Просмотр содержимого документа
«Тема урока: "Соцветие"»
Тема урока «Виды соцветий»
Цель: формировать представление учащихся о соцветиях, их типах и биологическом значении.
Задачи:
Коррекционно - образовательные:
- формировать понятие о соцветии;
- формировать умение определять некоторые типы соцветий на рисунках и натуральных растениях;
- формировать умение работать с рисунками и схемами, читать и анализировать их.
Коррекционно - развивающие:
-развивать логическое мышление, умение анализировать, синтезировать, обобщать, сравнивать, делать выводы при выполнении заданий и лабораторной работы;
- развивать речь при формулировании полных ответов на вопросы учителя;
- развивать память при запоминании названий соцветий;
- развивать зрительное восприятие, внимание при работе с иллюстрациями, слайдами, натуральными растениями;
Коррекционно - воспитательные:
- воспитывать экологическое сознание, бережное отношение к растениям при проведении релаксации, изучении материала урока;
- формировать эстетическое отношение к окружающему миру при работе с иллюстрациями цветов, при проведении релаксации;
- воспитывать организованность, аккуратность при выполнении лабораторной работы, работы с моделями.
Ход урока:
I. Организационный момент
Приветствие
- Я буду показывать части растения, когда покажу орган, который изучали на прошлом уроке, вы сядете за парты (учитель показывает указкой на части растения)
II. Повторение пройденного материала
- Итак, какой орган растения изучаем?
- Давайте вспомним строение цветка.
1. Индивидуальные ответы учащихся.
Двое учащихся описывают строение цветов по моделям цветов.
2. Индивидуальная работа по карточкам.
Остальные учащиеся выполняют работу по карточкам.
III. Сообщение темы и цели постановка проблемы
- Перед вами два растения (вывешиваются иллюстрации тюльпана и ландыша). Скажите, как они называются?
- Посмотрите внимательно на их цветки, скажите, чем они отличаются? (У тюльпана - одиночный цветок, а у ландыша цветки собраны в группы).
- Как вы думаете, почему у одних растений цветки одиночные, а у других собраны в группы? (Учащиеся высказывают предположения).
- Как вы думаете, каковы цели нашего урока? (Учащиеся высказывают предположения).
- Сегодня на уроке вы узнаете, как называются цветы у ландыша и других подобных растений.
- Тема урока «Виды соцветий». Запишите в тетрадь дату, тему.
- В ходе урока мы ответим на проблемные вопросы (вывешиваются вопросы). Прочитайте.
1. Что называется соцветием?
2. Какое значение имеют соцветия?
3. Какие бывают типы соцветий?
IV. Изучение нового материала
Беседа
- Ребята, посмотрите внимательно на цветки ландыша и ответьте на вопрос: цветки собраны в группы беспорядочно или в определенной последовательности?
Вывод: цветки собраны в группы в определенном порядке.
- Как вы думаете, что же называется соцветием?
- Где мы можем найти определение нового слова? (в учебнике, в словаре).
Работа с учебником. Словарная работа.
- Прочитайте определение.
- Давайте запишем новое для вас слово в тетрадь (вывешивается определение).
Соцветие – это группа цветков, расположенных близко один к другому в определенном порядке.
Вывод: - Итак, что такое соцветие?
Рассказ
- На первый вопрос мы ответили. А сейчас послушайте внимательно мой рассказ, и ответьте на второй вопрос.
- Какое значение имеют соцветия?
Рассказ. Растения, у которых цветки расположены поодиночке, встречаются редко. Гораздо чаще мы находим целые скопления, группы цветков – от нескольких штук до нескольких тысяч. В соцветия собраны мелкие цветки, что делает их хорошо заметными для насекомых опылителей. Несомненно, что насекомое за единицу времени посетит гораздо больше цветков, если они собраны в соцветия. Кроме того, цветки, собранные в соцветия, более заметны среди зелени листьев, нежели одиночные цветки. Маленькие цветы почти не колышутся от ветра, а соцветия легко раскачиваются под влиянием движения воздуха, способствуя тем самым рассеиванию пыльцы.
- Итак, какое значение имеют соцветия?
Релаксация.
- Давайте отдохнем. Положите голову на парту, закройте глаза, представьте, что вы сейчас не в классе, а на лесной поляне. (Включается аудиозапись «Ромашковая Русь» и показ слайдов с изображением ромашек и ромашкового поля на экране телевизора).
- Посмотрите, что вы увидели, поднимите голову и посмотрите на экран телевизора.
- Закройте глаза, положите голову на парту. Когда я прочту стихотворение, вы снова вернетесь в класс.
Мы любим лес в любое время года, Мы слышим речек медленную речь ... Все это называется природа Давайте же всегда ее беречь!
В лугах ромашки солнечного цвета, Такие, что светлей на свете жить... Природой называется все это, Давайте же с природою дружить!
Летят, звеня, снежинки с небосвода. Клубится на заре тумана дым... Все это называется природа, Давайте же сердца ей отдадим!
Прощальный вальс танцует с ветром лето, Дрожит в окне вечерняя звезда. Природой называется все это. Давайте же любить ее всегда!
Беседа, объяснение с показом слайдов, иллюстраций, схем.
- Посмотрите на эти растения (показ на экране соцветий растений). Назовите знакомые вам растения.
- У всех этих растений цветки собраны в соцветия. А как вы думаете, строение этих соцветий одинаковое или разное? (Разное).
- Итак, у каждого растения соцветие имеет свою форму. Ученые долго сравнивали все соцветия и выделили несколько групп. Давайте их рассмотрим.
- Внимательно посмотрите и послушайте и постарайтесь запомнить их названия.
- Из чего же состоит соцветие? В соцветии есть главная ось, на которой расположены цветки или на цветоножках или сидячие (Схема).
А) Колос: цветки расположены друг за другом на общей оси, без цветоножек, сидячие. Такие соцветия у подорожника, пшеницы (показ на слайдах).
Б) Зонтик: цветоножки одинаковой длины выходят из вершины оси. Такие соцветия у вишни, укропа (показ на слайдах).
В) Корзинка: мелкие сидячие цветки расположены на расширенном, уплощенном ложе соцветия, имеют общую обертку. Такие соцветия у одуванчика, ромашка (показ на слайдах).
- Ребята, мы с вами изучили все вопросы урока, а сейчас проверим, как вы усвоили материал.
1. Фронтальная работа
- Какие же типы соцветий у этих растений, определите? (показ слайдов с изображением разных соцветий, дети называют соцветия, опираясь на схемы).
2 Лабораторная работа (работа в парах)
Определите виды соцветий, выполнив лабораторную работу, полученные результаты занесите в таблицу на карточке (Учащимся раздаются живые растения).
Выполнение детьми работы.
Давайте проверим, что у вас получилось (показ слайдов растений, определение соцветия).
VI. Итог урока
- Что понравилось, запомнилось на уроке?
- Давайте ответим на вопросы урока.
- Что называется соцветием?
- Какое значение имеют соцветия?
- Какие бывают типы соцветий?
VII. Домашнее задание стр.19-21
VIII. Оценивание.
IX. Рефлексия
- Урок мне хочется закончить этим стихотворением.
Цветы, как люди, на любовь щедры,
И щедро нежность людям отдавая,
Они цветут, сердца отогревая,
Как маленькие теплые костры.
Колос - на главной оси поочередно расположены сидячие цветки(подорожник, пшеница)
Зонтик- от главной укороченной оси отходят цветоножки, примерно одинаковой длины, на которых расположены цветки (вишня, лук, укроп)
Корзинка– на главной утолщенной, блюдцевидной формы оси, расположены многочисленные сидячие цветки, соцветие окружено обверткой из зеленых листьев. (подсолнечник, астра, ромашка, одуванчик, календула)