kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Технологическая карта урока с приложениями

Нажмите, чтобы узнать подробности

Доказательства эволюции.Факт эволюции, то есть исторического развития живых организмов от простых форм к более высокоорганизованным, в основе которого лежат процессы уникального функционирования генетической информации, был принят и подтвержден данными биохимии, палеонтологии, генетики, эмбриологии, анатомии, систематики и многих других наук, которые располагали фактами, доказывающими существование эволюционного процесса.Факт эволюции, то есть исторического развития живых организмов от простых форм к более высокоорганизованным, в основе которого лежат процессы уникального функционирования генетической информации, был принят и подтвержден данными биохимии, палеонтологии, генетики, эмбриологии, анатомии, систематики и многих других наук, которые располагали фактами, доказывающими существование эволюционного процесса.Факт эволюции, то есть исторического развития живых организмов от простых форм к более высокоорганизованным, в основе которого лежат процессы уникального функционирования генетической информации, был принят и подтвержден данными биохимии, палеонтологии, генетики, эмбриологии, анатомии, систематики и многих других наук, которые располагали фактами, доказывающими существование эволюционного процесса.Факт эволюции, то есть исторического развития живых организмов от простых форм к более высокоорганизованным, в основе которого лежат процессы уникального функционирования генетической информации, был принят и подтвержден данными биохимии, палеонтологии, генетики, эмбриологии, анатомии, систематики и многих других наук, которые располагали фактами, доказывающими существование эволюционного процесса.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока таблица»

Технологическая карта урока

Предмет:Биология,

Класс-11

УМК(базовый уровень) под редакцией Д. К. Беляева, Г. М. Дымшица. 10—11

Тема: Доказательства эволюции

Тип урока :урок открытия нового знания

Ресурсы: УМК к данному курсу, интернет ресурсы

Учителя: Плужник Ю.В.

Цель урока:. дать возможность учащимся добыть знания об основных группах доказательств эволюции

Планируемые результаты:

Предметные: учащиеся расширяют научные представления о биохимическом единстве живых организмов; у учащихся развиваются о филогенетическом древе, биохимическом единстве живых организмов; учащиеся совершенствуют умение объяснять значение знаний о химическом составе живых организмов и расшифровки геномов растений и животных для доказательства эволюции органического мира; у учащихся развиваются понятия об иерархическом принципе систематики живых организмов, гомологичных органах, рудиментах, атавизмах, зародышевом сходстве как свидетельствах эволюции живой природы; учащиеся совершенствуют умение объяснять причины сходства и различий в строении органов и зародышей различных животных. у учащихся развиваются понятия о палеонтологической летописи.

Метапредметные: учащиеся развивают умения работать с разными источниками биологической информации: находить ;биологическую информацию в тексте учебника, Интернете, анализировать и оценивать информацию, преобразовывать информацию из одной формы в другую; учащиеся продолжают овладевать умениями адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию

Личностные: у учащихся продолжает формироваться научное мировоззрение на основе усвоения знаний о единстве живой природы и объективности биологической эволюции; у учащихся продолжает развиваться готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нём взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения.


Организационная структура урока

(урок открытия нового знания)





Этапы урока


Деятельность учителя


Деятельность учащихся


УУД

Предметные

Метапредмет

ные

Личностные

1этап

Мотивация

Организует внимание класса к работе на уроке, включает в учебный ритм, создаёт положительный, эмоциональный настрой..

Приветствуют преподавателя, организуют рабочее место. Эмоционально настраиваются на предстоящую учебную деятельность.


Создание проблемной ситуации


Фиксация новой учебной задачи


Слушают учителя

2 этап


Целепо-лагание и планирова ние

Давайте на пару минут представим с вами, что мы великие учёные. Мы находимся в большой лаборатории и пытаемся обосновать, что процесс эволюции не миф? Как вы будете доказывать данный факт.

Высказывают свои предположения


  1. Ископаемые останки, янтарь

  2. Сравнить видовой состав фауны и флоры на разных материках

  3. Сравнить внешнее и внутреннее строение организмов

Посмотреть зародыши


Исследуют условия учебной задачи, обсуждают предметные способы решения

Совместное исследование проблемы

Анализи-руют, доказывают точку зрения, рефлексия своих действий

.


3 этап



Актуализа-ция знаний

Индивидуальная работа по заданиям на опросных листах (приложение 1)

Задание № 1

Б.С-

Да.-

Э.-

И.-

Лам.-

Ма.Э

М.Э

Е.

СТЭ

Задание № 2

Определите, о каком ученом составлен синквейн:

1. ?

2. Эрудит, верующий.

3.Описывал, систематизировал, организовывал.

4.Создал лучшую искусственную систему.

5. Трудоголик.

1. ?

2. Талантливый, невезучий.

3. Боролся, отстаивал, доказывал.

4.Создал первое эволюционное учение.

5. Творец.

1. ?

2.Трудолюбивый, обстоятельный.

3. Путешествовал, наблюдал, анализировал.

4. Выяснил причины эволюции живого.

5. Гений.

Самостоятельно составите синквейны об этих ученых.

Задание № 3

Тест


Учащиеся записывают номера и соответствующие термины.

Самостоятельно выполняют задания листа опроса.

.

Аргументация своего мнения и позиции в  коммуникации

Анализ, обобщение, классификация.

Подведение под понятие


Осознанное и произвольное построение

речевого высказы-вания.


4 этап


Открытие нового знания

Наука

Доказательства

Примеры

Класс делиться на 4 группы. Каждая группа самостоятельно работает с учебником + дополнительным материалом. Итогом работы на выходе, заполненная таблица



(Приложение 2)




Выполняют работу в группах,

Заполняют таблицу

Отрабатывают способ в целом

Поиск информации,

самостоятельно выбирать критерии для логических операций

Знание новых принципов, осуществ-ляют самоконт-роль

5 этап


Применение нового знания

Выполнение разноуровневого тестового задания

(Приложение3)


Выполняют тест

Первичный контроль над правильностью способа действия

Осуществляют самоконтроль


Учатся формулировать собственное мнение, позицию

6.Домашнее задание

Учитель задает домашнее задание.

П.43

Самостоятельно проработать вопросы, которые вызвали проблемы в понимании.

- Выберите из перечня заданий, то, которое вам хотелось бы выполнить к следующему уроку:

1. Подготовить презентацию на тему «Живые ископаемые»;

2. Составьте кроссворд, используя ключевые понятия изученной темы.

Реферат тема: « Архиоптерикс»


Записывают задания

постановка самостоятельной учебной задачи на основе соотнесения уже усвоенного материала и того, что ещё неизвестно; мобилизация своих сил к волевому усилию, возможности выбора путей и средств реализации.


организация планирования и прогнозирования

умения строить высказывания, анализировать и обобщать, находить и использовать необходимую информацию.


7.Рефлексия

Учитель предлагает ученикам оценить свою работу на уроке и степень понимания изученного материала. -


Оценки за урок.

Благодарю всех за активную работу на уроке. Спасибо за внимание.



Оценивают урок

умение осуществлять самоконтроль и коррекцию, самоанализ и самооценку.

контроль

коррекция, оценка, волевая саморегуляция в ситуации

осознание ответственности за общее дело





Просмотр содержимого документа
«приложение 3»

Приложение 3


Доказательства эволюции


№1 Выполнить тест, выбрав один ответ


Органа утратившие свое биологическое значение в процессе эволюции

А) аналогичные б) гомологичные в) атавизмы г) рудименты

2.Какой из факторов доказывает единство органического мира?

А) наличие ископаемых форм растений и животных

Б) универсальность генетического кода

В) сходство между человеком и человекообразными обезьянами

Г) готовность к полету насекомых и птиц

3.Решающим эмбриональным доказательством эволюции является:

А)сходство деления клеток у всех организмов

Б)сходство в строении млекопитающих разных отрядов

В)сходство ранних стадий развития зародышей разных классов

Г)общность строения кровеносной системы млекопитающих

4.Чем объяснить значительные различия между фаунами Африки и Мадагаскара?

А)различиями в климате б)различием территорий в)давней обособленностью территорий г)форма естественного отбора

5.Признаки каких классов сочетает в себе утконос?

А)рептилий и млекопитающих б)птиц и рептилий в)птиц и млекопитающих г) амфибий и рептилий.

6.Какой из факторов доказывает происхождение насекомых от кольчатых червей?

А)способность к откладыванию яиц б)общность строения кровеносной системы в)наличие червеобразной личинки у бабочек г)строение конечностей

7.Какие из- перечисленных органов являются гомологичными?

а) жабры рака и легкие кошки б)хобот слона и рука человека в)лапа крота и лапа обезьяны г)глаз кальмара и глаз млекопитающего

8.Различие в фауне Северной и Южной Америки объясняется

А)разной степенью влияния естественного отбора б)генетической разобщенностью в течение миллионов лет в)различным влиянием полюсов г)различным климатом

9.Биогенетический закон гласит:

А)органический мир развивается б)движущей силой эволюции является естественный отбор в)онтогенез есть краткое повторение филогенеза г)материальными носителями наследственной информации являются гены.

10.Дивергенцией называют:

А)расхождение при знаков в процессе эволюции б)_схождение признаков

В)объединение популяций в одну г)образование групп внутри популяции

№2 Ответить на вопросы


1 Вариант


1.Найдите гомологичные органы у лошади и слона и объясните их наличие у данных животных.



2. Объясните с точки зрения теории Ламарка отсутствие органов зрения у слепыша.



3.Дайте определение следующим понятиям: атавизмы, градация , эмбриология ,переходные формы ,онтогенез






Вариант 2


1.Найдите гомологичные органы у курицы и утки и объясните наличие их у данных животных



Просмотр содержимого документа
«лист орпоса приложение 1»

Лист опроса

Приложение 1

Перечисляется ряд явлений в органическом мире:

Задание № 1

Б.С- Борьба за существование

Да.- Дарвинизм

Э.- Эволюция

И.- изоляция

Лам.- Ламаркизм

Ма;э- Макроэволюция

Ми;э- Микроэволюция

Е- Естественный отбор

СТЭ- Синтетическая теория эволюции

Соотнесите определение с терминами

1. современная эволюционная теория, которая является синтезом идей дарвинизма и достижений генетики.

2. один из факторов эволюции, отделение одной популяции или группы популяций от других на исторически длительное время.

3. конкуренция особей, при которой одни организмы способны оставить больше потомства, чем другие.

4эволюционная теория, главной идеей которой является представление о естественном отборе как главный движущий фактор эволюции.

5. эволюционная концепция, построенная на ошибочных предположениях, в частности таком: приобретенные при жизни организма признаки наследуются

6.процесс исторического развития жизни на Земле.

7. эволюция на уровне— эволюционные процессы на уровне популяций, завершающихся образованием нового вида.

8. выживание наиболее приспособленных в борьбе за существование организмов, способных оставить многочисленное потомство.

Задание № 2

Определите, о каком ученом относится синквейн:

1. ?

2. Эрудит, верующий.

3. Описывал, систематизировал, организовывал.

4. Создал лучшую искусственную систему.

5. Трудоголик.

1. ?

2. Талантливый, невезучий.

3. Боролся, отстаивал, доказывал.

4. Создал первое эволюционное учение.

5. Творец.

1. ?

2. Трудолюбивый, обстоятельный.

3. Путешествовал, наблюдал, анализировал.

4. Выяснил причины эволюции живого.

5. Гений.

Самостоятельно составить синквейны об этих ученых.

Задание № 3





Просмотр содержимого документа
«приложени 2»

Приложение 2

Все доказательства эволюции можно сгруппировать по направлениям:

1. Эмбриологические доказательства эволюции.

2. Морфологические доказательства эволюции (сравнительно-анатомические или сравнительно-морфологические).

3. Палеонтологические доказательства эволюции.

4. Биогеографические доказательства эволюции.

5. Молекулярно-биологические доказательства эволюции.

Эмбриологические доказательства эволюции.

На поразительное сходство эмбрионов позвоночных животных было обращено внимание многих исследователей задолго до Ч. Дарвина. Отечественные и зарубежные ученые глубоко изучили сходства начальных стадий эмбрионального развития животных.

Карл Бэр в 1828 году открыл закон зародышевого сходства, согласно которому на начальных этапах эмбрионального развития зародыши животных разных видов сходны по своему строению. Особенное сходство стадий эмбрионального развития наблюдается в пределах отдельных типов или классов.

В процессе онтогенеза повторяются многие черты строения предковых форм: на ранних стадиях – более отдалённых предков, на поздних стадиях – близких предков. У всех позвоночных на определённой стадии развития существует хорда, у многих насекомых - личиночная стадия (гусеница – личинка).

Подобное сходство эмбриональных стадий объясняется единством происхождения всех живых организмов.

В 60-е годы XIX века Э. Геккель и Ф. Мюллер независимо друг от друга сформулировали биогенетический закон, который описывает онтогенез (индивидуальное развитие) как краткое и сжатое повторение филогенеза (исторического развития вида).

В начале XX века биогенетический закон был развит и уточнён российским учёным А.Н. Северцовым, который установил, что в эмбриогенезе повторяются признаки зародышей, а не взрослых особей.

Морфологические доказательства эволюции основываются на присутствии у многих живых организмов гомологичных, рудиментарных и атавистических органов.

Гомологичные органы – это органы, имеющие сходный план строения, выполняющие как сходные, так и различные функции и развивающиеся из сходных зачатков. Изучение анатомии конечностей млекопитающих позволило установить их сходный план строения и формирования.

Рудиментарные органы (лат. rudimentum – зачаток, первооснова) – это органы, утратившие в филогенезе своё значение и функцию и остающиеся у организмов в виде недоразвитых образований. Рудиментарные косточки на месте тазового пояса у китообразных, рудиментарные задние конечности питона указывают на происхождение от типичных четвероногих. Рудиментами человека являются: копчиковые позвонки, мигательная перепонка (остаток третьего века), остатки волосяного покрова по всему телу, аппендикс – отросток слепой кишки, сильно развитые ушные мышцы, позволяющие двигать ими.

Атавистические органы (лат. atavus – предок) – это органы (или структуры), показывающие «возврат к предкам», в норме не встречающиеся у современных форм.

Атавизмами человека являются: многососковость, гипертрихоз (обильное оволосение тела и лица), случаи рождения детей с небольшим мягким хвостиком, полидактилией (многопальцевость) кистей и стоп.

Отличия рудиментов от атавизмов:

1) рудименты встречаются у всех особей популяции, атавизмы – у отдельных индивидов;

2) рудимент всегда имеет определённую функцию, атавизм не имеет специальных функций, важных для вида.

Палеонтологические доказательства эволюции.

Палеонтология указывает на причины эволюционных преобразований. Богатейший палеонтологический материал - одно из наиболее убедительных доказательств эволюционного процесса, длящегося на нашей планете уже более 3 миллиардов лет. Нахождение и изучение ископаемых переходных форм позволяет составить палеонтологические эволюционные ряды организмов.

Ископаемые переходные формы – формы организмов, сочетающие признаки более древних и молодых групп. Находки и описание таких форм позволяют восстанавливать филогенез отдельных групп животных (например, ихтиостега – ископаемая форма, связывающая рыб с наземными позвоночными; археоптерикс – переходная форма от рептилий к птицам юрского периода).

Палеонтологические ряды – это ряды ископаемых форм, связанные друг с другом в процессе эволюции и отражающие ход филогенеза.

В.О. Ковалевский (известный русский зоолог середины XIX века, основоположник эволюционной палеонтологии) определил задачи эволюционной палеонтологии:

— отыскать связи между ископаемыми формами для установления их родства;

— изучать эволюцию ископаемых организмов как процесс, в котором морфологические изменения связаны с функциональными изменениями, с изменениями в условиях жизни и с геологическими преобразованиями.

Биогеографические доказательства эволюции.

Распространение животных и растений по поверхности нашей планеты, сравнение флоры и фауны различных материков, островов, выявление реликтовых растений и животных разных природных зон указывает на то, что особенности распределения живых существ на планете тесно связаны с преобразованием земной коры и с эволюционными изменениями видов. Примером является Австралия, где на протяжении более 120 млн. лет после отделения от остальных материков происходило формирование сумчатых и клоачных млекопитающих.

Для понимания эволюционного процесса интерес представляют флора и фауна островов, оказавшихся полностью зависящими от истории происхождения этих островов.

Реликтовые формы – это ныне живущие виды с комплексом признаков, характерных для давно вымерших групп организмов прошлых эпох Земли (например, гаттерия, латимерия (целкант), гинкго двулопастный).

Молекулярно-биологические доказательства эволюции.

Реконструкция истории жизни на основе молекулярных данных показывает, что вся земная жизнь представляет собой единое филогенетическое древо и все современные виды связаны неразрывными нитями родства. Используя ДНК, мы можем проанализировать сходство и различия между генами, давно вымерших видов в ископаемых останках и современных организмов.

Исходя из данных такого анализа, все живые организмы имеют одинаковые механизмы записи, передачи и считывания наследственной информации:

1) записывание в последовательности нуклеотидов ДНК (РНК у некоторых вирусов);

2) передача из поколения в поколение благодаря механизму репликации;

3) транскрипция в последовательность нуклеотидов и-РНК;

4) трансляция в последовательность аминокислот в белках с использованием одного и того же генетического кода.

Это свидетельствует о том, что все ныне живущие на Земле организмы происходят от одного общего предка.

В геноме каждого вида записана генетическая история, летопись его эволюции. Сравнение генов разных видов дает ключ к построению единой родословной всего живого на Земле.

В большинстве случае гены передавались без изменений, но изредка возникали случайные изменения – мутации. Многие мутации представляют собой замены одних нуклеотидов на другие. Мутации возникают во время репликации ДНК, следовательно, чем больше поколений прошло со времени дивергенции двух видов от общего предка, тем больше случайных замен нуклеотидов может накопиться в геномах следующих поколений. Соответственно, тем больше аминокислот отличают один и тот же белок у этих видов. Общий предок человека и мартышки существовал более 30 млн. лет назад, а общий предок человека и кошки — более 80 млн. лет назад.

Просмотр содержимого документа
«приложение 2»

Наука

Доказательства

Примеры

1. Палеонтология

- ископаемые переходные формы

археоптерикс, псилофиты, зверозубые ящеры

- филогенетические ряды

ископаемые формы лошадей

2. Эмбриология

- биогенетический закон

развитие лягушки, бабочки

- закон зародышевого сходства

на ранних стадиях у зародышей всех хордовых – жаберные складки

3. Сравнительная анатомия, морфология

- гомологические ряды

передняя конечность дельфина, крота, овцы, человека

- рудименты

копчик, третье веко

- атавизмы

хвост, многососковость у человека

- сравнительные переходные формы

латимерия, яйцекладущие, эвглена зеленая

- общий план строения позвоночных животных

головной мозг хордовых

- клеточное строение

растения, животные имеют клеточное строение

4. Биогеография

- сравнение флоры и фауны континентов

флора и фауна Неоарктической и Палеоарктической областей имеют сходства

- островные флора и фауна:

а) материковые

б) океанические

флора и фауна Сахалина сходна с близлежащими районами континента

Галапагосские острова

Приложение 2


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Биология

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 11 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Технологическая карта урока с приложениями

Автор: Плужник Юлия Вячеславовна

Дата: 28.10.2019

Номер свидетельства: 524594

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(99) "Технологическая карта урока "Конкурс профессионалов" "
    ["seo_title"] => string(57) "tiekhnologhichieskaia-karta-uroka-konkurs-profiessionalov"
    ["file_id"] => string(6) "157255"
    ["category_seo"] => string(7) "prochee"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1421576775"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(149) "Технологическая карта урока технологии в 4 классе на тему "Изготовление блокнота""
    ["seo_title"] => string(80) "tiekhnologhichieskaia_karta_uroka_tiekhnologhii_v_4_klassie_na_tiemu_izghotovlie"
    ["file_id"] => string(6) "437878"
    ["category_seo"] => string(11) "tehnologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1510205016"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(195) "Технологическая карта урока  географии в 5 классе по теме « Учимся с «Полярной звездой». Работаем с картой»"
    ["seo_title"] => string(102) "tiekhnologhichieskaiakartaurokaghieoghrafiiv5klassiepotiemieuchimsiaspoliarnoizviezdoirabotaiemskartoi"
    ["file_id"] => string(6) "287625"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1454510431"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(90) "Технологическая карта урока по  окружающему миру"
    ["seo_title"] => string(54) "tiekhnologhichieskaiakartaurokapookruzhaiushchiemumiru"
    ["file_id"] => string(6) "298003"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1456258661"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(210) "Технологическая карта урока - современная форма планирования педагогического взаимодействия учителя и учащихся. "
    ["seo_title"] => string(135) "tiekhnologhichieskaia-karta-uroka-sovriemiennaia-forma-planirovaniia-piedaghoghichieskogho-vzaimodieistviia-uchitielia-i-uchashchikhsia"
    ["file_id"] => string(6) "125592"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1415017860"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства