извлечение необходимой информации из текста; определение основной и второстепенной информации;

• моделирование, выделение существенных характеристик объекта;

• синтез — составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов;

• установление причинно - следственных связей;

• построение логической цепочки рассуждений, анализ истинности утверждений.

Коммуникативные универсальные учебные действия:

• умение планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками;

• умение управлять поведением партнёра — контроль, коррекция, оценка его действий;

• умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Базовый уровень - по стандарту и программе:

  • ученик должен знать существевенные признаки строения и жизнедеятельности растений, признаки представителей, различать изученные объекты на таблицах, рисунках, объяснять роль растений в природе и жизни человека.

Повышенный уровень:

  • ученик получит возможность научиться использовать дополнительные источники информации (энциклопедию, справочную литературу, готовить сообщения)


Цель: ученик осознает ценностное отношение к совместной познавательной деятельности по построению и моделированию понятия о значении растений в природе и жизни человека.



Этап урока и его цель

Результат

Деятельность

педагога

Деятельность

обучающихся

Комментарий


  1. Организационный момент (самоопределение к деятельности)

( 1 минута)

Цель: организация самооценки обучающимися готовности к предстоящей деятельности на уроке.

Самооценка готовности к уроку. (Р)

Формирование у обучающихся

ответственного отношения к уроку. (П)

Приветствует учащихся с целью создания благоприятной атмосферы урока.

Предлагает обучающимся оценить их готовность к уроку.




Выполняют самооценку готовности по критериям: правильность выбора учебных принадлежностей (учебник, тетрадь, дневник, пишущие принадлежности, линейка), правильность и аккуратность расположения предметов на парте, самостоятельность подготовки, настрой на урок.



2.Актуализация знаний. (6 минут)

Цель: организация восприятия задания обучающимися.


Самоопределение школьника, основанное на желании осваивать учебный материал, на осознании потребности его изучения и постановки личностно значимой цели деятельности. (Р)

Приучение обучающихся слушать, воспринимать задание, видеть проблему и планировать ее решение.

(П)

1. Создает для учеников проблемную ситуацию.

- Сегодня в школу пришло инопланетное письмо. Текст письма следующий:

Наша планета в опасности! Она на грани гибели, и только вы, земляне, можете нам помочь! Только вы владеете космической тайной ! Мы – космические путешественники, много лет назад покинули прекрасную планету Гринетту. Вернулись мы на гибнущую планету, где задыхаются жители, которая из зеленой превратилась в серую. Спасти нас может только раскрытие тайны. Нам стало известно, что на Земле этой тайной владеет каждый пятиклассник. С вашей помощью мы хотим понять, что произошло с нашей планетой. Ждем информации о том, как нам восстановить свою планету. Что вы нам посоветуете.

Задает вопрос, который выявляет разные мнения учеников класса, сталкивая их: чего не хватает жителям планеты.

2. Подводит учеников к проблемному вопросу: можно ли жить без растений?

Слушают учителя





















Высказывают свои предположения.


3. Введение нового знания. (10 минут)

Цель: организация совместного открытия нового знания (продуктивного чтения нового текста; восприятия нового материала и т. п.), правильного выполнения задания и проговаривания нового знания в речи.


Предлагает ученикам составить логическую схему по тексту учебника.

Растительный покров земли


Дикорастущие растения ?

Растения — которые.... Растения — которые....


Предлагает помочь жителям планеты Гринетты, понять, что произошло с их планетой, как ее восстановить.


Разбивает учеников на группы.

Объясняет алгоритм выполнения задания в группах по выявлению значений растений в природе и для человека.

Задание для 1 группы.

1.Представители пищевых растений.

2. Значение пищевых растений.

Задание для 2 группы:

1. Представители кормовых растений.

2. Значение кормовых растений.

Задание для 3 группы:

1.Представители технических растений.

2.Значение технических растений.

Задание для 3 группы:

1. Представители декоративных растений.

2. Значение декоративных растений.

Задание для 4 группы:

1. Представители лекарственных растений.

2. Значение лекарственных растений.


Контролирует скорость выполнения задания, правильность, эстетичность записей, контролирует корректность учебных диалогов между обучающимися.

Осмысливают задание. Работаю с текстом, находят нужную для решения информацию, преобразуют информацию в свое решение, записывают решение и подготавливают устный ответ, выполняют схематические рисунки, учатся структурировать материал.


4. Воспроизведение нового знания. (15 минут)

Цель: организация совместной деятельности по составлению общей схемы значения растений в природе и жизни человека

Выполнение и представление задания. (Р)


Организует выступление представителей групп, координирует очередность выступлений.

Предлагает презентовать свои результаты деятельности на доске, достраивая образную модель планеты Гринетты советами для ее восстановления. (На плакате нарисованная модель планеты, обучающиеся записывают советы на заготовленных шаблонах цветов и наклеивают на модель).

  1. Прикрепляют созданные продукты, презентуют, разъясняют непонятное.



5.Закрепление.

(5 минут)

Цель: организация правильного выполнения задания и проговаривания нового знания в речи.

Приобретенные знания и умения, необходимые для решения обозначенного ситуативного задания. (Р)


Предлагает учащимся, используя материал урока, ответить на вопрос «За что я хочу сказать спасибо растениям?» Подводит обучающихся к решению проблемного вопроса: «Можно ли жить без растений?».

Отвечают на вопрос. Вступают в активное обсуждение, отстаивают свою точку зрения, слушают аргументы, обобщают, делают вывод по проблеме.


6. Рефлексия деятельности на уроке (2 минуты)

Цель: научить соотносить результат с поставленной целью в собственной деятельности.

Умение анализировать и оценивать успешность своей деятельности. (Р)


В конце урока подводятся его итоги, обсуждение того, что узнали, и того, как работали – т.е. каждый оценивает свой вклад в достижение поставленных в начале урока целей, свою активность, эффективность работы класса, увлекательность и полезность выбранных форм работы.

«Рефлексивный экран»

1. Сегодня я узнал…

2. Было интересно…

3. Было трудно…

4. Я выполнял задания…

5. Я понял, что…

6. Теперь я могу…

7. Я почувствовал, что…

8. Я приобрел…

9. Я научился…

10. Я меня получилось …

11. Я смог…

12. Я попробую…

13. Меня удивило…

14. Урок дал мне для жизни…

  1. Мне захотелось…

Ребята по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске.









7. Домашнее задание

(1 минута)



Задает домашнее задание, поясняет его выполнение.

Прочитать стр.88-90, ответить на вопросы. Подготовить творческие задания: составить памятку правил «Как нужно вести себя в лесу», приготовить сообщения о растениях региона, занесенных в Красную книгу.








Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Биология

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Колокоцкая Зинаида Николаевна

Дата: 29.11.2016

Номер свидетельства: 363984

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(131) "Технологическая карта урока по теме "Значение водорослей"  ОС "Школа 2100" "
    ["seo_title"] => string(82) "tiekhnologhichieskaia-karta-uroka-po-tiemie-znachieniie-vodorosliei-os-shkola-2100"
    ["file_id"] => string(6) "145012"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1418831510"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(167) "Технологическая карта к уроку биологии. Тема: Значение растений в природе и жизни человека."
    ["seo_title"] => string(80) "tiekhnologhichieskaia_karta_k_uroku_biologhii_tiema_znachieniie_rastienii_v_prir"
    ["file_id"] => string(6) "363971"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1480438856"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(150) "Технологическая карта урока биологии в 5 классе по теме "Что такое живой организм" "
    ["seo_title"] => string(94) "tiekhnologhichieskaia-karta-uroka-biologhii-v-5-klassie-po-tiemie-chto-takoie-zhivoi-orghanizm"
    ["file_id"] => string(6) "238333"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1444552679"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(99) "Проектирование уроков биологии с использованием ЦОР. "
    ["seo_title"] => string(56) "proiektirovaniie-urokov-biologhii-s-ispol-zovaniiem-tsor"
    ["file_id"] => string(6) "186776"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1426418456"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(99) "Кислород, общая характеристика, получение и свойства»"
    ["seo_title"] => string(59) "kislorod-obshchaia-kharaktieristika-poluchieniie-i-svoistva"
    ["file_id"] => string(6) "289899"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1454868363"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства