Цель: Ознакомление с натюрмортом как жанром изобразительного искусства.
Задачи:
Образовательная – научить изображать натюрморты с натуры, по памяти и представлению , соблюдая композиционное расположение.
Развивающая – развивать зрительные представления и впечатления от натюрмортов, видеть пропорции, соразмерность.
Воспитательная – воспитывать интерес к предмету, аккуратность в работе, развивать эстетический вкус.
Форма проведения: Практическая работа.
Формы и методы, применяемые на занятии:
Словесный (беседа, стихи, объяснение)
Наглядный (презентация: «Натюрморт», иллюстрации художников, образцы работ учащихся).
Практический (выполнение практического задания)
Оборудование для педагога:
Ноутбук, проектор, экран, репродукции картин: П. П. Кончаловского «Сирень в корзине», И. И. Машкова «Две темные розы и тарелка с клубникой», М.С.Сарьяна «Осенние цветы», И. Э. Грабаря «Дельфиниум» и «Хризантемы»;
Оборудование для учащихся: альбом, акварель, гуашь, кисти, карандаш, ластик, баночка.
Ход урока.
1.Целеполагающий момент 2-3мин.
Педагог: Здравствуйте, ребята! Садитесь.
Сегодня я вас познакомлю с одним из жанров живописи и графики, который называется натюрморт.
Если видишь на картине
Чудо – вазу на столе,
В ней стоит букет красивых
Белоснежных хризантем;
Стоит множество посуды,
И стеклянной и простой,
Может, чашка или блюдце
С золоченою каймой.
А еще и так бывает:
Нарисована там дичь.
В завершении положим
Спелых персиков и слив.
А еще в картине может
Нарисованным быть торт.
И поэтому картина
Назовется натюрморт.
Педагог: а что такое «картина»? (ответы детей.)
Картина – произведение живописи (портрет, пейзаж, натюрморт), выполненное на бумаге, доске, ткани.
Слово образовалось от итальянского карта – «бумага». Первоначальное значение слова картина – «тонкая, красивая, изукрашенная бумага».
Чтобы получилась красивая картина, вы должны научиться выполнять творческую композицию: выбирать лист бумаги определенного формата, использовать всю его плоскость при рисовании, выражать смысловую связь между объектами, передавать сюжет.
2.Сообщения учащихся, просмотр слайдов и иллюстраций 7-8 мин.
Обратимся теперь к понятию натюрморта. Это жанр замечателен тем, что через мир предметов: домашнюю утварь, атрибуты какой – либо деятельности, плоды и цветы – отражаются различные стороны жизни.
Натюрморт – это картина, на которой обычно изображены различные предметы обихода, а также овощи, фрукты, цветы, дичь и т. д.
Педагог: Посмотрите на картины художников. Что вы чувствуете, когда смотрите на эти картины? (удовольствие, радость, наслаждение, теплоту, свежесть букетов и их запахи.)
Давайте рассмотрим и поговорим о каждом натюрморте.
Творческие рассказы детей по слайдам:
( презентации учащихся)
1 учащийся:
На картине Петра Петровича Кончаловского «Сирень в корзине» изображен нарядный, нежный и разнообразный по окраске букет начала лета – сирени. На коричневом фоне крупные грозди соцветий цветов сирени разных цветов: белой, красной, сиреневой и фиолетовой с крупными листьями. Сорванные цветы скоро завянут, а нарисованные живут вечно, дарят воспоминания и доставляют радость людям в любое время года.
2 учащийся:
На красочной, нарядной картине Ильи Ивановича Машкова «Две темные розы и тарелка с клубникой», в центре картины изображена прозрачная ваза с двумя алыми розами. Рядом на столе и белой тарелке красные, спелые, сочные ягоды клубники. У каждой ягодки оставлен зеленый хвостик.
3 учащийся:
На картине Мартирос Сергеевича Сарьяна «Осенние цветы» на фоне чистого неба изображен праздник цветов и фруктов. Много ярких, нарядных, красочных осенних цветов, расставленных в керамических горшках, прозрачных стеклянных вазах и банках. Крупные и мелкие, махровые и простые цветы и соцветия: белых, желтых, и малиновых хризантем; красных георгин; бордовых и белых астр; темных и светлых оранжевых бархатцев, с зелеными листьями, листочками и стеблями. На белой скатерти стола возле ваз мандарины, персики, яблоки, лимоны и пучок редиски.
4 учащийся:
На картине Игоря Эммануиловича Грабаря «Дельфиниум» изображена белая керамическая ваза с высокими темно – фиолетовыми, бледно – синими соцветиями цветов дельфиниума. Ваза стоит на столе, покрытом белой скатертью. Рядом две ветки цветов дельфиниума, чтобы показать размер высоких, горделивых цветов, в стакане синие полевые цветы – васильки. Стол стоит на фоне белых берез и залитого летним солнцем луга. Если долго смотреть на картину, то можно почувствовать дуновение ветерка и услышать, как шуршат на ветру листвой березы.
Педагог: Сегодня мы будем рисовать весенний натюрморт. И наш натюрморт будет состоять из цветов.
Цветы - это символ чистоты, радости и счастья. Они с древних времён воспеваются поэтами. Слеп тот, кто не способен радоваться и удивляться этим волшебным творениям природы. Цветы - это и радость, и любовь, это вечный источник вдохновения. Без красоты цветов жизнь становится беднее. Кто любит цветы, тот не может быть злым.
С целым миром спорить я готов,
И готов поклясться головою,
В том, что есть глаза у всех цветов,
И они глядят на нас с тобою.
Цветы создают красоту вокруг нас. Бесчисленное множество полевых, садовых, комнатных цветов украшают природу, быт человека, радуют глаз.
Увидеть и передать красоту цветов художники умели всегда. Они часто изображали цветы в своих работах. Их можно рисовать круглый год. Зимой -комнатные, а уж в марте-апреле подснежники....Одним нравятся огромные, пёстрые букеты, другим - небольшие, всего из нескольких стеблей и бутонов. Картины, на которых изображены букеты цветов, относятся к жанру натюрморта, что в переводе с французского языка означает“мёртвая натура”. Но на картинах они трепетны и прекрасны, как живые. Цветы на полотнах то веселы и свежи, то печальны и вянут, они беспрестанно двигаются и поворачиваются к солнечному свету. Ещё не растаял в глубоких оврагах снег, а уже цветут под деревьями, белым и синим ковром подснежники- первые весенние цветы нашего леса.
Голубенький, чистый
Подснежник-цветок
А подле сквозистый
Последний снежок
Последние слёзы
О горе былом
И первые грёзы
О счастье ином.
Древняя легенда рассказывает: “Когда Адам и Ева были изгнаны из рая, шёл сильный снег, и Еве было очень холодно. Тогда, желая согреть её своим вниманием, несколько снежинок превратилось в цветы. Увидев их, Ева повеселела, у неё появилась надежда, потому этот цветок и стал символом надежды”.
3.Объяснения выполнения творческой работы -5мин.
Очень тяжело нарисовать цветок, чтобы получился “как настоящий”. Один из способов легко нарисовать цветы - это свести их к простым формам. Рассмотрим некоторые примеры того, как упрощать форму цветов.
Цветок ромашка.
Обобщённо цветок ромашки - круг, {нарисовать ). Внутри изобразим отдельные лепестки. Пусть какой-то лепесток выйдет немного за границу круга, а кое-кто не дотянется до неё. Ведь в природе не существует идеально ровных ромашек. Но общая форма цветка не будет “потеряна”.
Теперь изобразим цветок, “смотрящий” немного в сторону. Мы уже говорили, что в основе цветка - круг. А если смотреть на круг сбоку, то его надо изображать в виде овала. Итак, нарисуем овал, находим в них серединки и прорисовываем отдельные лепестки.
Из круга можно рисовать астры, васильки, ромашки. Но большинство цветков - объёмные. Например, в основе колокольчика - конус. Нарисуем его. А теперь прорисуем отдельные лепестки.
4.Самостоятельная работа учащихся – 25 мин.
( С разрешения педагога учащиеся выполняют рисунок – натюрморт, состоящий из цветов).
А теперь попробуйте нарисовать цветы, красками расскажите о своём настроении, своём отношении к этим цветам, а мы разгадаем, любимые это цветы или нет. Подумайте, из каких цветов будет состоять ваш натюрморт, и приступайте к работе.
5. Подведение итога занятия- 5мин.
Выставка и обсуждение работ учащихся.
6.Заключительное слово педагога -1-2мин.
Педагог: Посмотрев ваши работы, могу сказать, что вы научились красиво и выразительно располагать предметы на листе бумаги, правильно подбирать цвет для раскрашивания и тщательно прописывать мелкие детали. Как вам известно, рисунки выглядят привлекательными, если выполнены аккуратно, с художественным вкусом, старательно. Наше занятие подошло к концу, вы все хорошо работали, всем спасибо за работу, до свидания.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Урок на тему: "Весенний натюрморт" »
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
"Средняя общеобразовательная школы №1
(с углубленным изучением предметов)".
УРОК
на тему:
«Весенний натюрморт»
Выполнил: учитель изобразительного искусства
Коробова Раиса Николаевна
2013
Тема урока: «Весенний натюрморт».
Цель: Ознакомление с натюрмортом как жанром изобразительного искусства.
Задачи:
Образовательная – научить изображать натюрморты с натуры, по памяти и представлению , соблюдая композиционное расположение.
Развивающая – развивать зрительные представления и впечатления от натюрмортов, видеть пропорции, соразмерность.
Воспитательная – воспитывать интерес к предмету, аккуратность в работе, развивать эстетический вкус.
Форма проведения: Практическая работа.
Формы и методы, применяемые на занятии:
Словесный (беседа, стихи, объяснение)
Наглядный (презентация: «Натюрморт», иллюстрации художников, образцы работ учащихся).
Практический (выполнение практического задания)
Оборудование для педагога:
Ноутбук, проектор, экран, репродукции картин: П. П. Кончаловского «Сирень в корзине», И. И. Машкова «Две темные розы и тарелка с клубникой», М.С.Сарьяна «Осенние цветы», И. Э. Грабаря «Дельфиниум» и «Хризантемы»;
Оборудование для учащихся: альбом, акварель, гуашь, кисти, карандаш, ластик, баночка.
Ход урока.
1.Целеполагающий момент 2-3мин.
Педагог: Здравствуйте, ребята! Садитесь.
Сегодня я вас познакомлю с одним из жанров живописи и графики, который называется натюрморт.
Если видишь на картине
Чудо – вазу на столе,
В ней стоит букет красивых
Белоснежных хризантем;
Стоит множество посуды,
И стеклянной и простой,
Может, чашка или блюдце
С золоченою каймой.
А еще и так бывает:
Нарисована там дичь.
В завершении положим
Спелых персиков и слив.
А еще в картине может
Нарисованным быть торт.
И поэтому картина
Назовется натюрморт.
Педагог: а что такое «картина»? (ответы детей.)
Картина – произведение живописи (портрет, пейзаж, натюрморт), выполненное на бумаге, доске, ткани.
Слово образовалось от итальянского карта – «бумага». Первоначальное значение слова картина – «тонкая, красивая, изукрашенная бумага».
Чтобы получилась красивая картина, вы должны научиться выполнять творческую композицию: выбирать лист бумаги определенного формата, использовать всю его плоскость при рисовании, выражать смысловую связь между объектами, передавать сюжет.
2.Сообщения учащихся, просмотр слайдов и иллюстраций 7-8 мин.
Обратимся теперь к понятию натюрморта. Это жанр замечателен тем, что через мир предметов: домашнюю утварь, атрибуты какой – либо деятельности, плоды и цветы – отражаются различные стороны жизни.
Натюрморт – это картина, на которой обычно изображены различные предметы обихода, а также овощи, фрукты, цветы, дичь и т. д.
Педагог: Посмотрите на картины художников. Что вы чувствуете, когда смотрите на эти картины? (удовольствие, радость, наслаждение, теплоту, свежесть букетов и их запахи.)
Давайте рассмотрим и поговорим о каждом натюрморте.
Творческие рассказы детей по слайдам:
( презентации учащихся)
1 учащийся:
На картине Петра Петровича Кончаловского «Сирень в корзине» изображен нарядный, нежный и разнообразный по окраске букет начала лета – сирени. На коричневом фоне крупные грозди соцветий цветов сирени разных цветов: белой, красной, сиреневой и фиолетовой с крупными листьями. Сорванные цветы скоро завянут, а нарисованные живут вечно, дарят воспоминания и доставляют радость людям в любое время года.
2 учащийся:
На красочной, нарядной картине Ильи Ивановича Машкова «Две темные розы и тарелка с клубникой», в центре картины изображена прозрачная ваза с двумя алыми розами. Рядом на столе и белой тарелке красные, спелые, сочные ягоды клубники. У каждой ягодки оставлен зеленый хвостик.
3 учащийся:
На картине Мартирос Сергеевича Сарьяна «Осенние цветы» на фоне чистого неба изображен праздник цветов и фруктов. Много ярких, нарядных, красочных осенних цветов, расставленных в керамических горшках, прозрачных стеклянных вазах и банках. Крупные и мелкие, махровые и простые цветы и соцветия: белых, желтых, и малиновых хризантем; красных георгин; бордовых и белых астр; темных и светлых оранжевых бархатцев, с зелеными листьями, листочками и стеблями. На белой скатерти стола возле ваз мандарины, персики, яблоки, лимоны и пучок редиски.
4 учащийся:
На картине Игоря Эммануиловича Грабаря «Дельфиниум» изображена белая керамическая ваза с высокими темно – фиолетовыми, бледно – синими соцветиями цветов дельфиниума. Ваза стоит на столе, покрытом белой скатертью. Рядом две ветки цветов дельфиниума, чтобы показать размер высоких, горделивых цветов, в стакане синие полевые цветы – васильки. Стол стоит на фоне белых берез и залитого летним солнцем луга. Если долго смотреть на картину, то можно почувствовать дуновение ветерка и услышать, как шуршат на ветру листвой березы.
Педагог: Сегодня мы будем рисовать весенний натюрморт. И наш натюрморт будет состоять из цветов.
Цветы - это символ чистоты, радости и счастья. Они с древних времён воспеваются поэтами. Слеп тот, кто не способен радоваться и удивляться этим волшебным творениям природы. Цветы - это и радость, и любовь, это вечный источник вдохновения. Без красоты цветов жизнь становится беднее. Кто любит цветы, тот не может быть злым.
С целым миром спорить я готов, И готов поклясться головою, В том, что есть глаза у всех цветов, И они глядят на нас с тобою.
Цветы создают красоту вокруг нас. Бесчисленное множество полевых, садовых, комнатных цветов украшают природу, быт человека, радуют глаз.
Увидеть и передать красоту цветов художники умели всегда. Они часто изображали цветы в своих работах. Их можно рисовать круглый год. Зимой -комнатные, а уж в марте-апреле подснежники....Однимнравятся огромные, пёстрые букеты, другим - небольшие, всего изнескольких стеблей и бутонов. Картины, на которых изображены букеты цветов, относятся к жанру натюрморта, что в переводе с французского языка означает“мёртвая натура”. Но на картинах они трепетны и прекрасны, как живые. Цветы на полотнах то веселы и свежи, то печальны и вянут, они беспрестанно двигаются и поворачиваются к солнечному свету. Ещё не растаял в глубоких оврагах снег, а уже цветут под деревьями, белым и синим ковром подснежники- первые весенние цветы нашего леса.
Голубенький, чистый Подснежник-цветок А подле сквозистый Последний снежок Последние слёзы О горе былом И первые грёзы О счастье ином.
Древняя легенда рассказывает: “Когда Адам и Ева были изгнаны из рая, шёл сильный снег, и Еве было очень холодно. Тогда, желая согреть её своим вниманием, несколько снежинок превратилось в цветы. Увидев их, Ева повеселела, у неё появилась надежда, потому этот цветок и стал символом надежды”.
3.Объяснения выполнения творческой работы -5мин.
Очень тяжело нарисовать цветок, чтобы получился “как настоящий”. Один из способов легко нарисовать цветы - это свести их к простым формам. Рассмотрим некоторые примеры того, как упрощать форму цветов.
Цветок ромашка.
Обобщённо цветок ромашки - круг,{нарисовать ). Внутри изобразим отдельные лепестки. Пусть какой-то лепесток выйдет немного за границу круга, а кое-кто не дотянется до неё. Ведь в природе не существует идеально ровных ромашек. Но общая форма цветка не будет “потеряна”.
Теперь изобразим цветок, “смотрящий” немного в сторону. Мы уже говорили, что в основе цветка - круг. А если смотреть на круг сбоку, то его надо изображать в виде овала. Итак, нарисуем овал, находим в них серединки и прорисовываем отдельные лепестки.
Из круга можно рисовать астры, васильки, ромашки. Но большинство цветков - объёмные. Например, в основе колокольчика - конус. Нарисуем его. А теперь прорисуем отдельные лепестки.
4.Самостоятельная работа учащихся – 25 мин.
( С разрешения педагога учащиеся выполняют рисунок – натюрморт, состоящий из цветов).
А теперь попробуйте нарисовать цветы, красками расскажите о своём настроении, своём отношении к этим цветам, а мы разгадаем, любимые это цветы или нет. Подумайте, из каких цветов будет состоять ваш натюрморт, и приступайте к работе.
5. Подведение итога занятия- 5мин.
Выставка и обсуждение работ учащихся.
6.Заключительное слово педагога -1-2мин.
Педагог: Посмотрев ваши работы, могу сказать, что вы научились красиво и выразительно располагать предметы на листе бумаги, правильно подбирать цвет для раскрашивания и тщательно прописывать мелкие детали. Как вам известно, рисунки выглядят привлекательными, если выполнены аккуратно, с художественным вкусом, старательно. Наше занятие подошло к концу, вы все хорошо работали, всем спасибо за работу, до свидания.