Урок окружающего мира «Растения в домашней аптечке»
Предмет: Окружающий мир
Класс: 2
УМК: «Перспектива»
Тип урока: Открытие нового знания
Тема урока: «Растения в домашней аптечке».
Оборудование и ресурсы: ПК, медиапроектор, учебник А.А.Плешакова и М.Ю.Новицкой «Окружающий мир» УМК «Перспектива», рабочие тетради на печатной основе, А.А.Плешаков, аптечка-чемоданчик, лекарственные растения в засушенном виде (цветки липы, плоды шиповника, соцветия календулы и тысячелистника, листья подорожника, корень валерианы), термос, одноразовые чашечки для фиточая.
Ход урока
I Эмоциональный настрой
Я пришла к вам на урок.
Вам, ребятки, будет прок.
Постарайтесь всё понять,
Всё запомнить, рассказать.
Постарайтесь - не ленитесь
А для начала - улыбнитесь!
II. Этап актуализация
-Ребята, представьте, что мы с вами в лесу.
Что нас окружает?
ВИДЕО о природе родного края, учитель читает стих.
Край родной, березовый, ромашковое поле,
Где родиться, вырасти выпала нам доля!
- что вы видите на экране? О чем вы послушали строки?
-Как должны относиться к родному краю?
А за что мы должны его любить?
Молодцы!
Работа в группах
Образуйте группы из 4 человек. У вас на столах карточки. Вам нужно собрать пазлы.
Карточки-пазлы:
1гр.: липа, берёза, дуб, рябина, черёмуха.
2 гр.: смородина, малина, шиповник, крыжовник, клюква.
3 гр.: подорожник, мать-и-мачеха, душица, одуванчик, ромашка, крапива.
4 гр.: лимон, апельсин, груша, яблоко, банан.
- Что вы увидели на сложенном пазле? А все вместе –это?
(Деревья, кустарники, травянистые растения и фрукты. – РАСТЕНИЯ))
– Какую пользу приносят человеку все эти растения? (Они очищают воздух, обогащают его кислородом; укрепляют здоровье человека, повышают иммунитет, они благотворно влияют на духовное состояние человека, могут служить средством декора, украшением, местом отдыха.)
Чтобы подойти ещё ближе к теме нашего сегодняшнего урока решим кроссворд. В этом нам помогут загадки. (на слайде)
1. Словно на гирлянде,
Лампочки висят,
Ветерок весенний,
Их качает ряд! (Ландыш)
2. Не огонь, а жжется. (крапива)
3. Если стебель отломить,
Руки трудно уж отмыть!
Желтый сок в листочках,
В маленьких цветочках –
Тот сок для добрых чистых дел,
А что за травка? (Чистотел)
4.Все со мною борются,
Не могут успокоиться,
Все кричат: "Беда, беда!"
Что в огороде? (Лебеда)
5. Он сорняк, он цветок,
От болезни мне помог.
Как присяду на диванчик,
Вспомню желтый.
(Одуванчик)
6. Весной растет, летом цветет,
Осенью осыпается, зимой отсыпается.
А цвет-то медок.
Лечит от гриппа, кашля и хрипа Что?.(Липа.)
- Какое слово получилось? (Аптека.)
2. Аптека
- Что такое аптека? Где мы можем найти значение этого слова? (В толковом словаре)
Посмотрите на экран, какие бывают аптеки.
- Когда вы находитесь дома, какая аптека к вам ближе? (та, которая дома)
- А теперь давайте скажем тему нашего урока с помощью опорных слов … Растения в домашней аптечке.
Сегодня мы с вами поведём разговор о растениях. Вернее, об их удивительных свойствах.
3. Этап выявления места и причины затруднения.
- Какие растения мы можем положить в свою аптечку? (только лекарственные)
- А знаем ли мы, какие растения лекарственные?
- С какой целью мы изучаем эту тему? (знать, какие растения лекарственные, какие части растений собирают, в чём их полезные свойства)
Открыть выставку засушенных лекарственных растений. Несколько коробочек с травами из аптеки. Гербарий. Перечислить.
Какие лекарственные растения мы найдём на с 28 – 29 учебника? Откройте. Назовите.
А текст учебника поможет нам открыть секреты появления лекарственных трав.
3 РЕБЁНКА
Проверить, как вы поняли содержание текста, я предлагаю в парах. На столах у вас находятся жёлтые листочки. В этих картах результативности есть 3 вопроса, на которые вы ответите в течении трёх минут, Можете воспользоваться текстом в учебнике на с. 28-29.
Итак, о чём же вы узнали из страниц учебника? Как ответили на вопросы? Проверка
1 вопрос прочитали – поднимите руку, у кого также
2 вопрос прочитали – хлопните в ладоши.
3 вопрос прочитали – поднимите обе руки
А кто ответил правильно на все 3 вопроса – погладьте себя по головке. Вы МОЛОДЦЫ
А сейчас вам предстоит трудная работа – оцените деятельность по карте своего товарища. ОЦЕНКА
Вы убедились, что многие растения, о которых мы знаем или слышали - лекарственные
О некоторых из них узнаем поподробнее, а расскажут нам о них ребята.
1. Шиповник – это кустарниковое растение. Как вы думаете, что обозначает слово «шиповник» (Растение, у которого есть шипы.) Применяют в качестве лекарственных средств – красные ягоды, затем их сушат. В шиповнике очень много витамина С. Он нужен для укрепления иммунитета.
2. Тысячелистник – травянистое растения. Собирают верхнюю часть – соцветия. Он нужен для улучшения аппетита.
3. Липа – это дерево. Собирают цветы бело-желтого цвета в время цветения в конце июня. Используют от простуды.
4. Валериана – травянистое растение. Для лекарственных средств используют корень в качестве успокоительного средства.
Так, Какие же части растений используют в лечебных целях? (ЦВЕТЫ,КОРНИ, ПЛОДЫ, ЛИСТЬЯ)
- Ребята, чтобы вы лучше ориентировались в лекарственных растениях выполним задание 1 на с 16 в рабочих тетрадях.
Физминутка под музыку
Говорит цветку цветок:
Подними-ка свой листок.
(Дети поднимают и опускают руки.)
Выйди на дорожку
Да притопни ножкой.
(Дети шагают на месте, высоко поднимая колени.)
Да головкой покачай
Утром солнышко встречай.
(Вращение головой.)
Стебель наклони слегка —
Вот зарядка для цветка.
(Наклоны.)
А теперь росой умойся,
Отряхнись и успокойся.
(Встряхивания кистями рук.)
Наконец готовы все
День встречать во всей красе.
Итак, ребята, с какими же лекарственными растениями мы познакомились?
Как вы думаете, ребята, везде ли можно собирать лекарственные травы?
Лекарственные растения нужно собирать в чистых местах. У дороги нельзя собирать, от трассы не менее 100 метров, нельзя возле свалок, в городе.
Люди, которые занимаются сбором лекарственных растений, должны делать это с чистым сердцем, доброй душой, от всей души должны желать человеку, который будет лечиться их травами доброго здоровья.
В природе существует много растений, которые человек назвал лекарственными.
-Почему их так назвали люди?
-Где их можно приобрести?
-А в аптеку как они попадают?
-А кто их собирает?
-Какие люди их собирают? (знающие)
- Я думаю, что вы тоже знающие люди. И предлагаю вам составить правила сбора лекарственных растений. Возьмите в руки синие листочки
Решение учебной задачи.
РАБОТА В группах.
Составим правила сбора лекарственных растений.
Соедините начало предложения и конец.
Для проверки поиграем в игру «Эхо» - я начинаю предложение, а вы дружно заканчиваете… Молодцы! Вот какую замечательную памятку мы с вами составили! Она будет полезна не только вам, но и вашим родителям. Поделитесь с ними вашими знаниями. Памятки на столе у учителя.
Впереди лето, у вас у всех есть возможность не только увидеть, но и собрать свою небольшую домашнюю аптечку. Я свою уже начала собирать и хочу угостить вас фито чаем с плодами шиповника.
Итог урока.
-Ребята, давайте вспомним, какая тема была у нас на уроке?
Продолжите. Я УЗНАЛ(А), ………………………….
Рефлексия.
Сядьте как ученики. Кому было на уроке комфортно, кто получил новые знаний, с удовольствием слушал ответы своих одноклассников и сам был активен. Поаплодируйте друг другу.
Д/з - подготовить сообщение о лекарственном растении, которое вы еще не знаете, о котором не говорили. Р.Т. с. 16 – 17, практическая работа.