1. | Мотивация (2 мин.) | Добрый день, ребята! Этот урок мы проведём с хорошим настроением. Пусть он вам принесёт радость познания и много новых интересных впечатлений. И так, начинаем! Земля с водой - её стихия, А кровь холодная всегда, Поэтому всю зиму в иле В анабиозе спит она Весной из каждой тёплой лужи Хоры звучат и день, и ночь, Потомство, как мальки, не хуже – Не отличишь от сына дочь. В питании неприхотлива – Ест комаров и мух порой. Язык…(такой, как у болтливых) Липучий длинный…мухобой. Не скрыться от неё и мушке, Враг насекомых всех -… (Лягушка). В. Аношина Предполагается, что земноводные появились на Земле 350 млн. лет назад, что предками их являются кистепёрые рыбы. Знаете ли вы, что во Франции и Японии лягушке поставлены памятники? Таким образом, люди выразили ей уважение за то, что она является жертвой науки. И в самом деле, лягушки часто используются людьми для опытов. По латыни земноводных называют амфибии. Что означает «оба вида жизни». Передвигаются, как в воде, так и по суше. | Слушают, настраиваются на деятельность | Личностные УУД - проявлять интерес к изучению темы; проявлять желание узнавать новое. осознание экологических проблем и путей их решения развитие научной любознательности, интереса к биологической науке принятие решений (индивидуальное, в группе) в изменяющихся условиях на основании анализа биологической информации Познавательные УУД- выявлять и характеризовать существенные признаки биологических объектов (явлений) Коммуникативные УУД- выражать себя, свою точку зрения в устных и письменных текстах Регулятивные УУД- ориентироваться в различных подходах принятия решений |
2. | Актуализация (3 мин.) | В чём отличие класса земноводных от класса рыбы? Что известно вам? Запишите в тетрадь тему урока: Общая характеристика земноводных. Учитель спрашивает: 1.Какая основная цель нашего урока? Цель урока: Изучить в строении и биологических особенностях лягушки те признаки, которые отличают её от других групп позвоночных животных и характеризуют её как представителя класса земноводных. 2.А что нужно сделать, чтобы достичь цели? | - Дети отвечают на вопрос. - Записывают тему урока в тетради. - Изучить строение и особенности жизнедеятельности земноводных. - Предлагают способы достижения цели, составляют план, знакомятся с материалом презентации, параграфа учебника, изучают рисунки и схемы, слушают рассказ учителя. | Личностные УУД - проявлять интерес к изучению темы о земноводных. Познавательные УУД - поиск и выделение информации Коммуникативные УУД - определять цель урока, свои функции, контроль, коррекция действий партнера. Регулятивные УУД - постановка учебной задачи, составление последовательности действий. |
3. | Изучение нового материла. 1.Актуализация опорных знаний. (6 мин.) 2.Совместное открытие нового знания (20 мин.) | Исходя из цели урока, сегодня мы изучим особенности строения земноводных на примере лягушки. Давайте вспомним, что мы изучали на предыдущих уроках? Какие особенности внешнего и внутреннего строения рыб свидетельствуют об их обитании в водной среде? И так, внешняя организация рыб? А внутренняя организация рыб? Теперь переходим к отличительным признакам земноводных. По форме тела лягушка резко отличается от любой рыбы. Разница связана здесь с коренным различием в способе передвижения. Для рыбы главным органом передвижения служит её мускулистый хвост, а конечности парные плавники - играют при этом только вспомогательную роль. Напротив, у лягушки в явной связи с её выходом на сушу мы видим конечности уже в форме передних и задних ног, имеющих в основном тоже строение, что и у других наземных позвоночных, и снабженных пальцами; конечности служат для лягушки единственным органом передвижения. Другой внешней особенностью лягушки оказывается её голая кожа, признак очень редкий для рыб, но характерный для земноводных, которых в старину, в отличие от пресмыкающихся, называли голыми гадами. Кожа амфибий служит не только покровом тела, но и вспомогательным органом дыхания. Далее, снаружи, мы находим у лягушки одну (а не две как у рыб) пару ноздрей: другая пара переместилась в ротовую полость, и через неё установился новый дыхательный путь, связанный с появлением лёгких и обеспечивающий возможность существования в наземной среде. По бокам головы барабанные перепонки, означающие появление среднего уха; внутреннее ухо, не теряя значение органа равновесия, стало настоящим органом слуха. В период размножения у самцов в углах рта надуваются серые шарики – резонаторы, которые служат для усиления звука, когда вода прогревается до плюс 14 градусов. В скелете главнейшие изменения, по сравнению с рыбами мы находим в строении конечностей и их поясов, состоящих соответственно из плечевого и тазового поясов, костей плеча и бедра, предплечья и голени, кисти и стопы. Имеется крестец, на котором тазовые кости получили прочное сочленение с позвоночником. Особенности в строении внутренних органов связаны с переходом к дыханию атмосферным воздухом: у лягушки есть лёгкие в виде пары тонкостенных пузырей и двойной круг кровообращения с трёхкамерным сердцем (у рыб один круг кровообращения, сердце двухкамерное, и через него протекает только венозная кровь). Черты сходства между земноводными и рыбами. Однако в строении амфибий имеются и некоторые черты общие с рыбами и, отличающие их от позвоночных высших классов (например, в строении мозга и особенности почек): размножаются они в воде, откладывая икру в основном похожую на рыбью, и, что наиболее любопытно, развивающиеся из икринок личинки – головастики – сходны с рыбами не только по внешнему виду и способу передвижения, но и по внутреннему строению. У головастика, как у низших рыб и у рыбьих мальков, основой скелета служит хорда, только впоследствии в туловищной части обрастающая хрящевыми позвонками. Череп у головастика хрящевой, и к нему примыкают хорошо развитые жаберные дуги; дыхание жаберное. Кровеносная система также построена по рыбьему типу: предсердие ещё не разделилось на левую и правую половины, кровь в сердце поступает только венозная, а оттуда через артериальный ствол идёт к жабрам. Если бы развитие головастика остановилось на этой стадии и не шло дальше, мы должны бы без всяких колебаний отнести такое животное к надклассу рыб. Однако за несколько недель организация головастика перестраивается, и он на наших глазах постепенно преобразуется в земноводное животное – лягушку. | - Дают ответы на заданные вопросы. Во внешнем строении рыб обтекаемая форма тела, чешуя, наличие плавников, органов чувств – боковой линии, зрения, слуха, обоняния. Во внутренней организации: особенностью для рыб является наличие жабр, для обитателей пресных вод наличие плавательного пузыря, один круг кровообращения, через сердце проходит венозная кровь. Слушают, участвуют в обсуждении темы урока. Дополняют информацию из своих наблюдений, своего опыта общения с природой. | Личностные УУД- формировать познавательные интересы и мотивы. Познавательные УУД- анализировать, классифицировать и обобщать; Выявлять и характеризовать существенные признаки биологических явлений Коммуникативные УУД - самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе; Регулятивные УУД- составлять в группе план решения проблемы. работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно. учатся выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, готовить сообщение, представлять результаты классу. слушают, анализируют |
4. | Закрепление изученного материала (10 мин.) | Мы начали знакомство с уникальным миром земноводных существ. Сталкиваемся с ними на водоёмах, садовых участках, в пещерах. Они обитают даже в лужах. Складывается впечатление, что амфибии изучены досконально. На самом деле ещё раскрыты далеко не все их тайны. На территории нашей страны обитает 10 видов лягушек – дальневосточная, малоазиатская, озёрная, остромордая, сибирская, съедобная, травяная, хоккайдская и чернопятнистая. Класс делим на 6 групп. Каждая группа отвечает на 3 вопроса. У каждой группы вопросы разные. По результатам ответов подводим итоги. Много ещё открытий ждёт нас. Давайте закрепим те знания, которые получили сегодня на уроке. Вопросы для закрепления. 1.Когда по мнению учёных появились первые земноводные? 2.Кто предки земноводных? 3.За что поставили памятники лягушке во Франции и Японии? 4.Как в связи с выходом на сушу изменились конечности лягушки? 5.Почему в старину земноводных называли голыми гадами? 6. Что вы можете сказать про кожу лягушки? 7.Что означает слово амфибия? 8.Какие изменения произошли в дыхании лягушек с выходом на сушу? 9.Когда и в связи с чем лягушки устраивают квакающие концерты? 10.Каким стилем плавают лягушки? 11.Благодаря чему лягушки хорошо плавают? 12.Скелет земноводных имеет высокий уровень организации. В чём она выражается? 13.В чём отличие скелета земноводных от скелета рыб? 14. Назовите отличия кровеносных систем рыб и земноводных? 15.Какой процесс жизнедеятельности доказывает, что земноводные произошли от рыб? 16.Сколько времени проходит с момента откладки икры до превращения головастика в лягушонка? 17.Как лягушки переносят зиму? 18.Какие виды лягушек обитают в нашей стране? | Работа в группах. Отвечают на вопросы по теме «Общая характеристика земноводных» | Регулятивные УУД выполнять задание в соответствии с поставленной целью. Познавательные УУД использовать приобретённые знания для выполнения заданий. Личностные УУД оценивание усваиваемого материала. Регулятивные УУД выделение и осознание того, что уже усвоено и подлежит усвоению, осознание уровня и качества усвоения. |