kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока на тему: "Растения в домашней аптечке"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок окружающего мира «Растения в домашней аптечке»

Предмет: Окружающий мир

Класс: 2

УМК: «Перспектива»

Тип урока: Открытие нового знания

Тема урока: «Растения в домашней аптечке».

Оборудование и ресурсы: ПК, медиапроектор, учебник  А.А.Плешакова и М.Ю.Новицкой «Окружающий мир» УМК «Перспектива», рабочие тетради на печатной основе, А.А.Плешаков, аптечка-чемоданчик, лекарственные растения в засушенном виде (цветки липы, плоды шиповника, соцветия календулы и тысячелистника, листья подорожника, корень валерианы), термос, одноразовые чашечки для фиточая.

Ход урока

I         Эмоциональный настрой

                Я пришла к вам на  урок. 

              Вам, ребятки, будет прок.         

              Постарайтесь всё понять,

              Всё запомнить, рассказать.

             Постарайтесь - не ленитесь

             А для начала - улыбнитесь!

II. Этап актуализация

-Ребята, представьте, что мы с вами в лесу.

Что нас  окружает?

ВИДЕО о природе родного края, учитель читает стих.
Край родной, березовый, ромашковое поле,

Где родиться, вырасти выпала нам  доля!

- что вы видите на экране? О чем вы послушали строки?

-Как должны относиться к родному краю?

А за что мы должны его любить?

Молодцы!

Работа в группах

Образуйте группы из 4 человек. У вас на столах карточки. Вам нужно собрать пазлы.

Карточки-пазлы:

1гр.: липа, берёза, дуб, рябина, черёмуха.

2 гр.: смородина, малина, шиповник, крыжовник, клюква.

3 гр.: подорожник, мать-и-мачеха, душица, одуванчик, ромашка, крапива.

4 гр.: лимон, апельсин, груша, яблоко, банан.

-  Что вы увидели на  сложенном пазле? А все вместе –это?

(Деревья, кустарники, травянистые растения и фрукты. – РАСТЕНИЯ))

– Какую пользу приносят человеку все эти растения? (Они очищают воздух, обогащают его кислородом; укрепляют здоровье человека, повышают иммунитет, они благотворно влияют  на духовное состояние человека, могут служить средством декора, украшением, местом отдыха.)

Чтобы подойти ещё ближе к теме нашего сегодняшнего урока решим кроссворд. В этом нам помогут загадки. (на слайде)

1. Словно на гирлянде,

Лампочки висят,

Ветерок весенний,

Их качает ряд! (Ландыш)

2. Не огонь, а жжется. (крапива)

3. Если стебель отломить,
Руки трудно уж отмыть!
Желтый сок в листочках,
В маленьких цветочках –
Тот сок для добрых чистых дел,
А что за травка? (Чистотел)

4.Все со мною борются,
Не могут успокоиться,
Все кричат: "Беда, беда!"
Что в огороде?  (Лебеда)

5. Он сорняк, он цветок,
От болезни мне помог.
Как присяду на диванчик,
Вспомню желтый.
(Одуванчик)

6. Весной растет, летом цветет,

Осенью осыпается, зимой отсыпается.

А цвет-то медок.

Лечит от гриппа, кашля и хрипа  Что?.(Липа.)

- Какое слово получилось? (Аптека.) 

2. Аптека

- Что такое аптека? Где мы можем найти значение этого слова? (В толковом словаре)

Посмотрите на экран,  какие бывают аптеки.

- Когда вы находитесь дома, какая аптека к вам ближе? (та, которая дома)

- А теперь давайте скажем тему нашего урока с помощью опорных слов … Растения  в домашней аптечке.

Сегодня мы с вами поведём разговор о растениях. Вернее, об их удивительных свойствах.

3. Этап выявления места и причины затруднения.

- Какие растения мы можем положить в свою аптечку? (только лекарственные)

- А знаем ли мы, какие растения лекарственные?

- С какой целью мы изучаем эту тему? (знать, какие растения лекарственные, какие части растений собирают, в чём их полезные свойства)

Открыть выставку засушенных лекарственных растений. Несколько коробочек с травами из аптеки.  Гербарий. Перечислить.

Какие лекарственные растения мы найдём на с 28 – 29 учебника? Откройте. Назовите.

     А текст учебника поможет нам открыть секреты появления лекарственных трав.

3 РЕБЁНКА

Проверить, как вы поняли содержание текста, я предлагаю в парах. На столах у вас находятся жёлтые листочки. В этих картах результативности есть 3 вопроса, на которые вы  ответите в течении трёх минут,  Можете воспользоваться текстом в учебнике на с. 28-29.

Итак, о чём же вы узнали из страниц учебника? Как ответили на вопросы? Проверка

1 вопрос прочитали – поднимите  руку, у кого также

2 вопрос прочитали – хлопните в ладоши.

3 вопрос прочитали – поднимите обе руки

А кто ответил правильно на все 3 вопроса – погладьте себя по головке. Вы МОЛОДЦЫ

А сейчас вам предстоит трудная работа – оцените  деятельность по карте своего товарища.   ОЦЕНКА

Вы убедились, что  многие растения, о которых мы знаем или слышали  - лекарственные

О некоторых из них узнаем поподробнее, а расскажут нам о них ребята.

1. Шиповник – это кустарниковое растение. Как вы думаете, что обозначает слово «шиповник» (Растение, у которого есть шипы.) Применяют в качестве лекарственных средств – красные ягоды, затем их сушат. В шиповнике очень много витамина С. Он нужен для укрепления иммунитета.

2. Тысячелистник – травянистое растения. Собирают верхнюю часть – соцветия. Он нужен для улучшения аппетита.

3. Липа – это дерево. Собирают цветы бело-желтого цвета в время цветения в конце июня. Используют от простуды.

4. Валериана – травянистое растение. Для лекарственных средств используют корень в качестве успокоительного средства.

Так,  Какие же части растений используют в лечебных целях? (ЦВЕТЫ,КОРНИ, ПЛОДЫ, ЛИСТЬЯ)

- Ребята, чтобы вы лучше ориентировались в лекарственных растениях выполним задание 1 на с 16 в рабочих тетрадях.

Физминутка под музыку
Говорит цветку цветок:
Подними-ка свой листок.
(Дети поднимают и опускают руки.)
Выйди на дорожку
Да притопни ножкой.
(Дети шагают на месте, высоко поднимая колени.)
Да головкой покачай
Утром солнышко встречай.
(Вращение головой.)
Стебель наклони слегка —
Вот зарядка для цветка.
(Наклоны.)
А теперь росой умойся,
Отряхнись и успокойся.
(Встряхивания кистями рук.)
Наконец готовы все
День встречать во всей красе.

        Итак, ребята, с какими же лекарственными растениями мы познакомились?

Как вы думаете, ребята, везде ли можно собирать лекарственные травы?

Лекарственные растения нужно собирать в чистых местах. У дороги нельзя собирать, от трассы не менее 100 метров, нельзя возле свалок, в городе.

Люди, которые занимаются сбором лекарственных растений, должны делать это с чистым сердцем, доброй душой, от всей души должны желать человеку, который будет лечиться  их травами доброго здоровья.

В природе существует много растений, которые человек назвал лекарственными.

-Почему их так назвали люди?

-Где их можно приобрести?

-А в аптеку как они попадают?

-А кто их собирает?

-Какие люди их собирают? (знающие)

- Я думаю, что вы тоже знающие люди. И предлагаю вам составить правила  сбора лекарственных растений. Возьмите в руки синие листочки

 Решение учебной задачи.

РАБОТА В  группах.

Составим правила сбора лекарственных растений.

Соедините начало предложения и конец.

Для проверки поиграем в игру «Эхо» - я начинаю предложение, а вы дружно заканчиваете… Молодцы! Вот какую замечательную памятку мы с вами составили! Она будет полезна не только вам, но и вашим родителям. Поделитесь с ними вашими знаниями. Памятки на столе у учителя.

Впереди лето, у вас у всех есть возможность не только увидеть, но и   собрать свою небольшую домашнюю аптечку.  Я свою уже начала собирать и хочу угостить вас фито чаем с плодами шиповника.

Итог урока.

-Ребята, давайте вспомним, какая тема была у нас на уроке?

   Продолжите. Я УЗНАЛ(А), ………………………….

Рефлексия.

Сядьте как ученики. Кому было на уроке комфортно, кто получил новые знаний, с удовольствием слушал ответы своих одноклассников и сам был активен. Поаплодируйте друг другу.

Д/з - подготовить  сообщение о лекарственном растении, которое вы еще не знаете, о котором не говорили. Р.Т. с. 16 – 17, практическая работа.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока на тему: "Растения в домашней аптечке"»

Урок окружающего мира «Растения в домашней аптечке»


Предмет: Окружающий мир

Класс: 2

УМК: «Перспектива»

Тип урока: Открытие нового знания

Тема урока: «Растения в домашней аптечке».

Целевые установки урока:


1.Формирование предметных умений:

-называть несколько лекарственных растений и определять, какие части их используют для лечения;

-приводить примеры использования их лечебных свойств в домашних условиях;
-знать правила сбора, хранения и использования лекарственных растений;
-узнавать по рисунку учебника названия наиболее распространенных лекарственных растений, находить среди них дерево, кустарник, травянистые растения;
-знать названия лекарственных растений домашней аптечки, записывать их в рабочую тетрадь.

2. Формирование  метапредметных  умений:

личностные умения:       

- принимать и осваивать социальную роль ученика;

- устанавливать связь между целью деятельности и ее мотивом (зачем?);

- устанавливать связь между целью деятельности и  ее результатом.
- осознавать необходимость бережного отношений к природе, а именно к лекарственным растениям.

регулятивные умения: 

- готовить рабочее место, все необходимое для включения в учебную деятельность;

- определять и формулировать цель деятельности на уроке;

- проговаривать последовательность действий на уроке; работать по плану, инструкции;

- высказывать свое предположение на основе учебного материала;
- анализировать и синтезировать материал, группировать и выделять существенное;
- проявлять индивидуальные творческие способности при подготовке сообщений,
- находить и выделять при помощи взрослых информацию, необходимую для выполнения заданий, из разных источников;

- отличать верно выполненное задание от неверного;

- осуществлять самоконтроль;

- совместно с учителем и одноклассниками давать эмоциональную оценку деятельности на уроке;

 познавательные умения

- ориентироваться в раздаточном материале;

- ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания / незнания);

- использовать разные источники информации для выполнения учебных заданий; 

- находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт;

- использовать полученные знания и умения в практической деятельности; 

- проводить анализ учебного материала;

- уметь осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, давать самооценку своей деятельности. 


коммуникативные умения:

-  донести свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной форме;

-слушать и понимать речь других;

-работать в группе;

- доброжелательное отношение друг к другу.


Оборудование и ресурсы: ПК, медиапроектор, учебник А.А.Плешакова и М.Ю.Новицкой «Окружающий мир» УМК «Перспектива», рабочие тетради на печатной основе, А.А.Плешаков, аптечка-чемоданчик, лекарственные растения в засушенном виде (цветки липы, плоды шиповника, соцветия календулы и тысячелистника, листья подорожника, корень валерианы), термос, одноразовые чашечки для фиточая.



Ход урока

I Эмоциональный настрой

Я пришла к вам на урок.

Вам, ребятки, будет прок.

Постарайтесь всё понять,

Всё запомнить, рассказать.

Постарайтесь - не ленитесь

А для начала - улыбнитесь!!!

II. Этап актуализация

-Ребята, представьте, что мы с вами в лесу.

Что нас окружает?

ВИДЕО о природе родного края, учитель читает стих.


Край родной, березовый, ромашковое поле,

Где родиться, вырасти выпала нам доля!


- что вы видите на экране? О чем вы послушали строки?

-Как должны относиться к родному краю?

А за что мы должны его любить?

Молодцы!


Работа в группах

Образуйте группы из 4 человек. У вас на столах карточки. Вам нужно собрать пазлы.

Карточки-пазлы:

1гр.: липа, берёза, дуб, рябина, черёмуха.

2 гр.: смородина, малина, шиповник, крыжовник, клюква.

3 гр.: подорожник, мать-и-мачеха, душица, одуванчик, ромашка, крапива.

4 гр.: лимон, апельсин, груша, яблоко, банан.

- Что вы увидели на сложенном пазле? А все вместе –это?

(Деревья, кустарники, травянистые растения и фрукты. – РАСТЕНИЯ))


– Какую пользу приносят человеку все эти растения?

(Они очищают воздух, обогащают его кислородом; укрепляют здоровье человека, повышают иммунитет, они благотворно влияют на духовное состояние человека, могут служить средством декора, украшением, местом отдыха.)

Чтобы подойти ещё ближе к теме нашего сегодняшнего урока решим кроссворд. В этом нам помогут загадки. (на слайде)

1. Словно на гирлянде,

Лампочки висят,

Ветерок весенний,

Их качает ряд! (Ландыш)


2. Не огонь, а жжется. (крапива)


3. Если стебель отломить,
Руки трудно уж отмыть!
Желтый сок в листочках,
В маленьких цветочках –
Тот сок для добрых чистых дел,
А что за травка? (Чистотел)


4.Все со мною борются,
Не могут успокоиться,
Все кричат: "Беда, беда!"
Что в огороде? (Лебеда)


5. Он сорняк, он цветок,
От болезни мне помог.
Как присяду на диванчик,
Вспомню желтый...
(Одуванчик)


6. Весной растет, летом цветет,

Осенью осыпается, зимой отсыпается.

А цвет-то медок.

Лечит от гриппа, кашля и хрипа Что?...(Липа.)


- Какое слово получилось? (Аптека.)

2. Аптека

- Что такое аптека? Где мы можем найти значение этого слова? (В толковом словаре)

Посмотрите на экран, какие бывают аптеки.

- Когда вы находитесь дома, какая аптека к вам ближе? (та, которая дома)

- А теперь давайте скажем тему нашего урока с помощью опорных слов … Растения в домашней аптечке.


Сегодня мы с вами поведём разговор о растениях. Вернее, об их удивительных свойствах.


3. Этап выявления места и причины затруднения.

- Какие растения мы можем положить в свою аптечку? (только лекарственные)

- А знаем ли мы, какие растения лекарственные?

- С какой целью мы изучаем эту тему? (знать, какие растения лекарственные, какие части растений собирают, в чём их полезные свойства)

Открыть выставку засушенных лекарственных растений. Несколько коробочек с травами из аптеки. Гербарий. Перечислить.


Какие лекарственные растения мы найдём на с 28 – 29 учебника? Откройте. Назовите.

А текст учебника поможет нам открыть секреты появления лекарственных трав.


3 РЕБЁНКА


Проверить, как вы поняли содержание текста, я предлагаю в парах. На столах у вас находятся жёлтые листочки. В этих картах результативности есть 3 вопроса, на которые вы ответите в течении трёх минут, Можете воспользоваться текстом в учебнике на с. 28-29.


Вопрос

Ваш ответ

1

Что являлось первой аптекой для человека?

Лес, луг

2

В чём хранили целебные травы?

В куклах-целительницах

3

Где сегодня можно найти лекарственные растения?

В аптеке, в домашней аптечке

Оценка 1 – Оценка 2 –


Итак, о чём же вы узнали из страниц учебника? Как ответили на вопросы? Проверка

1 вопрос прочитали – поднимите руку, у кого также

2 вопрос прочитали – хлопните в ладоши.

3 вопрос прочитали – поднимите обе руки

А кто ответил правильно на все 3 вопроса – погладьте себя по головке. Вы МОЛОДЦЫ

А сейчас вам предстоит трудная работа – оцените деятельность по карте своего товарища. ОЦЕНКА

Вы убедились, что многие растения, о которых мы знаем или слышали - лекарственные

О некоторых из них узнаем поподробнее, а расскажут нам о них ребята.

1. Шиповник – это кустарниковое растение. Как вы думаете, что обозначает слово «шиповник» (Растение, у которого есть шипы.) Применяют в качестве лекарственных средств – красные ягоды, затем их сушат. В шиповнике очень много витамина С. Он нужен для укрепления иммунитета.

2. Тысячелистник – травянистое растения. Собирают верхнюю часть – соцветия. Он нужен для улучшения аппетита.

3. Липа – это дерево. Собирают цветы бело-желтого цвета в время цветения в конце июня. Используют от простуды.

4. Валериана – травянистое растение. Для лекарственных средств используют корень в качестве успокоительного средства.


Так, Какие же части растений используют в лечебных целях? (ЦВЕТЫ,КОРНИ, ПЛОДЫ, ЛИСТЬЯ)


- Ребята, чтобы вы лучше ориентировались в лекарственных растениях выполним задание 1 на с 16 в рабочих тетрадях.


Физминутка под музыку
Говорит цветку цветок:
Подними-ка свой листок.
(Дети поднимают и опускают руки.)
Выйди на дорожку
Да притопни ножкой.
(Дети шагают на месте, высоко поднимая колени.)
Да головкой покачай
Утром солнышко встречай.
(Вращение головой.)
Стебель наклони слегка —
Вот зарядка для цветка.
(Наклоны.)
А теперь росой умойся,
Отряхнись и успокойся.
(Встряхивания кистями рук.)
Наконец готовы все
День встречать во всей красе.



Итак, ребята, с какими же лекарственными растениями мы познакомились?


Как вы думаете, ребята, везде ли можно собирать лекарственные травы?

Лекарственные растения нужно собирать в чистых местах. У дороги нельзя собирать, от трассы не менее 100 метров, нельзя возле свалок, в городе.

Люди, которые занимаются сбором лекарственных растений, должны делать это с чистым сердцем, доброй душой, от всей души должны желать человеку, который будет лечиться их травами доброго здоровья.

В природе существует много растений, которые человек назвал лекарственными.

-Почему их так назвали люди?

-Где их можно приобрести?

-А в аптеку как они попадают?

-А кто их собирает?

-Какие люди их собирают? (знающие)

- Я думаю, что вы тоже знающие люди. И предлагаю вам составить правила сбора лекарственных растений. Возьмите в руки синие листочки


Решение учебной задачи .

РАБОТА В группах.


Составим правила сбора лекарственных растений.

Соедините начало предложения и конец.


1.СОБИРАТЬ ЛЕКАРСТВЕННЫЕ РАСТЕНИЯ ДОЛЖЕН



КАЖДОЕ РАСТЕНИЕ НУЖНО КЛАСТЬ ОТДЕЛЬНО ОТ ДРУГОГО, ИСПОЛЬЗУЯ ПОЛОТНЯНЫЕ МЕШОЧКИ

2.ЛЕКАРСТВЕННЫЕ РАСТЕНИЯ


ОКОЛО ШОССЕ, ДОРОГИ, ТРАССЫ


3.ПРИ СБОРЕ


ЗНАЮЩИЙ ЧЕЛОВЕК. ОН ДОЛЖЕН РАЗЛИЧАТЬ ЛЕКАРСТВЕННЫЕ РАСТЕНИЯ И ЗНАТЬ, ЧТО У ЭТОГО РАСТЕНИЯ НАДО ВЗЯТЬ: ЛИСТ, КОРЕНЬ ИЛИ СОЦВЕТИЕ.


4.ПРИ СБОРЕ НАДО ВЗЯТЬ РАСТЕНИЙ СТОЛЬКО,


ЗАНЕСЁННЫЕ В КРАСНУЮ КНИГУ.

5.НЕЛЬЗЯ СОБИРАТЬ

ЛЕКАРСТВЕННЫЕ РАСТЕНИЯ,


СКОЛЬКО НУЖНО


6.НЕ НУЖНО СОБИРАТЬ ЛЕКАРСТВЕННЫЕ РАСТЕНИЯ

СОБИРАЮТ ТОГДА, КОГДА В НЁМ МНОГО АКТИВНЫХ ВЕЩЕСТВ.


Для проверки поиграем в игру «Эхо» - я начинаю предложение, а вы дружно заканчиваете… Молодцы! Вот какую замечательную памятку мы с вами составили! Она будет полезна не только вам, но и вашим родителям. Поделитесь с ними вашими знаниями. Памятки на столе у учителя.

Впереди лето, у вас у всех есть возможность не только увидеть, но и собрать свою небольшую домашнюю аптечку. Я свою уже начала собирать и хочу угостить вас фито чаем с плодами шиповника.


Итог урока.

-Ребята, давайте вспомним, какая тема была у нас на уроке?

Продолжите. Я УЗНАЛ(А), …………………………..


Рефлексия.

Сядьте как ученики. Кому было на уроке комфортно, кто получил новые знаний, с удовольствием слушал ответы своих одноклассников и сам был активен. Поаплодируйте друг другу.



Д/з - подготовить  сообщение о лекарственном растении, которое вы еще не знаете, о котором не говорили. Р.Т. с. 16 – 17, практическая работа.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Окружающий мир

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 2 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Конспект урока на тему: "Растения в домашней аптечке"

Автор: Бубнова Вера Ивановна

Дата: 01.04.2018

Номер свидетельства: 464575

Похожие файлы

object(ArrayObject)#849 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(100) "Конспект урока на тему: «Растения в домашней аптечке». "
    ["seo_title"] => string(59) "konspiekt-uroka-na-tiemu-rastieniia-v-domashniei-aptiechkie"
    ["file_id"] => string(6) "183208"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1425760610"
  }
}
object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(126) "конспект урока живой мир "Травы. Лекарственные травы. Опасные травы." "
    ["seo_title"] => string(70) "konspiekt-uroka-zhivoi-mir-travy-liekarstviennyie-travy-opasnyie-travy"
    ["file_id"] => string(6) "127371"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1415295711"
  }
}
object(ArrayObject)#849 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(78) "Конспект  урока "Что надо знать о болезнях" "
    ["seo_title"] => string(44) "konspiekt-uroka-chto-nado-znat-o-boliezniakh"
    ["file_id"] => string(6) "227566"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1440785247"
  }
}
object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(121) "Конспект по окружающему миру по теме "Растения в домашней аптечке""
    ["seo_title"] => string(80) "konspiekt_po_okruzhaiushchiemu_miru_po_tiemie_rastieniia_v_domashniei_aptiechkie"
    ["file_id"] => string(6) "368966"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1481567014"
  }
}
object(ArrayObject)#849 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(64) "Конспект урока по окружающему миру"
    ["seo_title"] => string(41) "konspekt_uroka_po_okruzhaiushchemu_miru_3"
    ["file_id"] => string(6) "509282"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1557158502"
  }
}

ПОЛУЧИТЕ БЕСПЛАТНО!!!
Личный сайт учителя
Получите в подарок сайт учителя


Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства