УРОК №____ 6 класс Дата проведения_______
ТЕМА: "Семейство злаковые "
Цели:
1) изучить признаки семейства злаки, многообразие видов, основные культурные растения семейства и значение злаков в жизни человека;
2) развивать интеллектуальных способности учащихся: сравнивать, анализировать, классифицировать, обобщать;
3) формирование ценностных ориентаций; любви к малой родине, воспитание уважения к хлебу.
Оборудование: презентация, гербарии, увеличительные стёкла.
Тип урока: комбинированный.
Педагогические технологии, используемые на уроке: личностно-ориентированного обучения, развивающего обучения.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Этап подготовки учащихся к активному и сознательному усвоению новых знаний
Кто такие ботаники?
Как называют ученых, которые распределяют растения по отдельным группам, категориям. . Какой отдел мы рассматривали на предыдущих уроках ?
Какие классы входят в состав данного отдела? Какие семейства?
Озвучивание темы урока. Цель урока - выявить признаки растений семейства злаки. Какие задачи мы должны поставить перед собой, чтобы добиться этой цели? Учащиеся самостоятельно формулируют задачи.
Составим кластер «ЗЛАКИ». Это графическая схема, которая отобразит смысловые единицы темы злаки. Ключевое слово «злаки». Далее записываются слова или предложения которые приходят на ум в связи с этой темой.
III. Этап усвоения новых знаний
Зла?ки (лат. Gramíneae), или Мя?тликовые (лат. Poáceae).
1. Среди всех семейств цветковых растений злаки занимают особое положение. Оно определяется их высокой хозяйственной ценностью.
2. К злакам принадлежат основные пищевые растения человечества —- пшеница мягкая (Triticum aestivum), рис посевной (Oryza sativa) и кукуруза (Zea mays), а также многие другие зерновые культуры, снабжающие нас такими необходимыми продуктами, как мука и крупа. Пожалуй, не менее важным является и использование злаков в качестве кормовых растений для домашних животных. Многообразно хозяйственное значение злаков и во многих других отношениях.
3. В природе их легко узнать по полому цилиндрическому стеблю-соломине, на котором ясно выступают плотные вздутые узлы. Участки между узлами, называемые междоузлиями, чаще всего полые. Часть междоузлия, располагающаяся непосредственно над узлом, способна к росту. Соломина злаков хорошо сопротивляется сильным порывам ветра и нелегко обламывается.
4. От стебля-соломины отходят узкие, линейные, у некоторых злаков нитевидные листья. В строении листа злаков различают основную часть, представленную ланцетной или шиловидной листовой пластинкой с параллельным жилкованием, и часть листа, охватывающую стебель, – так называемое влагалище. Живые влагалища защищают междоузлия и зону роста, сухие влагалища нижних листьев предохраняют основания побегов от чрезмерного испарения или перегрева.
5. При основании листовой пластинки очень часто имеется перепончатый вырост, называемый язычком или лигулой; он препятствует проникновению воды, а с нею грибков и бактерий внутрь влагалища.
6. Мелкие цветки собраны в простое соцветие злаков – колосок. Колоски, каждый из которых может содержать от одного до нескольких цветков, в свою очередь объединяются в сложные соцветия: метелки, сложные колосья, початки.
- Сложный колос (пшеница, рожь, ячмень),
- метёлка (мятлик, полевица, овёс, мужское соцветие кукурузы),
- початок (кукуруза).
7. Формула цветка ↑О(2) +2Т3П1.
Цветки не имеют околоцветника, одеты двумя (редко одной) цветковыми чешуями. В таких мелких, незаметных цветках обычно три тычинки и один пестик с двумя рыльцами, у цветков риса и бамбука – шесть тычинок.
8. Большинство злаков – ветроопыляемые растения.
9. Плод – зерновка, пленчатый околоплодник плотно прилегает к семени.
Первичное ЗАКРЕПЛЕНИЕ
Лабораторная работа «Изучение растений семейства Злаковые»
Цель:
Оборудование: гербарные экземпляры злаковых растений, лупа.
Ход работы.
1. Рассмотрите и определите тип корневой системы злакового растения.
2.Рассмотрите стебель растения.
3.Рассмотрите листья пшеницы. Опишите их .
4.Рассмотрите цветок пшеницы и зарисуйте его, обозначьте его части.
Вывод:
Чем корневая система однодольных отличается от корневой системы двудольных?
Как называется стебель?
Какое жилкование у листьев у данного злака?
Как называется соцветие злака?
Составьте формулу цветка растения
Как называется плод пшеницы?
IV. Этап закрепления новых знаний
1.Биологический диктант.
Запишите номера только верных утверждений.
- О чем вы узнали на уроке? Итак, сегодня на уроке мы с вами познакомились с представителями семейства злаки, строением вегетативных и генеративных органов, их значением.
Рефлексия.
V. Этап информации учащихся о домашнем задании, инструктаж по его выполнению
Изучить $ _____. Составить тест из 10 вопросов и семействе Злаковые.