Строение органов дыхания. | I.Организацион но- мотивационный этап. | Организовать рабочее место; обеспечить мотивацию учащихся. | Приветствие. -Здравствуйте! Садитесь. Слайд 1. Мотивация. Под музыку «Певчие птицы»: -Ребята! Представьте себе, что мы находимся в летнем лесу. Тепло, ласково светит солнышко, пробиваясь сквозь деревья. Мы идем по тропинке мимо стройных сосен и величественных елей. Кругом цветут травы. Мы видим, как летают бабочки, пчелы, шмели. Слышим птичий гомон. Тебе хорошо и радостно. С хорошим и радостным настроением мы начинаем наш урок. | Здороваются. Готовят учебные принадлежности. Слушают музыку и слова учителя. | Предметная мотивация | Смыслообразование. Саморегуляция | Регулятивное(умение организовать свое рабочее место). | Экология, эстетика | |
II.Актуализация опорных знаний. | Мобилизация учащихся на совместную деятельность по определению темы и целей урока. | Стук в дверь. -Войдите. Кажется. Я узнаю нашу гостью. -Но это уже совсем другая история. -Спасибо тебе. Садись. -Ребята, вы поняли, как будет звучать тема нашего урока? -Правильно. Строение органов дыхания. Слайд 2. -Теперь определим цели нашего урока. -Так…Кто еще хочет сказать? -Правильно. А еще? Слайд 3. | Слушают рассказ ученицы 6 класса. -«Меня зовут О-два. При вдохе человека я вместе с другими О-два попадаю в носовую полость. Там я с помощью ресничек эпителия очищаюсь, увлажняюсь и согреваюсь до температуры тела. Иду по носоглотке и попадаю в гортань. После гортани я свободно прохожу по трахее. Дальше открывается путь в бронхи-левый и правый. Наконец-то легкие. Легкие могут принять до 3 литров воздуха! Вот я и в легком. Оттуда меня забирает артериальная кровь. Скоро я пройду по организму человека и окажусь в тканях. На этом моя история не заканчивается…» Записывают дату и тему урока в тетради. -Строение органов дыхания. -Мы будем изучать строение органов дыхания. -Выясним значение дыхания. -А еще мы продолжим работу с различными источниками информации и поговорим о гигиене. | Введение в тему. | Смыслообразование. | Коммуникативное Познавательное. | Химия | |
III.Работа по усвоению новых знаний на базе ранее изучено- го. | Обеспечить восприятие, осмысление и первичное запоминание учащимися нового материала. | Слайд 4. Эпиграф к теме: «Dum spiro, spero»- Пока дышу-надеюсь. 1. Решение задач по опорным знаниям. 1) Без пищи и воды животные и человек могут жить несколько дней, а без воздуха никто не может жить дольше 10 минут. Мы с вами можем задержать дыхание на 2-3 минуты, тренированные люди даже на 6 минут, а рекорд составляет 9 минут. -Объясните, почему без воздуха, без дыхания человек жить не может? -В чем заключается функция органов дыхания? Слайд 5. 2)Вспомните, какие эволюционные изменения произошли в дыхательной системе позвоночных животных? Слайд 6. 2. Просмотр учебного фильма. Слайд 7. - «Без носа человек черт знает что – птица не птица, гражданин не гражданин, просто возьми да и вышвырни за окошко!» - так написал о носе Н.В.Гоголь. - А если серьезно, для чего появился нос у человека? - Давайте проследим, какой путь пройдет с воздухом известная нам О-два, проникающая при вдохе в легкие. Учебный фильм. | Анализируют услышанное и отвечают на вопросы и задания. - Дыхание-это основной признак и свойство живого. - Дыхание-это часть обмена веществ между организмом и внешней средой: в организм поступает кислород, а во внешнюю среду углекислый газ. - Функция дыхательной системы сводится к тому, чтобы снабжать кровь достаточным количеством кислорода и удалять из нее углекислый газ. - Рыбы дышат с помощью жабр, которые есть и у морских кольчатых червей. - С переходом к наземному образу жизни дыхательная система усложняется: земноводные дышат и кожей и лёгкими, которые имеют сравнительно простое строение. - Лёгкие птиц, пресмыкающихся и млекопитающих имеют более сложное строение. Смотрят звуковой учебный фильм. | Решение предметных задач. Новые предметные знания. | Смыслообразование. Самоопределение (формирование внутренней позиции). | Регулятивное. Коммуникативное Познавательное (работа с информацией). | Зоология Русская литература | |
IV.Проверка степени усвоения учебного материала. | Выявить качество усвоения учащимися знаний, определить пробелы, установить их причину. | Обсуждение информации и записи в тетради. - Органы дыхания – это воздушные ворота в организме. Они всю жизнь соприкасаются с внешней средой, хотя и являются внутренними органами. – Как много в жизни и в состоянии человека связано с дыханием – и состав крови, и движение, и чувство, и ум! Дыхание – начало общения, речи, мелодии. Просто вздох бессознательно выражает состояние человека. Предлагает ответить на вопросы: 1. Дайте определение процесса дыхания.(записать в тетрадь) Слайд 8. 2. Для чего живому организму необходим кислород? (записать в тетрадь) Слайд 9. 3. Какова роль дыхательной системы? 4. На какие две группы по функциональному признаку можно разделить органы дыхания? - Запишите схему. Слайд 10. 5. Какие органы относятся к дыхательным путям? Изобразите в виде схемы. Слайд 11. 6. Что является органами газообмена? 7. Как устроена гортань? Покажите на модели. 8. Какие функции она выполняет? Слайд 12. 9. Как устроены легкие? Покажите на торсе человека и рельефной таблице. - Правильно. Молодцы. Слайд 13. | Отвечают на вопросы. Выполняют задания у доски. Делают записи в тетрадях. 1.Дыхание – это газообмен между организмом и внешней средой: извне в организм поступает кислород, а из организма во внешнюю среду выделяется углекислый газ. 2. С помощью кислорода происходит окисление органических веществ и выделение энергии, необходимой для процессов жизнедеятельности. 3.Дыхательная система обогащает кровь кислородом и забирает из нее углекислый газ. 4.На воздухоносные, или дыхательные, и органы газообмена. 5.Носовая полость, носоглотка, гортань, трахея, бронхи. 6. Легкие. Работают с моделями (гортани, торса), рельефной таблицей. 7.Гортань состоит из нескольких хрящей, соединенных суставами и связками. Наиболее крупный из них – щитовидный, расположен в передней части шеи. 8.В полости гортани имеются голосовые связки, между которыми располагается голосовая щель. Если голосовые связки сомкнуты, то воздух с силой проходя через них, заставляет связки колебаться. Так рождается звук. 9. Легкие расположены в грудной полости. Каждое легкое сверху покрыто плеврой, один лист плевры покрывает легкое, другой выстилает грудную полость. Полость между ними содержит немного жидкости. Ткань легкого состоит из разветвленных бронхов и легочных пузырьков – альвеол, которые густо оплетены капиллярами. | | Смыслообразование. Самоопределение. | Регулятивное (контроль и оценка). Коммуникативное (анализ, выведение итога). | | |
V.Работа по закреплению новых знаний. | Установить правильность и осознанность восприятия учащимися рассматриваемого материала. выявить пробелы и провести коррекцию. | Физминутка. - Правильно ли вы дышите? Как же нужно правильно дышать? - Надо научиться дышать так, чтобы забрать из воздуха как можно больше кислорода. - Этому помогут дыхательные упражнения. - Упражнение «Мой цветок». - Сядьте правильно. Представьте, что у вас в руке ваш любимый цветок. - О, какой аромат! Сделайте равномерный плавный вдох. Какой великолепный запах! - А теперь равномерно, постепенно выдыхайте. Выдох не должен затухать к концу. Если начинает кружиться голова, надо уменьшить глубину вдохов и выдохов. Акцентирует внимание на рассматриваемой теме. - Какое дыхание правильное – носовое или ротовое? Слайд 14. - Обязательным условием нормального дыхания являются определенные концентрация кислорода в воздухе и величина атмосферного давления. Эти показатели меняются, если человек поднимается в горы или опускается под воду. - Послушаем сообщения ваших товарищей по опережающим заданиям. -Возможности человеческого организма отнюдь не безграничны. Их можно мобилизовать путем тренировки, но их границы нельзя расширить, ибо диапазон возможных приспособительных реакций генетически запрограммирован. -Состав вдыхаемого воздуха может зависеть от многих других факторов. | Выполняют дыхательные упражнения. Отвечают на вопросы. - Носовое! Рот-это орган пищеварительной системы и потому не имеет тех приспособлений для согревания, увлажнения и очищения воздуха, которыми снабжена носовая полость. Делают сообщения по опережающим заданиям. 1. «Особенности дыхания в горах». Слайд 15. 2.«Особенности дыхания под водой». Слайд 16. 3.«Гигиена воздуха». Слайд 17. 4. «Облако пыли». Слайд 18. 5.«Воздух и бактерии». Слайд 19. Учащиеся отвечают на вопросы товарищей по сообщениям. Выполняют тестовые задания для самоконтроля. Выполняют работу в словариках. Носовая полость Носоглотка Гортань Голосовые связки Трахея Бронхи Легкие Плевра Альвеолы Слайд 20. | Закрепление нового предметного материала. | | Коммуникативное Познавательное. | Гигиена, эстетика Физика | |