Тема урока «Соцветия».
Тип учебного занятия: урок изучения нового материала.
Форма проведения: урок с использованием технологии проблемного обучения.
Методы: фронтальная работа, работа в группах, индивидуальная работа, игра «Простое - сложное», работа с тестом, разгадывание кроссворда, взаимопроверка, дифференцированное домашнее задание.
Дидактическое сопровождение: гербарий, живые растения, инструктивные карточки.
Список используемой литературы:
1. УМК по биологии под редакцией В. В. Пасечника.
2. Пасечник В. В. Биология. 6 кл. Бактерии, грибы, растения: Учебник для общеобразовательных учебных заведений. – 4-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, - 2002. – 272 с.
3. Рохлов В., Теремов А., Петросова Р. Занимательная ботаника: Книга для учащихся, учителей и родителей. – М.: АСТ-ПРЕСС, - 2002. – 432 с.
Цели: организовать деятельность учащихся по изучению строения, типов и биологического значения соцветий; способствовать развитию логического мышления учащихся, навыков самостоятельной работы; содействовать воспитанию чувства товарищества, экологическому воспитанию учащихся.
Ход урока:
I. Организационный момент
Приветствие, настрой на работу.
II. Активизация познавательного интереса
Перед вами два растения. Скажите, как они называются? Посмотрите внимательно на их цветки, скажите, чем они отличаются? (У тюльпана - одиночный цветок, а у ландыша цветки собраны в группы).
Ребята, наш урок посвящен растениям, у которых цветки собраны в группы. Тема урока «Соцветия».
III. Изучение нового материала
Как вы думаете, каковы цели нашего урока? (Учащиеся высказывают предположения).
Открываю написанные на доске цели урока:
- выяснить, что называется соцветием; какие бывают типы соцветий, в чем заключается биологическое значение соцветий.
Ребята, посмотрите внимательно на цветки ландыша и ответьте на вопрос: цветки собраны в группы беспорядочно или в определенной последовательности?
Вывод: цветки собраны в соцветия. Как вы думаете, что же называется соцветием? А теперь откройте учебник на странице 129, параграф 29 и Приложение №2. Найдите определение соцветия. Из чего же состоит соцветие? В соцветии есть главная ось, на которой расположены цветки или на цветоножках или сидячие (Схема).
(Показ на экране соцветий растений: астра, барбарис, сирень, дудник, дымянка, иссоп). Назовите знакомые вам растения. У всех этих растений цветки собраны в соцветия. А как вы думаете, строение этих соцветий одинаковое или разное? (Разное).
Соцветия по своему строению бывают простые и сложные. Обратите внимание на схемы соцветий. В чем вы видите разницу?
Простые
Сложные
Цветки располагаются непосредственно на главной оси
Цветки располагаются на разветвлениях от главной оси
Кисть - капуста, ландыш, черемуха
Сложная кисть или метелка – сирень, виноград
Простой колос - подорожник
Сложный колос – пшеница, рожь, ячмень
Простой зонтик – примула, вишня
Сложный зонтик – морковь, петрушка
Корзинка – подсолнечник, астра, одуванчик, осот
(Изображение схемы на экране).
IV. Проверка первичного усвоения знаний. Физкультминутка
Ребята, давайте проведем небольшую разминку: «Простое – сложное». Если я называю простое соцветие, вы приседаете и встаете, если сложное – стоите: простой колос, сложная кисть, метелка, простой зонтик, корзинка.
Сейчас вам предстоит выполнить лабораторную работу по инструкции на странице 131 в печатной тетради, задание 99. (Работа в группах). Какие же типы соцветий у предложенных вам растений? ( Афишируют свои знания).
Ребята, а как вы думаете, зачем растениям нужны соцветия? Отвечают, уточняют в учебнике на странице 131.
Ребята, а есть ли среди этих растений растения, занесенные в Красную книгу? (Ландыш майский).
V. Закрепление изученного материала
А теперь проверим вашу внимательность. Игра «Третий – лишний». Для каждой группы я называю растения. Какое из них лишнее и почему?
1. Пшеница, капуста, ландыш.
2. Сирень, виноград, астра.
3. Пшеница, рожь, черемуха.
4. Примула, вишня, ландыш.
5. Вишня, морковь, петрушка.
6. Морковь, подсолнечник, астра.
VI. Проверка усвоения знаний и умений
Ребята, мы с вами изучили все вопросы урока, а сейчас проверим, как вы усвоили материал с помощью тестовых заданий.
Возьмите листики бумаги, подпишите свою фамилию. Не удивляйтесь, что листики маленькие. Экономя бумагу, мы сохраняем жизнь деревьям.
Тестовые задания
1. Соцветие – это:
а) группы цветков, расположенных близко один к другому в определенной последовательности
б) видоизмененный побег
в) видоизмененный цветок
2. Простым называется соцветие, у которого:
а) цветки располагаются непосредственно на главной оси
б) цветки располагаются на боковых побегах
в) цветки располагаются на верхушках побегов
3. Сложный колос у:
а) ромашки
б) вишни
в) пшеницы
4. Соцветие корзинка у:
а) вишни
б) астры
в) сирени
5. Соцветие сложная кисть или метелка у:
а) сирени и вишни
б) ландыша и черемухи
в) сирени и винограда.
Взаимопроверка в парах. Проверьте работу свого товарища с помощью кода правильных ответов, который вы видите на доске. Оценка соответствует количеству правильных ответов в тесте.
VII. Домашнее задание
*Если вы плохо усвоили материал, то проработайте текст параграфа 29 и задания в печатных тетрадях.
*Если вы хорошо усвоили материал, то повторите параграф 29.
*Если вы отлично усвоили материал, то подготовьте для одноклассников сообщения о тех соцветиях, которые мы не изучили на уроке.
*По желанию - решите кроссворд «Соцветия».
VIII. Рефлексия
Ребята, у меня на столе клумба, но она пока без цветов. Я прошу вас, помогите засадить клумбу. У каждого из вас лежат цветки. Если вам понравился урок, то посадите на клумбе красный цветок, если не очень понравился – белый цветок, если совсем не понравился – синий. Ребята, вы замечательно работали на уроке. Как эти ростки ландыша тянутся к свету, так вы стремились к знаниям.
Урок окончен, спасибо всем за работу.
Список используемой литературы:
1. УМК по биологии под редакцией В. В. Пасечника.
2. Пасечник, В. В. Биология. 6 кл. Бактерии, грибы, растения: Учеб. для общеобразоват. учеб. заведений. – 4-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, - 2002. – 272 с.
3. Рохлов, В., Теремов, А., Петросова, Р. Занимательная ботаника: Книга для учащихся, учителей и родителей. – М.: АСТ-ПРЕСС, - 2002. – 432 с.