kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

План - конспект урока "Строение органов дыхания" 8 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

План – конспект урока: «Строение и функции органов дыхания»

Тип урока: изучение нового материала.

Цели урока:

 Образовательные: • изучить особенности строения органов дыхания;  найти взаимосвязь строения органов и выполняемой ими функциями

 Развивающие: • продолжить формирование основ гигиены (правила гигиены дыхания);

 развивать умения сравнивать, анализировать и делать выводы;

 Воспитательные:

 • воспитывать бережное отношение к своему организму, к своему здоровью, к здоровью окружающих;

 Оборудование: таблицы: «Органы дыхания», презентация «Дыхательная система человека».

Ход урока:

 1. Организационный момент.

 2. Актуализация знаний, необходимых для изучения нового материала.

 Через нос проходит в грудь

 И обратно держит путь,

 Он не видимый, и все же

 Без него мы жить не можем.

 (воздух, кислород)

 Фронтальный опрос:

1) Для чего организму необходим кислород? (Кислород участвует в химических процессах расщепления сложных органических веществ, в результате которых выделяется энергия, необходимая для поддержания жизнедеятельности организма, его роста, движения, питания, размножения)

2) Что называется дыханием? (Дыхание - это поступление в организм кислорода и выделение углекислого газа)

3) Где образуется и накапливается энергия в клетке? (Митохондрии - органоиды, основной функцией которых является окисление органических соединений, сопровождающиеся высвобождением энергии. Эта энергия идет на синтез молекул аденозинтрифосфорной кислоты (АТФ), которая служит как бы универсальным клеточным аккумулятором.)

4) Как связаны обмен веществ и дыхание? (Дыхание - это часть обмена веществ, при которой происходит газообмен между организмом и внешней средой: кислород поступает в организм из внешней среды, а углекислый газ удаляется из организма)

5) Каково назначение органов дыхания? (Органы дыхания насыщают кровь кислородом и удаляют из крови углекислый газ)

6) Какие органы дыхания у животных вам известны? (Жабры, трахеи, легкие)

7) Зависят ли строение дыхательной системы от среды обитания животных?

8) Можно ли предположить, что дыхательная система человека и млекопитающих животных имеет схожее строение? Ответ обоснуйте.

9) Какое участие в дыхании принимает кровеносная система? (Кровь выполняет транспортную функцию.)

3. Изучение нового материала.

  1. Дыхание – это обмен газов между клетками и окружающей средой.

Обеспечивают обмен газов между организмом и внешней средой органы дыхания. Транспорт газов в организме осуществляется с помощью кровеносной системы.

У человека газообмен состоит из четырёх этапов:

     1) обмен газов между воздушной средой и лёгкими;

     2) обмен газов между лёгкими и кровью;

     3) транспортировка газов кровью;

     4) газообмен в тканях.

2. Строение органов дыхания

В органах дыхания различают: воздухоносные пути, по которым проходит вдыхаемый и выдыхаемый воздух и лёгкие, в которых происходит газообмен между воздухом и кровью.

Воздухоносные пути представлены:

  1. Носовая полость      Носоглотка   Глотка   Гортань     Трахея      Бронхи

Дыхательный путь начинается носовой полостью. Она отделена от ротовой полостью перегородками. Спереди – твёрдым нёбом, сзади – мягким нёбом. Воздух попадает в носовую полость через носовые отверстия – ноздри. У наружного края располагаются волоски. Они предохраняют от попадания в нос механических частиц.  

Носовая полость делится на правую и левую половины. Каждая половина  состоит из нескольких извилистых ходов. Внутренняя поверхность носовой полости выстлана мерцательным эпителием. Он выделяет слизь, которая увлажняет поступающий воздух, очищает и губительно действует на микроорганизмы. Реснички мерцательного эпителия изгоняет слизь из носовой полости. В стенках носовой полости проходит густая сеть кровеносных сосудов, благодаря чему вдыхаемый воздух согревается. В задней части носовой полости находятся обонятельные  клетки, воспринимающие запахи.

Из носовой полости воздух через носоглотку попадает в глотку. Глотка сообщается с ротовой полостью, поэтому человек может дышать и ртом и носом.

Из глотки воздух попадает в гортань. Гортань – орган голосообразования. Она представляет собой широкую трубку, суженную посередине. Гортань состоит из хрящей. Самый крупный из них щитовидный хрящ. Он состоит из двух четырёхугольных пластинок. У мужчин они соединены под углом и образуют кадык. У женщин пластинки щитовидного хряща сходятся под прямым углом. Задние углы каждой пластинки вытянуты верхний и нижний рожки. Полость гортани покрыта слизистой оболочкой, которая образует две пары складок - голосовых связок.

В голосообразовании участвует нижняя пара. Пространство между голосовыми связками называют голосовой щелью.

При спокойном дыхании связки разведены, и щель между ними расширена. При пении и речи голосовые связки смыкаются, образуя узкую щель. Вдыхаемый воздух, проходя через эту щель, заставляет колебаться голосовые связки – возникает звук.

Над входом в гортань располагается хрящевая пластинка – надгортанник. Он исполняет роль клапана, закрывающего вход в гортань при глотании пищи.

Из гортани воздух попадает в трахею. Трахея – это полая трубка, образованная 16 – 20 хрящевыми полукольцами. Позади трахеи находится пищевод. Внутренняя стенка трахеи выстлана мерцательным эпителием. Его реснички выводят пылевые частицы из лёгких в глотку. Внизу трахея делится на  два бронха, которые ветвятся, образуя «бронхиальное дерево». Мелкие бронхи называются бронхиолами.

Бронхи образованы хрящевыми кольцами. А стенки бронхиол образованы эластичными гладкомышечными волокнами. Заканчиваются бронхиолы гроздьями лёгочных пузырьков –альвеолами. Стенки альвеол образованы одним слоем эпителиальных клеток, расположенных на тончайшей эластичной мембране. Изнутри альвеолы выстланы тонкой плёнкой, которая образована биологически активными веществами. Они поддерживают постоянный объём пузырьков и не дают им смыкаться. Отработанная плёнка выводится из организма в виде мокроты или переваривается лёгочными фагоцитами. Альвеолы густо оплетены кровеносными сосудами – здесь осуществляется газообмен между лёгкими и кровью. Этот процесс происходит благодаря диффузии.

Разветвлённая сеть мелких бронхов с лёгочными пузырьками  альвеолами образуют лёгкие.

Лёгкие расположены в грудной полости и одеты лёгочной плеврой. Плевра также выстилает грудную полость с внутренней стороны – это пристеночная плевра. Между лёгочной и  пристеночной плеврой находится плевральная полость, заполненная плевральной жидкостью. Она облегчает скольжение лёгочной стенки во время вдоха и выдоха. Место входа в легкие главных бронхов, лёгочных артерий и вен называются воротами лёгких.

4. Закрепление изученного материала.

Используя учебник на с. 72 – 73 заполнить в тетради таблицу «Строение и функции органов дыхания»

Орган

Где расположен

Особенности строения

Функции

Носовая полость

В лицевой части черепа

Образована костями лицевой части черепа и рядом хрящей. Внутри носовая полость разделена на две половины. В каждую половину вдаются 3 выступа (носовые раковины), значительно увеличивающие поверхность слизистой оболочки полости носа. Слизистая оболочка, выстилающая носовую полость, обильно снабжена ресничками, кровеносными сосудами и железами, выделяющими слизь.

Очищение, увлажнение, обеззараживание и согревание воздуха, восприятие запахов.

Носоглотка


 

Соединяет носовую полость и гортань

Гортань

В передней части шеи на уровне IV-VI шейных позвонков

Состоит из нескольких хрящей, соединенных суставами и связками. Наиболее крупный хрящ гортани – щитовидный. Хрящи окружают гортанную щель; надгортанник прикрывает ее сверху, предохраняя от попадания пищи. В основании гортани лежит перстневидный хрящ. Между щитовидным и черпаловидным хрящами натянуты голосовые связки. Пространство между голосовыми связками называют голосовой щелью.

Гортань - часть дыхательных путей, в гортани имеется голосовой аппарат – орган, в котором образуются звуки

Трахея

Трубка длиной 8,5 – 15, чаще 10-11 см. Имеет твердый скелет в виде хрящевых полуколец. Мягкая задняя часть трахеи примыкает к пищеводу. Слизистая оболочка содержит многочисленные клетки реснитчатого эпителия.

Часть воздухоносных путей, очищает воздух, увлажняет воздух

Бронхи

На уровне V грудного позвонка трахея разделяется на 2 главных бронха

В легких главные бронхи ветвятся, образуя бронхиальное дерево. Бронхи выстланы мерцательным эпителием

Часть воздухоносных путей, очищают и увлажняют воздух

Легкие

В грудной полости

Каждое легкое снаружи покрыто тонкой оболочкой – плеврой, которая состоит из 2-х листков. Один листок покрывает легкое, другой выстилает грудную полость, образуя замкнутое вместилище для этого легкого. Между этими листками находится щелевидная полость, в которой содержится немного жидкости, уменьшающей трение при движении легких. Ткань легких состоит из бронхов и альвеол

Орган газообмена

Почему нужно дышать через нос, а не через рот? В носовой полости воздух согревается, очищается и подготавливается к поступлению в легкие

Почему опущенный в воду кусочек легких не тонет? легкие состоят из альвеол, которые наполнены воздухом, то есть они легче воды. Следовательно, легкие здорового человека не тонут 

  5. Домашнее задание:

1.   Изучить текст и рисунки учебника на стр. 72 - 73.

2.  Желающим подготовить сообщения по темам «Как надо дышать?» или «Гигиена воздуха».

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«План - конспект урока "Строение органов дыхания" 8 класс»

План – конспект урока: «Строение и функции органов дыхания»

Тип урока: изучение нового материала.

Цели урока:

 Образовательные: • изучить особенности строения органов дыхания;  найти взаимосвязь строения органов и выполняемой ими функциями

 Развивающие: • продолжить формирование основ гигиены (правила гигиены дыхания);

 развивать умения сравнивать, анализировать и делать выводы;

 Воспитательные:

 • воспитывать бережное отношение к своему организму, к своему здоровью, к здоровью окружающих;

 Оборудование: таблицы: «Органы дыхания», презентация «Дыхательная система человека».

Ход урока:

 1. Организационный момент.

 2. Актуализация знаний, необходимых для изучения нового материала.

 Через нос проходит в грудь

 И обратно держит путь,

 Он не видимый, и все же

 Без него мы жить не можем.

 (воздух, кислород)

 Фронтальный опрос:

1) Для чего организму необходим кислород? (Кислород участвует в химических процессах расщепления сложных органических веществ, в результате которых выделяется энергия, необходимая для поддержания жизнедеятельности организма, его роста, движения, питания, размножения)

2) Что называется дыханием? (Дыхание - это поступление в организм кислорода и выделение углекислого газа)

3) Где образуется и накапливается энергия в клетке? (Митохондрии - органоиды, основной функцией которых является окисление органических соединений, сопровождающиеся высвобождением энергии. Эта энергия идет на синтез молекул аденозинтрифосфорной кислоты (АТФ), которая служит как бы универсальным клеточным аккумулятором.)

4) Как связаны обмен веществ и дыхание? (Дыхание - это часть обмена веществ, при которой происходит газообмен между организмом и внешней средой: кислород поступает в организм из внешней среды, а углекислый газ удаляется из организма)

5) Каково назначение органов дыхания? (Органы дыхания насыщают кровь кислородом и удаляют из крови углекислый газ)

6) Какие органы дыхания у животных вам известны? (Жабры, трахеи, легкие)

7) Зависят ли строение дыхательной системы от среды обитания животных?

8) Можно ли предположить, что дыхательная система человека и млекопитающих животных имеет схожее строение? Ответ обоснуйте.

9) Какое участие в дыхании принимает кровеносная система? (Кровь выполняет транспортную функцию.)

3. Изучение нового материала.

  1. Дыхание – это обмен газов между клетками и окружающей средой.

Обеспечивают обмен газов между организмом и внешней средой органы дыхания. Транспорт газов в организме осуществляется с помощью кровеносной системы.

У человека газообмен состоит из четырёх этапов:

     1) обмен газов между воздушной средой и лёгкими;

     2) обмен газов между лёгкими и кровью;

     3) транспортировка газов кровью;

     4) газообмен в тканях.

2. Строение органов дыхания

В органах дыхания различают: воздухоносные пути, по которым проходит вдыхаемый и выдыхаемый воздух и лёгкие, в которых происходит газообмен между воздухом и кровью.

Воздухоносные пути представлены:

  1. Носовая полость Носоглотка Глотка Гортань Трахея Бронхи

Дыхательный путь начинается носовой полостью. Она отделена от ротовой полостью перегородками. Спереди – твёрдым нёбом, сзади – мягким нёбом. Воздух попадает в носовую полость через носовые отверстия – ноздри. У наружного края располагаются волоски. Они предохраняют от попадания в нос механических частиц.  

Носовая полость делится на правую и левую половины. Каждая половина  состоит из нескольких извилистых ходов. Внутренняя поверхность носовой полости выстлана мерцательным эпителием. Он выделяет слизь, которая увлажняет поступающий воздух, очищает и губительно действует на микроорганизмы. Реснички мерцательного эпителия изгоняет слизь из носовой полости. В стенках носовой полости проходит густая сеть кровеносных сосудов, благодаря чему вдыхаемый воздух согревается. В задней части носовой полости находятся обонятельные  клетки, воспринимающие запахи.

Из носовой полости воздух через носоглотку попадает в глотку. Глотка сообщается с ротовой полостью, поэтому человек может дышать и ртом и носом.

Из глотки воздух попадает в гортань. Гортань – орган голосообразования. Она представляет собой широкую трубку, суженную посередине. Гортань состоит из хрящей. Самый крупный из них щитовидный хрящ. Он состоит из двух четырёхугольных пластинок. У мужчин они соединены под углом и образуют кадык. У женщин пластинки щитовидного хряща сходятся под прямым углом. Задние углы каждой пластинки вытянуты верхний и нижний рожки. Полость гортани покрыта слизистой оболочкой, которая образует две пары складок - голосовых связок.

В голосообразовании участвует нижняя пара. Пространство между голосовыми связками называют голосовой щелью.

При спокойном дыхании связки разведены, и щель между ними расширена. При пении и речи голосовые связки смыкаются, образуя узкую щель. Вдыхаемый воздух, проходя через эту щель, заставляет колебаться голосовые связки – возникает звук.

Над входом в гортань располагается хрящевая пластинка – надгортанник. Он исполняет роль клапана, закрывающего вход в гортань при глотании пищи.

Из гортани воздух попадает в трахею. Трахея – это полая трубка, образованная 16 – 20 хрящевыми полукольцами. Позади трахеи находится пищевод. Внутренняя стенка трахеи выстлана мерцательным эпителием. Его реснички выводят пылевые частицы из лёгких в глотку. Внизу трахея делится на  два бронха, которые ветвятся, образуя «бронхиальное дерево». Мелкие бронхи называются бронхиолами.

Бронхи образованы хрящевыми кольцами. А стенки бронхиол образованы эластичными гладкомышечными волокнами. Заканчиваются бронхиолы гроздьями лёгочных пузырьков –альвеолами. Стенки альвеол образованы одним слоем эпителиальных клеток, расположенных на тончайшей эластичной мембране. Изнутри альвеолы выстланы тонкой плёнкой, которая образована биологически активными веществами. Они поддерживают постоянный объём пузырьков и не дают им смыкаться. Отработанная плёнка выводится из организма в виде мокроты или переваривается лёгочными фагоцитами. Альвеолы густо оплетены кровеносными сосудами – здесь осуществляется газообмен между лёгкими и кровью. Этот процесс происходит благодаря диффузии.

Разветвлённая сеть мелких бронхов с лёгочными пузырьками  альвеолами образуют лёгкие.

Лёгкие расположены в грудной полости и одеты лёгочной плеврой. Плевра также выстилает грудную полость с внутренней стороны – это пристеночная плевра. Между лёгочной и  пристеночной плеврой находится плевральная полость, заполненная плевральной жидкостью. Она облегчает скольжение лёгочной стенки во время вдоха и выдоха. Место входа в легкие главных бронхов, лёгочных артерий и вен называются воротами лёгких.

4. Закрепление изученного материала.

Используя учебник на с. 72 – 73 заполнить в тетради таблицу «Строение и функции органов дыхания»

Орган

Где расположен

Особенности строения

Функции

Носовая полость

В лицевой части черепа

Образована костями лицевой части черепа и рядом хрящей. Внутри носовая полость разделена на две половины. В каждую половину вдаются 3 выступа (носовые раковины), значительно увеличивающие поверхность слизистой оболочки полости носа. Слизистая оболочка, выстилающая носовую полость, обильно снабжена ресничками, кровеносными сосудами и железами, выделяющими слизь.

Очищение, увлажнение, обеззараживание и согревание воздуха, восприятие запахов.

Носоглотка



Соединяет носовую полость и гортань

Гортань

В передней части шеи на уровне IV-VI шейных позвонков

Состоит из нескольких хрящей, соединенных суставами и связками. Наиболее крупный хрящ гортани – щитовидный. Хрящи окружают гортанную щель; надгортанник прикрывает ее сверху, предохраняя от попадания пищи. В основании гортани лежит перстневидный хрящ. Между щитовидным и черпаловидным хрящами натянуты голосовые связки. Пространство между голосовыми связками называют голосовой щелью.

Гортань - часть дыхательных путей, в гортани имеется голосовой аппарат – орган, в котором образуются звуки

Трахея


Трубка длиной 8,5 – 15, чаще 10-11 см. Имеет твердый скелет в виде хрящевых полуколец. Мягкая задняя часть трахеи примыкает к пищеводу. Слизистая оболочка содержит многочисленные клетки реснитчатого эпителия.

Часть воздухоносных путей, очищает воздух, увлажняет воздух

Бронхи

На уровне V грудного позвонка трахея разделяется на 2 главных бронха

В легких главные бронхи ветвятся, образуя бронхиальное дерево. Бронхи выстланы мерцательным эпителием

Часть воздухоносных путей, очищают и увлажняют воздух

Легкие

В грудной полости

Каждое легкое снаружи покрыто тонкой оболочкой – плеврой, которая состоит из 2-х листков. Один листок покрывает легкое, другой выстилает грудную полость, образуя замкнутое вместилище для этого легкого. Между этими листками находится щелевидная полость, в которой содержится немного жидкости, уменьшающей трение при движении легких. Ткань легких состоит из бронхов и альвеол

Орган газообмена

Почему нужно дышать через нос, а не через рот? В носовой полости воздух согревается, очищается и подготавливается к поступлению в легкие

Почему опущенный в воду кусочек легких не тонет? легкие состоят из альвеол, которые наполнены воздухом, то есть они легче воды. Следовательно, легкие здорового человека не тонут 

  5. Домашнее задание:

1.   Изучить текст и рисунки учебника на стр. 72 - 73.

2. Желающим подготовить сообщения по темам «Как надо дышать?» или «Гигиена воздуха».


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Биология

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 8 класс

Скачать
План - конспект урока "Строение органов дыхания" 8 класс

Автор: Новичкова Ксения Альбертовна

Дата: 20.01.2016

Номер свидетельства: 280016

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(89) "План-конспект урока "Цветковые растения", 6 класс "
    ["seo_title"] => string(52) "plan-konspiekt-uroka-tsvietkovyie-rastieniia-6-klass"
    ["file_id"] => string(6) "185187"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1426156670"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(224) "конспект урока по теме: «Роль кожи в терморегуляции. Закаливание. Оказание первой помощи при тепловом и солнечном ударах.»"
    ["seo_title"] => string(134) "konspiekt-uroka-po-tiemie-rol-kozhi-v-tiermorieghuliatsii-zakalivaniie-okazaniie-piervoi-pomoshchi-pri-tieplovom-i-solniechnom-udarakh"
    ["file_id"] => string(6) "297566"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1456217955"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(111) "план - конспект урока "Этапы дыхания. Легочные объемы" 8 класс "
    ["seo_title"] => string(64) "plan-konspiekt-uroka-etapy-dykhaniia-lieghochnyie-obiemy-8-klass"
    ["file_id"] => string(6) "237199"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1444242994"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(106) "Болезни органов дыхания и их профилактика. Урок биологии. "
    ["seo_title"] => string(61) "boliezni-orghanov-dykhaniia-i-ikh-profilaktika-urok-biologhii"
    ["file_id"] => string(6) "207087"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1430329173"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(46) "Конспект урока  биологии "
    ["seo_title"] => string(25) "konspiekt-uroka-biologhii"
    ["file_id"] => string(6) "197602"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1428259094"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства