Муниципальное Казенное Образовательное Учреждение
«Средняя Общеобразовательная Школа №28»
ОТКРЫТЫЙ УРОК
для учащихся 4 класса «В»
Учитель физической культуры: Холод К.А.
Тема : "Органы дыхания. Гигиена органов дыхания"
Цель урока: Познакомить детей со строением органов дыхания.
Разучить дыхательные упражнения гимнастики Стрельниковой.
Задачи :
1. Познакомить с дыхательной системой человеческого организма, с ролью органов дыхания, входящих в неё.
2. Развивать умения наблюдать, анализировать, обобщать учебный материал.
3. Формировать бережное отношение к здоровью как одной из основных ценностей жизни.
Время проведения 18 декабря 2014 года 13-05-13-45.
Место проведения : кабинет №1, танцевальный класс.
Инвентарь:
Компьютер учителя, проектор, экран,, таблицы, свисток.
г. Нальчик
2014 год
I. Организационный момент. ПУЗ
- Начнём урок с разминки. Все расслабились. Делаем глубокий вдох через нос – спокойный выдох через рот, вдох - выдох, вдох – выдох.
- Ребята, пока мы делали это упражнение прошло 30 секунд.
А вы знаете, если бы мы не дышали в это время, то мы бы начали задыхаться.
Пока я это говорил прошла уже 1 минута. Если в течение 1 минуты в головной мозг не поступит кислород, то произойдут уже необратимые последствия.
- Человек постоянно дышит. Мы настолько привыкли к этому, что и не замечаем. Интересно то, что новорожденный ребёнок дышит 60 раз в минуту, а взрослый человек только 16 раз.
- А давайте попробуем не дышать. Я засекаю время, а вы задержите дыхание. Кто сколько выдержит?
- Вам легко было не дышать? Какой вывод мы можем сделать?
+ Человек не может не дышать. Если не дышать, то можно умереть.
- Кто догадался, о чём мы будем говорить на уроке?
+ О дыхании.
- А что такое дыхание?
+Это вдох и выдох.
- При вдохе мы набираем в себя воздух в грудь, при выдохе- выдыхаем, т.е. наш организм постоянно обменивается воздухом с окружающим.
- Давайте попробуем обнаружить воздух:
1) Помашите перед собой рукой.
2) Подуйте на свою руку.
3) Помашите перед собой тетрадкой на лицо.
- Что вы ощутили?
+Ветерок. А ветер это колебания воздуха.
- Видите ли вы воздух? Имеет ли он вкус, запах?
-Воздух это газ, без цвета, без вкуса и запаха.
-Зачем организму нужен воздух?
+ Чтобы дышать.
- Сегодня на уроке мы с вами должны проследить путь воздуха вдыхаемый и выдыхаемый человеком, т.е. изучим органы дыхания. (Слайд)
II. Изучение нового материала
- Мы делаем вдох. Куда попадает прежде всего воздух?
+В нос.
НОС (слайд)
Какие функции выполняет нос?
Фильтр Увлажнитель Сторожевой пост Печка
Фильтр- очищает воздух от пыли. Внутри поверхность носа усеяна множеством крохотных ресничек. Они всё время колеблются, как трава на лугу, когда подует ветер.
К этим ресничкам прилипают на лету пылинки.
Увлажнитель- увлажняет воздух.
Печка- так как стенки носа пронизаны множеством тонких сосудов, по которым течёт кровь. Поэтому даже в морозные дни воздух успевает согреться.
Сторожевой пост- распознает запахи, препятствует проникновению микробов.
- Воздух дальше проходит через гортань ( слайд)
в трахею (слайд).
-Прощупайте в передней части шеи жёсткую ребристую трубку. Это и есть трахея.
Трахея устроена очень хитро. Когда вы что-нибудь глотаете, трахея закрывается маленькой заслонкой, чтобы пища не попала в лёгкие. А когда делаете вдох закрывается глотка, и воздух бежит не в желудок, а в лёгкие. Но если вы вздумаете говорить или кричать во время еды заслонка может вовремя не закрыться, крошка попадёт в трахею, и тогда вам придётся долго кашлять, пока она оттуда не вылетит.
Не зря гласит пословица «Когда я ем, я глух и нем».
Далее трахея разветвляется на 2 широкие трубки. Это бронхи. (слайд).
- Они соединяют трахею с правым и левым лёгким (карточка, слайд). Оттуда воздух кровью разносится по всему организму.
- Лёгкие похожи на губки. Они состоят из бесчисленного множества пузырьков- альвеол и тоненьких кровеносных сосудов. Поступая в лёгкие свежий воздух наполняет лёгочные пузырьки кислородом, а при выдохе углекислый газ выходит, совершая обратный путь. В лёгких происходит обмен газов.III. Практическая работа
+ При нагрузке дыхание учащается, а в покое становится реже.
Замечено, что человек дышит часто и тяжёло не только при физической нагрузке, но и при волнении и болезни Что бы не болеть полезно делать дыхательные упражнения. Теперь перейдем в танцевальный класс….Давайте разучим упражнения из гимнастики Стрельниковой.
Повороты головы В исходном положении поворачивайте голову вправо - вдох, влево - вдох. Не напрягайте шею, не тяните вдох, не опускайте плечи.
"Ушки"В исходном положении, смотря перед собой, наклоняйте голову правым ухом к правому плечу - вдох, левым ухом - к левому плечу – вдох
"Малый маятник"В основной стойке кивайте головой вперед, склоняя ее на грудь, - вдох с пола, назад к спине - вдох с потолка.
"Обними плечи"Стоя в исходном положении, поднимите руки, согнутые в локтях, ладонями к груди чуть выше плечевых суставов. С каждым вдохом обнимайте себя за плечи так, чтобы правая ладонь заходила за левый плечевой сустав, а левая - под правую подмышку, к лопатке или наоборот - как вам удобнее
"Насос"Возьмите в руки палку или свернутую в трубку газету. Сделайте наклон: туловище параллельно полу, руки согнуты в локтях перед грудью. Не разгибаясь, с легкими поклонами бросайте руки к полу и вновь приближайте к груди, представляя, что накачиваете насосом шипу велосипеда или машины. Поклон - бросок рук - вдох с пола. Кончился поклон - руки у груди – выдох
"Большой маятник" Это упражнение представляет собой комбинацию упражнений "Обними плечи" и "Насос", каждое из которых делается два раза подряд, переходя друг в друга. Из исходного положения дважды выполните упражнение "Обними плечи" и тут же перейдите к двукратному выполнению "Насоса" - вдохи с пола.
"Кошка" Из исходного положения, чуть-чуть приседая, пружиня в коленях, энергично поворачивайтесь туловищем вправо по спирали и несколько кзади, при этом делая вдохи справа. Без паузы те же движения выполните в левую сторону, вдох слева. При этом переносите тяжесть тела то на правую ногу, то на левую - в зависимости от того, в какую сторону поворачиваетесь, - глядя на пятку ноги.
"Отбросим болезнь"В исходном положении руки согнуты в локтях и прижаты к бокам, кулаки - под ключицами. При каждом вдохе выбрасывайте их вперед, быстро разгибая в локтях и растопыривая пальцы, как будто что-то выбрасывая, и возвращайте их в исходное положение.
"Изгоним болезнь"Исходное положение - стоя, руки, согнутые в локтях, параллельно туловищу, кулаки - под ключицами. На каждый вдох локти поднимаются параллельно полу и под углом 90° к туловищу. Затем тут же с силой возвращаются в исходное положение, как бы сдавливая грудную клетку с боков
"Перекаты"Из исходного положения правую ногу выставьте вперед и, шумно "шмыгая" носом, как бы перекатитесь с пятки на носок, затем обратно на левую ногу, которая осталась сзади, - с носка на пятку. После определенного числа вдохов-движений делайте то же самое, выставив вперед левую ногу.
"Рок-н-ролл" Из исходного положения без напряжения попеременно поднимайте к животу и, несколько наискось то правую, то левую ноги, согнутые в коленных суставах, одновременно делая вдохи. Носок стопы оттянуть так, чтобы ступня была на одной линии с голенью. Подъем колена - шумный вдох. Опустите ногу и на мгновение замрите в исходном положении. Одновременно с движениями ног можно делать легкие встречные по направлению к соответствующему колену движения кистями рук, согнутыми в локтевых суставах.
Забрасывание ног сзади Из исходного положения резко выбрасывайте назад к спине, пяткой почти касаясь ягодицы, попеременно то правую, то левую ноги, согнутые в коленных суставах. И одновременно делайте шумные вдохи носом. При этом можно слегка приседать на другую ногу. После каждого выброса нога на мгновение возвращается в исходное положение.
Полуприседание 1 вариант. Из исходного положения - основной стойки, сгибая обе ноги в коленных суставах, приседая, делайте вдохи.
2 вариант. Исходное положение: одна нога выставлена вперед, другая отставлена назад на носок. Вся тяжесть тела - на прямой ноге, выставленной вперед, вторая, отставленная назад, лишь касается пола, вытянутым носком без упора, для поддержания равновесия. Сделайте легкое упругое приседание на ноге, выставленной вперед - вдох - и тут же разогните ногу, выпрямив ее - выдох.
Шаги В исходном положении маршируйте па месте, делая ритмичные вдохи: левой - вдох, правой - вдох
IV. Закрепление изученного материала
Почему нужно дышать не ртом, а носом?
Почему пыль из воздуха не попадает в лёгкие?
Ответы
- А какие условия мы должны соблюдать для поддержания гигиены дыхания?
+Проветривание, занятия спортом, прогулки на свежем воздухе.
- Если мы не будем соблюдать гигиену дыхания, то через органы дыхания в организм попадают вирусы. Поэтому в период эпидемий простудных заболеваний и гриппа нужно регулярно промывать нос подсоленной водой, носить маски.
- Как вы думаете полезен ли для здоровья табачный дым?
+Нет
- Курение- враг номер один органов дыхания. Ядовитые вещества, которые втягиваются в лёгкие разрушают его.
Посмотрите как выглядят лёгкие курящего и здорового человека. Ответы
Никотин действует на мозг человека и способствует развитию тяжёлой болезни – рака.
Болезни органов дыхания бывают и при переохлаждении. Закалённые люди не переохлаждаются.
V. Итог урока
- Подведём итоги урока.
- Что нового узнали на уроке?
- Почему нужно соблюдать гигиену органов дыхания?
- Что вас удивило?
- Что вам понравилось?
VI.Домашнее задание.
- разучите дыхательные упражнения
- приготовить сообщение «Что опасно для органов дыхания»?